Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как мы провели каникулы



Наступило лето. Лекции и экзамены были позади. Впереди у нас был целый месяц отдыха. который мы решили посвятить путешествию по Волге. Многие страницы русской истории связаны с Волгой. В старину волжские города располагались так, что на правом берегу стояли те из них, которые носили мужские имена – Ярославль, Саратов, Симбирск (сейчас Ульяновск), на левом – женские – Кострома, Казань, Самара, Астрахань.

На следующий день мы уже плыли на теплоходе вниз по Волге.

Первая наша остановка в Ярославле. В Ярославле в XIX веке жил великий русский поэт Н.А. Некрасов. Он не представлял свою жизнь без Волги. "О Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?" – писал поэт.

Следующая наша остановка в Нижнем Новгороде, крупном промышленном центре России.

Через несколько дней мы были уже в Казани, столице Татарстана. Мы осмотрели казанский кремль,

посетили университет, который был основан в 1804 году.

И вот мы опять на теплоходе. Впереди живописные горы. Это Жигули. А недалеко от них город Тольятти, который известен своим автомобильным заводом. Там выпускают легковые автомобили "Жигули"

и "Лада".

Потом мы побывали в Самаре, одном из тринадцати российских городов-миллионеров. Самара – современный город, в котором много крупных заводов и фабрик. Кто не знает знаменитый самарский шоколад! Эту вкусную продукцию выпускает кондитерская фабрика "Россия", которую мы посетили.

А вот уже и Волгоград. Этот город-герой стал известен на весь мир во время Великой Отечественной войны. Самое интересное место в городе – это мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. На вершине

кургана расположен главный монумент ансамбля – "Родина-мать"– фигура женщины высотой в 52метра.

Астрахань – конечный пункт нашего путешествия. Это речной и морской порт, который с давних пор является торговым центром России.

Наше путешествие закончилось. Мы все остались очень довольны, потому что увидели много интересного и хорошо отдохнули.

 

Задание 6. Составьте диалог о вашем родном городе (селе), опираясь на следующие вопросы:

 

1) Где он (оно) находится?

2) В какой области?

3) Сколько в нём жителей?

4) Какие достопримечательности города вы могли бы назвать?

5) Каковы перспективы развития вашего города (села)?

 

Задание 7. Сочинение на тему: «Достопримечательности моей страны»

 

Прочитайте. Скажите, есть ли аналогичные изречения в казахском языке.

 

Два хороших человека не будут врагами, два дурных – не будут друзьями. (киргизская)

 

Задание 8.Проверьте себя 1.Найдите фразеологизм, имеющий значение очень близко, совсем рядом: a) Держать в руках b) Рука об руку c) Ухватиться обеими руками d) Рукой подать 2. Укажите синоним к слову идентичный. a) Тождественный b) Рентабельный c) Ординарный d) Ориентировочный 3. Укажите значение слова толерантность a) Ликвидация b) Снисходительность, терпимость c) Равенство d) Преимущество 4. Укажите значение слова экспансия a) Выселение за пределы страны b) Рассылка, отправка чего-нибудь c) Расширение сфер влияния d) Исследование какого-либо вопроса

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
переставить ауыстыру To rearrange
отбросить, отбрасывает назад лақтырып тастау, кейін қағады To reject, rejects back
оставаться, оставаться одному қалу, жалғыз қалу To remain, remain to one
помнить есте сақтау To remember
переименовать қайта атау, атын өзгерту To rename
благоговеть қастерлеу To revere
подняться, подниматься көтерілу, жоғарылау To rise, rise
проявлять, проявлять инициативу шығару, талаптану To show, show the initiative
напевать әуендету,өлеңдету To sing
СРО № 26 Выучите стихотворение «Ложь бывает …» [c.220]
СРО №27   Подготовьте реферат на тему «Казахстан – центр экотуризма».

Литература

1. Русский язык, учебное пособие под общ. ред. проф. И.М.Поповой и доц.Т.В.Поповой. Тамбов, изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2004, ч.1, 216 с.

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.


11.

