Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какое значение имеет данная пословица. Приведите аналогичные на родном языке



 

Речь красна слушанием.

 

Пользоваться / воспользоваться, использовать
Обращаться к помощи кого-либо /чего-либо :   Извлекать из чего-либо выгоду, пользу. Обращать что-либо себе на пользу. Обладать чем-либо, иметь что-либо.   Обращаться к помощи кого-либо/чего-либо, извлекать, получать выгоду, пользу.
Пользоваться лифтом, телефоном, ножом, вилкой, компасом, зонтиком, очками, картой, справочником, энциклопедией, словарем, учебником, авторучкой, косметикой, библиотекой, столовой, химчисткой; транспортом; приборами; услугами; редко, часто, иногда, всегда, регулярно, обычно, (не)умело, правильно, осторожно. Пользоваться / чем? случаем, ситуацией, поводом, Воспользоваться обстоятельством, возможностью (темнотой, паникой, перерывом); доверчивостью, забывчивостью, мягким характером, добротой, хорошим настроением.   Пользоваться любовью, уважением, поддержкой, симпатией, доверием, успехом, популярностью, славой, влиянием, спросом, привилегией, преимуществом, льготами, правом, свободой; популярностью у зрителей, среди зрителей, большим уважением, огромной популярностью, повсеместным спросом, дурной славой. Использовать где? в промышленности, в сельском хозяйстве; в строительстве, в медицине; в диссертации, в статье; в книге, в докладе; что? данные, цифры, материал, факты. Использовать что-либо (не) ПО НАЗНАЧЕНИЮ, В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ, В КОРЫСТНЫХ ЦЕЛЯХ  

 

Задание 8. Проверьте себя 1. Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово: Он .. тем, что мальчик был нервным и запугал его всяким вздором. a) Воспользовался b) Применил c) Употребил d) Использовал 2. Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово: Он умел …благами цивилизации. a) Воспользоваться b) Применить c) Использовать d) Пользоваться 3. С какими словами употребляется слово ПРИМЕНЯТЬ? a) транспортом; приборами; услугами b) любовью, уважением, поддержкой, симпатией, доверием c) технику, строительные материалы; при обработке ; широко d) по назначению, в мирных целях, в корыстных целях 4. С какими словами употребляется слово ИСПОЛЬЗОВАТЬ? a) по назначению, в мирных целях, в корыстных целях b) случаем, ситуацией, поводом, поддержкой c) транспортом; приборами; услугами d) любовью, уважением, поддержкой, симпатией, доверием    

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
Веретено Ұршық Spindle
Пружина Серіппе Spring
Звезда Жұлдыз Star
Звезда первой величины Бірнші қатардағы үлкен жұлдыз Star of the first magnitude
Замена Ауыстыру,алмастыру,өзгерту Substitute
Первенство Біріншілік, жарыс Superiority
Крутой Тікшілік ,құламалы abrupt
Анализ Талдау adequate
Надоедливый Ығыр, беймаза, мыжың annoying
Зодчий Сәулеткер, сәулетші architect
СРО № 34 Прочитайте текст «Основные сведения о тектонике» [c.222-223], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
СРОП № 12 Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «О вкусах не спорят»

Литература

1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.


 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 24 (114)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Театр Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Правописание союзов
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №24, с. 165], заполните тест

 

да нет
1 Большой театр – один из старейших музыкальных театров России.
2 В 1776 году московский губернский прокурор П. В. Урусов построил театральное здание, которое стало первым постоянным театром в Москве
3 В 1825 году на месте старого театра был построен новый. Его назвали Петровский театр
4 В 1853 году, после пожара, помещение театра было значительно перестроено.
5 Большой театр охваченный пятью ярусами, театр имеет 2150 мест.

 

Задание 2. Расскажите, что нового вы узнали о Большом театре?

 

Задание 3. Согласны ли вы с мнением, что «Театр изжил себя»? Аргументируйте свое мнение.

 

Задание 4. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. [8;113]

 

Комментарий к тексту

Известно ли вам это имя – Федор Иванович Шаляпин(1873-1938)? Замечательный певец (бас), начавший свою театральную карьеру в 20 лет исполнением партии Мефистофеля. В 22 года принят в труппу Мариинского театра, затем в Московскую частную оперу. За время работы в театре Шаляпин спел все основные оперные партии, в том числе Бориса Годунова в опере Мусоргского, исполнял и баритоновые партии – Евгения Онегина, Демона и др., сочетал в себе дар певцаи драматического артиста.Шаляпин получил европейскую известность во время выступления русских артистов в Париже (Русские сезоны). В1922 году уехал из России, пел во многих театрах мира, умер в Париже.

