Внешние и внутренние финансовые отношения требуют принятия управленческих решений в области управления финансами субъектов хозяйствования, для чего необходимо построить систему управления финансами (на уровне предприятий используют понятие «финансовый менеджмент»). Финансовый менеджмент - это система разработки и реализации управленческих решений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов предприятия, оптимизации оборота их денежных средств [3, 12].
Основные принципы: интеграция с общей системой управления предприятием; комплексность формирования управленческих решений; динамизм управления; вариантность; ориентация на стратегические задачи [8, 10].
Финансовый менеджмент рассматривается как субъект и объект управления и является неотъемлемой составляющей общего менеджмента предприятия.
Объекты финансового менеджмента: финансы предприятия и его финансовая деятельность, т.е. экономические отношения, которые опосредованы денежным обращением, изменением размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.
Материальной основой финансового менеджмента являются денежные потоки предприятия. Главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников капитала предприятия. Основные задачи финансового менеджмента: обеспечение финансовой устойчивости в процессе развития предприятия; оптимизация денежного обращения и поддержание постоянной платежеспособности, обеспечение максимизации прибыли предприятия, обеспечение минимизации финансовых рисков [5, 9].
Основные функции финансового менеджмента как управляющей системы: разработка финансовой стратегии предприятия, создание финансовых организационных структур, формирование информационных систем; осуществление анализа финансовой деятельности предприятия; осуществление планирования финансовой деятельности предприятия, разработка системы стимулирования реализации принятых решений в области финансовой деятельности; осуществление эффективного контроля за реализацией принимаемых решений в сфере финансовой деятельности. Кроме того, выделяют специальные функции: формирование активов и финансовой структуры капитала; управления - оборотными активами; необоротными активами; инвестициями; формированием собственных финансовых ресурсов; привлечением заемных средств; финансовыми рисками.
В целях реализации процесса управления финансами предприятий применяют финансовый механизм. В его понимании есть два подхода: первый - под финансовым механизмом понимают функционирование непосредственно финансов предприятий, второй - это совокупность форм и методов, инструментов, приемов и рычагов влияния на состояние и развитие предприятия [38].
Финансовый механизм имеет модель, согласно которой финансовое обеспечение и регулирование проводят с помощью финансовых инструментов и индикаторов, при направлении действия финансового механизма в целом на реализацию экономических интересов участников финансовых отношений [6, 39].
Финансовый менеджмент приобретает практическое воплощение благодаря подобной политике предприятия. На уровне предприятия цель финансовой политики - в оптимальном распределении и перераспределении денежных средств и финансовых ресурсов, реализации финансового менеджмента.
Задача финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов и их рациональное использование, создание максимально эффективной системы управления, организация регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами [7, 40].
В рамках общей финансовой стратегии предприятия можно представить систему формирования финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности: политика управления финансовыми рисками (политика антикризисного управления при угрозе банкротства и политика управления финансовыми рисками); политика формирования активов и финансовой структуры капитала; политика формирования финансовых ресурсов (политика привлечения финансовых средств: банковского кредита и коммерческого кредита и политика формирования собственных финансовых ресурсов: налоговая политика; дивидендная политика; амортизационная политика; эмиссионная политика); политика управления активами и инвестициями (политика управления оборотными активами: запасами, дебиторской задолженностью, денежными активами; политика управления инвестициями: реальными, финансовыми, инновационными).
Процесс реализации финансовой политики на предприятии происходит в три этапа: первый - определение целей и содержания финансовой политики, второй - создание финансового механизма, третий - построение системы управления.
Стратегические цели финансового менеджмента: предотвращение банкротства и крупных финансовых потерь; рост объема производства и его реализации; повышение рентабельности капитала; максимизация цены предприятия.
Тактические цели финансового менеджмента: обеспечение необходимыми объемами денежных средств, обеспечение рентабельности продаж и т.п.
Место финансового планирования в рыночных условиях определяют тем, что оно является одной из функций управления. Отсюда финансовое планирование - это функция управления финансами и состоит из следующих процедур: анализ финансовых и инвестиционных возможностей предприятия; прогнозирование; обоснование выбранного решения; оценка результатов по сравнению с показателями, установленными в финансовом плане [20, 38].
