По мере того как усложняются наука и техника и расширяется область их применения, всё более усиливается и опасность их воздействия на природу, на организм человека. Одна из этих опасностей состоит в том, что уровень шума в городах непрерывно повышается. По данным специалистов, в крупных городах он ежегодно увеличивается на один процент. Шум оказывает разрушительное воздействие на наше здоровье и на всю окружающую среду. Установлено, например, что при шуме развитие некоторых цветов замедляется. Шум уменьшает их рост на 47 процентов. У коров от шума снижаются удои молока. Жизнь животных и птиц в условиях интенсивного шума настолько ухудшается, что часто они вынуждены покидать свои старые обжитые места.
Особенно вредно влияет шум на организм человека. Длительное интенсивное воздействие шума на человека ослабляет его нервную систему. От шума сосуды головного мозга сужаются, что вызывает головную боль. Шум может ускорить развитие некоторых болезней. У человека от длительного воздействия шума понижается слух и даже ухудшается зрение. Шум разрушает организм человека.
Ещё в прошлом столетии выдающийся учёный Роберт Кох предсказал, что когда-нибудь человечество вынуждено будет бороться с шумом так же решительно, как оно боролось с чумой и холерой. Это время уже наступило.
В некоторых городах для снижения уровня шума удачно используют рельеф местности; автомобильные магистрали прокладываются по дну городских оврагов. Во многих городах строительство новых заводов и фабрик осуществляется за чертой города; туда же постепенно переносятся и старые заводы. Это в значительной мере уменьшает шум на городских улицах.
Поиски путей борьбы с шумом продолжаются непрерывно. Снизить уровень шума, уменьшить его вредное влияние на человека — значит, в конечном итоге, укрепить здоровье человека, улучшить условия его жизни, увеличить её продолжительность.
(По материалам периодической печати)
Задание 4.
Составьте возможные словосочетания со следующими словами. Слова справа поставьте в правильной форме [1; 100 ]
жильеэкология почва одиночество культура воздухпитьевая вода
Задание 5.
Какие проблемы, на ваш взгляд, характерны для больших городов? Используйте материал из предыдущих заданий. Дополните ответ, если возможно, конкретными примерами. [1; 100 ]
Транспортная проблема: Криминальная ситуация:
Социальные проблемы: Экологические проблемы:
Прямая и косвенная речь
Прямая речь после слов автора
Прямая речь перед словами автора
А: «П».
Мальчик сказал: «Я приду сегодня вечером»
«П», — а.
«Я приду сегодня вечером», — сказал мальчик.
А: «П?»
Он спросил: «Что ты делаешь?»
«П?» — а.
«Что ты делаешь?» — спросил он.
А: «П!»
Он возмутился: «Что ты делаешь!»
«П!» — а.
«Что ты делаешь!» — возмутился он.
Косвенная речь
Мальчик сказал, что придет сегодня вечером.
Он спросил меня о том, что я делаю.
Он возмутился тем, что я делаю.
Прямая речь прерывается словами автора
Прямая речь стоит внутри
авторских слов
«П, — а, — п».
«Плыви вперед, — сказал он, — я за тобой последую».
А: «П», — а.
Он сказал: «Я очень устал», — и сразу же замолчал.
«П, — а. — П».
«Я приду завтра вечером, — сказал он. – Принесу тебе книгу».
А: «П!/?» — а.
Раздался чей-то голос: «К вам можно?» — и кто-то вошел в комнату.
«П!/? — а. — П».
«Какой чудесный человек, не правда ли! – воскликнула Саша. – Я не видела его грустным».
А: «П…» — а.
Сергей сказал: «Ветру бы теперь дунуть…» — и отвернулся
Косвенная речь
Он сказал, чтобы я поплыл впереди него.
Он сказал о том, что придет завтра и принесет мне книгу.
Саша восхитилась тем, что никогда не видела этого чудесного человека грустным.
Он сказал, что очень устал и сразу же замолчал.
Кто-то, спросив разрешения войти, зашел в комнату.
Сергей отвернулся, сказав, что было бы хорошо, если бы сейчас подул ветер.
Задание 6.