Великий музыкант

Голос Шаляпина – уникальное явление природы.

Такие таланты приходят в мир один раз в несколько столетий...( М.Горький)

 

Между тем внизу, на эстраде, уже заиграл пианист; он играл минут пятнадцать или двадцать, его слушали из вежливости и даже аплодировали ему. Но вот он кончил, и на эстраду широкими шагами вышел Шаляпин; тотчас же раздались аплодисменты, показавшиеся особенно оглушительными после тех, которыми зал только что наградил аккомпаниатора. Шаляпин остановился у рояля: на лице его было несколько задумчивое выражение; потом он стал напевать что-то про себя и слегка размахивать пальцами в такт тому, что он напевал; в зале стояла необыкновенная тишина, и тысячи людей с напряженным вниманием следили за каждым движением громадного человека на эстраде, погрузившегося в свою собственную музыкальную задумчивость, значение которой было так очевидно для всех, что никому в голову не могла прийти мысль ни о том, какой уверенностью должен обладать певец, чтобы так вести себя перед аудиторией, ни о том, что этого не позволил бы себе никто, кроме Шаляпина. Он сказал что-то аккомпаниатору, подошел ближе к рампе и сказал по-французски с русским акцентом: «Номер сто сорок третий»

Тишина стала еще более ощутительной – и в ней тихо прозвучали первые ноты аккомпанемента, как первые капли дождя, упавшие на неподвижную поверхность воды, - и тотчас вслед за ними раздался голос Шаляпина. Несколько человек привстали со своих мест, не замечая этого. Как только Шаляпин начал петь, смутный страх и ожидание, томившие меня, исчезли: он пел именно так, как это было невозможно, и ни на минут его единственный в мире голос не сходил с высот недостижимости - и мне сразу стало ясно, что до этого момента самые прекрасные тайны на земле были мне неизвестны и недоступны; я видел и слышал ихтолько сейчас.

После «Пророка» Шаляпин пел «Двух гренадеров»; и голос его, создававший такой музыкальный мир, о котором, может быть, композитор и не мог, и не смел мечтать, наполнял зал медленным звуковым океаном. (Гайто Газданов)

 

1.Как встретил зал Шаляпина? 2.Как вел себя Шаляпин, появившись на сцене? Считаете вы поведение Шаляпина естественным или самонадеянным? 3.Какое впечатление на рассказчика произвело выступление певца, его голос? 4.Как вели себя другие слушатели?
Задание 5. Как вы считаете, что важнее в искусстве талант или трудолюбие?

 

Скажите, как этот текст характеризует великого русского певца Ф. Шаляпина.

 

В Копенгагене после концерта около театра к Шаляпину обратилась женщина:

— Господин Шаляпин? Я баронесса Унтенгут... Что-то не видно моего шофёра. Крикните, пожалуйста, погромче: «Карл!»

— Пятьсот марок.

— Что «пятьсот марок»? — вытаращила глаза баронесса.

— Эту сумму я беру с вас не за работу в театре, а на ули­це, — разъяснил Шаляпин.

— Согласна.

— Ка-арл — во всю силу своих лёгких крикнул Шаляпин. Подъехала машина баронессы. Шаляпин сказал шофёру:

— Получи со своей хозяйки пятьсот марок и не забудь вы­пить за моё здоровье.

Задание 6. Напишите сочинение на тему: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры»

 

Объясните смысл пословицы. Приведите аналогичные на родном языке.

 

Ласковое слово, что весенний день

 

Правописание союзов
 
Союз слитное Местоимение+ частица Местоимение + предлог раздельное
Чтобы Я хочу, чтобы вы больше читали Что бы Что бы вы рекомендовали прочитать в первую очередь? – Что вы бы рекомендовали?
Тоже Также Я тоже (также) хочу туда поехать ( И я хочу туда поехать) То же Так же Я поступил на то же предприятие,. на котором работал до службы- Я поступил на топредприятие, где работал до службы в армии
Брат советовал мне то же, что и вы – Брат советовал то, что и вы
Зато Приют наш мал, затоспокоен(зато=но) За то Благодарю вас за то приглашение.- Благодарю вас заприглашение на вечер
Притом Причем Нам выдали новые пособия, притом (причем) предупредили, что их надо сдать в конце года. (притом/причем= вместе с тем) При том При чем При чем ты останешься? – С чемты останешься? При том пособии есть и приложение. – При новом пособии есть и приложение.
Итак вводное слово Итак, трудовой семестр начинается И так Я допустил ошибку в расчете и так растерялся, что долго не мог ее обнаружить

 

 

Задание 7. Перепишите, раскрыв скобки [7;157]

1. Взор его тверд, так(же), как шаг.

