Методика преподавания Закона Божия. В помощь учителю церковной школы. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2014 — 368 с.
ISBN 978-5-906411-11-2
Рецензент:
Проректор Екатеринбургской духовной семинарии по учебной работе, кандидат исторических наук, доцент, протоиерей Петр Мангилев.
Книга предназначена для учителей церковно-приходских воскресных и общеобразовательных школ. Она представляет собой курс лекций «Методика преподавания Закона Божия», прочитанных автором на катехизаторско-педаго- гических курсах и в Екатеринбургской православной Учительской семинарии. Данная дисциплина создавалась на основе дореволюционных учебников с учетом современного опыта педагогов воскресных школ Екатеринбургской епархии и самого автора.
Автор — выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, старший методист Сектора церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, заведующая учебной частью Екатеринбургской православной Учительской семинарии, директор воскресной школы Вознесенского Архиерейского подворья г. Екатеринбурга.
Рекомендовано Сектором церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Адрес: г. Екатеринбург, ул. Репина 6а, к. 220. Тел.: (343) 228-15-36,253-10-64. E-mail: chsc_ekb-eparhia@bk.ru Адрес в интернете: www.cpsh.ru
Книга Алены Анатольевны Богдановой «Методика преподавания Закона Божия» является продолжением первой большой работы автора на ту же тему (Богданова А. А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю церковной школы. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. 510 с.). Правильнее даже будет сказать, что данная книга должна предварять уже вышедшую книгу, являться теоретическим, методическим прологом к ней. И очень хорошо, что такой «пролог» теперь создан.
Рецензируемый труд имеет продуманную, четкую структуру. Первая часть работы посвящена преподавателю Закона Божия — законоучителю. Здесь говорится о тех критериях, которым законоучитель должен соответствовать. В следующей части говорится о смысле преподавания Закона Божия. Только тогда, когда смысловые вопросы проговорены, автор начинает говорить о об особенностях Закона Божия как учебной дисциплины. Важным представляется размышление об отношении учебного предмета церковно-приходской школы «Закон Божий» к школьному учебному предмету «Основы православной культуры».
Тщательно проработаны методические вопросы преподавания предмета «Закон Божий» в целом и методические вопросы преподавания составляющих предмет дисциплин: Священной истории, литургики, катихизиса, агиологии. Рассматриваются не только общие вопросы преподавания предмета и составляющих его дисциплин, но и отличительные особенности преподавания.
Учитываются в преподавании и достижения возрастной психологии и педагогики, чему посвящен специальный раздел.
В своих методических построениях автор опирается на обширную дореволюционную литературу, рассматривавшую различные методические вопросы преподавания Закона Божия как школьной учебной дисциплины. В книге довольно много цитат, прямых и скрытых, из различных руководств по методике преподавания Закона Божия.
Следует отметить продуманность структуры книги, тщательность проработки всех частей и разделов. Знакомство с текстом убеждает, что автор имеет большой опыт практической работы в области преподавания Закона Божия, о чем свидетельствуют обильно приводимые примеры решения частных методических вопросов, личные наблюдения и др.
Рецензируемое пособие в целом производит очень благоприятное впечатление. Оно является чрезвычайно полезным в практической работе педагога церковно-приходской воскресной школы, может быть использовано в качестве учебного пособия в Учительской семинарии и в Духовной семинарии.
Проректор Екатеринбургской духовной семинарии по учебной работе, кандидат исторических наук,
доцент
протоиерей Петр Мангилев
Введение
Книга предназначена для учителей церковно-приходских воскресных школ и православных общеобразовательных школ. Цель ее написания — обеспечить педагогов теоретическим материалом для подготовки к преподаванию детям вероучительных дисциплин.
Книга создана на основе курса лекций «Методика преподавания Закона Божия», прочитанного автором на катехизаторско-педагогических курсах (2000-2007 гг.) и в Екатеринбургской православной Учительской семинарии (2007-2014 гг.).
Первоначально курс лекций создавался на основе учебников — дореволюционных и начала XX в., переизданных в наши дни:
1. Фаддей (Успенский), сщмч. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь: Булат, 2003.
2. Сосунцов Е., свящ. Первая книга преподавателя Священной истории. СПб.: Сатис, 1994.
3. Ширский С. И. О преподавании Закона Божия. Ярославль, 1998.
