Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В каких ситуациях можно употребить данную пословицу? Подберите эквивалент на родном языке



Есть человек в десять лет взрослый, а есть человек в сорок лет ребенок (дагестанская)

 

 

НЕ с различными частями речи
 
Слитно   Раздельно   Запомни
Если есть или подразумевается противопоставление:   1. Не употребляются без не:   Небрежность Невежа Невеличка Неверие Невзгода Невольник Негодник Недовес Недоделка Недоросль Недотепа Недруг Незнайка Неистовство Нелепица Ненастье Неряха Неурядица Нехватка
не правда, а ложь не друг, а враг не счастье, а горе   Сущ. невежда; небылицы  
не большой, а маленький не плохой, а хороший река мелкая? - река не мелкая   Прилаг. небрежный; ненастный  
Во всех остальных случаях : не спеша   Прич. Дееприч. ненавидимый; негодующий ненавидя; негодуя  
     
Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями   2. При образовании слова противоположного значения:  
отнюдь не верное; нисколько не радостные Сущ. недруг (враг); несчастье (горе); неприятель (противник)  
ничем не оправданный поступок Прилаг. небольшой (маленький) неплохой (хороший)  
с полными причастиями при наличии ЗАВИСИМЫХ СЛОВ /ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ   3. ПРИ НАЛИЧИИ СЛОВ очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно  
Не прочитанная мною книга Не прочитанная, а лишь просмотренная книга   Например: крайне неосторожный; очень нехороший совсем непродуманное решение  
   
Задание 6. Вставьте недостающие буквы и раскройте скобки. [2; 134-138 ]
(Н...)когда (н...) (о) (чём) (н...) жалейте вдогонку, Если то, что случилос..., н...льзя и...менить. Как записку из прошлого грусть свою ...комкав, С этим прошлым порвите (н...)проч...ную нить. (Н...)когда (н...)жалейте о том, что случилос... Иль о том, что случит...ся (н...)может уже. Лишь бы озеро Вашей души (н...)мутилос... И надежды как птиц... п...рили в душе. (Н..)жалейте своей доброты и уч...стья, Даже если за всё Вам – ухмылка в ответ... Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство: (Н..)жалейте, что Вам (н...)досталос... их бед. (Н...)когда– (н...)когда (н...) (о) (чём) (н...) жалейте! Поздно нач... ли Вы или рано ушли. Пусть другой гениально игра...т на флейте, Но мотивы бер....т он из Вашей души. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы.

 

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение

 

Задание 8.Проверьте себя 1. В каком случае НЕ пишется слитно. a) (Не)доумевал b) (Не)мог c) (Не)видел d) (Не)нравится
  2. Укажите слова, которые пишутся слитно: a) (Не)победимый, (не)выносимый, (не)нужный b) (Не)прав, (не)способен, (не)наш, (не)сразу c) (Не)такой, (не)знал, (не)кто иной d) (не)время, (не)к спеху, (не) у кого
  3. Укажите слова, которые не употребляются без НЕ: a) (Не)ряха, (не)годовать, (не)льзя b) (Не)прав, (не)способен, (не)наш, (не)сразу c) (Не)такой, (не)знал, (не)выдающийся d) (не)время, (не)старый, (не) у кого
  4. В каком предложении НЕ пишется раздельно: a) Играл (не)смотря на шахматную доску b) Вернулся (не)смотря на расстояние c) Вызвался (не)смотря на опасность d) Пришел (не)смотря на плохую погоду

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
Не случайно Жай емес (it is) not accidental
в числе других Басқалар қатарында among others
Люди искусства Өнер тұлғалары people engaged in the arts
В юности Балғын шақта in one’s youth
Круг интересов Қызығу аясы. Көңіл; ынта; ықылас range of interests
Железная дорога Темір жол railway; railroad
поддержка Сүйеу; ұстау; демеу support
огромный Үлкен; ірі; көп enormous
век Ғасыр century
всемирный Бүкіл дүниежүзілік worldwide
СРОП №6   Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Жизненный успех. Как я его понимаю». Используйте в качестве эпиграфа слова Д.Герберта

 

 

Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади. (Д. Герберт)

 

СРО №16   Прочитайте текст «Русские меценаты» [c.216], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.