2. И мысль свою Беликов так(же) старался запрятать в футляр.

3. Арина Петровна (не) принимала его; к отцу его то(же) (не) допускали.

4. Лицо его в одно и (то)же время выражало и скорбь, и твердую покорность.

5. (И) так, вот в каком положении вновь очутился герой наш.

6. Дорого, (за) то мило.

7. И вот мы опять попали (в)глушь, опять наткнулись на закоулок. (За)то какая глушь и какой закоулок!

8. Как ветер, песнь его свободна, (за) то, как ветер, и бесплодна.

9. Анатоль и Долохов любили Балагу за его мастерство езды и за (то), что он любил (то)же, что и они.

10. Ружье – вещь благородная, самая любопытная забава, (при)том и украшение в комнате приятное.

11. Вам не случалось быть при(том), когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной.

12. Он вернулся через два часа и получил тот(же) ответ, (при)чем лакей как(то) косо посмотрел на него.

 

Задание 8. Проверьте себя 1. Укажите слово, которое нужно вставить в предложении: … я хотел пожелать молодежи моей Родины? a) То же b) Тоже c) Что бы d) Чтобы 2. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию НЕ и НИ. Газет он (н...) получал, н...(с)кем в переписке (н...)состоял, сведений (н...)откуда иметь (н...)мог. a) Не, ни, не, ни, не b) Не, не, не, ни, не c) Не, ни, не, ни, ни d) Не, не, не, не, не 3. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию Не за(то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овцу съел. a) За то, за то b) Зато , за то c) Зато, зато d) За то, зато 4. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию: И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни принималась — все выходит у нее красиво. a) Что бы, чтобы b) Чтобы, что бы c) Что бы, что бы d) Чтобы, чтобы

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
экспози́ция вы́ставочная экспози́ция музе́йная экспозиция национальная экспозиция қойылым; қойылу тәртібі; тізілу тәртібі; экспозиция (мұражайға я көрмеге қойылатын материалдардың; көркемөнер шығармаларының және басқа заттардың белгілі жүйемен орналастырылу тәртібі) → көрме экспозициясы, көрме қойылымы → мұражай экспозициясы → ұлттық қойылым; ұлттық экспозиция exposition, exhibition
крупнейший орасан зор (the) largest
неизвестно беймәлім; белгісіз (is) unknown
вероятно бәлкім; мүмкін; ықтимал probably
пьеса көрініс; пьеса play
отъезд жолға шығу; жүріп кету; жүріс; сапарға шығу departure
приезд келу arrival
раньше бұрынырақ; ертерек ; алдымен; ең әуелі; бұрын earlier
изредка анда-санда; кей-кейде; оқта-текте; сирек-сирек occasionally
СРО № 35 Выучите стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю …» [c. 223]
СРО № 36   Подготовьте реферат на тему: «Становление казахского театра».

Литература

1. Андрюшина Н. П., Макова М.Н., Пращук Н.И. Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень, М., 2004 г. – 53 с.

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.


 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 25 (115)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Таланты и поклонники Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Языковые и речевые стандарты-клише для написания отзыва
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №25, с. 165] и ответьте на вопросы. [1;33]

 

1.Кто помог Майе выбрать профессию? 2.Когда Майя начала танцевать ? 3.Трудно ли было работать с Майей ? 4.Почему Майе мешали ее способности? 5.Сколько лет Майя училась танцевать ?

 

Задание 2. Перескажите текст.

 

Задание 3. Прочитайте текст ( из беседы с композитором Андреем Петровым), переведите выделенный абзац.

Молодежь и музыка

Музыкальный вкус — это умение понять, что такое хорошо и что такое плохо, и исповедовать это хорошее.

Вкусы формируются в юности, когда мы жадно впитываем впечатления. Проходит время, звучат новые мелодии, появ­ляются новые стили и направления в музыке. Но не все способны их принять — мешает привычка. Даже любители с хорошо сформированным вкусом в пределах одного жанра с трудом воспринимают новое. Так было с новаторской музыкой Прокофьева, Шостаковича, её ведь тоже не все сразу приняли.

— Вероятно, этим в какой-то степени обусловлена позиция многих людей старшего поколения, так непримиримо настро­енных по отношению к рок-музыке...

— Видимо, да. Но я убеждён: есть тут и другая причина. Чтобы иметь право отвергать, нужно хорошо знать, что именно ты отвергаешь.