4. Дернов А. А., прот. Методика Закона Божия: Учебное пособие. Репринт.
5. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 1. М.: Православная книга, 1993.
6. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 2, 3. М.: Златоуст, 1994.
К сожалению, современных трудов по методике преподавания вероучительных дисциплин детям практически нет, поэтому многие разделы приходилось разрабатывать без опоры на соответствующую литературу. Сегодня нужен новый взгляд на преподавание Закона Божия — взгляд живой, современный, рассчитанный на нынешних детей, так непохожих на учеников XIX в. Условия жизни диктуют некоторые изменения в методах и средствах. Но, несмотря на новизну методик, преподавание должно вестись с опорой на авторитет Церкви. Каждому педагогу важно научиться опираться в своей деятельности на Предание Церкви, на святоотеческую литературу. Именно поэтому курс за время чтения обогатился мыслями святых отцов. Достаточно много ссылок на святоотеческие труды приводится в библиографическом списке.
В Учительской семинарии обучаются директора и педагоги воскресных школ, уже преподающие или помогающие учителям и планирующие в ближайшее время начать преподавательскую деятельность. На лекциях и семинарах в учебном заведении обсуждались многие общие и частные вопросы преподавания. За годы существования катехизаторско-педагогических курсов и Учительской семинарии по предмету «Методика преподавания Закона Божия» студенты написали сотни и даже тысячи контрольных работ, представляющих собой конспекты уроков по всем разделам Закона Божия. Благодаря студентам, курс лекций стал обобщенным опытом многих учителей церковно-приходских воскресных школ Екатеринбургской и других епархий Русской Православной Церкви. Учтен также и личный опыт автора в качестве преподавателя и директора воскресной школы.
Дополнением практического характера к данному труду является вышедшая в 2008 г. книга того же автора «Уроки Закона Божия», которая представляет собой конспекты уроков по разным разделам Закона Божия. Таким образом, первая книга иллюстрирует все теоретические положения, рассматриваемые в данной работе. Вместе взятые, книги дают объемный взгляд на вопросы преподавания.
Курс «Методика преподавания Закона Божия» имеет ступенчатую структуру и состоит из различных тематических блоков, дающих вместе единую картину методики преподавания. Для того чтобы понять, как преподавать, сначала необходимо определиться, каким должен быть учитель церковно-приходской школы, каковы его личные качества и образование. Поэтому первой стоит глава «Учитель Закона Божия».
Важно также разобраться, что значит научить ребенка Закону Божию. Научение Закону Божию — это не просто изучение веро- учительного материала, но приобретение навыка молитвы, участия в богослужении и Таинствах, чтения Священного Писания, научение жизни по заповедям Божиим. После того как достигнуто понимание, что есть научение Закону, можно приступать к рассмотрению Закона Божия как учебного предмета. Его преподавание, как и преподавание любой другой учебной дисциплины, основывается на общепринятых дидактических принципах. Их должен знать любой педагог, в том числе и законоучитель. Важно понять и то, какие методы можно применять при обучении Закону Божию. Необходимыми формами проведения занятий являются беседы, диалог. Предпочтительным является метод постановки проблемы, при котором ученики лучше усваивают пройденный материал, развивая в себе богословское мышление. Обязательно живое обсуждение с учащимися вопросов применения теоретических знаний в обыденной жизни.
Педагогу не обойтись без учета возрастных особенностей детей, с которыми он работает. Поэтому уделяется внимание и этой теме, причем особый взгляд, конечно, обращен на духовно-нравственные особенности возраста и возможности педагогической помощи детям конкретного возраста в воскресной школе, роль учителя в возрастании каждого ребенка.
Считая, что учебная дисциплина «Закон Божий» преподается в соответствии с дидактическими принципами, в то же время нужно обязательно отметить, что есть некоторые отличия в преподавании предмета, являющегося главным в воскресной школе. Отличия имеют важнейший, принципиальный характер, они касаются основания преподавания, которое заложено в Священном Писании и Предании Церкви, и целевой установки изучения вероучения на спасение, обретение вечной жизни, стяжание святости. Крайне важным представляется постоянное обращение к вопросу связи учебного материала с жизнью каждого ребенка-христианина, т. к. это способствует вовлечению ученика в жизнь Церкви.
