Этот тип поведения, вызванный отсутствием необходимых знаний, либо трудностью их воспроизводства по памяти. Нахождение в таком типе поведения является редким, но мы иногда вынужденно попадаем в него, когда встречаемся с ситуацией, в которой мы не имеем опыта.
33. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КАТАСТРОФЫ "АМОКО КАДИС"
Супертанкер "Амоко Кадис" — одновинтовое судно класса VLCC, дедвейт 232000 т, построено в Испании в 1974 г., имело класс ABC (Американское бюро судоходства). Длина судна 334 м, ширина 51 м, осадка с полным грузом 19,6 м. Дизель фирмы "Бурмейстер и Вайн" мощностью 30410 л.с. обеспечивал скорость 16 уз. 16 марта 1978 г. судно, следовавшее с грузом сырой нефти (220 тыс. т) из иранского порта Харг в порт Роттердам, находилось на подходе к проливу Ла- Манш в районе о. Уэссан.
Судно шло курсом 37е, со стороны левого борта от SW дул сильный штормовой ветер 20-25 м/с. Для компенсации ветрового момента вахтенный матрос удерживал руль в положении 10° вправо. В 09.46 он заметил, что судно стало уклоняться влево и перестало слушаться руля. Капитан, находившейся в это время на мостике, сообщил об этом по телефону вахтенному механику, который по тревоге вызвал всех механиков в машинное отделение.
Чтобы избежать выхода судна на полосу встречного движения, капитан дал двигателю самый малый ход, а затем команду "стоп". Был поднят сигнал судна, лишенного возможности управляться. Двигаясь по инерции, примерно в 10.05 судно остановилось на курсе 270°, развернувшись за 19 мин влево на 143°.
Через 5 мин. после отказа рулевого управления механики обнаружили, что под действием ударов волн руль самопроизвольно перекладывается с борта на борт из-за повреждения магистралей, ведущих от масляных помп рулевого привода к распределительному блоку. Между фланцем и корпусом распределительного блока образовалась клиновидная щель, через которую при самопроизвольной перекладке руля выхлестывало масло и всасывался воздух. В это время члены палубной команды под руководством старшего помощника капитана предприняли опасную попытку закрепить рулевой сектор к пиллерсу с помощью связок цепей и стропов, но рывки пера руля были столь велики, что гак, наброшенный на кормовую крестовину сектора, разогнулся и попытка не удалась.
К 11.00 судно находилось в 10 милях от опасного берега, дрейфовало на БЕ и развернулось на курс 160° — лагом к ветру и волнению. В 11.20 капитан убедился в невозможности устранить повреждения рулевого устройства силами экипажа. Было запрошено "Брест радио" о наличии поблизости буксиров. Капитана проинформировали, что недалеко от места аварии находится буксир-спасатель "Пасифик". В 12.20 западногерманский буксир "Пасифик" подошел к танкеру, и его капитан предложил заключить спасательный контракт. Капитан супертанкера связался по радиотелефону со штаб-квартирой фрахтователя в Чикаго. Капитан компании, занимающийся вопросами безопасности мореплавания, после сообщения капитана танкера о сложившихся обстоятельствах ответил, что если нужны буксиры, то их надо взять. После длительных переговоров капитан "Амоко Ка- дис" согласился на заключение спасательного контракта. С буксира- спасателя на танкер был подан 52-миллиметровый стальной трос длиной 1419м, с двойной 35-сантиметровой перлоновой вставкой длиной 50 м и специальной 10-метровой буксировочной цепью диаметром 65 мм и 110-метровым шкентелем с огоном для крепления буксира на борту танкера. Буксир подали через носовой Панамский клюз так, чтобы цепь покоилась в этом клюзе.
В 14.00, после крепления буксира, "Пасифик" начал буксировку, чтобы повернуть судно вправо против ветра. В это время танкер находился в 6 милях от о. Уэссан, продрейфовав за 3 ч примерно 7,5 мили на 5Е. Определяющую роль в направлении дрейфа играли штормовой ветер, ветровое течение и волнение. Располагаясь к танкеру под прямым углом, "Пасифик" за 2 ч развернул танкер вправо на 20°, при этом оба его двигателя работали на максимальных оборотах, какие только позволяли условия погоды. В 16.15 буксир лопнул из-за поломки одного из звеньев цепи. Как указывалось выше, буксир располагался по отношению к диаметральной плоскости танкера под прямым утлом и буксирная цепь, заложенная в клюз и оказавшаяся на изгибе, испытывала очень большие напряжения, особенно во время рывков, на звено, находящееся на сварных швах Панамского клюза.
Сразу после обрыва буксира капитан танкера дал команду "средний назад" и указал старшему механику использовать всю возможную мощность, сообразуясь с состоянием моря. Машина танкера работала на задний ход в течение 2,5 ч. Судно, двигаясь на заднем ходу, развернулось кормой на ветер. Ветер к этому времени стал северозападным, а курс танкера составлял 130°. Тем временем "Пасифик" выбрал буксир и подготовил для подачи новую цепь. Капитан спасателя информировал капитана танкера о том, что он будет буксировать за корму.
Капитан танкера сначала возражал, но затем, под давлением капитана буксира-спасателя, в конце концов согласился. "Пасифик" начал маневрировать, чтобы взять танкер на буксир за корму.
После остановки машины и погашения инерции заднего хода танкер снова начал разворачиваться лагом к ветру и развернулся на курс 260є. В 20.04 на расстоянии немногим более 1 мили от опасных глубин на танкере был отдан левый якорь, затем цепь стравили до 8 смычек.
Отдаче правого якоря, по утверждению капитана, препятствовало волнение, направленное в правую скулу судна. Когда левый якорь впоследствии извлекли, оказалось, что обе лапы якоря обломаны.
В 20.55 буксир на танкере был закреплен, и "Пасифик", вытравив постепенно 700 м, начал выходить на буксир.В 21.04, когда буксир был еще со слабиной, танкер коснулся скалистого грунта кормовой частью, получив, судя по значительной утечке нефти, серьезные повреждения.
В 21.30 "Амоко Кадис" вторично коснулся грунта кормовой оконечностью, в результате чего было затоплено машинное отделение. В это время "Пасифик" продолжал безуспешную буксировку до тех пор, пока в 22.12 вторично лопнул буксир, после чего "Пасифик" отошел от танкера и остановился поодаль в готовности.
В 23.20 через судовую радиостанцию с танкера был подан сигнал SOS, указано место происшествия и запрошены вертолеты.
В 23.30 подошел буксир "Симеон" и остановился поодаль от танкера в готовности. Французские власти сразу откликнулись на призыв о помощи.
От полуночи до 01.45 17 марта военные вертолеты переправили на берег весь экипаж, за исключением капитана судна и английского капитана-наставника по безопасности мореплавания.
Около 04.00 "Амоко Кадис" под воздействием волнения переломился пополам. В 05.10 капитан и капитан-наставник были переправлены на берег.