Молодёжи в большей степени, чем зрелым людям, свойственно стремление к общению. Ни один вид искусства не сближает так, как музыка. Под неё можно танцевать, она создаёт эмоциональный фон для беседы. ...Эти ритмы под­нимают настроение, дают выход спортивной энергии. Пре­красно! Только хотелось бы, чтобы молодые люди не ограничивали свои увлечения роком. Эго лишь малая часть музыкальной культуры, в которую входит симфоническая, оперная, народная.

А какова будет судьба рок-музыки? Ну, вот отшумит она, откричит, отболит, и ... время постепенно расставит всё по своим местам. Вспомнят ли её потомки как свидетельство дурного вкуса?Или отнесутся с уважением — как сегодняш­ние молодые к джазу, вовсе их не трогающему? Бесспорно, хоть две-три её вершины будут записаны в «вечнозелёную» классику. И что ещё точно останется — ностальгия уже седеющего поколения по временам борьбы за своё слово в общей, кипучей жизни, слово, приперченное остроритмичной, вызывающе-громкой музыкой, которой ему так хотелось сказать что-то очень важное...

 

Задание 4. Согласны ли вы с мнением, что вкусы формируются в юности?  

 

Задание 5. Прочитайте выразительно стихотворение
Слова бывают разные – То дельные, то праздные. То честные, правдивые, То льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение И слово – удушение Есть трезвые и пьяные, Лукавые, туманные. Есть чистые, алмазные, А есть бесстыдно-грязные, Одни помогут выправить, Другие – душу вытравить Есть речь огнем горящая, Есть тлением смердящая. Слова – высокой доблести, И самой низкой подлости… Поэт, тебе назначено Засеять душу зернами. Так сей же не иначе, как Чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, А добрыми, правдивыми. Чтоб хлеб добросердечности Давала нива вечности.  
Ваш кумир
             

 

Задание 6.Запишите глаголы, по группам: первая группа — глаголы, которые употребляются как с частицей -ся, так и без нее; вторая группа — глаголы, которые употребляются только с частицей -ся. Составьте с ними предложения по образцу.

 

Удивляться, добиваться, договариваться, расстраиваться, успокаиваться, волноваться, мириться, отправляться, отказываться, изменяться, поражаться, улыбаться, ошибаться, беспокоиться, пытаться, восхищаться, называться, жаловаться, смеяться, казаться, стесняться, оставаться, стараться, одеваться, расставаться, встречаться, увлекаться, обижаться, собираться, очаровываться, разочаровываться, относиться, влюбляться, поворачиваться, останавливаться, оказываться, появляться, бояться, радоваться, огорчаться, бороться, нуждаться, сомневаться, хвалиться.

Образец: Меня интересует музыка. Я интересуюсь музыкой.

Он надеется на своего друга.

А. Б.
Интересоваться — интересовать Надеяться
   
   

 

Языковые и речевые стандарты-клише для написания отзыва
 
Части отзыва Лексико-стилистические средства
1 часть – вводная (оценочная) Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу, исследуется, рассматривается важный вопрос, ставятся актуальные, нужные, злободневные вопросы.
2 часть – описательно-оценочная. Довольно убедительно, подробно, основательно, совершенно верно; убедительно доказывает, аргументирует; своевременно обращает внимание, заслуживает внимания, главное достоинство, я согласен/не согласен, полностью разделяю мнение автора, я считаю … согласен/не согласен с утверждением, можно согласиться, представляется ценным, полезным, считаю обоснованным; заслуга автора состоит в том, что ….
3 часть – вывод-оценка Представляется правильным вывод о том, что …; итак, автор совершенно правильно приходит к выводу; в заключении дается правильный вывод; в статье представлен глубокий полезный материал для …; думается, что …; статья имеет большое познавательное значение…; статья представляет интерес… .

 

Задание 7. Найдите соответствия

 

Отзыв – это … a) … краткое изложение первичного текста; b) … точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста; c) … самостоятельное предложение; d) … критическое описание научной работы; e) выделение и наименование главных частей текста.
В отзыве проблема и тезис берутся те, которые …   a) … поставлены автором; b) … вызывают живой интерес у всех; c) … легко читаются; d) … изложены только в первичном документе; e) … написаны с нарушением логики, с малопонятными оборотами речи.
Отзыв состоит из ____ частей. a) двух; b) пяти; c) трех; d) четырех; e) шести
Прочитайте и прокомментируйте пословицу. Есть ли аналогичная в казахском языке. Приведите пример

 

Молчание тоже ответ.

