Самым действенным средством массовой информации оказалось телевидение. Действительно, телевизор есть почти в каждой семье, в то время как газеты, журналы заметно подорожали, так же, как и билеты в кино, в театр, в музей. Для многих телевизор – это окно в мир. У телевидения имеются широкие возможности не только для информирования и развлечения зрителей, но и для просвещения, для приобщения к культуре, что особенно важно для людей, живущих далеко от культурных центров.
Сегодня российское телевидение прежде всего обслуживает интересы различных политических группировок. На телеэкранах преобладают информационные и различные политические передачи: интервью, ток-шоу с политиками, политические диалоги, дискуссии, политические комментарии. Все это бывает интересно, но политические темы надоедают. Остальное время занимают развлекательные программы: викторины, конкурсы, музыкальные клипы, концерты поп-певцов. Часто демонстрируются фильмы, в основном, американские боевики, детективы, латиноамериканские сериалы. Хорошо, что не забывают отечественную киноклассику, которую телезрители смотрят по многу раз. Очень мало содержательных передач об искусстве, об отечественной истории, о культурных традициях России, о ее великих культурных деятелях. Чтобы восполнить этот пробел, был создан специальный телеканал «Культура», по которому можно увидеть записи лучших спектаклей и концертов прошлых лет, однако далеко не везде его можно принимать, и, следовательно, проблема остается.
Тем не менее, телевизор смотрят, есть в нем притягательная сила. Русские телезрители достаточно доверчивы, телевидение является эффективным пропагандистским средством и поэтому борьба за власть над ним ведется постоянно.
Дискуссия
Может ли компьютер заменить средства массовой информации?
Задание 6.
Напишите небольшое сочинение-эссе на тему: «Влияние СМИ на общественное мнение»
Правописание сложных существительных и прилагательных.
Имя существительное
Имя прилагательное
Слитное написание
авто
радио
био
1. От сложных существительных:
пешеходный; паровозный
авиа
фото
зоо
аэро
метео
агро
2. Из сочетаний слов:
железнодорожный (железная дорога)
древнерусский (древний русский)
вело
стерео
нео
моно
электро
микро
кино
гидро
макро
Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на–И:
горицвет, сорвиголова
исключение: перекати-поле
3. В сочетании с наречием:высокообразованный;
быстротечный
Через дефис
1.Сложные названия, термины:
динамо-машина,
премьер-министр
1. Качество с дополнительным оттенком:
кисло-сладкий;
горько-соленый
2.Составные названия политических партий и направлений: анархо-синдикализм
2. Однородные прилагательные (и, но, не только): англо-русский; электронно-вычислительная
Задание 8.Проверьте себя
1. Укажите слово, которое пишется через дефис.
a) Наш спектакль, по()моему, всем понравился.
b) Биология, по()мнению моих одноклассников, мало кому пригодится.
c) Поступайте по()своему усмотрению.
d) Я, право()же, не хотел никого обидеть.
2. Укажите сложные слова со слитным написанием:
a) (пол)озера, школа(интернат), жар(птица), пресс(конференция)
b) военно(полевой), (мясо)молочный, (иссиня)черный, (англо)русский
c) (мелко)калиберный, (бело)каменный, (полу)тьма, (высоко)образованный
d) (профессорско)преподавательский, (чисто)русский, (северо)западный
3. Укажите сложные слова с написанием через дефис:
a) (дальне)восточный, (взаимо)выгодный,(выше)указанный
b) (пол)озера, школа(интернат), жар(птица), пресс(конференция)
c) (всемирно)известный, (чисто)русский, (общественно)полезный
d) (зимо)стойкий, (чисто)шерстяной, (полу)тьма, (высоко)образованный
4. Укажите слово, которое пишется через дефис.
a) У меня диплом инженера()строителя
b) В XVIII веке мореплавателей манили не()открытые острова
c) На площади не расцвели (пол)газона роз
d) В залив входил (ледо)ход
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
Мирный
Бейбіт, тату
Peace
Миротворец
Бейбітшіл
Peacemaker
Разрешение
Рұқсат, рұқсат қағаз
Permission
Политик
Саясаткер, саясатшы
Politician
Общественность
1) көпшілік; 2) әлеумет
Public
Публичный
Бұқаралық; ашық
Public
Общественные явления
Қоғам құбылыстары
Public phenomena
Почтенный, почтенный человек
Абыройлы; қария
Respectable, respectable person
Почтительный
Пейілді
Respectful
Насыщенный
Қанық, қою
Sated
СРО № 41
Выучите стихотворение В. Высоцкого «Вершина» [c.225]
СРО № 42
Подготовьте реферат на тему «Человек-легенда».
Литература
Петухова Е.Н. Россия и русские сегодня: Учебное пособие по русскому языку для инстранныхз студентов и стажеров. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-137 с.
Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 29 (119)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 4
Лексическая тема: Экология и мы
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Грамматическая тема: Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.
Послушайте [см. текст №29, с. 166] и заполните тест [1; 177-184 ]
№
да
нет
1
Верненский апорт – это огромное, блестящее, ярко-красное, почти невероятное яблоко
2
Есть яблони, усыпанные плодами ярко-красного, почти карминного цвета
3
Есть яблони с белыми и круглыми плодами, похожими на крошечный лимон.
4
Есть яблоки с желтыми продолговатыми плодами, а мякоть у них нежно-розовая, цвета алого мрамора
5
Алма-атинский апорт! Подобных яблок не встретишь больше нигде.
