Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная помощь детям, подросткам и их семьям



 

Все социальные службы для детей, подростков и семей объединяются понятием «детско-юношеская помощь». Работа с детьми и подростками подразделя­ется на два аспекта: забота о подростках и помощь в воспитании.

Забота о подростках охватывает все мероприятия по организации свободного времени или досуга детей и подростков: деятельность молодежных центров, ра­бота в молодежных организациях, работа в области образования молодежи, содействие и помощь спортив­ному движению, строительство спортивных площадок, мероприятия по проведению каникул, помощь в прове­дении отдыха, международные встречи, охрана прав и труда подростков. Речь идет о широкой превентивной работе с детьми и подростками.

Что касается «помощи в воспитании», то подразу­мевается оказание социальной помощи подросткам и тем семьям, в которых имеются значительные трудно­сти, например, проблемы в воспитании, проблемы об­щения и насилия в семье, аномалия родителей, детей и подростков. Первые мероприятия и законы о защите детей и подростков появились еще в конце прошлого столетия.

В мае 1990 года был принят закон о профилактике детской и юношеской преступности. В законе:

– осознанно учитываются различные семейные обстоятельства и многообразие жизненного уклада, как, например, разлука, развод и всевозможные другие неурядицы;

– отменены вмешательства в правопорядок;

– подчеркивается преимущество амбулаторной помощи детям и подросткам;

– обращает на себя внимание определенная се­мейная ориентация, т.е. заслуги, успехи принадлежат всем членам семьи, прежде всего родителям;

– новым и подлинно прогрессивным является принятие постановлений о защите, т.е. сбор, накопле­ние, использование и передача другим лицам инфор­мации возможны только с согласия семьи.

Работа в области детско-юношеской помощи, а так­же по профилактике детской и подростковой преступ­ности, а вместе с ней и работа с родителями проводится в соответствующих социальных организациях разны­ми профессиональными группами, а именно, соци­альными работниками, социальными педагогами, пси­хологами, педагогами, социологами, а также частично воспитателями, врачами и юристами. Социальные ра­ботники и социальные педагоги, использующие всеох­ватывающие и комплексные методы работы, представ­ляют собой самую сильную профессиональную группу.

В противовес первичной традиционной работе по предупреждению детской и подростковой преступнос­ти, которая только тогда активизируется, когда пробле­мы обостряются вплоть до безнадежности, все большего успеха добивается профилактическая, превентивная работа. Необходимо различать первичную и вторичную профилактику. Первичная оказывает влияние на жиз­ненно важные стабильные обстоятельства. Вторичная – означает профилактическую помощь в сложных ситуа­циях, которые могут перерасти в кризисные. Такие тя­желые ситуации представляют собой переходы между жизненными фазами и полями в самой биографии: на­пример, рождение ребенка, посещение ребенком детс­кого сада, школы, поступление на работу, уход из роди­тельского дома и т.д. или особые непредусмотренные изменения и события, такие как безработица, перемена места жительства, развод, осуждение, болезнь, смерть.

Основной принцип профилактики, которыйвомногих регионах вследствие недостаточной социаль­ной инфраструктуры не может быть осуществлен, пред­полагает раннюю и своевременную поддержку и сня­тие с обвиняемого вины. Этому соответствует принцип социальной работы «помощь и воспитание вместо наказания», чему способствует внутреннее развитие и готовность к изменению, например, внутри семьи.

Принципы социальной работы базируются на гума­нистической психологии, которая исходит из того, что каждый человек как личность должен и хочет быть серь­езно воспринят в своей готовности и желании жить в мире, согласии и счастье с другими людьми и для реали­зации своего намерения нуждается в поддержке. Отсю­да исходит принцип «понимания вместо осуждения». Но под этим не следует понимать, например, что каждое преступное поведение может быть одобрено, наоборот, каждого человека необходимо принимать таким, каков он есть, а причины его поведения исследовать и разбирать. Речь идет о том, чтобы дать возможность провинившему­ся выразить свои чувства как позитивные, так и негатив­ные, понять их и серьезно принять.

Принцип «добровольность вместо контроля» пред­полагает предоставление клиенту возможности самому решать, какая помощь ему необходима и какую он хочет принять. Под этим также подразумевается, что соци­альный работник не должен навязывать подопечному свое мнение в форме советов или указаний, полагая, что он лучше знает то, что нужно подростку. Отношения в области социальной работы, находящиеся под контро­лем и включающие советы и доказательства, порожда­ют приспособляемость на основе страха и делают не­возможным собственное развитие подопечного.

В тесной связи с этим основным принципом стоит принцип «помощь для самопомощи» или «активность вместо пассивности». Если социальный работник сам активен, все делает для своего подопечного и не требу­ет от него самостоятельных действий, то тем самым он делает его еще более беспомощным и зависимым, так что в конце концов тот вообще не способен быть за себя в ответе. Напротив, социальный работник должен дать ему возможность самому строить свою жизнь.

Принцип «скрытность, конфиденциальность» от­ражает право каждого на уважение его личной жизни. Это значит, что передача информации о личных житей­ских ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в разговорах может происходить только с согласия клиента.

Принцип «открытость (искренность), доверие» направлен на установление доверия. Подразумевается открытое и честное поведение профессионального соци­ального работника, который ничего не позволит себе делать за спиной своего подопечного, например, получать сведения о клиенте от третьего лица. Так может нарушить­ся доверие подростка к социальному работнику.

Принцип «семейная ориентация» исходит из того, что защита и помощь находящимся под угрозой детям может быть обеспечена только совместными усилиями социального работника и родителей, при условии из­менения ситуации и отношений в семье. Это означает также, что родители принимают на себя ответствен­ность за решение проблем своих детей и направляют на это все силы семьи.