 

Дружный - дружественный – дружеский

 

Дружный Дружественный Дружеский
1)указывает на отношения между кем-либо, в основе которых лежат взаимопонимание, общность интересов, духовная близость; 2) такой, который происходит одновременно, согласованно. 1) указывает на то, что кто-либо относится к кому-, чему-либо благожелательно (обычно когда речь идёт о народах, о государствах); 2) такой, который основан на дружбе, на взаимопонимании. такой, в основе которого лежит доброжелательное отношение к кому-, чему-либо
Лексическая сочетаемость
1) дружный класс, коллектив ... дружная группа, команда, компания, семья ... дружные ребята ... ; 2)дружный крик, отпор кому, смех, хохот ... ; лай ... дружная игра, песня, работа ... дружное пение, «ура» ... дружные аплодисменты, усилия ... дружная весна — о весне, которая наступила быстро, без возврата холодов   1) дружественный народ дружественная политика, страна дружественное государство, племя; 2) добрососедство, сотрудничество . дружественные взаимоотношения, контакты, отношения, связи ...   дружеский обмен мнениями, привет, совет, тон, шарж ... дружеская атмосфера, беседа, вечеринка, встреча, забота, помощь, привязанность, улыбка, шутка дружеское внимание письмо, поздравление, расположение, рукопожатие, сочувствие, участие ... дружеские объятия, отношения, пожелания, связи

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Вместо точек вставьте подходящее слово: … беседа затянулась глубоко за полночь a) дружная b) дружественно c) дружеская d) дружественная 2. С какими словами употребляется с определение ДРУЖЕСКИЙ a) Коллектив, группа, смех, песня, аплодисменты, весна. b) Политика, страна, государство, сотрудничество. c) Хохот, игра, лай, работа, усилия. d) Вечеринка, встреча, забота, пожелания 3. С какими словами употребляется с определение ДРУЖЕСТВЕННЫЙ a) Политика, страна, государство, сотрудничество. b) Коллектив, группа, смех, песня, аплодисменты, весна. c) Совет, тон, шарж, атмосфера, внимание, письмо. d) Беседа, вечеринка, встреча, забота, пожелания 4. С какими словами употребляется с определение ДРУЖНЫЙ a) Совет, тон, шарж, атмосфера, внимание, письмо. b) Беседа, вечеринка, встреча, забота, пожелания c) Коллектив, группа, смех, песня, аплодисменты, весна. d) Политика, страна, государство, сотрудничество.  

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
1. Немелодичный Ырғақсыз immelodious
2. Необъятный Кең, ұшы-қиыры жоқ, ұшан-теңіз immense
3. Немаловажный Маңызды, маңызы зор important
4. Неисчислимый Сансыз incalculable
5. Независимый Тәуелсіз independent
6. Неистребимый Жойылмайтын, таусылмайтын ineradicable
7. Неиссякаемый Сарқылмас, таусылмайтын inexhaustible
8. Неистощимый/ Неисчерпаемый Сарқылмайтын, сарқылмас inexhaustible
9. Необъяснимый Түсініксіз inexplicable
СРОП № 13 Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Основные темы современного кинематографа»
СРО № 37 Прочитайте текст «Из истории перевода» [ c. 223], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.

 

Литература

1. Андрюшина Н. П., Макова М.Н., Пращук Н.И. Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень, М., 2004 г. – 53 с.

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

6. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

7. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

8. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

9. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.

10. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд,перераб. и доп.– М.: Русский язык, 2009.- 288 с.


 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 26 (116)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Кино Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Полные и краткие прилагательные
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1. Послушайте текст [см. текст №26, с. 165-166], заполните тест. [2; 169]

Заполните тест

да нет
1. День открытых дверей проходил в медицинском институте.
2. Толпа абитуриентов гудела в фойе института.
3. К абитуриентам с речью обратился ректор.
4. После вдохновенной речи актера перед институтом осталась одна девушка.
5. Пожилой актер понял, что она станет настоящей актрисой.

 

Задание 2. Перескажите текст

 

Задание 3. Прочитайте текст, ответьте на вопросы [1; 108 ]

Кино до сих пор самое популярное искусство, доступное всем. Фильмы не знают границ, а кинозвезд знают все. Только появившись, кинематограф завоевал мир.

Российская кинематография стала известна в мире с выхода на экран фильма «Броненосец «Потемкин» (1925 г.), который возглавляет список 10 лучших фильмов XX века.