Будущее Земли: жара или холод? Есть прогнозы, что через сто лет от повышения температуры Земля превратится в гигантский парник. Если ледники растают, уровень Мирового океана повысится примерно на 65 метров. А это означает, что с карты мира исчезнут целые участки суши. Вымрут белые медведи и моржи. В горных реках перестанет водиться лосось и форель, потому что вода станет слишком тёплой. В Китае исчезнут широколиственные леса. На Земле начнется засуха. Люди будут страдать от нехватки питьевой воды и голода.
В потеплении климата традиционно обвиняют человека и созданную им технику и промышленность. Из-за парниковых газов возникает парниковый эффект. Однако некоторые учёные считают, что проблемы парникового эффекта на самом деле нет, и человек не виноват в потеплении климата.
Дело в том, что природа развивается циклично. Температура то повышается, то понижается, влажные эпохи сменяются сухими и наоборот. Это доказали гляциологи, учёные, которые исследуют лёд. В результате исследователи выяснили, что за последние 420000 лет на Земле сменилось четыре длительных климатических цикла. Каждый из них состоял из двух эпох – холодной (ледниковой) и тёплой (межледниковой). Эти эпохи делились на несколько частей – то более холодных, то более тёплых. В самые холодные эпохи на Земле становилось очень много льда. А в тёплые эпохи ледники таяли не только в Европе и в Америке, но и в Антарктиде. Мы живём в очередном межледниковом периоде, который продолжается уже одиннадцать тысяч лет. По данным гляциологов, никакие катастрофы в ближайшие десятилетия не ожидаются. Деятельность человека пока всё ещё не может нанести серьёзный вред климату Земли. Природа сама регулирует его. Однако продолжать загрязнять атмосферу не стоит. Уже сейчас парниковых газов стало столько, сколько ещё не было за историю Земли. Пока природа справляется с этим, но неизвестно, сколько это будет продолжаться.
А ещё нужно помнить, что климат на Земле постоянно меняется. Так что людям стоит морально подготовиться к тому, что на Земле может стать не только очень тепло, но и очень холодно. Ведь за потеплением неизбежно приходит ледниковый период.
Задание 4.
Согласны ли вы с мнением ученого, считающего, что
Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь – и в прошлом, и настоящем, и в будущем.
(Д. С. Лихачев)
Дискуссия
Задание 5.
Как вы относитесь к мнению, что экологические нормы и запреты не должны препятствовать прогрессу?
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
Задание 7.
Можете ли вы рассказать о творениях природы, глядя на которые кажется, что их создал человек, а не стихия? Придумайте и разыграйте диалоги, в которых можно использовать пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Необычное дерево
Волнистые облака
Ленские столбы
В каких ситуациях можно употребить данную пословицу? Подберите эквивалент на родном языке.
Счастлив тот, кто делает добро.
Резюме-выводы как текст вторичной информации
В последнее время достаточно активно используется такой жанр как резюме (франц. résumé от résumer – излагать вкратце) – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо.
Резюме может быть по материалам своей собственной статьи, например, при публикации в научном сборнике резюме предваряет или завершает публикацию. Такие резюме практикуются и на научных конференциях, когда при подаче заявки на участие предлагается представить резюме доклада или сообщения.
Резюме отличается от тезисов объемом (это одно – три четких, кратких предложения) и содержанием (это вывод или результат исследования).
Задание 8.Проверьте себя
1.Резюме - это ....
a) краткое изложение сути написанного
b) самостоятельное предложение;
c) критическое описание научной работы
d) точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста
2. Резюме-выводы относятся к …
a) текстам-первоисточникам
b) текстам вторичной информации
c) монографиям
d) диссертациям
3. Укажите правильную форму глагола-сказуемого: Резюме-выводы …
e)опубликованы
f)опубликована
g)опубликован
h)опубликовано
4. В научном сборнике резюме-выводы
a) предваряют или завершают публикацию статьи
b) излагаются только в первичном документе
c) предваряют публикацию статьи
d) завершают публикацию статьи
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
Специалист
Маман
Specialist
Специальность
Мамандық
Specialty
Объединение
Бірлестік
Coalition
Место жительства
Тұрғылықты жер
Residence, habitation
Посещать, пойти, ходить
Бару
To attend
Оригинал
Тұп нұсқа
Original
Летопись
Шежіре
Annals
Шедевр
Үлгі, көрнекті туынды
Masterpiece
Художник
Суретші, қылқалам шебері
Artist, painter
Таинственный
Құпия, сырлы
Mysterious
Эпоха
Дәуір, заман
Epoch, age, period
Талант
Дарын
Talent
Идеал
Арман, мұрат
Ideal
Идиллия
Қиял-арман
Idyll
образ
Өң, бейне, тұрпат
Image, manner
СРО № 43
Прочитайте текст «Александр Белл» [c. 226], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.
Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.
Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ №30 (120)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 4
Лексическая тема: Проблемы больших городов
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Грамматическая тема: Прямая и косвенная речь
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.
Послушайте [см. текст №30, с. 167], скажите, как вы относитесь к проблеме, затронутой в тексте [1;96]
1. Считаете ли вы её актуальной?
2. Согласны ли вы с выводами автора?
3. Предложите свой вариант решения проблемы.
Задание 2.
Что вы можете сказать о выражении «Человек – царь природы»?