Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Педагогическая анимация



 

Во Франции для характеристики организаторов послеурочной деятельности детей в свободное время был введен термин «аниматор», характеризующий спе­цифику работы такого руководителя (фр. «animer» зна­чит вдохновить, побудить к какой-либо деятельности).

Аниматор старается создать условия для увлека­тельной, вызывающей интерес деятельности, вдохнов­ляет детей и побуждает ею заниматься. Он восприни­мается как член группы, участвующий в ее жизни, а не находящийся вне ее или рядом с нею. Он ответстве­нен за социальное и культурное совершенствование группы. Его задачи заключаются в том, чтобы создать условия, при которых дети стремились бы к культуре; помочь установить доброжелательные отношения в группе; побудить детей к творческой деятельности.

Деятельность аниматора может быть разносторон­ней или иметь определенную специальную направлен­ность (например, техническое творчество). В первом случае руководитель занимается координирующей де­ятельностью, общим руководством коллектива, возмож­но, больше учитывая потребности коллектива. Во вто­ром – руководитель имеет конкретную техническую или другую квалификацию, специализацию. Деятель­ность коллектива может быть открыта для жителей этого квартала, деревни или города, а может быть на­правлена только на определенную группу жителей.

Термин «анимация» в том смысле, как он сейчас употребляется во французской педагогике, появился в связи с разработкой проблемы динамики группы и сво­бодного воспитания. Педагогическая анимация способ­ствует свободному и автономному самоопределению личности в группе и самоопределению групп. Признавая плюрализм мнений и позиций, она создает благопри­ятные условия для поиска правильного решения проблем и является, таким образом, своего рода школой подлинного гражданского становления личности.

По мнению французских педагогов, в частности Р. Торайя, педагогическая анимация не только охваты­вает внешкольную и внеурочную деятельность, но и ак­тивно внедряется в учебно-воспитательный процесс, так как ее цели глубоко гуманны. В противовес нивели­рующим и подавляющим личность процессам в обще­стве, педагогическая анимация пробуждает у индиви­да веру в свои силы и возможности, активизирует процесс общения, самопознания, самопризнания, ус­танавливает новый стиль человеческих отношений, от­вечающий потребности человека в проявлении своего творчества во всех видах деятельности.

Анимация находится в тесном взаимодействии с воспитанием в самом широком смысле, поскольку речь идет о всеобъемлющем воспитании, имеющем своей целью всестороннее формирование человеческой лич­ности не только в рамках школы, но и на протяжении всей жизни индивида. Таким образом, анимация стано­вится неотделимой частью воспитания. Педагогическая анимация не должна слепо копировать традиционные школьные формы работы, иначе она будет неэффектив­на. Задачей аниматора является не только передача зна­ний и умений, а прежде всего установление между чле­нами группы атмосферы сотрудничества, взаимного уважения, творческого поиска и творческой деятельно­сти. При этом необходимо учитывать, что аниматор не является руководителем группы, а только помогает со­здавать условия для пробуждения мысли, принятия ре­шений и реализации действий.

Деятельность аниматора носит социальный и воспи­тательный характер, и педагогическая анимация видит главную задачу в обеспечении процесса развития груп­пы, коллектива и их членов на уровне общественных от­ношений и культурного формирования. Под общест­венными отношениями имеется в виду установление межличностных отношений между индивидами и обще­ственных связей с различными социальными института­ми. Культурное формирование понимается как приобще­ние к новым культурным ценностям, не входящим в школьную программу, при этом понятие культуры полу­чает самое широкое звучание. Долгое время культура отож­дествлялась только с шедеврами искусства, и учителя яв­лялись посредниками ее передачи. Важнейшая же цель процесса приобщения к культуре заключается для ани­матора в установлении подлинной внутренней связи между ребенком и окружающими его вещами.

Аниматор призван побуждать творческие способ­ности личности. В свете данной перспективы соци­альные и культурные функции аниматора сближают­ся, и он должен эффективно реализовывать процесс социализации ребенка, его гармоничной интеграции с обществом и миром средствами культуры.