Неоднократно российские фильмы побеждали на престижных международных кинофестивалях. Одни из первых – кинокомедия «Веселые ребята» (1934 г.), военная драма «Летят журавли»(1957г.), затем «Баллада о солдате», «Отец солдата», «Гамлет» и др. Премии «Оскар» были удостоены фильмы «Война и мир», «Москва слезам не верит», «Утомленные солнцем».

«Кавказскую пленницу», «Операцию «Ы», «Бриллиантовую руку» и другие фильмы, цитаты из которых уже стали фразеологизмами, знает вся страна.

С начала 90-х годов XX века русское кино, как и вся страна, переживает кризис. Государственное финансирование резко сократилось или вообще прекратилось, кинопроизводство почти остановилось, многие киностудии закрылись. В этих условиях кинотеатры начали широкий прокат американских фильмов, часто далеко не лучших: боевиков, триллеров, вестернов – заурядное коммерческое кино. Стало нелегко посмотреть в России русский фильм. Однако так продолжалось не очень долго, в конце века обозначилась положительная тенденция: зритель вновь обратился к своему кино. Удовлетворив любопытство к голливудским фильмам, которые раньше не демонстрировались, люди почувствовали, как далеки эти фильмы от российских реалий и проблем. Режиссеры тоже пришли в себя от экспансии зарубежного кино, начали адаптироваться к условиям рынка, стало увеличиваться и бюджетное финансирование отечественной кинематографии. В результате на экранах появились новые российские «хиты»: «Кавказский пленник», «Небеса обетованные», «Брат», «Брат-2», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» – фильмы разные по художественному уровню, по техническому уровню, по жанрам, но их авторы нашли стиль, темы, образы, приметы жизни, отражающие дух времени, отвечающие ожиданиям и вкусам сегодняшних зрителей.

 

1. С какого фильма началась известность российского кино? 2. Какие российские фильмы были удостоены американской премии «Оскар»? 3. Что можно сказать о старых советских кинокомедиях? 4. В чем выражается кризис российского кино эпохи реформ? 5. К какой ситуации в прокате привел кризис российской кинематографии?

 

Прочитайте и прокомментируйте пословицу. Есть ли аналогичная в казахском языке. Приведите пример.

 

Три человека знают – узнают и все тридцать (бенгальская).

 

Задание 4. Используя справочный материал, расскажите, какие кино жанры вы предпочитаете, какие темы вас интересуют и почему?[1; 108 ]

Справочный материал: психологическая драма, приключенческий фильм, комедия, детектив, боевик, триллер, мелодрама, фантастический фильм, фильм-сказка, исторический фильм.

 

Дискуссии

 

Можно ли искусством заработать деньги? Мотивируйте свой ответ.

 

Люди, обладающие характером, — это совесть общества… (Р. Эмерсон)
Задание 5. Назовите фильмы, представленные на иллюстрациях. Расскажите об одном из них (жанр, сюжет, актеры) Кто из героев соответствует высказыванию Р.Эмерсона

 

   
     
Полные и краткие прилагательные
  Краткие формы качественных прилагательных употребляются только в именной части составного сказуемого: Он расчетлив Он расчетливый (разговорный характер).   Недопустимо одновременное употребление в составном сказуемом полной и краткой формы: Статья содержательная и интересна – неверно следует выбрать одну из форм: Статья содержательная и интересная или Статья содержательна и интересна   Нарушением нор литературного языка является употребление конструкций со словом более и формой сравнительной степени: Повесть эта более интереснее ранних произведений писателя (неверно). – Повесть эта более интересна, чем ранние произведения писателя.   Не соответствует современным нормам употребление конструкций со словом САМЫЙ и формой превосходной степени: Одним из самых талантливейших поэтов был Сергей Есенин. (неверно). следовало сказать: Одним из самых талантливых… или Одним из талантливейших
Задание 6. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении форм имени прилагательного и перепишите[16; 115 ]

1. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. 2 Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 3. Его характер тверд и несгибаемый в любых обстоятельствах. 4. Имя Иудушки стало нарицательным; так называют отвратительнейших лицемеров. 5. Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 6. Из-за ливней экспедиция в этом году работала в более труднейших условиях, чем прежде.7. Каждый писатель ответственен перед народом. 8. Первым рассказам писателя свойственен глубокий лиризм.

