Вера обусловливает праведность человека (Рим. 10, 6), обнаруживается по его делам и содействует им (Иак. 2, 18,22). На вере в Господа Иисуса Христа строится наша христианская жизнь.
Кто учит слову Божию, а живет не по заповедям Божиим, тот сам открыто произносит на себя приговор осуждения. Противоречие между словами учителя и его поступками уничтожает всякое впечатление, производимое преподаванием Закона Божия на восприимчивые сердца детей; оно может даже оказывать в высшей степени вредное влияние на детей, потому что и дети у такого учителя-лицемера легко становятся льстецами и лицемерами. Постоянное совершенствование внутренней и внешней жизни вызывает и в детях стремление к улучшению. Как говорил Сенека, «длинен и малополезен путь наставлений, краток и действителен путь примера».
Из истинной веры и доброй жизни вытекают и другие нравственные качества.
• Добросовестность в исполнении учебно-воспитательных обязанностей.
Добросовестность означает ревностное исполнение обязанностей, старание совершенствоваться. Учителю должно быть одинаково важно все относящееся к его служению — и большое, и малое. Он должен стараться лучше сделать что-нибудь лишнее, чем опустить хоть одну из своих обязанностей. При этом мало лишь исполнения обязанностей, надобно исполнять их точно и как можно совершеннее. Например, тщательность в своем послушании не позволяет учителю заставлять детей отвечать наизусть, когда сам он пользуется учебником при объяснении.
Добросовестности помогает осознание своего педагогического действия как служения.
По мысли С. И. Ширского, настоящий учитель «преподает охотно, с неподдельною живостью, находит сердечное удовольствие в занятиях с учениками, искренне радуется их успехам, оживляет учеников своею благодушною бодростью, весь предается делу во время уроков и достаточно тверд для того, чтобы оставить за порогом училища домашние заботы, расстройства и неприятности. Блаженный Августин весьма удачно применяет к учителю слова Писания: «Бог любит доброхотного дателя». И дети также любят только «доброхотных» преподавателей».
В исполнении педагогических обязанностей важно прилежание, качества которого таковы: живость, неутомимость, правильность. Прилежание живо, когда мы занимаемся делом с любовью, с увлечением, влагая в него всю свою душу. Прилежный занимается каждым делом усидчиво, неутомимо и доводит его до конца, несмотря ни на какие трудности. Прилежание правильно, когда мы, занимаясь одним каким-либо делом, не опускаем из виду и других занятий; когда мы точно соотносим свои занятия с требованием долга, с распределением своего времени, с состоянием своих душевных и телесных сил и т. п.
• Терпение и кротость.
Должность учителя не легка, она сопряжена с большими неприятностями. Если от каждой неприятности он будет расстраиваться, то отравит свою жизнь и повредит ученикам. Стоит только немного поддаться нетерпению, оно овладевает человеком и делает его раздражительным, ворчливым и недовольным. В этом состоянии его раздражает всякая мелочь, все ему кажется гораздо несноснее, чем есть на самом деле. Ученикам тоже ничто не удается, всякое дело валится из рук, потому что учитель их вечно расстроен и всем недоволен. Заразительны для детей угрюмость и недовольство. Терпение и кротость — добродетели в собственном смысле христианские и по преимуществу пастырские. «В терпении вашем стяжите души ваша», — говорит Господь Иисус Христос (Лк. 21, 19). «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2,24-25). «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением...» (4,2).
Прот. Аполлоний Темномеров говорит о том, что отдавая свои силы школе, учитель должен заранее вооружиться терпением и «привыкнуть к мысли, что здесь успех потребует от него продолжительных усилий. Дети представляют благодарную, но совершенно девственную почву, которую требуется тщательно возделать... Недостаток терпения сказывается в раздражительности. Сила всегда спокойна и, наоборот, раздражение обнаруживает бессилие человека перед поставленной задачей. Зная это, учитель должен искать причин неуспешности своего дела прежде всего в самом себе, а не в детях. Это лучшее средство против раздражительности и вместе с тем весьма сильный мотив отнестись критически к способу своего преподавания».
