Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические и нравственные основы 7 страница



Качества хорошего рассказа

1.По изложению он должен быть прост, приспособлен к малому по возрасту слушателю, т. к. Бог дал Свое Откровение всем людям.

2. При своей простоте он должен быть точен.

3. Рассказ «должен отличаться последовательностью, так чтобы каждое последующее событие естественно вытекало из предыду­щего. Подобного рода последовательность способствует тому, что все подробности рассказа, представляя строго последовательный ряд, как бы цепь, укладываются в голове сами собою, запечатлева­ются в памяти без всякого труда. Чтобы сохранить последователь­ность рассказа, особенно важно, чтобы он не прерывался длинны­ми объяснениями или уклонениями в сторону. Объяснение сле­дует делать ранее, а если делать во время рассказа, то после этого постараться возобновить его последовательность» (сщмч. Фаддей (Успенский)).

4. Рассказ должен идти в оптимальном темпе, чтобы дети могли успеть обдумать новые для них предметы.

5. Рассказ ведется совершенно свободно, без запинок, без по­правок, без заиканий и т. д. Свобода достигается твердым знани­ем материала, преподаваемого ученикам, тщательной подготовкой урока, т. к. без приготовления можно сказать или слишком мно­го, т. е. сообщить такие подробности, которые обременят память детей, или же, наоборот, слишком мало, и рассказ выйдет сухим и безжизненным. Например, повествование об Иоанне Предтече нуждается в указании значения священнической череды служе­ния, места совершения каждения, значения храма иерусалимско­го для евреев, горя бесчадия в глазах их, в указании места пустыни Иудейской и кратком описании ее, в описании акрид и дикого меда.

6. Рассказ должен быть передан наглядно, почему он часто мо­жет переходить в описание. Наглядность состоит в том, что слуша­тель переносится душой в те места, где происходит действие, видит действующих лиц, слушает как бы их собственные слова и пережи­вает руководившие ими чувства.

Способность рассказывать наглядно и увлекательно дается не­которым людям от природы, но развить эту способность в извест­ной мере возможно каждому человеку. Достижению наглядности содействует описание местности совершения события, характери­стика действующих лиц, приведение их речей в личной форме и описание их наружного вида, одежды и домашней обстановки.

7. Все существенные признаки объясняемого понятия должны проявляться в нем с особенной отчетливостью, чтобы дети, выслу­шав рассказ, сами легко могли составить себе это понятие.

8. «К рассказу из Священной истории необходимо должно предъявляться еще одно особенное требование сравнительно с прочими рассказами — это назидательность. Она придается рас­сказу не тем, что учитель будет читать детям отвлеченные рассу­ждения о добродетели различных лиц, о которых он рассказал, вроде следующих: Товит был добродетелен, нужно ему подражать; Иосиф был незлобив, так и все братья должны относиться друг к Другу. Рассказ назидателен тогда, когда сам он, без всяких выводов и рассуждений, подействовал на сердце. Такова, например, прит­ча пророка Нафана, сказанная Давиду. А так как нравственный смысл детей еще не развит, то его можно развивать посредством вопросов. Так именно поступал Спаситель, когда Он, сказав притчу спрашивал слушателей, чтобы они сами сделали вывод из притчи — ясный и неотразимый... Назидательность рассказа зависит еще от уменья учителя яснее и нагляднее представить те черты в жизни какого-нибудь праведника, которые в особенности делают его великим и возбуждают сами собою к подражанию (например кротость и любовь Моисея к своему народу, ревность пророка Илии). Более же всего назидательность зависит от собственного настроения законоучителя. А потому, подготовляясь к уроку Закона Божия, он должен приложить особенную заботу не только о том, чтобы с искусством и уменьем рассказать какое-либо событие, но и о том, чтобы при рассказе чувствовалась назидательность» (сщмч. Фаддей (Успенский)).

Характерные черты рассказов для детей разных возрастов

1. При составлении рассказов для младших заботятся более все­го о простоте и наглядности рассказов. Поэтому все, что для ма­леньких детей не понятно или не занимательно, например, мелкие сведения по части географии, этнографии, хронологии и пр., обыч­но исключают из повествования; места, отличающиеся сжатостью мыслей и выражений, распространяют с целью сделать их более наглядными.