 

Задание 7. Напишите сочинение на тему: «Основные темы современного кинематографа»

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Укажите краткую форму прилагательного. a) Добренький, сладенький b) Добрые, сладкие c) Добро, сладко d) Добры, сладок 2. Определите словосочетание с нарушением сочетаемости a) Отступить завтра. b) Отступить назад. c) Отступить резко. d) Отступить гордо. 3. Определите словосочетание с нарушением сочетаемости: a) Впервые встретить b) Впервые увидеть c) Впервые знакомиться d) Впервые заметить 4. Укажите вариант, соответствующий правильному написанию:Команде был крайне (нужный) опытный тренер a) очень нужен b) сильно нужен c) нужнее d) нужен

 

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
Несметное богатство Мол дәулет Infinite riches
Есть у (него) привычка дразнить Мазақтайтын әдеті бар Is at (it) to tease
Немало Аз емес, талай, талай рет It is a lot of
Необлагаемый оборот Салық түспейтін айналым It is free a turn
Исполнилось Толған еді It was executed
Кружева Шілтер Laces
Поближе Бері таман, жақынырақ More close
Глубже знать Тереңірек білу More deeply the nobility
Медленнее Ақырынырақ More slowly
Журчание Сылдырап ағу,сыбдырлап ағу Murmur
Народная легенда Халық аңызы National legend
Необорудованный Жабдықсыз Not equipped
СРО № 38 Выучите стихотворение В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг …» [c.224]

 

СРО № 39   Подготовьте реферат на тему «Из истории кино»

 

Литература

1. Петухова Е.Н. Россия и русские сегодня: Учебное пособие по русскому языку для инстранныхз студентов и стажеров. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-137 с.

2. Грамматические основы правильной русской речи: учебное пособие для неязыковых спец. вузов/Е.Н. Ершова, Л.Г. Векилова, Г.И. Рожкова и др. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.

10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.

11. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

12. Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

13. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с.

14. Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие/ Вавилова Е.Н., Курикова Н.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009.- 125 с.

15. Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ отв.ред. Крючкова Л.С., Дунаева Л.А. – 7-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

Чешко Л.А., Русский язык для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие.2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2011. - 333 с.

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 27 (117)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Фестивальная жизнь Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Употребление некоторых форм глагола
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №27, с. 166], заполните тест [1; 113-115 ]

 

да нет
1 Фестивали способствуют популяризации кино среди зрителей
2 Они нужны и кинематографистам: здесь режиссеры знакомятся с творчеством друг друга, открывают для себя новых актеров.
3 Самым известным российским кинофестивалем является «Кинотавр», который ежегодно проводится в Москве.
4 В Санкт-Петербурге проходят отечественные фестивали «Виват, Россия!», «Фестиваль фестивалей», «Послание к человеку».
5 В Гатчине, проводится интересный фестиваль «Литература и кино», в котором участвуют кинематографисты республик СНГ, а также польские и канадские деятели кино.

 

Задание 2. Охарактеризуйте «Кинотавр» и «Выборгский кинофестиваль»

 

Задание 3. Прочитайте текст. Назовите крупнейшие международные кинофестивали.

Берлинский международный кинофестиваль — ежегодный международный кинофестиваль, проводится с 1951 года в Германии. Основной приз — «Золотой медведь» (медведь — геральдический символ Берлина). Проводится ежегодно в феврале (но до 1978 года проводился летом), год проведения первого фестиваля — 1951.

Берлинале ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира.

Международный каннский кинофестиваль — ежегодный кинематографический фестиваль, проводимый в конце мая в курортном городе Канны (Франция). Каннский кинофестиваль является одним из старейших (впервые проведён в 1946 году) и самых престижных в мире. В Каннах также ежегодно проходит международный фестиваль рекламы «Каннские львы». Цель данного фестиваля – выявить наиболее талантливых и перспективных профессионалов рекламы, маркетинга и маркетинговых коммуникаций. Международный фестиваль рекламы «Каннские львы» считается наиболее авторитетным международным фестивалем производителей рекламы. Фестиваль, продолжительностью от 5 до 7 дней, ежегодно проводится во французском городе Канны, обычно в третью неделю июня. В 2013 году пройдет 60-я церемония фестиваля.

Московский международный кинофестиваль проходит в конце июня, длится десять дней. Второй старейший киносмотр мира (после Венецианского кинофестиваля). Впервые состоялся в 1935 году. Возобновлён в 1959 году. Главный приз фестиваля (учреждён в 1989 году) — «Золотой Святой Георгий».

Премия Академии кинематографических искусств и наук — главная ежегодная национальная кинопремия США, непосредственно была задумана боссом студии «MGM» Луисом Б. Майером. Церемония вручения «Оскаров» транслируется в десятках стран в прямом эфире. В настоящее время премия «Оскар» вручается по 24 основным номинациям.

       

 

Дискуссия

 

Кино в современном обществе играет ведущую роль

 

Задание 4. Кого из режиссеров вы узнали? Расскажите о фильмах, которые принесли им славу.