• Истинная любовь к ученикам.
Законоучителю нужно стать близким с детьми. Любовь учителя к ученикам должна истекать из высших христианских побуждений. Тогда она бывает проникнута терпением и кротостью, ибо мы легко и охотно переносим недостатки тех, кого истинно любим. С другой стороны, эта высшая любовь предохраняет от односторонности и пристрастия. Она не потворствует слабостям детей, напротив, когда нужно, становится строгою, не переходя в суровость или жестокость. Твердость не упорство, не мелочность, она основана на свободном доверии и уважении.
Суровое, жестокое воспитание противно природе, разуму и христианству. Господь Иисус Христос, беспредельно щедрый и милостивый ко всему человеческому роду, благоволил отличить Своею особенною любовью детей. От них Он принимает совершенную хвалу (Мф. 21, 16); им по преимуществу усвояет Царствие Небесное (Мф. 19, 14); воспитание детей поручает особенной заботливости Своих учеников и будущих пастырей Церкви (Мф. 18, 10); на небе о детях, по слову Господа, пекутся Ангелы, всегда видящие лице Отца Небесного, т. е. Ангелы, ближайшие к престолу Божию, крепчайшие силою и совершеннейшие; наконец, служение детям вменяется в особенную спасительную заслугу и принимается как служение Самому Иисусу Христу: «кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Мк. 9, 37). Святая Церковь питает самую нежную материнскую любовь к детям (например, «молитвы на первый день», «по внегда родити жене от- роча», «молитвы воеже назнаменати отроча, приемлющее имя», последований Святого Крещения и Миропомазания, молебствия при начале учения отроков, последования об отроцех неудобоуча- щихся, и др.).
Любовь во Христе обнимает всех без исключения детей. В ней — «искреннее желание детям вечного блага и глубокое сознание, что путем к этому благу для них является усвоение Закона Божия всеми силами их юной души и следование ему в жизни» (прот. Аполлоний Темномеров). Это чувство должно налагать свою печать на каждый шаг учителя. Особенно же оно сказывается в его доброте, ласковом отношений к детям и терпении.
Доброта, т. е. снисходительное отношение к слабостям, недостаткам и проступкам детей и стремление действовать на них в духе кротости, а не строгостью. Учителю приходится иметь дело с детьми, которые часто не ведают, что творят. Какими мерами строгости он может, например, заставить ученика помолиться Богу дома утром и вечером, или какой смысл может иметь строгость при внушении детям правил, которые будут иметь применение преимущественно в их последующей жизни? Доброта и снисходительность вместе с ласковым обращением взаимно дополняют друг друга, выражаясь первая преимущественно в поступках, а вторая в словах, и в целом представляют могущественное и самое верное средство нравственного воздействия на ребенка.
В самой ласке учителя ученики должны чувствовать, что он не товарищ их, даже не старший брат. Если этого не будет, то в отношениях их к законоучителю тотчас проявится панибратство, роняющее его авторитет.
Любовь должна основываться не только на добром расположении. Ведь приходится иметь дело не только с детьми, которые милы и приятны, но и с «безобразными уродами, дикими и грубыми, своевольными, не хотящими знать учителя и совсем не понимающими его доброго сердца», — предупреждает сщмч. Фаддей (Успенский). Любовь христианскую, до полного самоотвержения, не прекращающуюся при неблагодарности, он называет «великой побеждающей силой».
Любовь учителя к детям и к преподаваемому предмету рождает ответную любовь. Обучение нужно вести так, чтобы вызывать «любовь учиться тому, чему заставляют учиться, чтобы занятие было не работою, а удовольствием, делом не принуждения, а добровольного желания», по словам блаж. Иеронима.
Педагогическое общение учителя с учениками в церковной школе строится на следующих принципах:
— Божественный авторитет. Учитель возвещает слово Божие, учение Православной Церкви. Вера такому учителю больше, чем любому другому преподавателю, авторитет его высок.
