Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жизненность толкований 7 страница



«Принимай в соображение особенности детей, такие, как: а) возраст, б) различие по полу, в) жительство в деревне или в го­роде, г) происхождение от родителей образованных или необра­зованных, д) домашнюю подготовку, е) различные темпераменты, и т. д. Преподавание существенным образом изменяется, смотря по возрасту детей. Так, в элементарном классе должна выдаваться преимущественно наглядность, в среднем — упражнение, в выс­шем — [практическое] применение. Мальчик и девочка требуют различных приемов в преподавании. Девочки развиваются рань­ше мальчиков преимущественно потому, что они не так рассеян­ны и, вследствие того, наблюдательнее мальчиков; сверх того в де­вочках сильнее, чем в мальчиках, действует способность чувство­ваний. Вообще в женщинах преобладает чувство и воображение, а в мужчинах способности мыслительная и желательная. В мальчи­ке нужно укреплять самостоятельность, чтобы подготовить его к борьбе с житейскими невзгодами, а девочку надобно более обере­гать от дурных впечатлений, потому что они сильно укореняются в женской душе и с большим трудом истребляются, чем в мальчи­ках» (С. И. Ширский).

Еще Я. А. Коменский сформулировал принцип: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Обратимся вновь к С. И. Ширскому. «Иди в преподавании от легкого к трудному. Опыт показывает, что библейская история вообще понимается легче, нежели катихизис, что понятие скорее усвояется, когда его признаки разъяснены на примерах, а не изло­жены в виде сухого и голого, хотя бы и очень точного, определе­ния; что правило становится понятнее и лучше удерживается в па­мяти, если выводят его из соответствующих примеров и упражне­ний, и т. д. Вообще здесь действует правило: от истории к учению, от примера к понятию и правилу, от наглядного к отвлеченному. Само Священное Писание держится этого порядка. И Ветхий и Новый Завет начинаются историческими книгами (в которых, конеч­но, есть и учение), затем следуют книги учительные.

Иди в преподавании от простого к сложному, от близкого к дальнему. Приведем пример из катихизиса. Чтобы усвоить понятие «добродетель» вообще, нужно иметь ясное представление о многих существенных признаках частных добродетелей, каковы: послуша­ние, смирение и проч.

Иди в преподавании от известного к неизвестному. Извест­ным называется то, что ребенок уже знает, неизвестным — чему еще должно учиться. Но для применения этого правила необходи­мо, чтоб известный предмет находился в родственном отношении к неизвестному, имел с ним какие-либо сходственные черты. Когда в преподавании объясняют государственную жизнь чертами из жизни семейной или общественной... историю Владимира Святого и Ольги Мудрой сопоставляют с историей равноапостольных Кон­стантина и Елены; объясняя церковный обряд или праздник, при­поминают соответствующие им библейские истории и догматиче­ское учение, например, объясняя праздник Рождества Христова припоминают историю этого события и катехизическое учение о воплощении Сына Божия, то во всех этих случаях знакомят учени­ков... с неизвестным через известное.

Правило это применяется и в слове Божием. Для примера мы укажем на многие метафоры, например: вы соль земли — вы свет мира; а также на притчи, например, о сеятеле и семени, о неводе и др. Образы из жизни природы составляют здесь известное, духов­ные представления Царства Божия составляют высшее и относи­тельно неизвестное, что и объясняется наглядно через указанные выше известные предметы. Святой апостол Павел поступил в Афи­нах по этому же правилу, когда проповедь об известном ему ис­тинном Боге начал упоминанием о надписи на алтаре, посвящен­ном неизвестному божеству. Этою надписью афиняне выразили со своей стороны призвание, что есть еще божество, им неизвестное, которому они, в случае действительного его существования, дол­жны поклоняться. Апостол мудро воспользовался этим призна­нием, начав с него проповедь об истинном, для афинян неизвест­ном, Боге. Подобным образом апостол Павел поступал и в других случаях. „Приимите всеоружие Божие... станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого и шлем спасе­ния возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6, 13-17) (см. 1 Кор. 9, 24; 10,18-19)».