Планирование производственной деятельности предприятия взаимосвязано с финансовым планированием. Его целью является определение возможных объемов поступления денежных средств и их расходования в плановом периоде. Основной задачей является обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования, их формирование и использование. Другими задачами являются: соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; гарантия выполнения финансовых обязательств, выявление резервов и мобилизация финансовых ресурсов; контроль за финансовым состоянием, плато-и кредитоспособностью предприятия.
Главный инструмент финансового планирования - сметное планирование (бюджетирование). Смета (бюджет) - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период и содержит два этапа: первый - определение предстоящих задач (планирование), второй - мониторинг, сопровождение, анализ оперативной хозяйственной деятельности. Сметы составляются на год (в целом), с поквартальной, помесячной разбивкой [35, 38].
Одной из важнейших составляющих финансовой политики предприятия, его финансовой стратегии является управление формированием и использованием активов предприятия. Активы - это экономические ресурсы предприятия в форме принадлежащих ему материальных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения дохода. Активы предприятия состоят из: необоротных активов (основной капитал) - основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения; другие виды необоротных активов; оборотных активов (оборотный капитал) - запасы товарно-материальных ценностей, дебиторская задолженность, денежные активы, краткосрочные финансовые вложения, другие виды оборотных активов.
Управление формированием активов предприятия осуществляют в такой последовательности: сначала определяют потребности в необоротных активах в целом и в разрезе отдельных его видов с оптимизацией внутренней структуры необоротных активов; определяют потребности в отдельных видах оборотных активов с оптимизацией их внутренней структуры; оптимизация соотношения необоротных и оборотных активов в целом [4, 20].
Исходя из конкретных условий хозяйствования, структуры управления, наличия территориально обособленных подразделений, предприятие выбирает удобную форму организационной структуры финансового подразделения и организации финансовой работы.
Организационный механизм хозяйствования - это совокупность правил, организационно-правовых нормативов и стандартов, определяющих и регулирующих (в том числе) и структуру финансового управления. Он также включает: обязанности, права и ответственность органов управления и руководителей, организацию процесса их деятельности; распределение работ; оснащение управленческой деятельности оргтехникой; численность работников в управлении, стимулирования их труда.
Структура финансового управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы, определяющих разделение труда и служебные связей между финансовыми подразделениями и работниками аппарата управления по подготовке, принятию и реализации управленческих решений.
Аппарат управления финансами - составная часть общего аппарата управления хозяйствующего субъекта, самостоятельное структурное подразделение - финансовая служба в системе управления предприятием.
Финансовая служба может в своей структуре иметь отделы: финансовый, планово-экономический, бухгалтерию, сектор экономического анализа, валютных операций, аналитический отдел, финансового планирования, оперативного управления, ценных бумаг и другие подразделения. Структуру, функции и ответственность всех подразделений, их отношения с другими звеньями управления определяет Положение о финансовой службе (отдел, управление). Финансист должен выполнять функции: разрабатывать финплан; осуществлять оперативную финансовую работу (составлять платежный календарь, разрабатывать кассовый план, делать расчет потребности в краткосрочном кредитовании); управлять: финансовыми активами; финансовыми рисками; осуществлять финансовый анализ и контроль; совершенствовать финансовую работу на предприятии [ 36, 38].
Управление сбытом
В маркетинговой концепции управления предприятием особое значение приобретает сбытовая функция (комплекс мероприятий, направленных на организацию действенной и результативной сбытовой сети в целях повышения эффективности продаж продукции). Сбытовая политика органично сочетается с ценовой, товарной и политикой продвижения, особенно в условиях постоянного роста расходов, усиление конкуренции на рынках сбыта, повышение требований потребителей к качеству сервисного обслуживания.