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 19 (109)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Русский характер Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Языковые и речевые стандарты-клише для написания реферата
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №19, с. 163-164]. [1; 73-76]

 

верно неверно
Народный характер многогранен, однако в национальных стереотипах закреплены две-три черты, которые являются или считаются наиболее типичными для того или иного народа.    
Великие поэты и писатели очень много строк посвятили своей стране – горьких и недоуменных, но написанных с большой любовью.    
Люблю Россию я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой... – признавался А.С.Пушкин.    
«Россия, нищая Россия! Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви», -так писал А.Блок.    
В наше время широкую известность получили строки Некрасова Н.: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!    

 

Задание 2. Используя информацию текста, расскажите о качествах, которыми, по мнению автора, обладают русские люди. [1; 73-76]

 

Задание 3. Как Вы думаете, какие качества русского характера описывают следующие пословицы [2; 121]

1. Тише едешь, дальше будешь. 2. Береженого бог бережет. 3. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. 4. Работа не волк – в лес не убежит. 5. Не красна изба углами, а красна пирогами. 6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 7. В гостях хорошо, а дома лучше. 8. Гулять, так гулять. 9. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 10. Мы и сами с усами   (гостеприимство, осторожность, бесшабашность, трудолюбие, лень,патриотизм, независимость, общительность,рассудительность, рациональность)

 

Задание 4. Прочитайте текст. [2; 119], ответьте на вопрос

«Умом Россию не понять...»

Россия — загадочная страна. Её таинственность меня увлекает настолько, насколько и раздражает иногда. Россия и русский народ похожи на симпатичную и немного капризную девушку, которая с первого взгляда выглядит простой и открытой, а на самом деле загадочна. Душа России добрая и весёлая. Её красивая природа влюбляет меня в себя, как стройная берёзка, которая стоит одиноко в широком поле. Земля богатая, безграничная, как терпеливая мать: бескорыстно даёт, но иной раз и сурово наказывает.

Как у любой страны, у России есть и недостатки. Один из них – непредсказуемость. Я не могу строить планы на будущее! На это моё негодование русские спокойно отвечают: «Что будет завтра, никто не знает. Прагматичность напрягает». Мне кажется, что именно, эта позиция и приводит Россию к её главному пороку — лени. Из-за лени многие дела откладываются на завтра: И можно услышать даже такое: «Зимой будет много времени для работы, а лето скоро пройдёт. У нас жизнь тяжелая, но пока забудем об этом и посмеёмся над нею. Пусть денег нет. Главное – не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

Российская нелогичность очень даже устраивает меня, потому что, наверное, я неординарный человек. А если и вы откроете душу, расслабитесь и посмотрите на Россию другими глазами, то ваша жизнь в России будет интереснее.

Джули Аракава

 

Автор текста сравнивает Россию с капризной девушкой. Какие ассоциации возникают у вас со словом «Родина»? [2; 119]

 

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Задание 5. Какое чувство вы испытываете по отношению к Казахстану? Можете ли вы представить себя жителем другой страны?

 

Языковые и речевые стандарты-клише для написания реферата
  Список конструкций для реферативного изложения В статье под заглавием помещенной в журнале №... за ... год, излагаются взгляды /проблемы, вопросы/... Предлагаемая вниманию читателей статья /книга, монография/ представляет собой детальное /общее/ изложение вопросов... Рассматриваемая статья посвящена теме /проблеме, вопросу.../ В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для... Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что... Тема статьи /вопросы, рассматриваемые в статье/ представляет большой интерес... Основная тема статьи отвечает задачам ... Выбор темы статьи /исследования/ закономерен, не случаен ... В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы /проблемы, вопросы, идеи/ Затем дастся характеристика целей и задач исследования /статьи/ Рассматриваемая статья состоит из двух /трех/ частей. Автор дает определение /сравнительную характеристику, обзор, анализ/... Затем автор останавливается на таких проблемах, как /касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что .../ Автор подробно останавливается на истории возникновения /зарождения, появления, становления/... Автор излагает в хронологической последовательности историю... Автор подробно /кратко/ описывает /классифицирует, характеризует/ факты... Автор доказывает справедливость /опровергает что- либо/. Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения. Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих /иллюстрирующих/ правильность /справедливость/... В статье дается обобщение ..., приводятся хорошо аргументированные доказательства... В заключение автор говорит о том, что ... Изложенные /рассмотренные/ в статье вопросы /проблемы/ представляют интерес не только для ..., но и для ... Надо заметить /подчеркнуть/ что ... Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что Наиболее важными из выводов автора представляются следующие ... Это, во-первых во-вторых в-третьих и, наконец  
Задание 6. Запишите информацию предложений в реферативной форме.