Расставьте знаки препинания при прямой речи. [7; 132 ]
1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами вы очень мало взяли . 2. Смотрю вслед ему и думаю зачем живут такие люди. 3. В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть царя скинули. 4. Лесть и трусость — самые дурные пороки громко промолвила Ася . 5. Дедушку знаешь, мамаша матери сын говорит. 6. Не шуми, тише иди, солдат сердитым шепотом говорил старик Оленину . 7.Да-а! Уж порадела бы... качнул головой старик . 8. Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать . 9. Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик. 10. Я ни с кем и ни с чем не связан напомнил он себе. Действительность мне враждебна. 11. Не надо.. сказал Вершинин не надо парень.
Дискуссия
Человечество должно, пока не поздно, вернуться к природе, жить в гармонии с ней.
Убивать, уничтожать, истреблять[1; 100 ]
Убивать
Уничтожать
Истреблять
«Убивать/убить» значит «лишать жизни кого-то»:
Охотник убил волка.
Уничтожать/ уничтожить» всегда относится не к одному объекту, а к определенному количеству объектов (как одушевленных, так и неодушевленных):
На этой территории уничтожили всех волков, что привело к распространению болезней среди других животных: На севере уничтожили огромное количество деревьев.
Глагол «уничтожать» часто можно заменить более конкретным синонимом: вырубать лес, осушать водоемы и т.д.
«Истреблять/ истребить» всегда относится к какому-то количеству одушевленных объектов и означает «уничтожить полностью, когда не остается ничего из того, что уничтожали»:
Этих животных истребили еще 100 лет назад, увидеть их можно только на картинках в книгах.
Существительное:«убийство».
Существительное: «уничтожение».
Существительное:«истребление».
Задание 7.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Жизнь в большом городе – благо или несчастье?» [1; 100 ]
Задание 8.Проверьте себя
1. Укажите прямую речь.
a) Сестра спросила, взял ли я термос
b) Сестра напомнила, чтобы я взял термос.
c) Сестра сказала, чтобы я взял термос.
d) Сестра сказала: «Возьми термос».
2. Укажите косвенную речь.
a) Тренер сказал: «Ждите меня здесь»
b) Тренер сказал, что он будет ждать нас здесь.
c) «Я буду ждать вас здесь», — сказал тренер.
d) Тренер ждет нас.
3. Укажите, где косвенная речь соответствует по содержанию прямой: «Вы не из Алматы?»—спросил он девушку.
a) Он спросил девушку, не из Алматы ли она.
b) Он спросил ее, не из Алматы ли?
c) Он спросил девушку, не из Алматы ли вы.
d) Он спросил девушку, что ли из Алматы она
4. Укажите предложение, которое соответствует схеме «П, —а,—п».
a) «Нам придется здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч,— в такую метель через горы не переедешь».
b) «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?»
c) «Как же вы поживаете?» — спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живем понемножечку», — ответил Старцев.
d) «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне!» — «Ты ей знаком?» — «Я им сосед»
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
барханы —песчаные холмы
құм төбе; шағыл (жел үйген дөңес құм)
sand dune
глыба —большое бесформенное твёрдое тело
сең; үйінді (тас, мұз сияқты заттардың жиналған үйіндісі)
block, mass,clod,block of ice
boulder
лава —расплавленная масса, выходящая из вулкана на земную поверхность
лава (жанартаудан атылып шығатын балқыған отты сұйық зат)
lava
clinker
lava stream / flow
ледник —скопление льда на вершинах гор или на полюсах Земли
1) мұз айдыны
2) геол. көшпе мұз; мұздық (тау басынан ылдиға карай жылжитын тұтас мұз)
көшпе мұз (горный ледник)
glacier
магма —расплавленная масса, образующаяся в глубинах Земли
геол. магма (Жер шарының терең қойнауындағы ішіндегі сұйық отты зат)
magma
плоскогорье —возвышенность с равнинной или холмистой поверхностью
үстiрт
қырат; қырқа; таулы үстірт
plateau, tableland
раскалённый —сильно нагретый, очень горячий
қызған; қыздырылған
scorching, burning hot
россыпи —множество мелких камней, лежащих в беспорядке
геол. Ұсақ тау жыныстар (жел қаққан ұсақ тау жыныстары, қиыршық тастар)
placer, placer / alluvial deposit
СРО № 44
Выучите стихотворение Р. Рождественского «Вдогонку комете Галлея» [c.226]
СРО № 45
Подготовьте презентацию на тему «Будущее Земли и человечества», используя материал текстов [cм. с. 232-234]
Литература
1. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.