Библейские повествования навсегда останутся недостижимы­ми образцами для наглядного изложения рассказов. Если хоро­шо рассказать библейскую историю даже и одними словами Писа­ния, рассказ уже будет нагляден. При всем том надобно помнить, что пророки и апостолы, излагая библейские повествования, име­ли в виду не детей, а взрослых. Дети, конечно, без труда поймут такие слова: «Отделимся друг от друга, если ты налево, то я на­право», но некоторые библейские выражения приходится перела­гать на современный язык, строй речи несколько упрощать, про­ще строить предложения, наводить простую связь мыслей. Часто встречается надобность подробнее описывать местность, яснее вы­ражать сокровенные мысли и чувствования действующих лиц. Что дети старшего возраста могут сами подразумевать, о том 7-летнему нужно сказать. Побочные обстоятельства нужно рассказывать де­тям этого возраста с некоторою подробностью, нужно описывать им состояние духа библейских лиц в разных положениях их жизни и т. п. С. И. Ширский приводит в пример переложение библейского повествования о миролюбии Авраама (Быт. 13, 6):

«Страна, где жили Авраам и Лот, не имела достаточно пастбищ для их многочисленного скота. Когда пастухи Авраама находи­ли хороший, богатый травою, луг и пригонял туда для корма овец туда же сейчас пригоняли свой скот и пастухи Лотовы. И наоборот когда пастухи Лота находили хорошие луга, за ними тотчас же приходили со своими стадами пастухи Авраама. Оттого происходили постоянные споры между пастухами. Однажды пастухи Авраама пришли к своему господину и рассказали ему об этом. Авраам был муж благочестивый; он очень огорчился тем, что пастухи постоян­но ссорятся между собою. Он подумал: не должно быть так. Поэто­му он встал, пошел к своему племяннику, дружески поздоровался с ним и начал говорить ему так: ты слышал, что наши пастухи по­стоянно ссорятся между собою из-за пастбищ. Нехорошо это. Ме­жду мною и тобою, между пастухами моими и твоими не должно быть споров: мы родственники, разойдемся лучше в разные сторо­ны. Если ты пойдешь налево, то я пойду направо».

Неправильно думать, будто чем меньше дети, тем короче и от­рывочнее должны быть для них библейские рассказы. Малым де­тям, напротив, нужно раскрывать подробности, не опуская мелких обстоятельств, которые и дают картине жизнь. Они запечатлевают­ся в детской фантазии так живо, что служат некими указателями по рассказанным историям. Удивительно, какие длинные истории дети могут удерживать в памяти, если учитель сумел возбудить их воображение! Первое условие для этого — подробность в изложе­нии рассказов. «Впрочем, было бы крайностью, если бы учитель, желая сильно подействовать на чувство и воображение, начал при­бавлять к рассказу такие подробности, для которых нет достаточ­ных оснований в самом библейском рассказе, хотя бы эти подроб­ности и были сами по себе правдоподобными», — предупреждает нас сщмч. Фаддей (Успенский) и приводит примеры из Священ­ной истории священника Александра Соколова: «Марфа суетилась на кухне, передвигала горшки, сковороды, варила, рубила, жари­ла; поминутно бегала в кладовую: то понадобится мука, то масло, то что-нибудь другое. Совсем сбилась с ног». Или: «Иосиф и Мария остановились ночевать... Смотрят, Отрока Иисуса нет!.. Дитя про­пало. Что с ним? Дитя могло захворать и лежать без всякой помощи где-нибудь на дороге, могло сбиться с пути и заблудиться! Дикий зверь мог растерзать его. Пресвятая Дева, не обращая внимания на Свою усталость, идет в Иерусалим. За Ней идет Иосиф. Несчаст­ная Матерь громко зовет: «Иисус, Иисус!» Но никто не откликается на Ее зов. — Чу! где-то раздался голос. — «Не наш ли то милый Отрок?» — «Нет! Не Его голос!» — Это пастух сгоняет своих овец».

Чем меньше дети по возрасту, тем на меньшие части делится рассказ, но при непременной связи всего повествования общей мыслью.

2. Библейские рассказы для средних учащихся излагаются полнее (многое из того, что для младших опускается, здесь умест­но) и ближе к библейскому тексту, следовательно, с меньшим ко­личеством прибавлений, вносимых для наглядности рассказа В картинах здесь больше фигур, но обстановка беднее, краски не так ярки.