Помните правила: весь материал преподается в соответствии с возрастом, подготовка учителя должна быть максимальной, а по­дача детям — оптимальной.

Умы учащихся должны быть подготовлены к новому материалу. Содержание и способы обучения должны несколько опережать развитие детей. Обучение требует известной напряженности для работы в полную силу. Главное внимание уделяйте познавательной деятельности учащихся: плохой учитель сообщает истину, остав­ляя ее недоступной для понимания, а хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения. Не говорите длинных мо­нологов, не объясняйте того, что может быть легко усвоено. До­ступность не означает легкость, она тесно связана с работоспособ­ностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте осу­ществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. На уроках анализируйте материал, обобщайте его и формулируйте понятия, используйте сравнение, сопоставление, противопоставление.

Темп занятия должен быть оптимальным, не задерживайте сильных, развивайте быстроту у слабых. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреп­лении — слабых. Торопитесь медленно, не форсируйте УП, не стре­митесь к быстрому успеху.

Преподавайте понятно, старайтесь на каждом уроке достиг­нуть того, чтобы дети действительно поняли материал. Непонят­ное преподавание возбуждает лишь скуку и отвращение.

Учитывайте индивидуальную обучаемость, объединяйте детей в дифференцированные подгруппы.

6. Связь теории с практикой

Формулирование принципа было основано на центральном по­ложении философии: практика — критерий истины, практикой проверяются положения науки.

Православная точка зрения: Бог есть Истина. Человек испыты­вает потребность в Богопознании. Правильно поставленное воспитание неразрывно связано с жизнью ребенка, прежде всего с духовной составляющей, оно готовит его к активной деятельности как члена Церкви и общества.

Помните: учащийся должен понимать, что обучение являет­ся для него жизненной необходимостью. И учитель должен таким образом строить занятия, чтобы показать чрезвычайную актуаль­ность изучаемого.

Приучайте воспитанников применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник зна­ний, и как область их практического применения. Не должно быть ни одного урока, на котором бы учащийся не знал жизненного зна­чения своей работы.

Побуждайте к самостоятельной работе, к проблемным и ис­следовательским заданиям, которые являются лучшим средством связи теории с практикой.

Дополнительные замечания к принципу наглядности

Что можно называть наглядными пособиями? Можно ли ис­пользовать иконы на уроке? Как традиции Православной Церкви помогают наглядному усвоению верующими христианского уче­ния? Чтобы разобраться с этими вопросами, обратимся к поясне­ниям дореволюционных методистов.

1. Прот. А. Дернов называет важной формой наглядного обуче­ния неопустительное и благоговейное присутствие детей за цер­ковными службами.

«Вселенская учительница, Святая Церковь преподает нам и ве­дение вселенское. У нее есть для нас знание догматическое, практи­ческое, пророческое; есть и знание историческое, т. е. повествова­ние о бытии и жизни мира и человеческого рода. Об этом последнем знании вот что говорится в беседах покойного Я. К. Амфитеатрова: «Вы очень легко можете получить это знание, слушая дневные уро­ки или чтение Церкви из повествовательных книг ветхозаветных, Из Евангелий Господа Иисуса, из Деяний апостольских, из жизне­описаний святых Божиих, предлагаемых вам в прологах и Четиих Минеях, равно как в церковных стихирах и канонах. Если хотите знать в связи и живом изображении историю своего Искупителя, Посещайте храмы Божии в Страстную седмицу. Если желаете видеть повествование о начале и чудесном распространении христианства во всех концах вселенной, слушайте Деяния святых апостол в ночь перед Пасхою. Вам нужно знать всецелую судьбу мира и че­ловеческого рода, представленную не только повествовательно, но как бы в самой действительности? Войдите в храм Господень в тот день, когда Церковь совершает плачевное воспоминание о падении праотцев наших; посещайте сей храм от Недели сыропустной до Недели всех святых; перед вами откроется ряд происшествий, од­ним концом утвержденный в раю земном, другим в раю небесном, начинающийся первыми минутами творения, оканчивающийся тем великим временем, когда вся вселенная составит единую Цер­ковь Небесную, и будет Бог всяческая во всех».

