Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление финансово-экономической подсистемой



Внешние и внутренние финансовые отношения требуют принятия управленческих решений в области управления финансами субъектов хозяйствования, для чего необходимо построить систему управления финансами (на уровне предприятий используют понятие «финансовый менеджмент»). Финансовый менеджмент - это система разработки и реализации управленческих решений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов предприятия, оптимизации оборота их денежных средств [3, 12].

Основные принципы: интеграция с общей системой управления предприятием; комплексность формирования управленческих решений; динамизм управления; вариантность; ориентация на стратегические задачи [8, 10].

Финансовый менеджмент рассматривается как субъект и объект управления и является неотъемлемой составляющей общего менеджмента предприятия.

Объекты финансового менеджмента: финансы предприятия и его финансовая деятельность, т.е. экономические отношения, которые опосредованы денежным обращением, изменением размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.

Материальной основой финансового менеджмента являются денежные потоки предприятия. Главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников капитала предприятия. Основные задачи финансового менеджмента: обеспечение финансовой устойчивости в процессе развития предприятия; оптимизация денежного обращения и поддержание постоянной платежеспособности, обеспечение максимизации прибыли предприятия, обеспечение минимизации финансовых рисков [5, 9].

Основные функции финансового менеджмента как управляющей системы: разработка финансовой стратегии предприятия, создание финансовых организационных структур, формирование информационных систем; осуществление анализа финансовой деятельности предприятия; осуществление планирования финансовой деятельности предприятия, разработка системы стимулирования реализации принятых решений в области финансовой деятельности; осуществление эффективного контроля за реализацией принимаемых решений в сфере финансовой деятельности. Кроме того, выделяют специальные функции: формирование активов и финансовой структуры капитала; управления - оборотными активами; необоротными активами; инвестициями; формированием собственных финансовых ресурсов; привлечением заемных средств; финансовыми рисками.

В целях реализации процесса управления финансами предприятий применяют финансовый механизм. В его понимании есть два подхода: первый - под финансовым механизмом понимают функционирование непосредственно финансов предприятий, второй - это совокупность форм и методов, инструментов, приемов и рычагов влияния на состояние и развитие предприятия [38].

Финансовый механизм имеет модель, согласно которой финансовое обеспечение и регулирование проводят с помощью финансовых инструментов и индикаторов, при направлении действия финансового механизма в целом на реализацию экономических интересов участников финансовых отношений [6, 39].

Финансовый менеджмент приобретает практическое воплощение благодаря подобной политике предприятия. На уровне предприятия цель финансовой политики - в оптимальном распределении и перераспределении денежных средств и финансовых ресурсов, реализации финансового менеджмента.

Задача финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов и их рациональное использование, создание максимально эффективной системы управления, организация регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами [7, 40].

В рамках общей финансовой стратегии предприятия можно представить систему формирования финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности: политика управления финансовыми рисками (политика антикризисного управления при угрозе банкротства и политика управления финансовыми рисками); политика формирования активов и финансовой структуры капитала; политика формирования финансовых ресурсов (политика привлечения финансовых средств: банковского кредита и коммерческого кредита и политика формирования собственных финансовых ресурсов: налоговая политика; дивидендная политика; амортизационная политика; эмиссионная политика); политика управления активами и инвестициями (политика управления оборотными активами: запасами, дебиторской задолженностью, денежными активами; политика управления инвестициями: реальными, финансовыми, инновационными).

Процесс реализации финансовой политики на предприятии происходит в три этапа: первый - определение целей и содержания финансовой политики, второй - создание финансового механизма, третий - построение системы управления.

Стратегические цели финансового менеджмента: предотвращение банкротства и крупных финансовых потерь; рост объема производства и его реализации; повышение рентабельности капитала; максимизация цены предприятия.

Тактические цели финансового менеджмента: обеспечение необходимыми объемами денежных средств, обеспечение рентабельности продаж и т.п.