Кроме общих черт преподавания Закона Божия, у каждого из его разделов имеются только ему присущие особенности. Подробному рассмотрению преподавания каждого раздела посвящены отдельные главы. Методика преподавания Священной истории, катехизиса, изучения богослужения и молитвы, житий святых — у каждой дисциплины свои отличительные принципы и методы преподавания. Кроме того, все разделы Закона Божия связаны между собой, связаны с богослужебной жизнью Церкви.
Имеется и связь Закона Божия с предметом «Основы православной культуры», ее нам тоже нужно понять и выстраивать нашу работу от поверхностного, нравоучительного ознакомления детей с православной верой к глубинному церковному овладению, неразрывно связанному с литургической жизнью ребенка.
Опыт чтения курса «Методика преподавания Закона Божия» показал его высокую востребованность педагогами воскресных школ. Просим замечания и предложения, составленные по результатам Вашего опыта преподавания, присылать в Сектор церковноприходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина 6а, к. 220, тел. (343) 253-10-64, 228-15-36, e-mail: chsc_ekb-eparhia@bk.ru сайт: cpsh.ru
Законоучитель[1]
Спаситель по Своем воскресении обратил к апостолам слова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28, 19-20). Следовательно, Церковь приняла от Господа Иисуса Христа полномочие учить и воспитывать все народы. Церковная школа — одно из средств исполнения этого великого призвания Церкви.
Школа подготавливает детей к достижению высшего совершенства в духовной жизни под дальнейшим непосредственным руководством и освящением Церкви. В этом состояла главная цель преподавания Закона Божия в дореволюционных начальных народных училищах.
Православная Церковь является хранительницей православного вероучения. В Послании Восточных Патриархов о православной вере говорится, что Церковь «...единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо... никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия, никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться, но, подобно Божественному Писанию, не- погрешительна и имеет всегдашнюю важность». Церковь преподает чадам Закон Божий — Закон, данный Самим Господом для жизни человека, для осуществления главной цели — соединения с Богом. Училище имело задачей научить детей осознавать себя живыми членами Церкви и как в училище, так и по выходе из него, с убеждением, готовностью и верой подчиняться ее руководству, т. е. верить ее учению, принимать благодатные средства спасения и соблюдать церковные заповеди. Можно сказать, что и сегодня эти цели остаются столь же актуальными.
Каков должен быть учитель? Только Сын Божий является Учителем единственным и несравненным между всеми людьми, когда-либо стремившимися поднять на духовную высоту жизнь и помышления человеческие. Каждый педагог имеет перед собой высочайший образец учительства. Рассмотрим требования, предъявляемые к законоучителю.
ЗАКОННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ
По положению о начальных народных училищах законоучители получают утверждение в своей должности от епархиальных архиереев. Если обратиться к положению о церковно-приходской школе Екатеринбургской епархии, мы увидим, что настоятель (или окормляющий священник) дает благословение на исполнение обязанностей руководителю школы и педагогам, но утверждает штат школы Правящий архиерей (разд. 2, ст. 4, п. 5-6).
Это признается необходимым потому, что только один Епархиальный архиерей как преемник апостольской власти имеет право проповедовать в епархии слово Божие и открыто пред Церковью поучать народ истинам веры; все другие учители Закона Божия во вверенной ему епархии от него получают свои полномочия и в отправлении своих обязанностей состоят под его непосредственным надзором (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере, чл. 10).
Православная Церковь содержит то учение, которое было принято святыми апостолами от Господа Иисуса Христа и преемственно передается из поколение в поколение. Преемниками святых апостолов являются епископы, которым принадлежит право и обязанность хранить и преподавать правое учение в Церкви, наблюдать за чистотой православного учения. Епископы реализуют свою учительную власть лично, делегируют ее пресвитерам, а также мирянам, которые трудятся на приходах и в различных учебных заведениях.
Преподавание Закона Божия составляет одно из важнейших служений в Церкви. «Иных Бог поставил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12, 28). Законоучитель возвещает слово Божие, продолжает дело апостольского благовествования, все служение его имеет характер священный, потому и назначение его на должность законоучителя предоставляется духовной власти. Получая видимое утверждение в своей должности от епархиального архиерея, законоучитель через это невидимым образом утверждается в своем звании от Самого Господа Иисуса Христа, верховного учителя и раздателя всех служений в Церкви: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4, 11).
