Придать (храбрости,сил, бодрости,)Придать (форму, вид. значение)Притворить дверьПриступить к учениюПрибывать поездомПриходящие больныеПривинтить к полуПридел храма (пристройка)Призреть (дать приют)сиротуПриложить усилияПритерпеться к лишениям
Запомни исключения
пребывать
превзойти
преграда
предание
преемник
президент
презирать
прекословить
Задание 7.
Замените данные словосочетания одним словом.
глава государства; подарить что-либо; оперная певица, исполнительница главных ролей; вступление к музыкальному произведению; помеха на дороге; первое представление пьесы, фильма; человек с капризами; история, передающаяся из уст в уста; исключительное право одного человека ; близкий знакомый, но не хороший друг; нарушение правил
Задание 8.Проверьте себя
1. Укажите слова с приставкой ПРЕ:
a) Пр…бывать в столицу, пр…ступить к работе, пр…творить форточку
b) Пр…бывать в неведении, пр…емник традиций классика, пр…вратный смысл
c) Пр…ходящий работник, пр…звание художника, пр…емлемый вариант
d) Пр…зреть сироту, пр…вилегированные слои, купить пр…емник
2. Укажите слова с приставкой ПРИ:
a) Пр…ходящий работник, пр…звание художника, пр…емлемый вариант
b) Пр…бывать в неведении, пр…емник традиций классика, пр…вратный смысл
c) Пр…дать интересы, пр…зирать труса, пр…ходящий успех
d) Камень пр…ткновения, власть пр…держащие, пр…имущество нападающего
3. Укажите, в каких словах пропущена одна и та же буква.
a) Пр…мета, без пр…крас
b) Воз…бновить, пр…бабушка
c) …горяча, бе…жалостный
d) В…езд, в…юга
4. Укажите, в каких словах пропущена одна и та же буква.
a) Пр…зидент, пр…одолеть, камень пр…ткновения
b) пр…смиреть, пр…творить планы, пр…звание
c) пр…митивный, пр…нцесса, пр…вратный смысл
d) пр…чудливый, пр…творщик, пр…ходящий успех
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
безоговорочно
сөзсіз
Unconditionally
неожиданно, неожиданно повернуть
кенет,сап; жалт бұрылу
Unexpectedly, unexpectedly to turn
незаслуженно
жазықсыз, жөнсіз
unfairly
невразумительная речь
түсініксіз сөз
Unintelligible speech
единство
тұтастық
Unity
необыкновенный, необыкновенное
адам айтқысыз, мейлінше
Unusual, unusual
необыкновенно
тамаша, таңқаларлық
Unusually
необозримый, необозримая степь
ұшы-қиыры жоқ,
ұшы-қиыры жоқ дала
Vast, vast steppe
пережитки
ескіліктің қалдығы
Vestiges
СРОП №5
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Что такое счастье?»
СРО №13
Прочитайте текст [c.215], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
Литература
1. Русский язык дляиностранных учащихся средних специальных учебных заведений (1 курс).Книга для учащегося. – Изд.2-е перераб. – М., «Русский язык», 1985, с. 353
2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.
3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.
7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.
8. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.
9. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.
10. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 10 (100)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 4
Лексическая тема: Мир профессий
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Грамматическая тема: Конспектирование. Виды конспектирования
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.
Послушайте текст [см. текст №10, с. 161], заполните тест
№
да
нет
1
Речь Спасовича отличалась «искусством мало говорить, но заставляла много думать».
2
Существуют три «главных мотива человеческих деяний – страсть, ум (расчет) и нравственное чувство (совесть).
3
Спасович был сторонником теории формальных доказательств и не придавал значения проблемам психологии человеческих отношений.
4
Современники восхищались «архитектурой речи» Спасовича и называли его «королем русской адвокатуры».
5
В. Спасович был из тех адвокатов, которые становятся известными только тогда, когда попадают в громкое дело
Задание 2.
Поспорьте со своим другом. Работайте по образцу: [2; 134-138 ]
Образец: – Я считаю, что Руслан – прирожденный педагог.
– Боюсь, что это не так. Работа педагога требует особого педагогического таланта.
1. Мне кажется, что Айбеку нужно поступать в медицинский институт. Ему всегда медицина была по душе.
2. Мне думается, что Азиза могла бы успешно работать инженером. У нее светлая голова. Она хозяйка своего слова.
3. Не кажется ли тебе, что работа шофера больше всего подходит для Андрея? Он мастер на все руки.
4. Я считаю, что Адиль – будущий директор. Твердая рука, ясный ум, умеет держать слово – это основное для успешной работы директором.
5. Я уверен, что Николай мог бы стать архитектором. Его хлебом не корми, только дай чертить разные проекты.
Задание 3.
Расскажите о перспективах науки, которую вы избрали своей специальностью
Задание 4.
Прочитайте текст [2; 134-138 ]. Согласны ли вы с мнением автора?
Ты вступаешь в жизнь…
«Что я сам по себе? Каков мой путь? Что я могу? Где приложить всё, что во мне заложено?»
Без этой беспокойной жажды познания самого себя и применения всего, на что именно способен… не было бы прогресса, не было бы открытий научных, географических, художественных — да никаких вообще! — не было бы музыки, и поэзии, и любви тоже не было бы.
Где бы и в чём бы ни искал человек счастья, находит он его именно в возможности полностью осуществить свои способности, в ощущении своей нужности людям.
Ты вступаешь в жизнь, чтобы утвердиться в ней, сказать своё слово, отшагать свои вёрсты. Ты начинаешь постигать истину, что только труд человека и ничто иное — его след на земле.
Для тебя наступает та пора, что как первая проба на взрослость. Хочется иметь свои принципы. И счастлив тот, у кого они созвучны времени.
Ты вступаешь в жизнь, входишь в мир своей профессии. Присмотрись, кто раньше тебя пересёк те перекрёстки, которые тебе ещё только предстоят. Есть у твоих старших друзей нечто особое. И знаешь что? Они уже нашли путь к мастерству, овладели профессиональным опытом. Они охотно поделятся с тобой этим достоянием.
Будь всегда рядом с теми, кто неравнодушен к свежей мысли в избранной профессии. Иди на вершину опыта за наставником, за единомышленниками. На этом жизненном восхождении они передадут тебе своё умение и знания, увлекут перспективой высоты, откуда намного виднее, на что способен человек, взявший в связке с другими такую крутизну, на которую одному бы ему не подняться.
Задание 5.
Объясните, как вы понимаете следующие суждения.[2; 134-138 ]