Наша Земля – одна из девяти планет Солнечной системы, а Солнце это рядовая звезда – желтый карлик, находящаяся в Галактике Млечного Пути, одной из сотен миллионов Галактик в наблюдаемой части Вселенной. Несмотря на то, что непосредственным объектом изучения геологии является планета Земля, нам необходимы знания и о других планетах, звездах, галактиках, т.к. все они находятся в определенном взаимодействии, начиная с момента их появления во Вселенной. Поэтому наша планета представляет собой лишь частицу космического пространства и будет уместно сказать несколько слов о том, каким образом возникла и эволюционировала Вселенная.

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение Булата Окуджавы. О чем это стихотворение?

 

Давайте восклицать, Друг другом восхищаться, Высокопарных слов Не надо опасаться. Давайте говорить Друг другу комплименты - Ведь это все любви Счастливые моменты. Давайте горевать И плакать откровенно, То вместе, то поврозь, А то попеременно. Не надо придавать Значения злословью, Поскольку грусть всегда Соседствует с любовью. Давайте понимать Друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, Не ошибиться снова. Давайте жить, во всем Друг другу потакая, Тем более, что жизнь Короткая такая...
(Кто) (не) способен, (не) в состоянии, (не) в силах + инф.[2; 69]

 

Данные конструкции используются в ситуациях, когда речь идет о физических, материальных, финансовых, интеллектуальных возможностях человека сделать что-либо.
«СПОСОБЕН» «В СОСТОЯНИИ» «В СИЛАХ»
В значении слова «СПОСОБЕН» содержится акцент на физических, интеллектуальных, психических способностях и возможностях человека: Зачем ты помогаешь ему переводить? Он способен сам перевести его, он хорошо знает язык. Он очень честный человек Он не способен на обман. Конструкция со словом «В СОСТОЯНИИ» чаще используется в ситуации, где принимаются во внимание финансовые, материальные возможности человека. Но может быть использована и тогда, когда речь идет об интеллектуальных, психических способностях и возможностях: Я не в состоянии оплачивать обучение ребенка в частной школе. Я не в состоянии перевести этот текст. Он слишком трудный! Конструкция со словом «В СИЛАХ» используется только тогда, когда речь идет о наличии сил, энергии сделать что-то работу: Я уже падаю от усталости. Я не в силах допечатать эту статью.
Задание 8.Проверьте себя 1. Какое слово нужно употребить в предложении : Я хорошо знаю язык и … сам выполнить это задание a) В состоянии b) Способен c) Не в состоянии d) Не в силах 2. Какое слово нужно употребить в предложении : Я страшно устал и … сам выполнить это задание a) В состоянии b) Не в силах c) В силах d) Способен 3. Какое слово нужно употребить в предложении : Он очень честный и … на преступление a) В силах b) Способен c) Не способен d) В состоянии 4. Какое слово нужно употребить в предложении : Девчушка такая умница! Она … стать чемпионкой мира по шахматам a) В силах b) Способна c) Не способна d) Не в состоянии

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
щедрый дарқан; жомарт; мәрт generous
приют баспана; қорғалайтын орын; пана asylum
среди кого? чего? ортасында арасында; ішінде among
основатель чего? қалаушы; құрушы; негізін салушы; негіздеуші; орнатушы founder
средства қаражат; қаржы амал; әдіс; жол; құрал; лаж money, means
широкий алшақ; жалпақ; кең байтақ; кең кең; мол зор; күрделі; үлкен қалың wide
юность жастық youth
частный дербес; жеке; жекеше жеке; кездейсоқ Private, privately owned
начинающий бастаушы; жаңа бастап жүрген; жаңа бастаушы; үйреніп жүрген beginning, budding
Серебряный век Күмiс ғасыры the SilverAge
СРО № 28 Прочитайте текст [c. 220-221], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
СРОП № 10   Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему:«Только в труде велик человек»

Литература

1. Петухова Е.Н. Россия и русские сегодня: Учебное пособие по русскому языку для инстранныхз студентов и стажеров. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-137 с.