Апостол, перечисляя положительные качества кандидатов священства, учительство поставил в конце. Это потому, что учительство в священнослужителе венчает собой все прочие добрые качества, составляя его отличительную черту. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Прочие качества можно находить и в подчиненных, как то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие, но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтоб он оглашал народ учением».
В Х1Хв. в иностранных народных школах (римско-католических и протестантских) Закон Божий преподавали, под надзором местных священников и при их участии, народные учители, не состоящие в священном сане и не получившие полного богословского образования; для них признавалось достаточным знание Закона Божия, приобретенное в Учительской семинарии. Православная Церковь не допускала этого, по ясному указанию VI Вселенского собора. Вот что говорится в 64 правиле этого Собора: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово или учити, и тако бра- ти на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати слух приявшим благодать учительска- го слова, и от них поучаться божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола, а не все апостолы, не все пророки не все учители (1 Кор. 12, 18-29). Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило, на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго».
В Церкви Апостольской дозволялось и мирянам произносить поучительные беседы для назидания других, даже в церковных собраниях (1 Кор. 14). Но это допускалось: а) по немногочисленности верующих в первые годы Церкви; б) по преимуществу чистоты веры и жизни христиан в то время; в) особенно по обилию чрезвычайных дарований Духа, исполнявшему первенствующую Церковь.
Мы можем сказать, что сейчас налицо только первое — немногочисленность верующих; чистота жизни и обилие даров Духа, к сожалению, не являются характеристиками нашего времени.
Для получения права на учительство необходимы особые условия, именно: а) достаточно зрелый возраст; б) доброе поведение; в) высокий уровень образования; г) доверие местного епархиального архиерея. Принадлежность к церковному клиру не является сегодня непременным условием, в отличие от дореволюционного времени.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ КАЧЕСТВА
Телесные качества
Преподавание требует много сил и возлагает на всех наставников обязанность беречь свое здоровье. Они должны: 1) избегать всего, что может вредить здоровью, притуплять их чувства и уменьшать физические силы и 2) стараться о поддержании и укреплении своего здоровья и о развитии своих телесных сил.
Сщмч. Фаддей (Успенский) отмечает разницу между преподавателями мужского и женского пола. Мужчина обладает прямотой, силой слова и авторитета, что действует на ум и волю подопечных. Женщины отличаются чувствительностью, самоотверженностью и безграничной любовью к детям, что особенно воздействует на сердце. Священномученик, называя женщину «исходищем живота», т. е. источником жизни, призывает помнить, что принципиального отличия, препятствующего принятию на себя преподавательского служения, между мужчиной и женщиной нет, ибо во Христе Иисусе «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28).
Внешняя благопристойность и приличие
«По виду, — говорит премудрый Сын Сирахов, — узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. Одежда и осклабление зубов, и походка человека показывают свойства его». (19, 26). Высота законоучительского служения и святость преподаваемого учения дают право ожидать от законоучителя уверенности, серьезности, достоинства и благопристойно- сти. Законоучитель обязан проходить свое служение и с внешней стороны благопристойно (1 Кор. 14, 40).
Священнослужитель, по заповеди святого апостола Павла, должен быть честен (1 Тим. 3,2), т. е., по точному значению этого слова на греческом языке, должен соблюдать во всем приличие и благопристойность. Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, внушает им прежде всего правила внешнего благоприличия: «не запасайтесь ничем лишним в дорогу; входя в город или селение, осведомляйтесь, кто в нем достоин, чтобы в его доме остановиться, и где остановились, там и оставайтесь, пока не выйдете оттуда; входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; вообще будьте мудры, как змии, и незлобивы, как голуби» (Мф. 10, 8-16, Мк. 6, 8-10, Лк. 9, 3-4). Законоучитель вслед за священнослужителем должен держать себя прилично своему званию, это одна из важнейших его обязанностей. Во внешности и поведении педагога должна отражаться скромность. Дети обращают внимание на всякую мелочь во внешнем поведении учителей и легко перенимают от них как хорошее, так и дурное.