Принцип «объединенная помощь – комплексная помощь» затрагивает совокупность проблемных жизнен­ных обстоятельств. Помощь социального работника дол­жна осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими отношение к семье. Этот последний принцип показывает, что в соци­альной работе все большего признания добивается про­цессуально-систематическое видение социальных про­блем, которое объединяет материальные, физические, духовно-психические, личностные и общественные про­блемы.

Функции социальной работы исходят из процессу­ально-систематического способа видения, которое имеет дело не столько с состоянием отдельных изоли­рованных частей, т. е. отдельных личностей, сколько с взаимодействием между частями внутри системы и между системами на различных уровнях. Отдельные люди в своих стремлениях реализовать материальны­ми, эмоциональными и духовными средствами и воз­можностями свои планы и решить свои проблемы в современном сложном обществе руководствуются поддержкой неформальных и формальных систем своего узкого и широкого социального окружения, например, семьи, родственников, соседей, друзей, знакомых, цер­кви, социальных организаций, школ, больниц, учреж­дений, полиции и т.д.

Но существуют группы населения, например, так называемые группы риска, которые в силу своих соци­ально-психологических особенностей не в состоянии или не имеют возможности получить необходимые средства и поддержку. Поэтому социальная работа в основном занимается вопросами общения между людь­ми в проблемных ситуациях и их социальном окруже­нии, т.к. эти отношения и общение между отдельным человеком и его социальным окружением, или, как это было выше сказано, неформальной и формальной сис­темами, оказывают влияние на его способности и воз­можности решения жизненно важных задач.

Отсюда можно вывести главные функции социаль­ной работы:

– формирование способностей человека и расши­рение возможностей для разрешения проблем и жиз­ненных задач;

– установление связи и улучшение отношений между людьми и социальными системами;

– содействие эффективному и гуманному действию этих систем;

– социальная помощь в развитии и улучшении проводимой социальной политики.

Защита воспитания – это одна из форм поддерж­ки семей, имеющих проблемы в воспитании. Задача службы по защите воспитания, в которой заняты соци­альные педагоги, состоит прежде всего в оказании поддержки родителям по вопросам воспитания детей, а также в оказании помощи детям и подросткам в фор­ме совета или действенной помощи, чтобы таким обра­зом предупредить надвигающуюся опасность или пре­дотвратить всевозможные семейные конфликты и отклонения в поведении подростков.

Социально-педагогическая помощь семье осуще­ствляется социальным педагогом непрерывно (более чем 3 года) и интенсивно (до 20 часов в неделю) в форме бесед с родителями и детьми в свободное время. Цель социально-педагогической помощи семье заключает­ся в том, чтобы не допустить направления детей в дет­ский дом или интернат. Помещение детей в семьи об­ходится дешевле, чем пребывание в интернате, поэтому в силу своей эффективности в последние годы такой форме работы оказывается содействие в дальнейшем ее совершенствовании и развитии.

Проблемы наркомании, токсикомании имеют место во многих детских и юношеских учреждениях, напри­мер, молодежных центрах, интернатах и т.д. Беспомощ­ность педагогов перед лицом проблемы наркомании, алкоголизма и токсикомании – последняя особенно распространена среди девушек – привели к тому, что эта проблема вылилась в создание специальных орга­низаций помощи. Первыми в этой области стали консуль­тационные пункты по борьбе с наркоманией. Их помощь заключается в проведении бесед и амбулаторной тера­пии. При этом все большее распространение получает работа с родителями и родственниками находящихся в опасности детей и взрослых (индивидуальные беседы и групповая работа). Эффективными формами оказания социальной помощи являются также воспитательные мероприятия для молодых наркоманов, смена места жительства между выпиской из клиники и стационар­ной терапией, превентивные интернаты для находящих­ся в опасности детей и др.

Вслед за апробированными англо-американскими моделями, во многих крупных городах Германии полу­чила развитие в рамках службы социальной помощи молодежи новая форма «открытой» социальной рабо­ты, ориентированная на проблемы улицы.

К воспитательным мероприятиям, направленным на предотвращение опасности для групп детей и несовер­шеннолетних подростков, относят как помощь общего характера, так и специальную помощь, связанную с предотвращением опасности для отдельной личности.

Целью социально-педагогической работы в этом случае является не только предотвращение различного рода негативных процессов среди уличной молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать раз­витию личной ответственности детей и подростков и их самоопределения через организацию клубной работы.

Существуют различные концепции социальной работы на улицах города. Все они включают прежде всего превентивные (профилактические) меры:

– как можно раньше предопределить возникнове­ние запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление «случайных» контактов с ними в периоды их сборов и проведения свободного времени;

– определить потребности, проблемы уличных групп молодежи и формы оказания им соответствую­щей помощи, как индивидуальной, так и групповой;

– принять меры для предотвращения количества групп, способствовать их распаду и направлению их активности в менее агрессивное русло;

– выявить особо опасных подростков в уличных группах и попытаться вовлечь их в молодежные груп­пы, находящиеся под социально-педагогической опе­кой социальных работников;

– найти помещение для уличных групп молодежи и проводить с ними экскурсии, различные формы орга­низации досуга с целью ускорения процесса их соци­ализации или ресоциализации;

– установить контакты с наркоманами, направить их в соответствующее заведение.

В процессе контактов с уличными группами детей и подростков социальный работник должен проявлять максимум понимания и участия в их жизни. Вместе с тем, необходимо предъявлять молодым людям и опре­деленные требования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.