2. Полищук Л.Н. Успех: Учебник по русскому языку как иностранному, издательство Иркутского политехнического университета, 2004 г.- 128 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Сергеева А.В. Какие мы русские (100 вопросов-100ответов). Книга для чтения о русском национальном характере. М.: Русский язык. Курсы. 2006. – 336 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 20 (110)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Культура на рубеже эпох Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Вводные слова и сочетания
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №20, с. 164], ответьте на вопросы [1; 88-90]

 

 

1.Что такое экология культуры? 2.В чем принципиальная разница между экологией природы и экологией культуры? 3.Для чего ценности прошлого должны сохраниться для будущих поколений? 4.Какие есть основания у некоторых стран для обращения к другим народам по сохранению памятников культуры? 5.Как обстоит дело с экологией культуры в Казахстане?

 

Задание 2. Закончите предложения, используя лексику текста.

 

1. Для жизни человека важна не только экологическая среда, ….

2. Убить человека биологически может несоблюдение за­конов биологической экологии, убить человека нравственно может….

3. Утраты в природе …

4. Памятники культуры всегда … , всегда связаны с … , ….

5. «Запас» памятников культуры, крайне ограничен в мире, и он ….

Задание 3. Согласны ли вы с тем, что уровень культуры в современном обществе снижается?[1; 88-90]

 

Задание 4. Прочитайте текст. [1; 88-90] Какие тезисы Д.С. Лихачева вы считаете верными, какие вызывают несогласие или кажутся спорными?[1; 88-90]

Д.С. Лихачев о ценности культуры

(отрывок из статьи «Искусство памяти и память искусства»)

Ценность культуры прежде всего определяется тем, как она создавалась, какая в ней «заложена память». Если культура создавалась путем накопления многовекового опыта, она не может быть низкой. Если она создавалась путем отрицания всего предшествующего, то это вообще не культура.

Массовое распространение получили сегодня телевидение, кино, радио, развлекательная современная музыка, различные шоу и т.д. – всего не перечислить. И в каждой из этих форм заложены великие возможности. <...>

Слушая «серьезную» музыку, хорошо знать историю музыки. Слушая джаз, хорошо знать историю джаза. Смотря новый кинофильм, полезно быть осведомленным в истории не только кино, но театра и литературы. Все это обогащает наше восприятие в десятки раз. Искусство существует для тех, кто знает искусство. Культура существует для тех, кто обладает собственным культурным «тезаурусом» – запасом знаний по истории культуры.

Итак, массовость искусства, степень его распространенности не противопоказана его ценности.

Самое массовое из искусств – фольклор словесный, музыкальный, материальный (изделия народного ремесла) – почти лишено того , что мы могли бы назвать безвкусицей, подделкой под искусство.

Почему? Я думаю, именно потому, что народное искусство (фольклор) создается всеми, для всех и в рамках многовековых традиций. <...> Произведения народного искусства могли быть беднее или богаче, сложнее или проще, но они никогда (повторяю – никогда) не несли на себе печати фальши.

(Д.С. Лихачев. Прошлое – будущему)

 

Задание 5. Как вы считаете, что входит в понятие «Мир прекрасного»?