Для примера опять предложим рассказ о миролюбии Авраама.

Авраам вышел из Египта со своею женою и со всем, что было у него, а также и с Лотом, своим племянником. Авраам быль очень богат скотом, серебром и золотом. Он продолжал идти до Вефиля, до места, где прежде был его шатер и где еще вначале он по­ставил жертвенник Господу Богу. Он здесь остановился для жи­тельства и проповедовал имя Божие. Но и Лот, пришедши с Ав­раамом, также был очень богат: у него было много и мелкого, и крупного скота, и были шатры. Между тем страна была не вели­ка, пастбищ на ней было не много. Потому происходили постоян­ные споры между пастухами скота Авраамова и пастухами ско­та Лотова.

Тогда Авраам сказал Лоту: «Друг мой, да не будет раздора ме­жду мною и тобою, между пастухами моими и пастухами твоими. Не вся ли земля пред тобою? Отделись от меня. Если ты пойдешь налево, я пойду направо; если ты направо, я налево».

Лот возвел очи свои и увидел всю страну Иорданскую; она была богата водою, как сад Господень, как земля египетская. Тогда Лот избрал себе всю страну Иорданскую и двинулся к востоку. Таким образом, родственники отделились один от другого. Авраам стал жить на земле Ханаанской, а Лот в городе Содоме. Но жители со­домские были злы и весьма грешны пред Господом.

Когда Лот отделился от Авраама, Господь сказал Аврааму: воз- веди очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, к югу, к востоку и к западу; всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству в вечное владение.

3. Рассказы для старших излагаются, еще полнее и, по возмож­ности, близко к словам Писания, но уже со многими вносными мыслями. Основное внимание обращается на то, чтобы выяснить связь событий и показать их значение в общем плане домостроительства Божия о спасении человека. Нравственное достоинство человеческих действий оценивается только по их побудительный причинам. В Священной истории также нужно увидеть сокровен­ные причины, по которым события совершались именно так, а не иначе. Объясним это примером.

Иосиф был продан своими братьями. Что побудило братьев к такому жестокому поступку? Иосиф был любимцем своего отца уже потому, что он был сын Рахили, которую отец любил более, чем Лию; но кроме того он был и добрее, и даровитее своих братьев. Отец поручил ему надзор за братьями, из коих многие были дале­ко старше его по годам, и через него получал сведения о поведении братьев. К тому же Иосиф видел два сна и рассказал их братьям, из чего братья заключили, что он постоянно питает в себе мысль о господстве над ними. У них родилось подозрение, что отец желает отдать права первородства Иосифу как старшему сыну от прежде избранной им Рахили. Все эти обстоятельства возбудили в них та­кую ненависть к Иосифу, что они, наконец, не остановились даже перед мыслью о братоубийстве.

Так объясняется нечестивый поступок по чисто человеческим соображениям. Но не было ли во всем этом и Божия попущения? Не предсказывал ли Бог еще Аврааму, что потомки его будут в по­рабощении в земле чужой четыреста лет и после выйдут оттуда с большим имуществом? Если бы Израиль остался в земле ханаан­ской, не смешались ли бы тогда потомки его с населявшими эту землю язычниками? Ясно, что Израиль только в Египте, в стране каст, мог сохраниться как особый народ без примеси чуждой кро­ви. Египет стоял тогда по своему образованию весьма высоко, по­тому страна эта была для израильтян хорошею школою. Впослед­ствии евреи стали подвергаться в Египте тяжким угнетениям, что заставило их желать возвращения в ханаанскую землю и укрепляло в надежде на помощь Божию. Во всем этом виден перст Божий. Не иначе смотрел на это дело и сам Иосиф, как видно из слов его к братьям: «Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в Добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей». Обсуждая с этой точки зрения указанное событие из жизни Иосифа, мы приходим к важным выводам. Жестокий Поступок братьев с Иосифом всецело принадлежит им самим, по­чему и признаются они виновными пред Иосифом и пред Богом.

однако же, по судьбам Божиим все должно было произойти так, а не иначе. Отсюда особенно ярко видно, что Бог попускает сынам человеческим приводить в исполнение свои планы и их дела все цело вменяются им, но в то же время Он хранит своих избранных зло обращает в добро и вообще направляет дела человеческие так что в конечных исходах своих они совпадают с общим планом до­мостроительства Божия о спасении людей! Такое исследование пу­тей Божиих в Священной истории, без сомнения, в высшей степе­ни назидательно и полезно.