— Отношения, складывающиеся между учителем и учениками в Церкви, — очень близкие, это отношения братьев и сестер во Христе. Главным в них является литургическое общение, единение во Христе.
— Учитель также является учеником перед лицом Единого Учителя Господа Иисуса Христа.
— Учитель есть орудие Божие, через него действует благодать, ведущая детей ко спасению.
• Пламенная ревность о вечном спасении детей.
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Так и законоучитель, по истинной любви к детям, не пощадит для их спасения ни сил, ни времени, ни трудов, ни имущества, ни самой жизни. Он приложит к себе слова пророка Моисея: «Неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка» (Числ. 11, 12); проникнется чувством святого апостола Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не вообразится в вас Христос» (Гал. 4, 19). Подвиг служения ученикам до смерти мы видим в истории, начиная от апостолов. Такие примеры есть и среди педагогов: вспомним Я. Корчака, не разлучившегося со своими воспитанниками даже в газовой камере фашистского концлагеря.
Горение — необходимое свойство для воспитания детей к жизни вечной и вообще для служения Богу. Бодрствующий раб Господень несет истинное служение: у него и чресла препоясаны и светильники горящи (Лк. 12, 35), он не живет во тьме, в его уме сияет свет Божий. Долг законоучителя не может быть исполнен, если в нем не горит постоянный огонь, согревающий его ум и сердце. «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19), — призывает апостол. Уходит горение — пропадают силы и желание к педагогической работе. Пока учитель «горит» любовью к детям и своему делу, служение он совершает в полную силу.
• Смирение сердца.
Законоучитель должен иметь не только твердое, но, по возможности, и живое убеждение в том, что сам по себе, при всех своих знаниях и искусстве, он не в силах сделать и самой малейшей вещи для исправления детей пред Господом. Все доброе в детях он должен приписывать не себе, но Богу. И от людей он не должен ожидать себе ни похвал, ни благодарности, так как всякая хвала и благодарение подобает Богу, без помощи которого никакое насаждение не приносит плода (1 Кор. 3, 7). Это смирение необходимо в учителе потому, что Господь благословляет только труды смиренных, напротив, гордым противится, хотя бы они делали что нибудь и доброе.
Христианское учение представляет смирение основанием совершенства. «Всякий... унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14). Будет сознавать учитель, что он далеко не достиг совершенства в своем деле, это будет располагать к тому, чтобы приобретать знания, чтобы появилось у него осмысленное, понятное и разумное слово.
Педагог принял учительство не сам, а призван Богом. Бросая семя в душу детей, учитель не знает, что будет с ними. «Он только насаждает и напояет, возрастить же доброе семя может один лишь Бог», — напоминает сщмч. Фаддей (Успенский). Поэтому при исполнении своего педагогического долга будем помнить слова Спасителя: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17,10). Великий русский миссионер свт. Иннокентий, митрополит Московский, писал: «Мысль моя — учить детей в церкви обязанностям и требовать от них исполнения посильного, благодарение Господу, не оставляет меня; и я употреблю все, чтобы привести ее в исполнение. Ныне я говорил здесь грозное слово об этом и, кажется, подействовал. Ах! Что я сказал: подействовал? — Нет! Нет! Не мы действуем, а нами действует благодать. Мы — все мы, от пономаря и даже звонаря, — все мы ничто иное, как орудие Бога. Угодно Господу — Он и звоном звонаря тронет сердце человека, на которое Он призрит».
• Упование на помощь Божию.
Апостолы Петр и Иоанн, исцелив хромого от рождения, обратились к изумленному народу: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян. 3, 12). Эта история учит только лишь в Боге находить источник всех добрых изменений наших воспитанников, а в молитве — поддержку в наших трудах.
