Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поведение, основанное на знаниях



Этот тип поведения, вызванный отсутствием необходимых зна­ний, либо трудностью их воспроизводства по памяти. Нахождение в таком типе поведения является редким, но мы иногда вынужденно попадаем в него, когда встречаемся с ситуацией, в которой мы не имеем опыта.

33. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КАТАСТРОФЫ "АМОКО КАДИС"

Супертанкер "Амоко Кадис" — одновинтовое судно класса VLCC, дедвейт 232000 т, построено в Испании в 1974 г., имело класс ABC (Американское бюро судоходства). Длина судна 334 м, ширина 51 м, осадка с полным грузом 19,6 м. Дизель фирмы "Бурмейстер и Вайн" мощностью 30410 л.с. обеспечивал скорость 16 уз. 16 марта 1978 г. судно, следовавшее с грузом сырой нефти (220 тыс. т) из иранского порта Харг в порт Роттердам, находилось на подходе к проливу Ла- Манш в районе о. Уэссан.

Судно шло курсом 37е, со стороны левого борта от SW дул силь­ный штормовой ветер 20-25 м/с. Для компенсации ветрового момен­та вахтенный матрос удерживал руль в положении 10° вправо. В 09.46 он заметил, что судно стало уклоняться влево и перестало слушаться руля. Капитан, находившейся в это время на мостике, сообщил об этом по телефону вахтенному механику, который по тревоге вызвал всех механиков в машинное отделение.

 


 

Чтобы избежать выхода судна на полосу встречного движения, капитан дал двигателю самый малый ход, а затем команду "стоп". Был поднят сигнал судна, лишенного возможности управляться. Дви­гаясь по инерции, примерно в 10.05 судно остановилось на курсе 270°, развернувшись за 19 мин влево на 143°.

Через 5 мин. после отказа рулевого управления механики обнару­жили, что под действием ударов волн руль самопроизвольно пере­кладывается с борта на борт из-за повреждения магистралей, веду­щих от масляных помп рулевого привода к распределительному бло­ку. Между фланцем и корпусом распределительного блока образова­лась клиновидная щель, через которую при самопроизвольной пере­кладке руля выхлестывало масло и всасывался воздух. В это время члены палубной команды под руководством старшего помощника капитана предприняли опасную попытку закрепить рулевой сектор к пиллерсу с помощью связок цепей и стропов, но рывки пера руля были столь велики, что гак, наброшенный на кормовую крестовину сектора, разогнулся и попытка не удалась.

К 11.00 судно находилось в 10 милях от опасного берега, дрейфо­вало на БЕ и развернулось на курс 160° — лагом к ветру и волнению. В 11.20 капитан убедился в невозможности устранить повреждения рулевого устройства силами экипажа. Было запрошено "Брест радио" о наличии поблизости буксиров. Капитана проинформировали, что недалеко от места аварии находится буксир-спасатель "Пасифик". В 12.20 западногерманский буксир "Пасифик" подошел к танкеру, и его капитан предложил заключить спасательный контракт. Капитан супертанкера связался по радиотелефону со штаб-квартирой фрах­тователя в Чикаго. Капитан компании, занимающийся вопросами безопасности мореплавания, после сообщения капитана танкера о сложившихся обстоятельствах ответил, что если нужны буксиры, то их надо взять. После длительных переговоров капитан "Амоко Ка- дис" согласился на заключение спасательного контракта. С буксира- спасателя на танкер был подан 52-миллиметровый стальной трос дли­ной 1419м, с двойной 35-сантиметровой перлоновой вставкой дли­ной 50 м и специальной 10-метровой буксировочной цепью диамет­ром 65 мм и 110-метровым шкентелем с огоном для крепления букси­ра на борту танкера. Буксир подали через носовой Панамский клюз так, чтобы цепь покоилась в этом клюзе.

В 14.00, после крепления буксира, "Пасифик" начал буксировку, чтобы повернуть судно вправо против ветра. В это время танкер находился в 6 милях от о. Уэссан, продрейфовав за 3 ч примерно 7,5 мили на 5Е. Определяющую роль в направлении дрейфа играли штормовой ветер, ветровое течение и волнение. Располагаясь к тан­керу под прямым углом, "Пасифик" за 2 ч развернул танкер вправо на 20°, при этом оба его двигателя работали на максимальных обо­ротах, какие только позволяли условия погоды. В 16.15 буксир лоп­нул из-за поломки одного из звеньев цепи. Как указывалось выше, буксир располагался по отношению к диаметральной плоскости танкера под прямым утлом и буксирная цепь, заложенная в клюз и оказавшаяся на изгибе, испытывала очень большие напряжения, особенно во время рывков, на звено, находящееся на сварных швах Панамского клюза.

Сразу после обрыва буксира капитан танкера дал команду "сред­ний назад" и указал старшему механику использовать всю возмож­ную мощность, сообразуясь с состоянием моря. Машина танкера ра­ботала на задний ход в течение 2,5 ч. Судно, двигаясь на заднем ходу, развернулось кормой на ветер. Ветер к этому времени стал северо­западным, а курс танкера составлял 130°. Тем временем "Пасифик" выбрал буксир и подготовил для подачи новую цепь. Капитан спаса­теля информировал капитана танкера о том, что он будет буксиро­вать за корму.

Капитан танкера сначала возражал, но затем, под давлением ка­питана буксира-спасателя, в конце концов согласился. "Пасифик" начал маневрировать, чтобы взять танкер на буксир за корму.

После остановки машины и погашения инерции заднего хода тан­кер снова начал разворачиваться лагом к ветру и развернулся на курс 260є. В 20.04 на расстоянии немногим более 1 мили от опасных глубин на танкере был отдан левый якорь, затем цепь стравили до 8 смычек.

Отдаче правого якоря, по утверждению капитана, препятствова­ло волнение, направленное в правую скулу судна. Когда левый якорь впоследствии извлекли, оказалось, что обе лапы якоря обломаны.

 

В 20.55 буксир на танкере был закреплен, и "Пасифик", вытравив постепенно 700 м, начал выходить на буксир.В 21.04, когда буксир был еще со слабиной, танкер коснулся скалистого грунта кормовой частью, получив, судя по значительной утечке нефти, серьезные по­вреждения.

В 21.30 "Амоко Кадис" вторично коснулся грунта кормовой око­нечностью, в результате чего было затоплено машинное отделение. В это время "Пасифик" продолжал безуспешную буксировку до тех пор, пока в 22.12 вторично лопнул буксир, после чего "Пасифик" отошел от танкера и остановился поодаль в готовности.

В 23.20 через судовую радиостанцию с танкера был подан сигнал SOS, указано место происшествия и запрошены вертолеты.

В 23.30 подошел буксир "Симеон" и остановился поодаль от тан­кера в готовности. Французские власти сразу откликнулись на при­зыв о помощи.

От полуночи до 01.45 17 марта военные вертолеты переправили на берег весь экипаж, за исключением капитана судна и английского капитана-наставника по безопасности мореплавания.

Около 04.00 "Амоко Кадис" под воздействием волнения перело­мился пополам. В 05.10 капитан и капитан-наставник были переправ­лены на берег.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.