Как передать основную идею рассказа

Мысли ребенка иногда необходимо дать толчок для работы в известном направлении. Например, предварить рассказ. «Я рас­скажу вам, как велико было послушание Авраама воле Божией» (а не «о принесении Авраамом в жертву своего сына»). Перед исто­рией о потопе можно сказать: «Вы увидите сейчас, как страшно за грехи людей Господь наказал всю землю». Рассказ о трех отроках можно озаглавить: «Как строго благочестивые отроки соблюдали повеления Божии, что готовы были лучше умереть, чем нарушить их». Смотря по тому, под каким заглавием предлагается детям рас­сказ, в ту или другую сторону обращается их преимущественное внимание. В конце урока удобно спросить детей: в чем выразилось послушание Авраама?

Занятие можно предварить эпиграфом. Вот пример эпиграфа к теме «Притча о блудном сыне».

О, Свете мой сладкий, мой Свет неприступный, Ходатай Божественный, мира Творец! Прими мои слезы! Я — сын Твой преступный, Любви недостойный, но Ты — мой Отец!

Схимонах Сергий Святогорец, 1849 г.

В конце урока станет понятно, почему в духовных стихах идет речь обо мне — «сыне преступном», будет обращено внимание на милосердие Всеведущего Бога, с любовью ожидающего недостой­ного сына.

Прот. А. Темномеров советует: краткое указание на идею рассказа можно иногда развить таким образом, что получится нечто вроде предисловия. В нем можно сопоставить идею с известной Детям догматической истиной или с другим священно-историческим фактом аналогичного или противоположного содержания или, на­конец, с действительной жизнью. Так, историю принесения в жерт­ву Исаака можно сблизить с грехопадением прародителей, объяс­няя, что первые люди оказали непослушание в такой заповеди, ис­полнить которую было не так трудно. Тогда поступок Авраама в глазах детей получит еще большую ценность и вместе с тем им бу­дет понятнее тяжкое, но справедливое наказание прародителей и благоволение Божие к Аврааму. Перед рассказом о потопе можно указать на нашу беспечность, вследствие которой мы никогда не думаем о наказании за грехи.

Предварительное объяснение внутреннего смысла священно- исторических рассказов не всегда применимо. Указанный способ представляет то неудобство, что вывод из рассказа здесь делает учитель, а не дети под его руководством. Лучше предоставить уче­никам самим определить значение изучаемых событий. Здесь мож­но применить другой прием. Учитель предлагает детям впомнить, какая известная догматическая или нравственная истина соответ­ствует рассказу, или наоборот, какой рассказ иллюстрирует кон­кретную истину. Благодаря такой постановке вопроса идейная сто­рона рассказа выдвигается на первый план, а факт является лишь ее наглядным выражением, иллюстрацией, доказательством. Вме­сте с тем этот прием подготовляет учеников к пользованию Свя­щенной истории в дальнейшей жизни.

Например, при рассказе о насыщении пяти тысяч можно по­просить вспомнить, как Господь питал целый народ еврейский в пустыне и как Он чудесно питал пророка Илию. При объясне­нии притчи о мытаре и фарисее уместно припомнить, как неугод­но было Господу гордое желание людей построить башню до небес, а также кого Он возвеличил за смирение (Пресвятая Дева Мария, честнейшая херувим). Молитва перед обедом даст повод припо­мнить, что для нашего здоровья благословение Божие важнее пищи (рассказ о Данииле и трех отроках). Молитва «Спаси, Господи, люди Твоя» будет понятнее, если припомнить, как Господь Многократно спасал народ еврейский.

При объяснении первой заповеди Десятословия можно указать на Даниила, несмотря на запрещение царя не прекращавшего ежедневно утром и вечером молиться Богу; второй заповеди — На трех отроков и предательство Иуды, для которого деньги оказались дороже Христа; пятой — на послушание Господа Иисуса Христа Его Пречистой Матери и заботу о Ней на Кресте, на посту пок детей Ноя; шестой — на примеры наказания Богом убийц; десятой — на зависть Каина, а также братьев Иосифа. При объясне­нии Таинств необходимость для нас Крещения и Миропомазания подтверждается Крещением Господа Иисуса Христа и сошествием Святого Духа, Причащения — историей установления этого Таин­ства, святость Брака открывается из посещения Господом брака в Кане Галилейской. И наоборот, рассказывая историю, делаем соот­ветствующий вывод о ее значении.