2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
3.1.
ТЕСТЫ
3.2.
МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО БЛОКА КОМБИНИРОВАННОГО ЭКЗАМЕНА
3.3.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СРО
3.1.ТЕСТЫ
1.Укажите собирательное числительное
a)Трое
b)Три
c)Третий
d)В-третьих
2.Укажите правильный вариант употребления числительного:
a)Шестеро котят, семеро козлят, трое волчат
b)Шестеро котов, семеро козлов, трое волков
c)Шестеро подруг, семеро очков, трое брюк
d)Шестеро коней, семеро телег, трое суток
3.В каких пословицах пропущено одно и то же собирательное числительное:
a)Хромать на … ноги; положить на … лопатки
b)Смотреть в …; подписываться …руками
c)… одного не ждут; где …, там третий лишний
d)… пятниц на неделе; …раз отмерь, один раз отрежь
4.С какими словами сочетаются числительные ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО, ШЕСТЕРО:
a)Летчиков, солдат, ученых, детей, нерях
b)Книг, ручек, сумок, журналов, тетрадей
c)Подруг, девушек, студенток, сестер, внучек
d)Коней, волков, быков, тигров, львов
5.Укажите правильный вариант: «Компрессия текста - …»
a)сжатие текста
b)дополнительная информация
c)уточняющая информация
d)развертывание текста
6.Укажите правильный вариант: «Виды компрессии…»
a)план
b)монография
c)научная статья
d)диссертация
7.Укажите правильный вариант: Что сокращается в тексте при компрессии?
a)примеры и иллюстрации
b)основная и дополнительная информация
c)основная и дублирующая информация
d)основная информация и примеры
8.Укажите правильный вариант: «К вторичному тексту относятся …»
a)аннотация, тезис, реферат, конспект
b)монография, тезис, реферат, конспект
c)диссертация, тезис, реферат, конспект
d)научная статья, тезис, реферат, конспект
9.Укажите правильный вариант употребления числительного:
a)пять академиков, шесть профессоров
b)пятеро академиков, шестеро профессоров
c)пять академиков, шестеро профессоров
d)пятеро академиков, шесть профессоров
10.С какими словами сочетаются МНОГО, НЕСКОЛЬКО:
a)дел, людей, студентов, проблем
b)любви, тепла, мира, добра
c)народу, денег, академиков, профессоров
d)света, воды, сахара, соли
11.Укажите количественное числительное.
a)Семьдесят
b)Семисотый
c)Одна семнадцатая
d)Семеро
12.Укажите дробное числительное.
a)Две третьих
b)Сто
c)Трое
d)Миллион
13.Укажите правильный вариант: «Первичный план составляется …»
a)автором
b)рецензентом
c)читателем
d)студентом
14.Укажите правильный вариант: «Простые планы делятся на …»
a)вопросный и назывной
b)тезисный и развернутый
c)вопросный и развернутый
d)назывной и тезисный
15.Укажите правильный вариант: «Сложные планы делятся на …»
a)тезисный и развернутый
b)вопросный и назывной
c)вопросный и развернутый
d)назывной и тезисный
16.Укажите правильный вариант: «Тезисный план …»
a)отражает ключевые положения текста
b)определяет подтемы текста
c)использует вопросительные слова
d)предполагает дробление основных пунктов
17.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Мальчик занимается очень.................»
a)Усердно
b)Тщательно
c)Упорно
d)Старательно
18.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Мы целый час пытались получить от него объяснения, где он был вчера, но он.............молчал.»
a)Упорно
b)Тщательно
c)Усердно
d)Старательно
19.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Перед едой надо … мыть руки»
a)Тщательно
b)Упорно
c)Усердно
d)Старательно
20.Вставьте необходимое по смыслу слово : «Этот молодой пианист играет слишком.........., думает только о технике, забывая о чувствах»
a)Старательно
b)Тщательно
c)Упорно
d)Усердно
21.Укажите правильный вариант: «Тезисы …»
a)излагают основные мысли лекции, доклада, сочинения
b)представляют собой письменный разбор содержания лекции, доклада, сочинения
c)являются самой краткой записью, которая последовательно излагает и обобщает мысли, но не передает фактического содержания
d)содержат краткую характеристику источника.