Учитель соблюдает приличие в положении своего тела, в одежде, домашней обстановке, осанке и походке, и особенно в обхождении со всеми окружающими его лицами. С. И. Ширский приводит из «Книги о должностях пресвитеров» следующее описание внешнего состояния священнослужителя, что можно в значительной мере отнести и к законоучителю: «Лицо и руки у него всегда чисто вымыты, ногти на пальцах острижены, волосы причесаны. В доме у него все на своем месте, везде чистота и порядок, для всякого занятия назначены определенные часы. Жена и дети его отличаются скромностью и проводят жизнь благочестивую. В одежде он не допускает ни малейшей роскоши... Взор у него спокойный и открытый, кроткий и исполненный доброты и участия, поступь ровная, не спешная, но и не слишком медленная, движения рук простые и естественные; вообще весь внешний вид его представителен и внушает к нему уважение. В обхождении с высшими себя он почтителен без унижения, с равными прост и дружелюбен, с низшими кроток и вежлив без ласкательства. На слова он бережлив, уста его открываются только для молитвы, для назидания и для необходимых собеседований по делам житейским; он помнит, что за каждое праздное слово надобно будет дать ответ Богу».
«Чтобы заставить детей признать свой авторитет и подчинить их своему влиянию, — пишет прот. Аполлоний Темномеров, — законоучитель должен и говорить, и действовать, как власть имеющий (Мф. 7, 29). Только в этом случае он может быть хозяином положения в классе. Когда голос законоучителя звучит уверенно, походка тверда и свободна, требования категоричны; когда законоучитель не обнаруживает колебаний, как ему вести урок, дети невольно проникаются к нему доверием и уважением». Законоучитель должен быть чужд легкомыслия. Выражению его лица приличествует серьезность; она же должна звучать и в тоне его голоса. Должно быть соблюдение во всем его поведении важности и достоинства.
Законоучитель не должен забывать, что он преподает детям Божественное учение, что он руководит их первыми шагами на пути спасения и что он дает ответ Господу, если кто-либо из малых сих по его вине усвоит превратное направление в жизни.
Главная забота учителя должна быть направлена на внутреннее состояние души воспитанников.
Умственные качества
• Хорошая память.
По слову Господа Иисуса Христа, «всякий книжник, навыкнувший в учении о Царствии Небесном, подобен хозяину, который из сокровища своего вынимает новое и старое» (Мф. 13, 52). Таков должен быть законоучитель. Ему необходимо иметь в своей памяти богатый запас познаний по Закону Божию для того, чтобы вести преподавание свободно, с легкостью и разнообразием. В беседах с учениками некогда задумываться и наводить справки, нужно на каждый вопрос находить в своем уме готовые ответы.
• Строгий, логический ум.
Христианские истины постигаются верою, которая не исключает знания. Строгий, логический ум необходим законоучителю как для приобретения им самим надлежащих познаний по Закону Божию, так и для того, чтобы ясно, правильно, в необходимом порядке сообщать познания детям.
• Живое воображение.
Внешние образы создаются с помощью воображения. Фантазия, которая не является игрой представлений или фантазированием, создает новые образы, когда необходимо представить для детей общие положения в наглядных формах. Воображение православного педагога умеряется здравым умом и христианским чувством.
• Дар слова.
Дар слова — способность правильно, ясно и свободно излагать свои мысли. Учительский труд немыслим без этого дара. От законоучителя особенно требуется умение рассказывать и вести разговор с детьми.
Этой способности уделяет много внимания прот. Александр Дернов. Он утверждает, что «выразительность, достоинство и сердечность речи происходят от воодушевления истинами Закона Божия. Эти свойства речи не явятся сами собою „от избытка сердца". Учитель, не прилагающий усилий сделать свою речь способной к выражению внутренних чувств, будет напрасно ждать, что вдохновенная речь сама собою польется из его уст, как результат особенного подъема духа».
Знаменитый проповедник свт. Иоанн Златоуст предупреждает тех, кто смотрит на умение говорить как на дело легкое, всем доступное: «Так как сила слова не дается природою, но приобретается образованием, то, хотя кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы». Принявший на себя долг учительства должен заботиться не только о самосовершенствовании вообще, но и о составлении поучений. Тщательно трудясь над ними, он не должен внимать похвалам посторонних людей, но единственной целью иметь — угодить Богу. Свт. Григорий Двое- слов обращает к избирающим для себя проповедническое служение настоятельное увещание усердно трудиться и не предоставлять случайному вдохновению каждую проповедь.
