Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деятельность социальных служб. Система социального обслуживания начала склады­ваться в Швеции с конца XIX в



 

Система социального обслуживания начала склады­ваться в Швеции с конца XIX в. Число профессиональ­ных работников этой сферы особенно быстро росло в первой половине нашего столетия. Этому способствова­ла организация высших школ по подготовке специали­стов (социономов), открытых в Стокгольме в 1921 г.,Гетеборге в 1944 г. и Лунде в 1947 г.

Деятельность социальных служб строится в соот­ветствии с действующим законодательством. Наиболее важными документами в этой области являются:

– законодательный акт о социальном обслуживании;

– акт по медицинскому обслуживанию и охране здоровья;

– акт по предоставлению социальных услуг ум­ственно отсталым гражданам.

Первый акт имеет два специальных дополнения «Об обязательном обслуживании молодежи» и «Об обя­зательной помощи алкоголикам и наркоманам».

В этих законах, в отличие от ранее существовавших и посвященных отдельным аспектам социальных услуг (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т.д.), реализован комплексный подход к соци­альному обслуживанию как сфере деятельности, в кото­рой взаимодействуют социальные службы, муниципаль­ные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки (струк­тура общества в целом и в месте проживания, ситуация клиента на работе, уровень образованности, жилищные условия, свободное времяпрепровождение и т. д.). Вопро­сы социального и медицинского обслуживания относят­ся к компетенции муниципальных и областных властей.

В результате принятия указанных актов соци­альная служба получила ряд целеполагающих законов, в рамках которых муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает гражданин.

В каждом муниципалитете за социальное обслужи­вание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчи­тает это целесообразным.

Работа указанных муниципальных и районных ко­митетов ведется в следующих трех основных направ­лениях:

– улучшение социальной сферы путем планиро­вания коммунального обслуживания, работы с соседя­ми, изыскательских проектов в этой области;

– улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инва­лиды и т. д.);

– индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкого­ликами и наркоманами, помощь в налаживании нор­мальных семейных отношений и т. д.).

В стране действует целая сеть специализирован­ных учреждений социального обслуживания. Среди них можно выделить как относительно самостоятель­ные, так и объединенные в единую службу.

К числу первых относятся, например, кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, мо­лодежные центры преодоления кризиса, приюты для подростков.

Цель работыкризисных центров для мужчин – помочь мужчине найти выход из порочного круга се­мейных неурядиц, вызывающих насилие и травмиру­ющих всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по социальной работе, психоло­ги, социологи и т. д. Подобные подразделения есть не только в городах и населенных пунктах, но и при тюрь­мах, где они, естественно, имеют свою специфику.

Специалисты центров исходят из того, что мужчи­на в состоянии цивилизованно общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется время, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, неодно­родна (семья, местожительства, работа, состояние здо­ровья, алкоголь, отношение с окружающими).

Для мужчины крайне важно создать условия для спокойного, трезвого осмысления отношений, сложив­шихся в семье, их причин и следствий. Чаще всего удается убедить пациента в том, что неразрешимых проблем нет, нужно лишь конструктивно мыслить, не поддаваясь эмоциям.

Принципиальное значение имеет то обстоятель­ство, что в каждом конкретном случае отношения в семье всесторонне анализируются, работа ведется не только с мужем, но и женой. Здесь открыта неожидан­ная, но только на первый взгляд, истина: часто физи­ческое насилие мужчины в семье является реакцией, ответом на психическое, моральное насилие, шантаж со стороны жены, а также средством утвердить свое главенствующее положение.

Перед сотрудниками центра во всей своей остроте встает проблема не только физического, но и морально-психологического насилия, которую они ищут в контек­сте отношений всех членов семьи, прежде всего мужа и жены. В практическую плоскость переводится группа вопросов межличностной совместимости, далеко выхо­дящих за рамки «он (она) плохой (ая) или хороший (ая)». Речь идет о совместимости характеров, навыках куль­турного общения, психологической грамотности, интим­ной гармонии, наследственности, влиянии родительской семьи, здоровья и др.

Серьезной проблемой является пьяное насилие, так как половина зарегистрированных случаев побоев свя­зана с употреблением алкоголя. Однако, специалисты кризисных центров для мужчин рассматривают во многих случаях алкоголизм, факт неумеренного упот­ребления не как причину, а как следствие кризисных проявлений.

Мужчин, обращающихся в кризисные центры, вол­нуют также проблемы: сексуальные, социально-быто­вые, экономические, психологические. Значительная часть обращений связана с устранением конфликтов, возникших при общении с детьми, родными, коллегами по работе, соседями.

Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно важные проблемы. Здесь, как и в мужском центре, круглосуточно действует телефон доверия. Обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это непременное условие, ибо женщина (одна или с детьми) должна чув­ствовать себя в безопасности.

Контакт с супругом или партнером-обидчиком в стенах центра исключен. Встречи возможны по исте­чении определенного срока только за пределами дан­ного учреждения, что предохраняет его пациенток от дополнительных психических травм.

Посетители центра могут пользоваться услугами центра до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставля­ют объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родными и близкими, найти оп­тимальный путь выхода из создавшейся ситуации, за­думаться о своей жизни и ее перспективах.

