Один человек – не войско, одна головня – не костер.
(монгольская)
Задание 6.
Напишите эссе на тему «Каким я представляю будущее своей профессии?»
Конспектирование. Виды конспектирования
Слово "конспект" происходит от латинского "conspect", что означает "обзор", "изложение" – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию.
Виды конспектирования:
1. Выборочное конспектирование строится на поисковом и просмотровом чтении. Разновидностью выборочного конспектирования является аспектная проработка текста, потому что в одном и том же источнике может быть несколько тем. Выделив нужные темы, можно делать несколько конспектов на одном источнике, то есть, конспектируя каждую тему в отдельности.
2. Сквозное конспектирование производится при сплошном чтении текста, чтении "подряд" с равным интересом к любой его части. Это полное конспектирование целиком всего текста без пропусков. Так конспектируются небольшие статьи и лекции.
3. Репродуктивное конспектирование – краткий пересказ текста с сохранением авторской логики и способов изложения материала. Так чаще всего конспектируют лекции.
4. Творческое конспектирование или аналитическое конспектирование - переработка исходного материала, придание ему новых жанров, его оценка, возможная перестановка частей. Аналитическое конспектирование - самое сложное, но и самое продуктивное.
5. С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным.
6. По степени соответствия первоисточнику – интегральным или выборочным.
7. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным).
8. С точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект.
Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления.
Задание 7.
Запишите данные слова с помощью математических и физических символов
Равно, неравно, больше, меньше, примерно, сумма, бесконечность, минута, длина, масса, время, температура, объем, скорость, сила, энергия
Задание 8.Проверьте себя
1. Укажите правильный вариант: «Слово конспект означает …»
a) вывод, итог
b) обзор, изложение
c) умозаключение, суждение
d) аргумент, доказательство
2. Укажите правильный вариант: «Конспекты делятся на …»
a) продуктивные и репродуктивные
b) первичные и вторичные
c) вопросительные и назывные
d) фактографические и оценочные
3. Укажите правильный вариант: «Выборочный конспект используется при …»
a) сплошном чтении
b) поисковом и просмотровом чтении
c) сохранении авторской логики и способов изложения материала
d) записи лекции
4. Укажите правильный вариант: «С точки зрения объема конспекты делятся на …»
a) обзорные и репродуктивные
b) интегральные и выборочные
c) монографические и сводные
d) краткие, подробные, смешанные
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
кирпич
производство кирпича; класть кирпич
Кірпіш; кірпіш өндірісі;кірпіш қалау
brick
знаменитый
Атақты; даңқты
famous, renowned
специальный
Арнайы; арнаулы
special
галерея
мұражай
gallery
дополнять
Толықтыру
to complete
современный
Замандас; қазіргі; осы заманғы
modern, contemporary
замечательный
Тамаша
outstanding
расти
Өсу; даму; кең өріс алу
to grow
сегодняшний
Бүгінгі
today’s
представление
Ұсыну; таныстыру; көрсету; ойын-сауқ
idea
СРО №14
1. Составьте тексты деловых бумаг (письмо-предложение, рекомендательное письмо, письмо-соболезнование, служебная записка) [cм. образец 1-4 на с. 238-239].
2. Выучите наизусть стихотворение [c.215-216]
СРО №15
Подготовьте реферат на тему «Из истории моей профессии»
Литература
1. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.
2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.
7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.
8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.
9. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.
10. Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 11 (101)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 4
Лексическая тема: Выбор профессии
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Грамматическая тема: НЕ с различными частями речи
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.
Послушайте текст [см. текст №11, с. 161]. Ответьте на вопросы [2; 140-145 ].
1. Как можно выбрать профессию по душе?
2. От чего зависит отношение человека к работе?
3. Что, по-вашему, является главным при выборе профессии?
Задание 2.
Объясните, как вы понимаете значение следующих словосочетаний и выражений [2; 140-145 ].
ученый;
бизнесмен;
врач;
педагог;
писатель;
переводчик;
художник;
архитектор
Дискуссия
Задание 4.
Как вы относитесь к понятиям «КАРЬЕРА», «КАРЬЕРИСТ»?
Задание 5.
Прочитайте текст. Озаглавьте его. [2; 140-145 ]
Как ни странно, в детстве каждый точно знал, что ему нужно. Девочки мечтали о профессии врача, учителя, мальчики хотели стать лётчиками и капитанами дальнего плавания… Но шло время, мечты менялись… И вот дети выросли. Заканчивают школу. Что же делать? Ждать выпуска, а потом пойти в любой вуз или колледж, на предприятие и уже там узнать о том, что представляет собой профессия, которую получишь? Или разобраться заранее?..
Поразмыслив, таким образом, столичные школьники решили провести диспут на тему «Твоя будущая профессия».
На диспут пригласили известного писателя Валентина Рушкиса, чьё творчество непосредственно связано с этим темой. Постепенно их атака расшевелила и тех, кто поначалу относился к этой затее скептически. Разоткровенничались все…
- Почему обязательно вуз? Разве на свете нет профессий, не требующих высшего образования?
- Путь к интересной работе лежит через знания…
- Самое интересное – получить профессию «в наследство» от отца или матери…
Много мыслей было высказано. И хотя определить судьбу один диспут, безусловно, не может, он заставил серьёзно задуматься о многом, особенно после выступления писателя: «Склонности к той или иной профессии у молодых людей выявляется, по моему мнению, обычно очень рано, примерно в пятом-шестом классе школы. Поэтому подчас ещё в довузовский период молодой человек приобретает некоторый профессиональный кругозор, получает общее представление о будущей работе, успевает даже собрать библиотечку из более или менее серьёзных научно-популярных и специальных книг, собирает вырезки о любимой профессии из газет… В этом случае у него, совсем ещё молодого по возрасту, появляется весьма импонирующая нам, окружающим, деловая взрослость.
Инфантильность в возрасте, близком к совершеннолетию, – большой недостаток. То, что я назвал деловой взрослостью, - залог успешного и глубокого освоения профессии. Ведь избранной специальностью надо владеть в совершенстве, знать её до тонкостей, уметь всё делать своими руками. Когда механик на слух и безошибочно определит характер и место неисправности в машине и уверенно устраняет неполадки, - это столь же красиво, изящно и эстетично, как и виртуозная игра на музыкальном инструменте.
Профессионализм – то хорошее качество, которое надо всемерно в себе развивать»