И это знание предлагается Церковью не только словом (в цер­ковных чтениях и проповедях) но и другими, вполне понятными для каждого способами. Это первый способ священных знаме­ний и образов. Расположение, устройство, украшение наших хра­мов таково, что в них всякая вещь назидательна, все говорит благо­честивому сердцу и уму и, следовательно, все учит. Так, на высоте алтарного украшения, тотчас при входе в храм, видим изображе­ние Искупителя нашего, распятого, преклоняющего Божествен­ную главу, изъязвленную терновым венцом, и предающего дух Свой Богу Отцу. Неужели здесь мало поучения для нас? Но изобра­жение Господа распятого не есть единственное украшение наших храмов; напротив, они все покрыты множеством других священ­ных знамений. В одном месте можем видеть Архангела Гавриила, благовествующего Пресвятой Деве неизглаголанную тайну вопло­щения; в другом образ Рождества Господня; там Симеона правед­ного, приемлюшего на свои руки Свободителя душ наших; здесь Иоанна Предтечу, крещающего Владыку вселенной в струях иор­данских. На одной стороне храма взор ваш встречает образ Госпо­да, вещающего Нагорную проповедь народу; на другой исцеляюще­го больных и воскрешающего мертвых; в ином месте входящего в храм иерусалимский яко Царя и Господа; в другом ведомого на Гол­гофу яко осужденного; то кротко беседующего с мытарями и греш­никами; то совершающего Тайную Вечерю с святыми апостолами; то полагаемого во гроб, то воскресающего и возносящегося на небо. Не вся ли жизнь Господа нашего является очам нашим — жизнь, которую легко можем читать, даже не умея читать? С ликом Иску­пителя является нам лик Пресвятой и Преблагословенной Матери

Его: то видим Ее держащею на святых руках Своих Божественного Младенца; то молящеюся за весь мир и покрывающею народ чест­ным омофором Своим; то избавляющею грады и веси от супоста­тов, помогающею царям и воинам, исцеляющею больных, утешаю­щею скорбящих... А лики патриархов и пророков, лики апостолов и мучеников, отцов и учителей вселенских, лики Ангелов Божиих?...

Второй способ священных действий. Служители алтаря Гос­подня своим облачением и различными действиями являют нам то образ Ангелов Божиих, поведающих таинства горнего мира; то об­раз пророков и апостолов, поучающих Боговедению; то образ Са­мого Искупителя нашего, ходатайствующего о нас грешных у пре­стола Отца Небесного... Священные одежды, в которых являются перед нами служители Господни, все имеют духовный смысл. Ибо иные из сих одежд, по толкованию богомудрых учителей церковных, показывает чистоту и святость служения ангельского — стихарь и орарь; иные означают благодать всесвятаго Духа, ниспосылаемую свыше — епитрахиль; иные скрижали Ветхого и Нового Завета — источники и скрижали архиерейские; иные служение Спасителя нашего, которое Он совершил во дни плоти Своей — пояс священ­нический; иные победу над смертью и нетления естества нашего — набедренник; иные узы Искупителя и хламиду Его — поручи и фе­лонь; иные представляют Господа нашего, подъемлющего на раме­на Свои падшее человечество, яко овча заблудшее — омофор. Далее: видим частое каждение в наших храмах возжжение светильни­ков... различные входы и выходы священнослужителей... Но для чего мне исчислять все действия и обряды церковные, ежедневно совершаемые перед очами нашими? Довольно того, что все сии дей­ствия вообще и каждое особенно, и в целом и в малейших подроб­ностях, содержат в себе важные истины (большею частию истори­ческого содержания), всегда могущие, без всякого труда с нашей стороны, назидать нас во спасение, и не только назидать, но и усла­ждать дух наш святым веселием». Это назидание, как выше заме­чено, могут получать все православные христиане, ученые и неуче­ные, возрастные и молодые, но без сомнения оно далеко полнее и совершеннее для тех, кто присутствуя в Церкви за богослужением, повторяет, а не вновь изучает Священную историю».