 

Задание 6. Напишите сочинение «О современном театре», взяв в качестве эпиграфа приведенные слова Вольтера

 

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. (Вольтер)

 

Вводные слова и сочетания
    Вводные слова и сочетания различаются по следующим значениям:
Выражающие модальную оценку сообщения: кажется, может быть, конечно, без сомнения, разумеется, естественно, в самом деле, вероятно, очевидно, наверное, должно быть, видимо, по-видимому, надо полагать, надеюсь, пожалуй, правда, скорее всего, само собой и т. д.
Выражающие эмоциональную оценку того, о чем говорится: к сожалению, к счастью, к удивлению, к несчастью, к изумлению, к стыду, к досаде, на беду, как нарочно, как назло и т. д.
Выражающие источник сообщения — кому принадлежит информация, мысль, мнение: на мой взгляд, по-моему, говорят, как сообщают, как известно, помнится, с точки зрения..., по мнению..., по словам... и т. д.
Характеризующие способы и формы выражения мысли: одним словом, короче говоря, вернее, точнее, короче, иначе говоря, честно говоря, мягко говоря, если можно так выразиться и т. д.
Указывающие на отношения между частями высказывания—для выражения выделения, ограничения, уточнения частей предложения и выражения итога: например, наконец, в частности, главное, во-первых, во-вторых, однако, кстати, между прочим, в конце концов, значит, следовательно, с одной стороны, с другой стороны и т. д.

 

Задание 7. Дополните предложения вводными словами или сочетаниями с предлагаемыми значениями

 

А. Вводные слова со значением уверенности.

1. Вы бываете в Библиотеке Академии наук? 2. Надо обязательно написать обоснование выбора научной темы. 3. Библиография к работе должна быть оформлена в соответствии с российскими стандартами. 4. Работа будет завершена в срок.

Б. Вводные слова и сочетания со значением неуверенности, сомнения, предположения, вероятности.

1. Твоя работа нравится научному руководителю? 2. Оппоненты не смогут правильно оценить идею этого сочинения. 3. На семинар соберутся все. 4. Занятия в архиве его не удовлетворили.

В. Вводные слова или сочетания со значением радости или сожаления.

1. Я не успеваю вовремя завершить вторую главу. 2. Мне удалось найти в своей рукописи серьезную ошибку. 3. Редакция журнала приняла эту статью к печати. 4. Рецензенты высоко оценили стиль вашего сочинения.

Г. Вводные слова или сочетания, выражающие указания на источник факта.

1. Книга вызвала большой резонанс в научном мире. 2. Реферат написан очень хорошо. 3. Число иностранных гостей Санкт-Петербурга в этом году увеличилось. 4. Пресса неверно отражает события в стране.

Д. С помощью уточняющих вводных слов или сочетаний укажите на порядок расположения частей в предложениях и отношения между ними.

Используя в научном тексте цитаты, нужно помнить, что цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения и искажения мысли автора, цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством

или подтверждением выдвинутых автором положений. При цитировании каждая цитата сопровождается указанием на источник.

 

Прочитайте. Скажите, есть ли аналогичные изречения в казахском языке.

 

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Укажите вводные слова со значением уверенности a) должно быть, видимо, по-видимому, надо полагать, надеюсь b) пожалуй, правда, скорее всего, само собой c) конечно, без сомнения, разумеется, естественно, в самом деле d) кажется, может быть, вероятно, очевидно, наверное 2. Укажите вводные слова со значением неуверенности a) к сожалению, к счастью, к удивлению, к несчастью, b) к досаде, на беду, как нарочно, как назло c) кажется, может быть, вероятно, очевидно, наверное d) конечно, без сомнения, разумеется, естественно, в самом деле 3. Укажите вводные слова, выражающие источник сообщения a) конечно, без сомнения, разумеется, естественно, в самом деле b) по-моему, говорят, как сообщают, как известно, помнится c) к сожалению, к счастью, к удивлению, к несчастью, d) к досаде, на беду, как нарочно, как назло 4. Укажите предложение, в котором есть вводные слова a) Вскоре однако недоумение наше рассеялось. b) Естественно и просто он перешел к предмету недавнего спора c) Правда в огне не горит и в воде не тонет. d) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой.