Система мер по рациональному распределению, реализации продукции и эффективного физического перемещения продукции включает: выбор стратегии сбыта; построение сбытовой сети; разработку коммуникационных решений, выбор транспортных средств; построение рациональных маршрутов, определение количества и месторасположения складов, создание информационного обеспечения от поставщика к потребителю. То есть, политика распределения продукции - это деятельность предприятия по планированию, реализации и контролю движения товаров «от производителя к потребителю» с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.
При разработке стратегии распределения есть два подхода: стратегический и тактический, но для обоих подходов характерна единственная цель - организация сбытовой сети для эффективных продаж продукции [13].
Функции распределения реализуют с помощью каналов товародвижения. Определение типа канала распределения является очень важным в распределении, поскольку определяют: тип канала, количество уровней каналов сбыта; ширина и глубина канала, уровень эффективности, степень сотрудничества в сбытовой цепи и определения системы руководства каналами распределения [29, 30, 31].
В каналах распределения присутствие посредников с одной стороны вынужденное, а с другой - необходимо, поскольку решают вопросы сохранения ресурсов производства: финансовых, трудовых, временных и т. д. Управление этим процессом по существу и является управлением сбытом. Сотрудничество между участниками каналов распределения требует и управления конфликтами, которые иногда возникают [19].
Для выбора канала распределения необходимо предусмотреть влияние ряда факторов: товар (стоимость, срок хранения, габариты, масса, сложность изготовления); потребители (характеристика, потребности, сегменты); конкуренция (характеристика, тактика); фирма (цель, ресурсы, знания, опыт); рынок (емкость, обычаи, торговая практика); альтернативные каналы товародвижения (альтернативы, характеристики, доступность, правовые аспекты).
В последнее время все большее распространение получают вертикальные системы распределения (в отличие от традиционных цепных), где производители, оптовики и розничные торговцы действуют как единая система (рис.5.3).
Существуют три основных типа вертикальных маркетинговых систем (ВМС): корпоративная (все уровни каналов принадлежат одному владельцу) договорные (связанные договорными отношениями); управляемые (через экономическую мощь одного из участников, как правило - производителя).
Кроме ВМС, существуют также горизонтальные маркетинговые системы (ГМС), когда два и более предприятия объединяются для эффективного использования возможностей и многоканальные маркетинговые системы (ММС), когда возникает необходимость более полного охвата различных рынков соответствующими товарами [38].
Рис. 5.3 - Вертикальная маркетинговая система (ВМС)
Критерии выбора рациональной системы распределения, эффективность функционирования канала определяют при помощи как минимум трех показателей: затратами; периодом времени на доставку; объему реализации за единицу времени. Элемент канала распределения - посредник. Различают зависимых и независимых посредников. Зависимые посредники: агенты, брокеры, комиссионеры, закупочные конторы. Независимые посредники: оптовые фирмы, дистрибьюторы, маклеры [16, 22, 32].
В практическом маркетинге придают особого внимания расположению торгового предприятия. Определяют покупательную способность регионов, находящихся в пределах его деятельности (формула Рейли) [24], смысл которой заключается в определении распределения сфер влияния (5.1):
где A – объем товарооборота;
В – численность населения города;
Д – расстояние до города;
N, M –города.
Деятельность любого посредника характеризуют: товарооборот; расходы, связанные с продажей продукции; рентабельностью; доходами; производительностью труда; фондоотдачей; продолжительностью оборота запасов; загруженностью складских помещений; механизацией работ; использованием оборудования.
Важным элементом товарной политики является формирование товарного ассортимента (т.е. процессом формирования товарного ассортимента надо управлять).
Управление ассортиментом предполагает координацию связанных видов деятельности - технологической и проектной, комплексного использования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Планирование ассортимента, как составной функции управленческой деятельности, требует учета взаимодействия факторов: внутренних (материально-технические ресурсы, поставщики) и внешних (тенденции развития моды; состояние и тенденции развития рынка, тенденции НТП). Особое место в планировании занимает формирование перспективного товарного ассортимента. Формирование ассортимента может проводиться различными методами в зависимости от масштабов сбыта, специфики продукции, целей и задач, стоящих перед производителем. Вместе с тем, их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга [1, 37, 38].