Деятельность аниматоров строится по двум на­правлениям: первое носит общий характер, а вто­рое – специализированный и технический. К перво­му относятся: ответственные работники профсоюзов, ассоциаций, движений, группировок; работники об­щественно-воспитательных культурных учреждений, к примеру, библиотек и музеев. Ко второму – вожа­тые детских лагерей, тренеры спортивных клубов, ру­ководители художественной самодеятельности, тех­нических клубов и т.д.

Поле деятельности французских аниматоров весьма обширно. Условно в нем можно выделить четыре сферы:

– социально-экономическая сфера (например, но­вые города большого Парижа), где аниматоры контак­тируют с многочисленными ассоциациями и объеди­нениями;

– открытые для населения объединения в жилых кварталах, таких, как общественные, воспитательные и культурные, сельские центры, муниципальные отделы по делам молодежи, семейные ассоциации и др.;

– специальные объединения для отдельных кате­горий населения, а точнее, общежития молодых трудя­щихся, дома престарелых, детские дома, частные и общественные клубы крупных предприятий и т. п.;

– организация туризма и отдыха, а именно: турист­ские летние базы, семейные дома и деревни отдыха и др.

Для координации усилий всех местных институтов воспитания в коммуне введены так называемые муни­ципальные сотрудники. По их инициативе рабочая группа, состоящая из учителей, воспитателей, аниматоров, родителей, определяет программу воспитатель­ной работы в микрорайоне, ее содержание, цели и общие направления. Такая комиссия является важным связующим звеном, объединяющим всех воспитателей.

Муниципалитет регулярно организует встречи, семинары, собрания заинтересованных лиц. Многооб­разные средства муниципальной информации (муни­ципальный бюллетень, детская газета, местное телеви­дение, школьный журнал, педагогические газеты и журналы, аудиовизуальные средства и т. д.) адресуют­ся одновременно родителям, учителям, подросткам, воспитателям, аниматорам и т. д.

В стране развита сеть центров по подготовке и переподготовке кадров (центр стажировки Министер­ства национального образования по вопросам воспи­тания, центры подготовки учителей, аниматоров и ро­дителей, стажировки различных детских и молодежных организаций и ассоциаций, центров досуга и спорта и т. д.). Регулярно проводятся семинары для родителей, учителей и аниматоров. Системе подготовки анимато­ров уделяется большое внимание со стороны многочис­ленных общественных, государственных и образова­тельных учреждений и центров. Профессиональная подготовка аниматоров осуществляется как в государ­ственных учреждениях, так и в частных специальных учебных заведениях. Так, специалистов для работы с детьми готовят, в частности, Лига народного образова­ния и Центр подготовки активным методам воспитания.

Педагогическая анимация активно развивается в культурно-досуговых центрах молодежи. Широкое рас­пространение в стране получили Дома культуры моло­дежи, где молодежь ориентируется на занятия в клубах по интересам, где представлены различные виды куль­туры и искусства. Популярными являются Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в свободное время.

Центры каникул и досуга включают: дошкольные лагеря для 4–6-летних детей; центры каникул для б–14-летних детей; центры совместных каникул для подростков 13–18 лет; места семейного отдыха с орга­низованным досугом; центры досуга под открытым не­бом, принимающие детей от 16 лет во время школьных каникул.

Основная цель Центров – физическое, нравствен­ное, эстетическое развитие ребенка. В этих же центрах готовят и аниматоров, преподавателей-организаторов досуга молодежи. Центрами организуется разнообразная деятельность учащихся на открытом воздухе: туризм, посещение исторических мест, ночевки на природе, спортивные игры. Предусмотрены художественно-эсте­тическая и научно-техническая деятельность, развитие творчества, воображения учащихся, воспитание их вкуса в различных центрах. В распоряжении детей находятся художественные салоны, гимнастические залы, игровые и спортивные площадки, бассейны, библиотеки, различ­ные мастерские, специально оборудованные кухни для изучения кулинарного искусства, игротеки и т. п.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.