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
удачен көңілдегідей; ойдағыдай; сәтті (is) good, (is) successful
исчезать исчезнуть ғайып болу; жоғалу; жіту to disappear
серьёзный байыпты; қатаң; салмақты; шындап қарайтын адам; маңызды serious
потеря айырылу; босқаоздыру; босқаөткізу; жоғалту; жоғалу; жою; ысырапжасау loss
необходимо дәркер; зәру; керек; қажет; лазым; тиіс (it is) necessary
заботиться қамын жеу; қамын ойлау қайғыру; ойлау; уайымдау to look after
одобрить мақұлдау Endorse
утвердить бекіту To affirm
внести еңгизу To enter
учреждение мекеме Office
СРО № 29 1. Составьте тексты поздравлений (3) на знаменательные события (на свадьбу, день рождения, юбилей) [ cм. образец 1-11 на с. 235-236 ]. 2. Выучите стихотворение [ c. 221]
СРО № 30 Подготовьте презентацию о национальных казахских обычаях и традициях, используя материал текстов [см. с. 231-232]

Литература

1. Петухова Е.Н. Россия и русские сегодня: Учебное пособие по русскому языку для инстранныхз студентов и стажеров. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-137 с.

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 21 (111)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Служенье муз не терпит суеты Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте диалог [см. текст №21, с. 164]. Заполните тест[1; 104]

 

да нет
1 Разговор происходит на вернисаже
2 В разговоре участвуют два искусствоведа
3 Собеседники считают художника оптимистом
4 В своих картинах художник использует яркие, сочные краски
5 Собеседники недовольны творениями художника

 

Задание 2. Расскажите о Вашем любимом виде искусства.

 

Задание 3. Разъясните значения следующих жанров живописи: [1; 107]

 

· Исторический жанр · Бытовой жанр, или жанровая живопись · Портретный жанр · Батальный жанр Пейзажный жанр Натюрморт

 

Задание 4. Прочитайте текст. Выполните задания к тексту. [1; 109-110]

Особенный мир Шагала

Марк Захарович Шагал (1887-1985) - уроженец Витебска. Он обучался в Витебске, затем переехал в Петербург и обучался в различных школах Петербурга. В 1910-1914 годах он жил в Париже, где познакомился с выдающимися мастерами парижской школы, с французской живописной культурой.

Когда говорят о Шагале, говорят, прежде всего, о гротескно-абсурдной ориентации его искусства, в котором соединились кубизм и фовизм французов, но особенностью Шагала являете его «сверхреальность». «Шагал не уничтожает быт, напротив, он сохраняет его, наполняет символами. Почва его картин — быт. Его средства -символы и метафоры. Его цель — вечные истины. Художник разламывает быт, разрывает привычные для нас связи, сцепления, а затем по-своему соединяет разомкнутые куски в целостные картины мира.

Шагаловские герои ведут себя в высшей мере произвольно — они летают, ходят вниз головой, его люди превращаются в какие-то странные существа. Мир быта попадает в какое-то новое измерение. Фантастичность художника не знает границ. Мир - как калейдоскоп, он скорее похож на причудливый антимир. И вместе с тем в картинах Шагала всегда присутствует большая правда. Это правда бедности, нужды, бесправия, озабоченности, правда привычек, любви и дружбы, жизни и смерти - вечных и постоянных человеческих проявлений.

Картины Шагала - всегда построенные организмы, где каждый эпизод, каждая деталь занимает свое определенное место.

Когда говорят о Шагале, часто употребляют эти слова и словосочетания. Объясните, как вы понимаете данные слова: [1; 109-110]

 

· Безвременье · Сверхреальность · (Соединение) несовместимостей
Посмотрите на картины Шагала. Опишите одну из них своими словами по плану: [1; 109-110]

1. Что мы видим на первом плане.

2. Центральные персонажи картины — их внешность, действия.

3. Что мы видим на втором (заднем) плане.

4. Детали, на которые стоит обратить внимание, что они передают.

5. Композиция картины (положение основных персонажей и второстепенных деталей на полотне; соответствие размеров и формы полотна изображаемой сцене).

6. Стиль художника, его индивидуальная манера письма.

7. Чувства, которые возникают в душе человека, смотрящего на эту картину

 

·
Автопортрет с кистями (1909-10 гг.) Белла с белым воротничком   Прогулка (1917-18 гг.)
Задание 5. Как вы считаете, может ли творческий человек быть доволен собой?
           

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.