При изъяснении догматических истин разнообразные пути Промысла Божия в жизни человека видны из повествования об Иосифе, Моисее, служение Ангелов — из многих рассказов об их явлениях, сила ходатайства за нас Божией Матери — из рассказа о браке в Кане Галилейской.

Необходимо заметить, что в священно-исторических расска­зах содержатся и такие идеи, которые превышают понимание де­тей; некоторые из них отличаются характером чисто богослов­ским, отвлеченно-теоретическим и не могут иметь непосредствен­ного применения к детской жизни. Поэтому должно останавливать внимание преимущественно на таких выводах, которые доступны детскому пониманию, вытекают из рассказа без натяжки и могут оказать влияние на нравственное развитие детей.

В рассказах Священной истории имеют значение такие дета­ли, которые служат пониманию именно важнейших фактов до­мостроительства. Например, самый первый рассказ о сотворении мира в большинстве случаев излагается приблизительно таким об­разом: Бог сотворил все существующее из ничего Своим словом. В первый день Он сотворил свет, во второй — ..., и т. д. В таком изложении на первый план выдвигается мысль, что Бог сотворил мир в шесть дней и что именно Он сотворил в каждый день. Такое значение придается упомянутым сведениям, что серьезно решает­ся вопрос, в какой день сотворены, кит, рак, мышь и пр. На самом же деле для нашей веры все эти подробности совершенно не имеют того значения, какое им придают. Для детей важна не исторя постепенного преобразования нашей планеты, а ведение о Всемогущем Творце вселенной. «Той рече, и быша, той повеле, и создаша­ся...» (Пс. 32, 9) и без Него ничтоже быстъ, еже бысть (Ин. 1, 3)вотосновная мысль, которую должно внушить детям повествование о творении. Для ясного представления ее необходимо твердо усво­ить и фактический материал, но главное в идее несравненно лучше изложить словами Библии: «Сказал Бог: да будет свет! — и стал свет» (Быт. 1, 3)

Мышление многих детей, в особенности младших школьни­ков, характеризует неумение отвлечься от внешнего, выделять существенные признаки. Их нужно учить этому через сравне­ние или отгадывание явлений, выделение их главных характе­ристик. В описании жизни исторических лиц поучительные чер­ты их характера должны выступать рельефно, чтобы дети могли благоговеть перед верой и послушанием Авраама, сочувство­вать проданному братьями и потом возвышенному Богом Иоси­фу, благоговеть перед праведностью Моисея и пророков, жалеть о малодушии Саула, удивляться мудрости Соломона, преклонять­ся перед мужеством Даниила и трех отроков. Но ярче всего в ду­шах детей должен запечатлеться образ Богочеловека, Его беско­нечная любовь к людям, смирение, незлобие, Его уничижение и Божественная слава.

Как применять рассказ к объяснению понятий

1. Если рассказ содержит в себе непонятные слова и выражения, которые необходимо объяснить детям для правильного понима­ния событий, то эти объяснения надо делать либо перед началом, либо по ходу рассказа.

2. Длина рассказа должна соответствовать возможностям вос­приятия учеников. Если история слишком длинна и ее нельзя со­кратить, потому что все в ней имеет существенную важность, необходимо делить ее на части и составлять, таким образом, два или Несколько рассказов. Так, историю творения мира можно разде­лить на несколько мелких рассказов.

2. Любой рассказ делится на составные части, этапы, каждый из которых имеет свой вывод и является ступенью для следующего этапа.

3. Передавши рассказ, учитель посредством вопросов направ­ляет внимание детей на отдельные составные части рассказа, с особенной ясностью выявляя существенные признаки объясняемого понятия.

 


Как провести объяснение событий Священной истории

Вслед за рассказом или комментированным чтением Свящец ного Писания следует объяснение. Оно происходит в форме устной живой беседы с учениками и заключается в следующем:

1. Обсуждение фактической стороны исторических событий.

2. Выяснение главного содержания истории, значения событий в деле человеческого спасения.

3. Передается учение, вытекающее из событий в виде подтвер­ждения догматов веры, церковных установлений, благочестивых обычаев и т. п. в тех случаях, когда рассказ дает основание для по­добных выводов.