Молитва учителя о ниспослании благословения свыше на его учеников особенно сильна пред Богом: она низводит на детей благодать Божию и в то же время укрепляет любовь учителя к ученикам и ревность его о спасении их душ. С какою верою, с каким упованием смиренный и чистый сердцем учитель молится Богу о ниспослании света и крепости ему и благословения ученикам его! «Господи Боже, — говорит он, — Ты еще прежде сложения мира избрал меня быть Твоими устами для этих детей, Твоею рукою для направления пути их: просвети меня светом Твоим, укрепи всемогуществом, руководи Твоею премудростью. Господи! Даруй мне благодать управляться во всех моих действиях единственно Твоею волею, чтобы я пред каждым уроком спрашивал себя: что мне Бог повелевает преподать на уроке? как я согласнее с волею Божию должен передать урок? — чтобы я познавал Твою волю и точно следовал бы ей; чтобы я спрашивал себя не о том: хорошо ли, учено ли, приятно ли для детей я передам урок, а о том: как мне правильнее, яснее и полезнее для детей преподать урок?»
ОБРАЗОВАНИЕ ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ
Общее богословское образование
Законоучитель должен иметь необходимую богословскую подготовку для своей учительской деятельности. Он ответственен за правильное изложение православного вероучения, т. к. от этого может зависеть спасение подопечных. Преподаватель Закона Божия должен весьма основательно знать богословские науки, если желает передать их детям кратко, ясно, полно и основательно. Искусство преподавания увеличивается по мере увеличения познаний. Чем подробнее и основательнее мы знаем какой-либо предмет, тем яснее и применимее к своим слушателям можем излагать его. «Очнитесь, прошу вас, интересуйтесь, узнавайте, исследуйте! Не надейтесь, что кто-то другой за вас во всем разберется и растолкует вам Православие. И не прячьте его, а раздавайте всем вокруг!» — горячо призывает всех христиан иеромонах Серафим (Роуз).
К учителю всегда предъявлялись высокие требования. В программе испытаний 1896 года на звание учителя начальной школы была отмечена необходимость знаний не только по преподаваемым им предметам, но и по Закону Божию. В требования входило:
• знание молитв, помещенных в конце учебного часослова, изданного по благословению Святейшего Синода.
• Священная история Ветхого и Нового Завета, по одному из учебников, одобренных для городских и уездных училищ.
• Краткий катехизис, по книге «Начатки христианского учения».
• Учение о богослужении, по одному из учебников, одобренных для городских и уездных училищ.
• Церковная история, по книге «Краткая церковная история по программе городских и уездных училищ» П. Смирнова или другому учебнику, одобренному для городских и уездных училищ.
Все преподаватели средних учебных заведений до революции давали присягу, которая ко многому обязывала учителя, обращаясь к нравственной совести присягающего. Начальные слова присяги таковы: «Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием...». Присяга давалась по переписанному лично тексту, приводилась в исполнение чтением «клятвенного обещания» и завершалась целованием Креста Спасителя.
Требования к законоучителю были на порядок выше. К необходимым знаниям добавлялись: честность, доброта, ум, твердость нравственной жизни, истинная вера, умение просто и сердечно беседовать с учениками об истинах религии. Среди главнейших качеств перечислялись религиозность, любовь к делу и детям, терпение, твердость воли и настойчивость, аккуратность, справедливость.
Сегодня для получения богословского образования или изучения хотя бы основ православного вероучения есть большие возможности: духовные семинарии, богословские институты, кафедры теологии во многих вузах, а также многочисленные катехизаторские курсы епархиального и приходского уровня.
Проходя обучение, нужно помнить, что подлинное богословское образование есть вхождение в живой опыт богообщения. Единственное назначение богословия — указать верный путь спасения, средства к его достижению. Правильное изучение богословских наук не может отторгать человека от духовной жизни. О таких «ученых» написал в XVIb. Эразм Роттердамский в своей знаменитой «Похвале глупости»: «Пустословя в школах, мнят они, будто силлогизмами своими поддерживают готовую рухнуть Вселенскую Церковь». Эта фраза о католическом богословии является предостережением и для православных. Бог дает человеку разум и открывает ему знания о Себе как дар, который можно принять, лишь приложив усилие. Оно заключается не только в умственной деятельности, теоретическом постижении христианских догматов, но прежде всего в вере и исполнении заповедей Божиих. Молитва, покаяние, аскеза, чистота сердца, т. е. деятельная христианская жизнь необходимы для жаждущего истинного богословского образования.