 

Употребление некоторых форм глагола
  У глаголовубедить, очутиться, ощутить, приютиться, бороздить, победить, шелестеть, дерзитьи др. не употребляются формы 1 лица. При необходимости их заменяют описательными оборотами: я могу (должен, надеюсь, хочу, обязан, стремлюсь, в состоянии и др.) убедить его. Глаголы полоскать, плескать, колыхаться, колебать, рыскать, махать, хлестать, щипать, сыпать, трепать, глодать и др. имеют в настоящем времени двоякие формы: полощут – полоскают, плещут – плескают, колышутся – колыхают, колеблют – колебают, рыщут – рыскают, машут – махают, щиплют – щипают, гложут – глодают.
Задание 5. Перепишите, раскрывая скобки, ставя глаголы в форме 1-го лица ед. ч. [16; 123-125 ]

1. (Бояться), что если я не (успеть) подготовиться к коллоквиуму, то (очутиться) в неприятном положении. 2. Я непременно (убедить) вас в ошибочности вашей позиции. 3. Я (уезжать) в Сочи, (надеяться), что на несколько дней (приютиться) у знакомых. 4. Буду усиленно тренироваться и обязательно (победить) своего противника в следующем матче.

 

Задание 6. Вы посмотрели новый фильм. Напишите письмо другу и поделитесь впечатлениями о картине.

 

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите наизусть
Хоть трава не расти Всё меньше нетронутых мест на планете. По тундре разлиты озёра из нефти. И вихри враждебные вьются из труб... Живая природа – уже полутруп. Поставил её человек на колени. Всё дальше на север уходят олени... Мы денег побольше хотим огрести. А что после нас? ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ?! (А. Усачёв)

 

Объясните значение данной пословицы. Приведите аналогичные на родном языке.

 

Деньги потерял — ничего не потерял. Здоровье потерял — много потерял. Веру потерял — все потерял.

 

единственный - единый - единичный  
единственный единый единичный
указывает на отсутствие других по добных фактов, явлений, предметов, лиц и имеет значе­ние «только один, всего один»: 1) такой, который является общим, одинаковым для всех или для многих; 2) указывает на целостность, общность чего-либо, состав­ленного из частей (о коллективе, государстве, сборнике чего-либо); 3) в отрицательных конструкциях указывает на полное отсутствие чего-либо такой, который встречается крайне редко, является исключением
лексическая сочетаемость
единственный человек: наследник, ребёнок, свидетель, сын; выход, путь, случай, способ ... ; день   1) единый взгляд на что, закон, замысел, план, подход к чему, порыв; 2) единый коллектив, план, фронт ... единая армия, сеть, система чего, территория ... единое государство, движение, хозяйство, целое ... ; 3) ни единого дня, звука, знака ... ни единой души ... ни единого замечания, облачка единичный случай, факт ... единичное явление ... единичные выстрелы, случаи, факты, явления ...  

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Вместо точек вставьте подходящее слово: Он собрал свои статьи за много лет и издал их как … книгу. a) Единую b) Единичную c) Единственную d) Одиночную   2. Вместо точек вставьте подходящее слово: … ребенок в семье часто бывает одинок. a) Единственный b) Единый c) Единичный d) Одиночный   3. Вместо точек вставьте подходящее слово: Закон для всех … a) Единичный b) Един c) Единственный d) Одинок   4. Вместо точек вставьте подходящее слово: Все документы должны быть оформлены в соответствии с … требованиями a) Единственными b) Единичными c) Одиночными d) Едиными

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
Бегло прочел статью Мақаланы қарап шықты Has fluently read article
Почетный, почетное место Қадірлі, құрметті; төр Honourable, a place of honor
Незнание Білмегендік Ignorance
Незаконно Заңсыз Illegally
Немедленно Тездеп, дереу Immediately
Безмерно, безмерно рад Шексіз, қуанышында шек жоқ Immensely, it is immensely glad
Наперекор Қарсы In defiance
Невпопад Орынсыз,жаңылыс Inattentively
Негодование Наразылық, ыза болу Indignation
Неиссякаемая фантазия Сарқылмайтын қиял Inexhaustible imagination
СРО № 40   Прочитайте текст «Стекло и стеклянные изделия» [c.224-225], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
СРСП №14 Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Фестивали, конкурсы, смотры»

Литература

  1. Петухова Е.Н. Россия и русские сегодня: Учебное пособие по русскому языку для инстранныхз студентов и стажеров. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-137 с.
  2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
  3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
  4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
  5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М



©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.