Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологические основы определения конкурентоспособности



Обеспечение конкурентоспособности продукции на должном уровне предусматривает уровень ее количественной оценки. Отправным моментом оценки конкурентоспособности любого товара является формулирование цели исследования. После выбора продуктов, по которым проводят анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяют номенклатуру параметров, участвующих в оценке. Причем, при анализе должны использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар [3].

Сопоставление проводят с двумя группами параметров: техническими (назначения, эргономические, эстетические и нормативные) и экономическими (полные затраты, которые складываются из затрат приобретения и потребления).

Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца [4].

При оценке конкурентоспособности используют дифференциальный, комплексный и смешанный методы. В общем виде конкурентоспособность может быть определена по формуле

(8.1)

где: К - конкурентоспособность;

ЕЭФ - полезный эффект;

Цпотр - цена потребления (расходы на приобретение и эксплуатацию).

Для товаров народного потребления главными (на основании которых определяют конкурентоспособность) являются потребительские свойства (эстетические, экологические, безопасность, хранение, транспортировка, назначение и т.д.). Для непродовольственных товаров - социальные свойства, функциональные, эксплуатационные, экологические, эргономические и т.д. [3].

Значительную роль в повышении конкурентоспособности товара играют: реклама, пропаганда, информация и другие факторы комплекса маркетинга. Но всегда конкурентоспособность товара определяется как степень соответствия его характеристики с требованиями данной целевой аудиторы данного рынка, с помощью единичных и групповых параметрических индексов:

(8.2)

где Сi – единичный индекс, рассчитанный по і-му параметру;

Рі - і-тый параметр оценки товара;

Рі.баз.образ – аналогичный параметр базового образца сравнения.

 

для групповых , (8.3)

где: Ігр - групповой индекс параметров;

Аі, - удельный вес i-го параметра;

N - количество параметр;

r - параметр i-го товара.

Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле (8.4)

 

, (8.4)

где: Iгр.потр. - групповой параметрический индекс потребительских параметров продукции;

Ігр.эк. - групповой параметрический индекс экономических параметров.

Приведенный метод расчета - комплексный. Дифференцированный метод базируется на сравнении единичных параметров отдельно взятого продукта, а смешанный - на совместном использовании единичных и интегральных показателей. Кроме указанных, используют также экспертные методы [4].

Фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта, но конкурентоспособность товара не является решающим фактором для оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Во-первых, конкурентоспособность продукции оценивается в временном промежутке, равном жизненному циклу товара, а фирмы - жизненному циклу фирмы. Во-вторых, конкурентоспособность продукции рассматривают отдельно по каждому его виду, а предприятия - охватывает всю имеющуюся номенклатуру. В-третьих, уровень конкурентоспособности предприятия определяет само предприятие, а товара - потребитель.

Факторы конкурентоспособности фирмы: внешние (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренние (микросреда фирмы), которые детализируются в зависимости от многих конкретных обстоятельств.

Оценка конкурентоспособности фирмы может проводиться различными методами: метод разниц; рангов; баллов; эталона. Существуют несколько методологических подходов к определению конкурентоспособности фирмы: метод равновесия фирм и отрасли; структурно-функциональный метод; метод «профилей» и качества; матричный метод [4].

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность».

2. Раскройте понятие «конкурентное преимущество».

3. «Ступенька» конкурентоспособности. Что это?

4. Колесо стратегии конкуренции.

5. Окружение формирования стратегии конкуренции.

6. Матрица «товары-конкуренты».

7. Охарактеризуйте влияние качества на конкурентоспособность товара (фирмы).

8. Приведите способы борьбы с недобросовестной конкуренцией.

9. Приведите основные понятия оценки конкурентоспособности.

10. Приведите виды параметров потребности.

11. Назовите основные потребительские свойства продуктов.

12. Назовите основные потребительские свойства непродовольственных товаров.

13. Охарактеризуйте методы, которые предназначены для оценки конкурентоспособности.

14. Назовите отличия конкурентоспособности товара и фирмы.

15. Назовите факторы конкурентоспособности фирмы.

16. Охарактеризуйте основные критерии и направления оценки конкурентоспособности.

 

Рекомендуемая литература

1. Портер М.Е. Стратегія конкуренції / Пер. з англ. - К.: Основи, 1997. -

390 с.

2. Закон України «Про обмеження монополізму і недопущення недобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності» // «Голос України», - 1992, 29 квітня.

3. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1988. - 669 с.

4. Осовська Г.В., Осовський О.А. Менеджмент організацій: навчальн. посібн. - К.: Кондор, 2007. - 676 с.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.