4. Делается практическое применение к жизни воспитанников, из рассказа извлекается нравственное учение в тех случаях, когда оно прямо вытекает из событий.

Например, в разговоре об Аврааме и Лоте можно обратить вни­мание на такие добродетели патриарха, как доброта и благочестие — для младших детей; миролюбие, миротворчество, проповедниче­ство — для средних; сердечная любовь к ближним, кротость и смирение, бескорыстие, глубокое внутреннее благочестие — для старших.

5. Подводится итог разговора.

Учитель должен стремиться выразить внутреннее содержание рассказа в одном или нескольких кратких предложениях. Особен­но полезно пользоваться краткими изречениями Священного Пи­сания и Предания, которые заучиваются детьми наизусть. Напри­мер, благословение отчее утверждает домы чад (к истории о детях Ноя), милующий нищего взаймы дает Богу (к учению Христову о Страшном Суде), Бог гордым противится, смиренным же дает бла­годать (к притче о мытаре и фарисее), послушание лучше жертвы (к рассказу о непокорности Саула), Бога бойтесь, царя чтите (к ис­тории о трех отроках), без Церкви нет спасения, кому Церковь не мать, тому Бог не отец (к учению о Церкви). Это могут быть слова церковной молитвы или песнопения: Воскрес Иисус от гроба, як°' же прорече, даде нам живот вечный и велию милость (к Воскресению Христову). Можно воспользоваться и пословицей, если она выражена в сильной и достойной библейского повествования форме: «Бог правду видит, да не скоро скажет» (история Иосифа), «не в силе Бог, а в правде» (победа Давида над Голиафом). Народная по­ловица о празднике Вознесения Господня через образ весны рас­крывает предназначение человека: весна о Вознесеньи на небо воз­носится — на отдых в рай пресветлый просится.

С помощью такого итога полученные впечатления собираются в одной точке, в одном фокусе, и потому сильнее проникают в сердце, запечатлеваются в памяти, оставляют твердый, неизгладимый след.

Рассмотрим различные примеры объяснения событий Свя­щенной истории.

В учебнике С. И. Широкого находим объяснение понятия «по­слушание» в теме «Жертвоприношение Исаака».

Прочитавши по Книге Бытие (22, 1-13) историю жертвоприно­шения Исаака, учитель посредством вопросов обращает внимание детей преимущественно на те места из рассказа, в которых с осо­бенной ясностью выставляется послушание Авраама Богу и Исаа­ка своему отцу.

Учитель: Что Бог повелел Аврааму относительно сына его Исаака?

Исполнил ли Авраам повеление Бога?

Не указывал ли Авраам каких-нибудь причин, по которым ему очень трудно было исполнить повеление Божие, например, не го­ворил ли, что он любит Исаака, что Исаак у него единственный сын, что на нем сосредоточиваются все обетования Божии, и т п.?

Вообще не отговаривался ли как-нибудь от исполнения воли Божией?

Не замедлил ли Авраам исполнением повеления Божия?

Во время трехдневного пути на место, указанное Богом, не по­колебался ли Авраам в своем намерении исполнить волю Божию?

Сам ли Авраам исполнил повеление Божие или поручил испол­нение кому-либо другому?

Сказывал ли Авраам Исааку, зачем он ведет его с собой на ме­сто. указанное Богом?

Спрашивал ли Авраама об этом Исаак?

Не воспротивился ли Исаак отцу своему, когда он решился связать его и положить на жертвенник?

 

Необходимо требовать, чтобы ответы на вопросы дети давали основываясь на тексте Священного Писания, которое только что прочитано и должно лежать на уроке перед ними.


Из ответов на эти вопросы учитель может сделать такой вывод

У. Итак, видите, дети, Бог потребовал от Авраама самой тяжкой жертвы — велел ему принести во всесожжение единственного сына его Исаака, которого он любил и на котором сосредоточи­вались все обетования Божии, в роду которого должен был ро­диться Спаситель мира. Теперь скажите: как Авраам исполнил повеление Божие?

Д. Он исполнил повеление Божие без ропота, без всяких отговорок и прекословий, без замедлений, без колебаний, с полной покор­ностью воле Божией.

У. А как Исаак исполнил волю своего отца?