2. У С. И. Ширского находим следующие мысли об использовании икон на уроках. «Святая Церковь с первых веков христианства украшает храмы и другие места богослужения священными изображениями, заимствуя предметы для них преимущественно из библейской истории. Но это иконы, а не картины; они назнача­ются для благоговейного поклонения лицам, на них изображен­ным. Учитель не имеет права обращать их в учебные пособия при изучении Священной истории. Это противно, во-первых, требова­ниям здравой дидактики. Учебная картина по Священной истории должна изображать событие со всею его обстановкою, а для икон этого не требуется. На иконах часто изображаются одни лица без всякого отношения к событиям, среди которых они действовали. Даже и на тех иконах, где изображается какое-либо событие, ис­торические подробности обыкновенно опускаются, икона имеет в виду передать, главным образом, мысль события, значение его в домостроительстве Божием о спасении человека. Во-вторых, упо­требление икон на уроках в виде учебных пособий не совместно с священным характером икон. Священные изображения на иконах служат не средством, а целью для изучающих Священную историю: дети для того, между прочим, учатся Священной истории, чтобы уметь молиться перед святыми иконами с разумением того, что на них изображается». Поэтому икону условно можно назвать нагляд­ным пособием, и при использовании на уроке нужно воздавать ей должное почтение, воспитывать благоговейное и молитвенное от­ношение к этой святыне. Для этого установить ее на специальной подставке, покрытой отрезом ткани соответствующего цвета, воз­жечь свечу; закончив разговор, наложить крестное знамение и по­молиться перед иконой, тем самым и осуществив цель занятия.

В книге И. К. Языковой «Богословие иконы» встречаем сле­дующую рекомендацию. В ранней Церкви предполагался принцип усвоения Священного Писания на нескольких уровнях. Об этом упоминает блаж. Августин, называя ступени: буквальный, алле­горический, моральный, анагогический (греч. — «возведение, вос­хождение»), Можно такой принцип постижения отнести и к ико­не. На первом уровне происходит знакомство с сюжетом (кто и что изображено, соответствие тексту Библии или житию, литурги­ческой молитве). На втором уровне происходит раскрытие смыс­ла образа, символа, знака (как изображено — цвет, свет, жест, про­странство, время, детали...). На третьем уровне обнаруживается связь изображения с предстоящим (зачем, что это говорит лично тебе, уровень обратной связи). Четвертый уровень — анагония, уровень чистого созерцания, переход от видимого к невидимому, к непосредственному общению с первообразом (раскрывается глу­бинный смысл — во имя чего существует икона).

3. Сам Небесный Пастыреначальник и Божественный Учитель постоянно обращал внимание учеников и многочисленных слуша­телей на окружающие их явления мира Божия и учил их читать эту книгу Божественного Откровения; часто самыми обыкновен­ными предметами и явлениями природы, наглядными примерами жизни людей Он объяснял самые глубокие и важные истины Сво­его вероучения. Примеру Христа старались подражать и первые вселенские учители христианства, апостолы и святые отцы Церкви, которые тоже часто искали в природе аналогии, подтверждающие и поясняющие высокие истины веры.

4. Все рассказы из Священной истории получают больший ин­терес, вызывают оживление, если ведутся при помощи картин. Это самое важное пособие. Картина невольно привязывает внимание детей, заинтересовывает их в том, чтобы узнать на ней представ­ленный предмет, тогда и рассказ они выслушают с большей охо­той. Картина приучает детей всматриваться в изображенный на ней предмет — в его положение, обстановку, освещение, подмечать необходимые для рассказа подробности. Т. о. картины возбуждают внимание детей к библейским рассказам. Рассказ при помощи кар­тины может произвести такое сильное впечатление, что дети как бы сами будут присутствовать при событии, будут знать его и по­мнить долго, оно врежется в их память. Затем, при рассматрива­нии картины из положения, выражения и обстановки лиц и пред­метов дети с учителем делают догадки и заключения об этих лицах, предметах и событиях. Наконец, картина — это готовый конспект для повторения рассказа. Переводной экзамен по окончании учеб­ного года удобно проводить по таким картинам (иллюстрациям).