Место финансового планирования в рыночных условиях определяют тем, что оно является одной из функций управления. Отсюда финансовое планирование - это функция управления финансами и состоит из следующих процедур: анализ финансовых и инвестиционных возможностей предприятия; прогнозирование; обоснование выбранного решения; оценка результатов по сравнению с показателями, установленными в финансовом плане [20, 38].

Планирование производственной деятельности предприятия взаимосвязано с финансовым планированием. Его целью является определение возможных объемов поступления денежных средств и их расходования в плановом периоде. Основной задачей является обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования, их формирование и использование. Другими задачами являются: соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; гарантия выполнения финансовых обязательств, выявление резервов и мобилизация финансовых ресурсов; контроль за финансовым состоянием, плато-и кредитоспособностью предприятия.

Главный инструмент финансового планирования - сметное планирование (бюджетирование). Смета (бюджет) - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период и содержит два этапа: первый - определение предстоящих задач (планирование), второй - мониторинг, сопровождение, анализ оперативной хозяйственной деятельности. Сметы составляются на год (в целом), с поквартальной, помесячной разбивкой [35, 38].

Одной из важнейших составляющих финансовой политики предприятия, его финансовой стратегии является управление формированием и использованием активов предприятия. Активы - это экономические ресурсы предприятия в форме принадлежащих ему материальных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения дохода. Активы предприятия состоят из: необоротных активов (основной капитал) - основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения; другие виды необоротных активов; оборотных активов (оборотный капитал) - запасы товарно-материальных ценностей, дебиторская задолженность, денежные активы, краткосрочные финансовые вложения, другие виды оборотных активов.

Управление формированием активов предприятия осуществляют в такой последовательности: сначала определяют потребности в необоротных активах в целом и в разрезе отдельных его видов с оптимизацией внутренней структуры необоротных активов; определяют потребности в отдельных видах оборотных активов с оптимизацией их внутренней структуры; оптимизация соотношения необоротных и оборотных активов в целом [4, 20].

Исходя из конкретных условий хозяйствования, структуры управления, наличия территориально обособленных подразделений, предприятие выбирает удобную форму организационной структуры финансового подразделения и организации финансовой работы.

Организационный механизм хозяйствования - это совокупность правил, организационно-правовых нормативов и стандартов, определяющих и регулирующих (в том числе) и структуру финансового управления. Он также включает: обязанности, права и ответственность органов управления и руководителей, организацию процесса их деятельности; распределение работ; оснащение управленческой деятельности оргтехникой; численность работников в управлении, стимулирования их труда.

Структура финансового управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы, определяющих разделение труда и служебные связей между финансовыми подразделениями и работниками аппарата управления по подготовке, принятию и реализации управленческих решений.

Аппарат управления финансами - составная часть общего аппарата управления хозяйствующего субъекта, самостоятельное структурное подразделение - финансовая служба в системе управления предприятием.

Финансовая служба может в своей структуре иметь отделы: финансовый, планово-экономический, бухгалтерию, сектор экономического анализа, валютных операций, аналитический отдел, финансового планирования, оперативного управления, ценных бумаг и другие подразделения. Структуру, функции и ответственность всех подразделений, их отношения с другими звеньями управления определяет Положение о финансовой службе (отдел, управление). Финансист должен выполнять функции: разрабатывать финплан; осуществлять оперативную финансовую работу (составлять платежный календарь, разрабатывать кассовый план, делать расчет потребности в краткосрочном кредитовании); управлять: финансовыми активами; финансовыми рисками; осуществлять финансовый анализ и контроль; совершенствовать финансовую работу на предприятии [ 36, 38].

 

Управление сбытом

В маркетинговой концепции управления предприятием особое значение приобретает сбытовая функция (комплекс мероприятий, направленных на организацию действенной и результативной сбытовой сети в целях повышения эффективности продаж продукции). Сбытовая политика органично сочетается с ценовой, товарной и политикой продвижения, особенно в условиях постоянного роста расходов, усиление конкуренции на рынках сбыта, повышение требований потребителей к качеству сервисного обслуживания.