Д. Он точно так же исполнил волю отца своего, не требуя от него никаких объяснений, без ропота, без отговорок, без сопротивле­ния, хотя дело касалось его жизни.

У. Кто таким образом исполняет волю Божию и волю своих роди­телей, тот оказывает Богу и своим родителям истинное послу­шание. Итак, в чем состоит послушание Богу и родителям?

Д. Оно состоит в полной готовности исполнять волю Божию и волю родителей без ропота, без прекословий и проч.

У. Нет ли еще других лиц, которым мы должны оказывать такое же точно послушание, как своим родителям?

Д. Государь, пастыри Церкви, отцы духовные, начальники, учите­ли и воспитатели.

У. Все те лица, которые в каких-либо отношениях заступают для нас место родителей. Всем этим лицам мы должны оказывать точно такое же послушание, как своим родителям. Скажите же теперь: в чем вообще состоит послушание?

Д. Послушание состоит в полной готовности исполнять повеления Божии, волю родителей и взрослых без ропота, без прекословии и проч.

Далее идет побуждение детей к конкретным действиям по послУ' шанию родителям и наставникам: прибраться дома, выучить уроки и другое, в зависимости от возраста и особенностей учащихся.

Видное место среди священно-исторических рассказов занимают чудеса и притчи Господа Иисуса Христа. Они подробно изучаются на уроках Закона Божия и особенно любимы детьми.

Хотя вся история вселенной в обширном смысле должна быть названа чудом, но в Священной истории называются чудесами лишь некоторые события: взятие пророка Илии на небо, прозрение слепорожденного, исцеление бесноватых, воскрешение мертвых.

Все чудеса представляют собой явления нормальные, такие, в которых должна была проявляться вся жизнь, если бы природа не подвергалась тлению через преступление Адама. Ни бедствий, ни болезней, ни бессилия, ни смерти быть не должно: их Бог не сотво­рил. Поэтому все чудеса вполне естественны, соответствуют при­роде, но не теперешней испорченной, а настоящей, чистой, какой она явилась по мысли Творца. Каждый верующий в Бога может, по слову Христа, приказать горе сдвинуться с места и ввергнуться в море. Гора не может не послушаться человека, т. к. он царь всей природы. Воскресение из мертвых тоже вполне естественно, пото­му что Бог смерти не создал, и Христос, воскрешая мертвых, вос­станавливал естественный порядок взамен извращенного. Чудеса казались удивительными, чудными лишь людям от мира сего, но для сынов Царствия Божия они естественны, хотя и дивны, как и все явления в мире.

Чудеса Христовы все были проявлением любви и милости Божи­ей к страждущим, и эта мысль должна с особенной силой освещать повествования о чудесах. Каждое чудо должно быть представлено в таком изложении, чтобы дети приходили в умиление пред вели­чием милости Божией к падшему человечеству и чувствовали же­лание стать сильными силой Божией посредством жизни по Еван­гелию. Как и любые уроки по Закону Божию, уроки по теме «Чудеса Христовы» обязательно содержат рекомендации для духовной жиз­ни детей. Например, занятия, посвященные исцелениям, говорят о болезнях, случающихся по грехам и болезнях во славу Божию, а зна­чит, — о силе нашей веры, о покаянном отношении к своим болез­ням и милосердном отношении к болезням других людей.

Рассмотрим фрагмент урока о чуде исцеления расслабленного. После чтения Евангельского отрывка (Мк. 2,1-12) и пояснения, кто называется расслабленным, происходит беседа.

У. Как вы поняли, почему пришлось опускать больного через кровлю?

Д. Такое множество народа окружало Господа, что не было воз­можности подойти к Нему.

У. Что сделал Господь?

Д. Он простил грехи больному.

У. Он отпустил грехи как имеющий полную власть, вновь показав Свою Божественную силу. Почему Он отпустил грехи этому ловеку?

Д. Он увидел веру больного.

У. «Видя веру их», — сказано в Евангелии. Может быть, все они уверовали во Христа, а может быть, лишь некоторые. Мы даже не знаем, верил ли сам расслабленный. Но ясно, что только силь­ная вера могла подвигнуть принесших на такой смелый посту­пок. Господь «часто по вере одних спасает других» (бл. Фео- филакт Болгарский). Детская молитва о болящей матери не­пременно доходит до престола Божия. Или, наоборот, молитва родительская о детях спасает последних.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.