Общее педагогическое образование
Педагогика должна сообщить законоучителю знание общего назначения человека, природы детей, хода их развития, а также общих и частных основных правил учения и воспитания на строго христианских началах.
В духовных семинариях изучается ныне педагогика, с особым отделом: о преподавании Закона Божия. В Екатеринбургской епархии действует Екатеринбургская православная учительская семинария, которая сочетает в своем учебном процессе и богословское, и педагогическое образование.
Продолжение образования
Законоучители должны постоянно совершенствоваться в своих познаниях. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4,16). Заповедь Господня широка («Твоя заповедь безмерно широка» — Пс. 118, 96), Закон Божий — это наука наук, для полного изучения которой недостаточно целой человеческой жизни. И самый отличный законоучитель имеет нужду в образовании, ибо и он не дошел до последних пределов знания — перед ним постоянно открываются новые задачи, новые стороны учебно-воспитательной деятельности.
Продолжению образования в законоучительском звании содействуют: чтение, упражнение, совещания. Богатый выбор богословской литературы помогает христианину заниматься самообразованием. Много сегодня книг и по педагогике, психологии и дидактике. Хотя, как говорит сщмч. Фаддей (Успенский), «истинное знание детской души дает только любовь к детям» — «Я знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10,14).
Отделом церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии по благословению Правящего архиерея регулярно организуются совещания для педагогов церковных школ. Это и Епархиальный съезд православных законоучителей, и педагогические конференции, и ежемесячные практикумы, советы руководителей воскресных школ. В школах продолжением такой работы становятся педагогические советы по актуальным вопросам организации учебного процесса и преподавания Закона Божия, вырабатывающие совместные решения всего педагогического коллектива с бла-
гословения духовника. По благодати священства, «даже при личных слабостях и недостатках, он может дать учителю совет, которого тот напрасно стал бы искать в книгах или у других людей... Разногласие учителя со священником не может не отразиться на успехах школы» (сщмч. Фаддей (Успенский)). В воскресных школах все совершается лишь с благословения священства.
«Двоим лучше, нежели одному, — говорит премудрый, — потому что есть им добрая награда среди трудов их. Ибо ежели один который-нибудь из них упадет, другой поднимет товарища своего. Но беда одному который упадет, когда нет другого, который бы поднял его» (Еккл. 4, 9-10). Как бы ни был законоучитель богат познаниями, опытом и наблюдениями, какими бы учебными пособиями он ни владел, но если он будет во всем поступать только по собственному усмотрению, не слушая ничьих советов, во всем полагаться лишь на самого себя, то скоро, по словам премудрого, падет и некому будет поднять его. Следовательно, не нужно полагаться на одну опытность, но продолжать теоретическое обучение, вникать в положительный опыт других педагогов.
Приготовление к урокам
Подготовка к уроку заключается в полном овладении предметом, в понимании, как лучше передать урок детям, и во внутреннем приготовлении.
Собираясь дать урок, необходимо серьезно и всесторонне подготовиться к нему. Недостаточно прочесть рассказ по Библии, необходимо обратиться к толкованию святых отцов, выяснить, как поясняется событие учителями и подвижниками Церкви. Обязательно обращение к богослужебным текстам: когда и в каких случаях читается данный отрывок, как раскрывает Церковь его содержание. Для такой подготовки педагог должен обладать достаточной библиотекой и пользоваться большим количеством книг перед каждым занятием.