Сщмч. Фаддей (Успенский), развивая мысли святых отцов, призывает делать слово живым и действенным. Для этого оно должно быть «естественным изнесением наружу того, что составляет часть внутренней духовной жизни самого проповедника, изображением и изъяснением слушателям того, что проповедник сам прежде уже пережил, о чем он много думал, что его волновало, побуждало к различным подвигам». Самое главное — одушевление рассказчика. Слово, отличающееся надуманностью и искусственностью, не может быть действенным. Вместе с тем, его нужно сообразовывать с духовными потребностями слушателей; думая об их пользе, учитывать потребности данного момента, потребности всего коллектива и отдельных членов. Мало внешней привлекательности; слово станет живым, когда оно «способно затронуть какие-нибудь движения в душе, относящиеся к духовной жизни: пробудить, например, от беспечности и заставить задуматься над своим духовным состоянием, вызвать чувство покаяния... движение любви к ближнему, духовную радость о каком-либо событии спасения и т. п. Для того, чтобы живо говорить о вере, о любви, о молитве, посте, борьбе со страстями, вообще о деле спасения, нужно проповеднику самому любить все это, быть постоянно занятым этим, подвизаться в духовной жизни...». Только то, во что учитель сам верит, чего желает, чем живет, может стать живым для слушателей.
Духовно-нравственные качества
• Вера.
Без веры невозможно быть учителем Закона Божия. «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте», — вот первые слова, которыми Господь Иисус Христос напутствовал будущих проповедников Евангелия в прощальной беседе с ними (Ин. 14, 1) Неверующий учитель не может иметь в себе пребывающего слова Божия СИн. 5, 38), а потому и другим не передаст того, чего сам не имеет. Вера возбуждается верою, без веры нет и знания. Искренняя религиозность пронизывает все чувства и дела человека, освящает его изнутри. Исполнение религиозных обязанностей (Святое Причастие, молитва, пост, милостыня, чтение Священного Писания) есть непременное свойство законоучителя. Он должен быть живым членом Церкви Христовой, а преподавание рассматривать как собственный путь ко спасению.
Учитель должен быть верующим в полном значении этого слова. Он должен веровать от всего сердца, всею душою. Предметом веры его должно служить все содержание Божественного Откровения, по разуму и толкованию Святой Церкви. Вера его должна утверждаться на сердечном убеждении в том, «что Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), а Бог есть самая истина и премудрость. Наконец, верующий законоучитель должен видеть в согласии своих убеждений с учением Церкви не плод своего человеческого, и, следовательно, погрешительного разума, но дар благодати, сходящей свыше, ибо вера есть дар Божий (Еф. 2, 8).
Живое общение с Богом проявляется в молитве. Урок по сути своей является именно молитвой, славословием Богу. Молитва — самое естественное и даже высшее, но не единственное обнаружение религиозного чувства. Религиозность может пронизывать всю деятельность человека, сказываться на отношении его к преподаваемому предмету, к учащимся, а также отражаться на характере его преподавания.
Читаем у прот. Аполлония Темномерова о том, что «глубокое религиозное чувство учителя сказывается в его воодушевлении, т. е. такой проникновенности известной идеей, при которой последняя овладевает духом и становится источником энергии. Для воодушевления прежде всего необходимо, чтобы учитель с совершенною ясностью и твердостью держал в своем сознании христианские истины, смотрел на них, как на высшее из всех знаний, ведущее к вечному спасению. Но главнейшим источником воодушевления должно быть сердце. „От избытка сердца говорят уста" (Лк. 6, 48). Поэтому необходимо, чтобы законоучитель прочувствовал в своем сердце все то, чему он хочет научить своих учеников. Если предмет урока чужд сердцу учителя, в его словах всегда будет слышаться холодность. Безразлично переданное столь же безразлично будет воспринято и детьми, даст им только мертвое, бесплодное знание. Воодушевление дает слову человека жизнь и силу; без него какие бы хорошие слова вы ни говорили, они все же останутся мертвой буквой».
Преподавание Закона Божия ведется от имени Божия, во имя Господа Иисуса Христа. Господь проповедовал Свое учение как посланный от Бога Отца: «Я не от Себя говорил, но пославший Меня Отец, Он Мне дал заповедь, что Мне сказать...» (Ин. 12,49). Подобно сему и святые апостолы излагали учение не сами от себя, но от Бога и во имя Божие, благовествовали «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2,4). В апостольских посланиях в каждом слове — Христос. Так должно быть поставлено преподавание и в церковных школах — не по стихиям мира, а по Христу (Кол. 2, 8).