При выборе наглядных пособий по Священной истории необ­ходимо учитывать условия, которым они должны удовлетворять:

• большой размер.

• Цветной характер или возможность раскрашивания.

• Небольшое число лиц.

• Естественное положение лиц и их внешний вид.

• Лов едение лиц должно полностью соответствовать важности предмета «Закон Божий».

• Изо бражения должны соответствовать времени и условиям жизни.

• Двунадесятые праздники должны соответствовать установлен­ным изображениям на иконах в православных храмах.

• Не должно быть ничего неправославного, не согласного со Свя­щенным Писанием и вселенским учением Православной Церкви.

Самым лучшим средством для пробуждения глубокого инте­реса к изучению Священной истории и к более полному усвоению ее может быть рисование самими учащимися библейских событий.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рассмотрим несколько классификаций форм обучения. По количеству учащихся формы могут быть: коллективные, групповые, индивидуальные.

По месту учебы: школьные (уроки, лабораторные работы, рабо­та в мастерских) и внешкольные (домашняя самостоятельная ра­бота, экскурсии, занятия на предприятиях).

История знает разные формы организации — индивидуально- групповая (Средневековье), взаимного обучения (белл-ланкастер- ская в Англии), бригадного обучения (СССР, 20-е гг. XX в.). Наи­большее распространение приобрела классно-урочная форма, ав­тором которой является Я. А. Коменский.

Отличительные особенности классно-урочной формы обучения:

• постоянный состав учащихся.

• Наличие годового плана.

• Построение учебного процесса в виде взаимосвязанных уроков (на законченном отрезке УП).

• Постоянное чередование уроков (наличие четко составленно­го расписания).

• Руководящая роль учителя.

Достоинствами классно-урочной формы являются: строгая ор­ганизационная структура, экономия сил и средств (один учитель и много учеников), создание предпосылок для взаимообучения и коллективной деятельности.

К недостаткам можно отнести: ориентацию на среднего учени­ка, отсутствие возможностей для индивидуальной работы. Церковно-приходская школа из-за небольшого количества учеников и индивидуального подхода к ним преодолевает эти недостатки.

В зависимости от педагогических задач, решаемых учителем на занятии, уроки подразделяются на несколько традиционных, наи­более часто встречающихся типов.

Типы уроков

1. Изучение новых знаний.

2. Закрепление.

3. Обобщение и систематизация.

4. Контроль знаний.

5. Комбинированные.

В церковно-приходской школе могут присутствовать все виды уроков. Занятия, посвященные обобщению и систематизации ма­териала, проводятся в заключение темы, курса, учебного года. Кон­трольные работы, проводимые в разнообразных формах, иногда занимают целый урок. Но в абсолютном большинстве случаев уро­ки носят вид комбинированных. Это связано с тем, что в воскрес­ных школах встреча учителя с детьми происходит один раз в неде­лю. Важность же каждой изучаемой темы такова, что необходимо проверить, насколько устойчиво она сохранилась в памяти. Затем нужно изучить новый материал и закрепить его, особенно если он касается грядущих значимых церковных событий. Контроль зна­ний также присутствует по окончании крупных тем, но занимает лишь часть урока. Получается, что все необходимое нужно соеди­нить в один урок. Это означает: внимания учителя и времени тре­бует каждая часть урока, организация занятия должна быть доста­точно четкой.

 

Классическая структура комбинированного урока выглядит слдеующим образом:

1.Повторение изученного ранее материала.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление, систематизация.

4. Задание на дом.

