Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовка кадров социальным работников



 

Как и практика социальной работы, официальное обучение и подготовка к этой работе стали развиваться в Великобритании преимущественно после Второй ми­ровой войны. Вероятно, первое заведение для подготов­ки социальных работников было основано Обществом благотворительных организаций в 1896 г.

В 1903 году Общество благотворительных организа­ций основало собственную Школу социологии, которая после объединения с Лондонской Школой экономики в 1912г. преобразовалась в Департамент социальных наук и управления. В послевоенный период одно- и двухго­дичные курсы социальной работы были организованы в университетах и других высших учебных заведениях.

Годы 1970–71 стали переломным моментом в исто­рии подготовки социальных работников. В 1970 г. была осуществлена важная мера для придания единой направ­ленности, координирования и управления образованием в области социальной работы: был учрежден Централь­ный совет по обучению и подготовке в области социаль­ной работы. Изменения в организации социальной рабо­ты при местных органах и соответствующих служб после принятия в 1971 г. «Закона о социальных службах при местных органах власти» привели к тому, что почти все узкопрофильные курсы социальных работников превра­тились в 70-е гг. в общие, поскольку пытались за корот­кий срок – обычно 2 года – обучить студентов методам оказания помощи разным группам населения.

Обучение социальных работников в Великобрита­нии прочно утвердилось как в университетах, так и дру­гих высших учебных заведениях – прежде всего, по­литехнических институтах. Английские университеты значительно меньше, чем средние университеты дру­гих европейских стран. Это отражается на размерах курсов социальной работы, многие из которых прини­мают в год около 25 слушателей. Есть более крупные школы и факультеты социальной работы – в таких университетах, как Бристольский, Кардиффский, Лестерский и Ноттингемский.

Штат любых курсов социальной работы включает квалифицированных и опытных социальных работников, которые ведут практические занятия, осуществляют ин­дивидуальное наставничество и устанавливают связь с базами прохождения студентами практики. В штат могут входить и ученые в области социальных наук, не являю­щиеся квалифицированными социальными работниками. В социальной работе упор всегда делается на то, чтобы штатными педагогами назначалось достаточное число квалифицированных и опытных социальных работников.

В Великобритании не существует обязательной подготовки преподавателей высшей школы (в отличие от школьных учителей); но некоторые преподаватели социальной работы имели возможность подготовиться к своей деятельности на специальных педкурсах, орга­низованных Национальным институтом социальной работы, в Лондоне и ряде университетов.

Большинство учебных заведений могут не только нанимать штатных работников на полные и неполные ставки, но и привлекать социальных работников для чтения лекций и ведения семинаров по специальным предметам. Важно, чтобы на курсе читались дисциплины, связанные с практической деятельностью, т. к. это высоко ценят студенты.

Методика отбора на курсы социальной работы жес­ткая и преследует цель проверить не только академичес­кие знания кандидата, но и его/ее личную пригодность для практической деятельности в этой сфере. Обычно заполняется объемистая форма (письменное заявление) с кратким эссе на тему, почему поступающий хочет стать социальным работником. Кандидаты, прошедшие этот этап, подвергаются интенсивному собеседованию, при­чем в число интервьюеров обычно входит социальный работник из местного агентства. Помимо индивидуаль­ных интервью, на некоторых курсах от кандидатов требу­ется принять участие в групповых дискуссиях, и их вклад оценивается теми, кто ведет прием. Ежегодно желающих поступить на курсы социальной работы гораздо больше, чем мест, причем не наблюдается тенденции к снижению популярности профессии социального работника.

Главная проблема обучения социальных работни­ков в Великобритании – недостаточная продолжитель­ность срока обучения, зачастую составляющего менее одного года.

По программе двухгодичного курса, каждый студент должен поработать под контролем наставника с после­дующей оценкой в двух-трех учреждениях по соцобеспечению и предоставлению социальных услуг. Настав­ником является опытный социальный работник, а одним из мест прохождения практики должно быть агентство такого же типа, как то, в котором студент планирует работать после окончания курса обучения.

Академические программы курсов по социальной работе содержат обширный материал как по практике в данной области, так и по соответствующим соци­альным наукам.

Студенты, планирующие работать в государствен­ных отделах социальных служб, будут оказывать услу­ги специфическим группам клиентов. Это в первую очередь относится к детям, оставшимся без попечения родителей, и их семьям, физически неполноценным лицам, пожилым и престарелым, психически больным и правонарушителям любого возраста. Следовательно, курсы социальной работы должны содержать програм­мы для обучения в соответствии с нуждами, особенно­стями и типичными проблемами всех этих групп. Кроме того, студенты должны быть хорошо осведомлены о законодательстве, относящемся к каждой из групп.

Одна из характерных особенностей обучения в уни­верситетах и колледжах Великобритании – это доне­сение знаний посредством небольших семинарских групп, включающих 4–10 человек. Кроме того, студен­ты в индивидуальном порядке встречаются с педагога­ми для обсуждения академической работы и связанных с ней тем. Студенты и педагоги высоко ценят систему индивидуального наставничества (тьюторы) и обучения в малых группах.

Индивидуальный контакт студента с педагогом особенно важен при обучении социальной работе, по­скольку студенты нуждаются в помощи в соотнесении теории и практики социальной работы, а также в воз­можности обсуждения того, какое влияние на него/нее оказывает весь процесс обучения. Еще одна важная особенность методики обучения – использование экс­периментальных методов усвоения учебного материа­ла (например, в процессе ролевых игр) и аудиовизу­альных средств.

Студенты, успешно завершившие учебу по соци­альной работе, получают два вида свидетельств. Если их курс, по рекомендации центрального Совета по обу­чению и подготовке в области социальной работы, об­ладает правом выдачи квалификационного сертифика­та по социальной работе, тогда студенты получают этот действительный для всей страны документ, который требуется для получения места в большинстве про­фильных учреждений Великобритании. Академические учебные заведения могут выдать своим выпускникам сертификат, диплом, а в некоторых университетах – даже степень магистра.

 

 

ГЛАВА 16




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.