Находясь в центре, женщина может продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты.

Существует и консультативный вид деятельности женского кризисного центра, а также дневная форма организации его работы.

Обратившиеся за помощью не только получают квалифицированные советы, но и могут какое-то время (день или несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стресса, что позволит им уменьшить напря­женность в отношениях, повысить жизненный потен­циал, нормализовать социальные связи.

Вмолодежные центры преодоления кризиса (их еще называют «молодежные дома») помещают по на­правлению судов правонарушителей в возрасте от 16 до 21 года. Однако вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и вообще всякая ограда. Более того, в дни своего рождения воспитанники могут посе­щать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу без сопровождения (явного или тайного). Ежегодно для них организуются лыжные походы на север страны.

Необычна обстановка молодежных центров. Каж­дый воспитанник имеет отдельную комнату, которая совершенно не похожа на камеру исправительно-тру­дового учреждения. В центре есть музыкальные инстру­менты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудован­ный спортивный зал, медицинский пункт, библиотеки, учебные классы.

Однако там достаточно жесткий распорядок. Вос­питанники работают по 7–8 часов в мастерских и на сельскохозяйственных фермах, принадлежащих кри­зисному центру. Для вновь прибывших и совершивших проступки есть карантинное отделение с ограниченной возможностью выхода из помещений, где с ними ве­дется исследовательско-диагностическая и психолого-коррекционная работа.

За серьезные проступки правонарушителей поме­щают в камеру с ограниченными бытовыми удобства­ми и возможностями передвижения. Решение о приме­нении такой меры наказания принимается на совете центра по представлению руководителей отделений.

Однако неотвратимость наказания – не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся установить с воспитанниками доверительные отношения, создать условия для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, познакомить с правилами общения в сфере быта, культуры, интимных отношений.

Важную задачу призваны решатьприюты для под­ростков, ушедших из семьи, находящихся «в бегах». Здесь не спешат возвращать их в родительскую семью или родственникам, не торопятся поставить на учет в полицию, сдать сотруднику детской комнаты полиции.

Работники приюта применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на позитивные лич­ностные качества, пытаются разобраться в характере подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся уви­деть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблем. Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложив­шейся ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия жизни, что послужит объек­тивной предпосылкой преодоления кризиса.

Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службу, являются шведскиенаркотические службы. Они занимаются лицами, которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры социальной поддержки и медицинской помощи предус­матриваются для лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет лекарственными средствами.

Наркотические службы оказывают следующие виды помощи: амбулаторную (А-клиники, станции по­мощи несовершеннолетним); вытрезвители; жилищно-бытовое устройство (интернаты-лечебницы, общежи­тия, приюты, временное проживание в опорном пункте); диспансеры.

А-клиника – это подразделение амбулаторного типа для оказания помощи при решении наркологичес­ких проблем, куда обращаются за помощью на сугубо добровольной основе. Нередко успех предопределяется участием семьи в процессе лечения. Персонал А-кли­ники состоит из социальных работников, врачей и мед­сестер. По выбору клиента лечение может осуществ­ляться в нескольких формах: индивидуальная беседа с социальным работником, групповое собеседование, встреча клиента и его семьи с социальными работни­ками, диагностическое врачебное обследование, курс лечения на основе использования лекарственных пре­паратов.

Станции помощи несовершеннолетним оказывают амбулаторную помощь подросткам и их близким. Об­ращение за помощью добровольное, формы лечения аналогичны методам А-клиники.

Вытрезвители – пункты оказания помощи жела­ющим прервать запой. Пункты оборудованы койка­ми, лечебный период в среднем длится пять суток. Их персонал состоит из медсестер, социальных работ­ников и дежурных. Пункты работают под наблюде­нием врача, который приезжает туда по вызову. Кли­енту предоставляется возможность отдохнуть, а также лекарственная терапия (при необходимости). Про­грамма дальнейших действий разрабатывается, ис­ходя из потребностей клиента.

Интернаты-лечебницы представляют собой вре­менное жилье при решении наркологических проблем. Пребывание там помогает клиенту вернуться к труду и самообслуживанию в быту. Клиенты обязаны прини­мать лечебные процедуры.

Интернаты-общежития предназначены для нарко­логических больных с незначительной остаточной тру­доспособностью и слабой способностью к самообслу­живанию. Здесь клиенту предоставляют приют и услуги оздоравливающего действия.

Жилищно-бытовое устройство вопорных пунктах-квартирах предусмотрено для наркологических боль­ных. Временное жилье вместе с амбулаторным лечени­ем способствует социальной реабилитации клиента, помогает наладить быт.

Приют (убежище) служит для временного разме­щения лиц с наркологическими проблемами, если они оказались без крова. Здесь клиент обеспечивается са­мым необходимым. Выявляется необходимость диспан­серизации и дается направление в соответствующее учреждение. Двери приютов открыты круглые сутки.