 

Повторение должно занимать краткий период времени, быть сжатым, напоминать существенные моменты предыдущего уро­ка, не отвлекаться на второстепенное. Вопросы на повторение не­обходимо четко выстроить в соответствии с логикой разверты­вания предшествующего занятия, а также логически связать с новым материалом, придав последним вопросам (последнему во­просу) подготавливающий характер. Продуманный переход к новому материалу дидактически важен, он переключает внима­ние, вызывает интерес и потребность узнавать неизвестное. Про­водиться повторение может устным, письменным, графическим способом.

Основная часть завершается закреплением, цель которого мно­гозначна: это и повторение пройденного для лучшего запомина­ния, и связь со старым материалом и с жизнью детей, и осмысление, и проверка (контроль) вновь освоенного.

Не всегда занятия проводятся традиционными способами. Нестандартные уроки больше нравятся учащимся. Практиковать их можно, но не следует превращать в главную форму работы из-за отсутствия серьезного познавательного труда. Виды уроков мо­гут быть следующими: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-заче­ты, творческие отчеты, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки типа „Поле чудес" или «Что, где, когда?».

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

На вопрос «как учить?» отвечает категория методов обучения. Ме­тод — это связующее звено между запроектированной целью и ко­нечным результатом. Он предполагает цель, средства ее достиже­ния, намеченный результат. Дореволюционные дидактические ру­ководства называют метод «искусством учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченно­му плану», путем, который ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению.

 

Классификации методов обучения

Традиционная — по источнику знаний (откуда добываются знания?).

1. Практический (опыт, упражнение).

2. Наглядный (наблюдения, иллюстрация, демонстрация).

3. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия).

4. Работа с книгой (просмотр, чтение, реферирование, цитиро­вание, составление плана, изложение, конспектирование).

5. Видеометод (просмотр, упражнение).

Кратко охарактеризуем самые распространенные виды дея­тельности.

Рассказ — монологическое изложение учебного материала. При­меним прежде всего в начальных классах. Зависит от умения учите­ля рассказывать. Должен опираться на опыт детей. Служит для де­тей образцом построения речи, заражает эмоционально. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть кратким, протекать на положительном эмоциональном фоне. Нуж­но сочетать с другими формами — иллюстрацией (для младших) и обсуждением (для старших детей).

Беседа. Применяется для того, чтобы с помощью целенаправ­ленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к при­поминанию известного и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Лекция. По сравнению с рассказом отличается более строгой структурой, логикой изложения, обилием сообщаемой информа­ции, системным характером освещения знаний.

Дискуссия — обмен взглядами по конкретной проблеме. При­меняется для старших учащихся. Требует основательной предва­рительной подготовки: накопления необходимых знаний учителем и учениками, выбора формы их изложения. Без знаний дискуссия становится беспредметной, а без умения выразить мысли — непри­влекательной, запутанной и противоречивой. Помогает упорядо­чить и закрепить знания. Учителю несет информацию о глубине и системе знаний учеников, подсказывает направления дальнейшей Работы.

Работа с книгой. Дает возможность обрабатывать информа­цию в доступном ученику темпе и в удобное время. Является самостоятельной работой. Сложный и трудный метод, значительная часть учеников не овладевает им. Необходимо увеличить удельный вес данного метода.

Главным источником приобретения детьми знаний по Закону Божию должны быть Священное Писание и живое слово учите­ля. Вспомогательную роль играет учебник, содействующий лучше­му укреплению в памяти усвоенного со слов. Это массовая учебная книга, излагающая содержание предмета и определяющая виды деятельности для усвоения учащимися. У С. И. Ширского находим мысли о важности учебников и руководств по преподаванию За­кона Божия. Учебники нужны как для учеников, так и для зако­ноучителей, ведь и самые опытные имеют постоянную надобность в справках, в проверке своих познаний и методов преподавания. Преподавание по учебнику тверже, основательнее; заучивание по учебнику легче и надежнее. Учебники должны отличаться кратко­стью, ясностью и простотой; быть снабжены хорошими иллюстра­циями, дешевы.