Обращаясь к проповедникам, сщмч. Фаддей (Успенский) призывает готовиться к выступлению самым тщательным образом: обдумать во всех подробностях, записать и заучить наизусть, хотя даже при такой обработке проповедь не должна терять характера живой беседы. Тем более такая подготовка необходима для законоучителя. Священномученик точно определяет, в чем она состоит:
• выбрать предмет, заключающий в себе назидание и в то же время увлекательный. В раскрываемом предмете постараться найти стороны, стоящие в тесной и близкой связи с настроением слушателей и вызывающие соответствующие чувства, отыскать убедительные доводы. Вместе с тем нужно позаботиться о том, чтобы «сказать слушателям нечто новое, не вполне ими еще испытанное, не со всех еще сторон обдуманное» — возвести их на более высокую ступень уразумения христианского идеала. «Удивить и поразить» слушателей.
• Провести выбранный предмет «через горнило своего сердца». Изливаться неудержимым потоком мысли и слова будут после того, как «согреются в сердце».
• Позаботиться о том, чтобы речь текла «логически стройно, ясно, раздельно, чтобы ясен был главный предмет речи... ход мыслей, их исходный пункт и конечная цель слова». Обратить внимание на простоту и доступность, на художественную обработку речи.
Сщмч. Фаддей предупреждает, что «многим придется начинать с чтения по тетрадке, от которой боятся они оторвать глаза и посмотреть на слушателей», затем переходить к изложению с тетрадкой под руками и только потом, после тщательного обдумывания общего хода мыслей и всех подробностей — при помощи краткого конспекта. Не нужно бояться и остановок во время рассказа, случающихся по причине нарушения хода мыслей. Если виновен сам учитель, поленившись обдумать как следует, то «нужно приложить лишь большее усердие к подготовке. Если остановка произошла по случайному забвению, болезни и т. п., то не следует очень смущаться, поддаваться внушениям тщеславия, необходимо бороться с ложной мнительностью, с преувеличенной боязнью посрамления в следующий раз: дело Божие не должно быть прекращаемо по внушениям немощей человеческих». Усиленней призывайте благодать Святого Духа!
Необходимо также внутренне, субъективное приготовление — воспитание в себе настроения, соответствующего высоте предмета. Оно достигается как молитвой, так и чтением необходимой литературы. В течение урока также нужно поддерживание в себе молитвенного настроя, без которого ничего невозможно совершить во славу Божию. Нужно проверить, имеет ли педагог в себе чистоту намерений, смирение сердца и упование на помощь Божию. Чистота необходима как для учителя, так и для учеников: для учителя — потому, что управляясь в деле обучения Закону Божию нечистыми намерениями, он лишает себя неоцененных сокровищ благодати и милости Божией, которые он мог бы снискать за совершаемое им великое дело христианской любви и милосердия.
Подведем итог: каковы же должны быть свойства учителя? Прот. Аполлоний Темномеров пишет: «Его качествами непременно должны быть проникновенность истинами Закона Божия и искренняя любовь к детям. Обычно такое внутреннее расположение духа определяют одним словом «призвание». Напрасно некоторые считают призвание исключительно прирожденным даром. Учитель, взявшийся за преподавание Закона Божия по необходимости, не лишен возможности воспитать в себе любовь к этому делу и отдаться ему всей душой. Добросовестное, внимательное отношение к принятым на себя обязанностям — первая ступень. Ясное сознание высоты и святости законоучительства и важности для детей усвоения спасительных истин Закона Божия, тщательное изучение способов преподавания и стремление применить их к делу, наконец, беспристрастная оценка успеха своих трудов».
Деятельность учителя нужно рассматривать, исходя из смысла человеческой жизни. Церковь осуществляет главную часть воспитания — воспитание духовное. Каждый христианин обязан воспитывать детей в христианском духе. «И, зажегши свечу, не ставит ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 16). Учительский труд есть православное служение, направленное на духовно-нравственное становление ребенка, раскрытие образа Божия в нем, его воцерковление. Законоучитель получает для этого значительные полномочия от Церкви и от родителей детей, ответственных за их спасение. Доверие к нему огромное, т. к. от постижения истин веры зависит жизнь детей и последующих поколений.