22.Укажите правильный вариант: «Тезисы делятся на …»
a)первичные и вторичные
b)продуктивные и репродуктивные
c)сквозные и интегральные
d)обзорные и групповые
23.Укажите правильный вариант: «Основной вид переработки научного текста - …»
a)компрессия
b)монография
c)диссертация
d)научная статья
24.Укажите правильный вариант: «На основе первоисточника создаются …»
a)аннотация, тезисы, реферат
b)монография, тезисы, конспект
c)диссертация, реферат, аннотация
d)статья, конспект, тезисы
25.Укажите слово с твердым знаком:
a)Об…явление
b)Об…язан
c)Об…язательно
d)Об…язательство
26.Укажите слова с написанием Ы после приставок:
a)Без…дейный, пред …стория, от …грать
b)Сверх…нтеллигентный, дез…нфекция
c)Пед…нститут, фин… нспектор
d)Контр…гра, мед…нститут
27.Укажите слова с написанием И после приставок:
a)Меж…гровой, пред…юньский
b)С…грать, об...ндеветь, из…скать
c)Без…звестный, об...скать, под...тожить
d)Без…скусный, с…мпровизировать, под…маться
28.Укажите слова, в которых Ь не пишется:
a)С…узить, с…экономить, с…агитировать
b)Жнив…е, лос…он, бар…ер
c)Фортеп…яно, бул…он, медал…он
d)Трел…яж, фел…етон, бур…ян
29.Укажите слова с написанием Ы после Ц:
a)куц…й, Цариц…но, куниц…н
b)иниц…атива, ц…клон, Ельц…н
c)ц…ферблат, ц…гейка, ц…тата
d)ц…вилизация, ц…тадель, ц…низм
30.Укажите слова с написанием И после Ц:
a)авиац..я, компенсац..я, принц..п
b)куц…й, Цариц…но, куниц…н
c)ц…ц, ц…ган, ц…низм
d)ходячая энц..клопедия, подняться на ц..почки
31.Какое значение имеет слово «цирюльник»
a)устаревшее название парикмахера
b)собрание однотипных предметов
c)возмещение, вознаграждение
d)коврик из соломы
32.Какое из данных слов обозначает «толкование, разъяснение»
a)интерпретация
b)демонстрация
c)эрудиция
d)операция
33.Укажите слова с приставкой ПРЕ-:
a)Пр…бывать в неведении, пр…емник традиций классика, пр…вратный смысл
b)Пр…бывать в столицу, пр…ступить к работе, пр…творить форточку
c)Пр…ходящий работник, пр…звание художника, пр…емлемый вариант
93.Укажите слово, которое нужно вставить в предложении: … я хотел пожелать молодежи моей Родины
a)Что бы
b)Чтобы
c)За то
d)Зато
94.Укажите вариант, соответствующий правильному написанию НЕ и НИ. Газет он (н...) получал, н...(с)кем в переписке (н...)состоял, сведений (н...)откуда иметь (н...)мог.
a)Не, ни, не, ни, не
b)Не, не, не, ни, не
c)Не, ни, не, ни, ни
d)Не, не, не, не, не
95.Укажите вариант, соответствующий правильному написанию Не за(то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овцу съел.
a)За то, за то
b)Зато , за то
c)Зато, зато
d)За то, зато
96.Укажите вариант, соответствующий правильному написанию: И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни принималась — все выходит у нее красиво.
a)Что бы, что бы
b)Чтобы, чтобы
c)Что бы, чтобы
d)Чтобы, что бы
97.Вместо точек вставьте подходящее слово: … беседа затянулась глубоко за полночь
a)дружеская
b)дружественная
c)дружная
d)дружественно
98.С какими словами употребляется с определение ДРУЖЕСКИЙ