Учебники показывают преподавателю, как объяснять уроки, какие приводить примеры, сравнения и проч. Все другие руковод­ства предназначаются для расширения познаний учителя. Учитель должен пользоваться ими для того, чтобы по каждому предмету иметь, по возможности, всесторонние сведения.

К функциям учебника можно отнести: информационную, си­стематизирующую (определяет последовательность изложения, систематизирует материал) и обучающую (облегчает усвоение и за­крепление знаний).

Учебники находятся в полном соответствии с учебной про­граммой. Программа по Закону Божию для церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии составлена по учебнику «Закон Божий» в пяти томах издательства YMKA-PRESS. В состав учебника входят:

• тексты, расположенные по параграфам в соответствии с про­граммой. Учебник достаточно краток, вся дополнительная ин­формация дается на уроке.

• Иллюстрации.

• Вопросы, задания, упражнения для самостоятельной работы.

• Указания на тексты Священного Писания.

К сожалению, не все педагоги уделяют достаточное внимание та­кому типу работ, как работа с учебником. И даже прибегая к ней, не оценивают всех возможностей работы с книгой. Между тем, по учеб­нику можно успешно выстроить различные виды деятельности:

• выяснение, умеют ли дети читать?

• Объяснительное чтение: чтение, разъяснение, дополнение.

• Выполнение разнообразных заданий: найти в тексте имена, от­ветить на вопросы, сделать выводы по тексту, найти доказа­тельства, самостоятельно прочитать, составить конспект.

• Выполнение домашнего задания.

• Работа с иллюстрациями.

• Поиск указаний на тексты Священного Писания.

Форма объяснения законоучителя не может идти вразрез с из­ложением учебника. Педагог должен считаться с книгой, по кото­рой будут готовить урок дети, и твердо основываться на ней. Детям учебник необходим не только для одних повторений, хотя это очень важно, но еще нужно научиться передавать материал Закона Божия в надлежащей благоговейной форме.

Демонстрация — наглядно-чувственное ознакомление уча­щихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Знакомит с внешним видом предмета, с внутренним устрой­ством. Искусственные заменители натуральных объектов — моде­ли играют большую роль.

Иллюстрация — показ и восприятие предметов в символьном изображении с помощью карт, плакатов, портретов, рисунков, схем, моделей. Избирая наглядные пособия, необходимо продумать их Дидактическое назначение, место и роль в учебном процессе, опре­делить оптимальный объем материала. Большое количество иллю­страций отвлекает учащихся от сущности изучаемого явления.

Видеометод — экранное преподнесение информации с помо­щью проекторов, телевизоров, компьютеров. Высокая эффективность воздействия. Развивающее воздействие невелико, слабо сти­мулируются абстрактное мышление, творчество и самостоятель­ность. Является дополнительным методом, которым не следует особенно увлекаться. Требует тщательной предварительной подготовки учителя, дозированного воздействия.

Познавательные игры — специально созданные ситуации, мо­делирующие реальность, из которых учащимся предлагается най­ти выход. Главное назначение — стимулировать познавательный процесс.

Выбор методов обучения сложен. Каждый раз нужно учиты­вать многие зависимости: прежде всего, цели и задачи урока, воз­можности учащихся и учителя. На уроке должны применяться разнообразные методы, например: рассказ, иллюстрация, беседа с элементами дискуссии, работа с книгой, игра. При использова­нии каждого метода возможно применение многочисленных прие­мов — действий, направленных на решение конкретной задачи. Например, графических — составление календарей, таблиц, слова­рей, планов, схем, рисунков.

По типу познавательной деятельности

(каким образом добыва­ются знания?):

1. Объяснительно-иллюстративные методы: собственно объяс­нительно-иллюстративный и репродуктивный. Их характеризует подача готовых знаний, последующее безошибочное их воспроиз­ведение, многократное повторение, т. е. это группа репродуктив­ных методов обучения. Достоинства этой группы: экономят время, сберегают силы учителя и учеников, облегчают понимание слож­ных знаний.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.