Система мер по рациональному распределению, реализации продукции и эффективного физического перемещения продукции включает: выбор стратегии сбыта; построение сбытовой сети; разработку коммуникационных решений, выбор транспортных средств; построение рациональных маршрутов, определение количества и месторасположения складов, создание информационного обеспечения от поставщика к потребителю. То есть, политика распределения продукции - это деятельность предприятия по планированию, реализации и контролю движения товаров «от производителя к потребителю» с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.

При разработке стратегии распределения есть два подхода: стратегический и тактический, но для обоих подходов характерна единственная цель - организация сбытовой сети для эффективных продаж продукции [13].

Функции распределения реализуют с помощью каналов товародвижения. Определение типа канала распределения является очень важным в распределении, поскольку определяют: тип канала, количество уровней каналов сбыта; ширина и глубина канала, уровень эффективности, степень сотрудничества в сбытовой цепи и определения системы руководства каналами распределения [29, 30, 31].

В каналах распределения присутствие посредников с одной стороны вынужденное, а с другой - необходимо, поскольку решают вопросы сохранения ресурсов производства: финансовых, трудовых, временных и т. д. Управление этим процессом по существу и является управлением сбытом. Сотрудничество между участниками каналов распределения требует и управления конфликтами, которые иногда возникают [19].

Для выбора канала распределения необходимо предусмотреть влияние ряда факторов: товар (стоимость, срок хранения, габариты, масса, сложность изготовления); потребители (характеристика, потребности, сегменты); конкуренция (характеристика, тактика); фирма (цель, ресурсы, знания, опыт); рынок (емкость, обычаи, торговая практика); альтернативные каналы товародвижения (альтернативы, характеристики, доступность, правовые аспекты).

В последнее время все большее распространение получают вертикальные системы распределения (в отличие от традиционных цепных), где производители, оптовики и розничные торговцы действуют как единая система (рис.5.3).

Существуют три основных типа вертикальных маркетинговых систем (ВМС): корпоративная (все уровни каналов принадлежат одному владельцу) договорные (связанные договорными отношениями); управляемые (через экономическую мощь одного из участников, как правило - производителя).

Кроме ВМС, существуют также горизонтальные маркетинговые системы (ГМС), когда два и более предприятия объединяются для эффективного использования возможностей и многоканальные маркетинговые системы (ММС), когда возникает необходимость более полного охвата различных рынков соответствующими товарами [38].

 

Рис. 5.3 - Вертикальная маркетинговая система (ВМС)

 

Критерии выбора рациональной системы распределения, эффективность функционирования канала определяют при помощи как минимум трех показателей: затратами; периодом времени на доставку; объему реализации за единицу времени. Элемент канала распределения - посредник. Различают зависимых и независимых посредников. Зависимые посредники: агенты, брокеры, комиссионеры, закупочные конторы. Независимые посредники: оптовые фирмы, дистрибьюторы, маклеры [16, 22, 32].

В практическом маркетинге придают особого внимания расположению торгового предприятия. Определяют покупательную способность регионов, находящихся в пределах его деятельности (формула Рейли) [24], смысл которой заключается в определении распределения сфер влияния (5.1):

 

где A – объем товарооборота;

В – численность населения города;

Д – расстояние до города;

N, M –города.

Деятельность любого посредника характеризуют: товарооборот; расходы, связанные с продажей продукции; рентабельностью; доходами; производительностью труда; фондоотдачей; продолжительностью оборота запасов; загруженностью складских помещений; механизацией работ; использованием оборудования.

Важным элементом товарной политики является формирование товарного ассортимента (т.е. процессом формирования товарного ассортимента надо управлять).

Управление ассортиментом предполагает координацию связанных видов деятельности - технологической и проектной, комплексного использования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Планирование ассортимента, как составной функции управленческой деятельности, требует учета взаимодействия факторов: внутренних (материально-технические ресурсы, поставщики) и внешних (тенденции развития моды; состояние и тенденции развития рынка, тенденции НТП). Особое место в планировании занимает формирование перспективного товарного ассортимента. Формирование ассортимента может проводиться различными методами в зависимости от масштабов сбыта, специфики продукции, целей и задач, стоящих перед производителем. Вместе с тем, их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга [1, 37, 38].

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.