Призвание (см. состав слова) — дар Божий. Вспомним: «Все ли учители?» (1 Кор. 12, 29), «не многие делайтесь учителями» (Иак. 3, 1). Педагогический дар может проявляться в человеке с юности в стремлении помогать другому, руководить с теплотой и сердечностью. Признаки Божественного дара в педагоге обнаруживаются в любви к детям и к учительскому труду, в духовной радости от работы, от «возгревания» полученного дара. Служение становится личным подвигом человека на пути ко спасению. Как говорил великий русский педагог С. А. Рачинский, «нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный — и потому великий».
Свт. Иоанн Златоуст, говоря о долге учительства, подчеркивает, что подвизающийся в слове «подъемлет великий труд», т. к. он непрестанно трудится, печется и поучается. «Один укоряет его, другой хвалит... и он нуждается в великом подкреплении, чтобы переносить это», ведь он содействует благоустроению и пользе Церкви. Трудящиеся в слове и учении (1 Тим. 5, 17) «не будут оставлены без помощи Духа Святого, Которого обещал Господь Иисус Христос послать ученикам Своим на помощь в деле проповеди Евангелия...»
Научение Закону Божию
НАУЧЕНИЕ ЗАКОНУ — ПОДГОТОВКА К ВЕЧНОСТИ[2]
Что значит научиться Закону Божию? Этот вопрос может быть обращен и к ученику, и к учителю, т. к. все мы — ученики пред лицом Единого Учителя, Который обращает к нам призыв: «...пребудьте в любви Моей». Как же это сделать? «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15,9-10). Значит, пребывание в Боге зависит от любви, а любовь — от исполнения заповедей. Когда мы исполняем волю Божию, мы входим в непрекращающийся поток Божией любви, неиссякающий поток благодати. Любовь — признак христианина, ученика Христова. Целый сонм мучеников, исповедников, праведников и святителей представляет образцы деятельного последо- вания Христу, все это живые воплощения Христова учения.
Покажем и мы свою любовь на деле! Сщмч. Фаддей (Успенский) говорит о том, что все призванные быть просветителями народа должны положить в основание просвещения драгоценное сокровище — веру Христову. «И весь разнородный материал просвещения, из которого духовно созидается человек, постараемся приспособить к единой высшей цели человеческого существования! Цель же сия — приготовить в душе каждого внутреннюю храмину для обитания Христа...»
Вопрос о личном спасении — не только теоретическая задача: это вопрос самоопределения человека. Определиться, что нужно сделать, чтобы спастись, значит произнести суд над всем своим душевным содержанием. Здешнее, земное есть корень, зерно, из которого развивается небесное. Первое необходимо для достижения последнего. Между тем, многие христиане стали думать не о том, как бы совершеннее исполнить волю Божию, а, наоборот, о том, как бы исполнить эту волю поудобнее, с меньшими утратами для этого мира. Себялюбец не может понять, почему Богу угодно доброе поведение, сам исполняя желания своего «я» только потому, что это ему приятно. Чужую волю человек любить не может, как и Самого Владыку. Его он боится, а ее исполняет против своего желания. Его труды по исполнению воли Божией не есть жертва любящая и благодарная, а тяга, подневольное ярмо.
Конечно, состояние подневольного доброделания не один раз переживается всяким подвижником, но это состояние не правило, это только предварительная ступень, цель же нравственного развития — в доброделании совершенном, произвольном. Добродетель перестает быть внешним законом и подвигом, а делается высшим благом человека. «Совершенство — не рабски, не по страху наказания удаляться от порочной жизни и не по надежде наград делать добро.... Одно только представлять себе страшным — лишиться Божией дружбы, и одно только признавать драгоценным и вожделенным — соделаться Божиим другом...», — говорит свт. Григорий Нисский.