Литература

1. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.


 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 12 (102)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Профессия и характер Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Составление конспектов
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №12, с.161], заполните тест [1;169 ]

 

Задание 2. Перескажите прослушанный текст

 

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы [1;167 ]

Как влияет темперамент на деятельность космонавтов? Чтобы ответить на этот вопрос, проводились тщательные исследования. Оказалось, что развитие навыков управления кораблем во многом связано с особенностями темперамента человека

Космонавты с холерическим темпераментом быстро овладевали профессиональными навыками. В то же время в начале тренировок они допускали много ошибок, склонны были опережать события. Они лучше осваивали задания, включающие особые случаи полёта, чем обычные упражнения. В период предварительной подготовки они задавали массу вопросов, живо обсуждали детали задания. На учебном корабле они работали быстро. Их отчётные доклады были живыми, образными. Однако людям такого типа свойственны торопливость и недостаточная концентрация внимания.

Ярким примером такого типа космонавтов является Л. Леонов. Холерический темперамент и у Г. Титова. Навыки пилотирования он выработал быстро, ошибок допускал немного и в основном за счёт торопливости. Когда же навыки у него сформировались, он трудился весело и безошибочно.

Представителем сангвинического типа темперамента можно считать Ю. Гагарина. Во время тренировок и подготовки к полёту он показывал высокую точность при выполнении различных заданий.

Флегматическим темпераментом среди космонавтов отличался А. Николаев. В процессе предварительной подготовки вопросов он задавал мало, но эти вопросы всегда касались существа, уточняли важные детали. Работал он спокойно, аккуратно, неторопливо, и его отчётный доклад был объективным, детальным, систематизированным. Неторопливость, сосредоточенность, чёткие, лаконичные доклады — всё это характеризовало его работу. Целеустремлённость, наблюдательность, серьёзность, склонность к обобщению полученного материала дали основание называть Николаева в отряде космонавтов «мудрым».

Людям меланхолического типа обычно присущи застенчивость, нерешительность, робость. Их пугает новая обстановка, новые люди, они смущаются и теряются, общаясь с людьми, и поэтому склонны замыкаться в себе. Меланхолики не могут быть космонавтами, поскольку представителям этой профессии приходится работать на пределе физических и психических возможностей. Но при развитии космонавтики доступ к полётам меланхоликам в качестве научных сотрудников и других специалистов, конечно, не будет закрыт раз и навсегда.

(По В. Лебедеву)

  1.Как вы считаете, нужно ли учитывать черты характера при выборе профессии? 2.Людям, каких профессий необходима особая чуткость? 3.Как вы думаете, почему профессии лётчика, космонавта, шофёра требуют от человека решительности и находчивости? 4.Может ли робкий, замкнутый человек стать журналистом? Какие черты характера должны быть у журналиста? 5.Какие профессии, с вашей точки зрения, требуют от человека мужества?

Дискуссия

Задание 4. Важно ли при выборе профессии, какую вы будете получать зарплату?
На приеме у врача[1;169 ].

Шотландский хирург доктор Джон Абернети отличался необыкновенной лаконичностью речи. Однажды к нему обратилась за помощью женщина

– Ожог? – спросил врач.

–Ушиб, – ответила пациентка.

– Компресс.

– На другой день диалог был продолжен:

– Лучше?

– Хуже.

– Ещё компресс.

– Два дня спустя женщина снова пришла на приём к врачу.

– Лучше?

– Здорова. Сколько

– Ничего! – воскликнул доктор. – Такой разумной пациентки я ещё не встречал.

 

Задание 5. Скажите, что вы заметили общего у врача и его пациентки.[1;169 ]



©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.