Диспансеры –лечебные стационары для нарколо­гических больных, которым амбулаторных форм лече­ния оказалось недостаточно. Они принимают клиентов, для реабилитации которых требуется сменить окружа­ющую обстановку. Среди методов лечения: индивидуаль­ное и групповое обследование; комплекс мероприятий по восстановлению контактов с родителями, семьей, коллегами по месту работы; организация медицинской помощи; помощь в трудоустройстве. Клиенты диспансе­ров занимаются физкультурой и спортом, принимают участие в организованном досуге.

Значительную роль в реабилитации людей с нар­кологическими проблемами играют общественные орга­низации. В частности, есть «группы АА» (анонимных алкоголиков), гильдии клиентов при А-клиниках и др. Социальные работники стремятся оптимально исполь­зовать их потенциал, оказывают содействие в их орга­низации и деятельности.

Подростковые клубы

 

Интересен опыт работы подростковых клубов, ко­торые стали возникать с 1940 года. В настоящее время только в Стокгольме их насчитывается около 70. Под­ростковые клубы стали важнейшим звеном в воспита­нии и социализации молодежи. Они пользуются популярностью в основном у подростков 13-17 лет, хотя в некоторых случаях туда допускаются и младшие школь­ники с 10 лет. Эти центры отдыха, так еще называют подростковые клубы, работают 4–5 дней в неделю. Штат профессиональных педагогов в каждом клубе на­считывает 5–10 человек.

Шведское общество столкнулось с фактом прогрес­сирующей пассивности и праздности молодежи рань­ше, чем наше. Высокая социальная защищенность тру­дящихся, которую смогли завоевать шведы в нелегкой и упорной борьбе, способствовала расширению сферы досуга. Но большинство молодежи было безразлично настроено по отношению к общественной жизни. Она превращалась в пассивного потребителя нашедшего свой необъятный рынок сбыта индустрии досуга. Тем более, что педагогика еще в недавнем прошлом носила черты авторитарности: педагоги-аниматоры разраба­тывали программы досуговой деятельности; штатные сотрудники, назначенные государством, распределяли выделенные государством финансовые средства, при­нимали решения по управлению делами клуба.

В 1985–1987 гг. в Стокгольме был апробирован «Де­мократический проект», в который включилось 10 под­ростковых центров досуга. В основе эксперимента ле­жала идея о необходимости перехода к педагогике сотрудничества и самоуправлению членов клуба. Чле­ны клуба и штатные социальные педагоги получили равные права. Причем, взрослые лишились права «вето» на проекты деятельности досутового центра. И педагоги, и члены клуба стали вместе распоряжать­ся финансами, определять направления деятельности, осуществлять разработку и претворение в жизнь раз­личных проектов.

Для оказания помощи молодежи были выбраны представители из числа местных политиков, к которым в случае несогласия с педагогами могли бы аппелировать подростки. Однако функции таких специальных представителей не сводятся только к третейскому суду – важнейшей задачей их является консультация по вопросам взаимодействия с государственными чи­новниками на уровне муниципальных властей. Важно объяснить подросткам, почему государственный чинов­ник поступил так, а не иначе; какими мотивами и нор­мативными актами он руководствовался. В основу дея­тельности центров положены три «нет» – расизму, насилию и наркотикам.

В обязанности педагогов и административных ра­ботников входит наблюдение за соответствием деятель­ности досуговых центров поставленным перед ним задачам, обеспечение безопасности и защиты подрос­тков, предупреждение их противоправной деятельнос­ти. При этом между педагогами досугового центра, подростками – членами клуба и местными комитета­ми заключается договор, гарантирующий строгое со­блюдение добровольно принятых на себя обязательств. Это способствует реальному росту авторитета руково­дителя, педагога.

Результаты эксперимента показали, что оптималь­ной моделью организационного строения такого клуба является выборный комитет из 25 человек, занимаю­щийся вопросами заключения соглашений, оформле­ния их в форме договоров и т. п. Выборный комитет полностью состоит из подростков, и в его власти – распоряжение финансами.

Программу работы клуба определяет открытое со­брание, на котором могут присутствовать не только состоящие в клубе подростки, но и все желающие. Штатные педагоги и администрация досугового цент­ра имеют на собрании, как и все члены клуба, один голос, что подчеркивает равенство прав с подростками в сфе­ре управления.

Подлинной основой демократии являются рабочие группы, которые могут быть самыми разнообразными по своему составу. В каждую из них входит педагог – для оказания помощи в разработке и реализации идей в практических делах. Решающее значение придается осознанию каждым подростком значения своей рабо­ты, места и участия в деятельности рабочей группы.

Новый демократический стиль отношений солидар­ности и сотрудничества, который складывается в груп­пах, вовсе не мешает развитию столь хорошо известных форм досуговой деятельности, как дискотеки, вечера отдыха или встречи с интересными людьми, туристичес­кие походы и экологические экскурсии и т. п. Но такой стиль коренным образом меняет их содержание: подро­стки становятся более толерантными, раскованными, избавляются от комплексов, порожденных бурным фи­зическим и духовным развитием; вырабатывают в себе чувство хозяина, солидарности со сверстниками, начи­нают видеть во взрослых педагогах соисполнителей и соучастников, которым не безразличны их личностные интересы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.