Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы антикризисного управления



С точки зрения экономической сущности кризиса развития предприятия (концепция цикличности развития экономических систем - фундаментальная составляющая категориального аппарата экономической теории). Ей присущи свойства цикличности. Предприятие имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие, которые тесно взаимосвязаны.

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определенность, живучесть. Развитие - это изменения, обретение нового качества в условиях изменений. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является базисом изменений, а развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его развития. То есть, возникает цикличность развития, которые отражают периодическое наступление кризисов [1, 2, 3].

Период изменения качественной характеристики процесса функционирования предприятия характеризует понятие «цикл развития предприятия», который состоит из основных стадий: стадия подъема; стадия торможения развития; стадия кризиса; стадия оживления.

Кризис - это обострение противоречий, угрожающих предприятию, его жизнедеятельности в окружающей среде, возникающих в процессе взаимодействия отдельных элементов системы предприятия между собой и с внешней средой [9].

Накопление противоречий приводит к нарушению равновесия экономической системы, постепенной потере жизнедеятельности предприятия, дефицита ресурсов или возможностей для развития. Возникает кризисная ситуация.

Кризисные явления в развитии предприятия тесно связаны с этапами жизненного цикла предприятия и возникают на каждом из них, что и является движущей силой каждого последующего этапа [14].

Кризисная ситуация не возникает внезапно, она имеет свои причины (факторы). Выделяют следующие общие признаки классификации кризисных факторов (рис. 6.1) [9].

Развертывание кризиса является результатом общего и одновременно негативного воздействия, прежде всего, внешних и внутренних факторов, часть влияния которых соответственно составляет 1 / 3 и 2 / 3. Однако надо отметить, что значимость влияния отдельных внутренних и внешних факторов во времени не является постоянной, она существенно меняется в зависимости от этапа жизненного цикла предприятия [2].

В понимании кризиса большое значение имеют и возможные ее последствия: обновление или разрушение организации; возникновения нового кризиса или оздоровление организации; обострение или ослабление кризиса; резкие или мягкие изменения; преобразование или сохранение организации; долгосрочные или краткосрочные изменения; качественные или количественные изменения; необратимые или обратимые изменения [3].

Относительно типологии ситуаций, то кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Они связаны, прежде всего, с дифференциацией средств и способов управления ними.

Основные виды кризисных явлений: по масштабам проявления существуют общие (системные) и локальные кризисы; по проблематике выделяют макро-и микрокризисы; по структуре отношений выделяют экономические, социальные, организационные, психологические и технологические кризиса; за непосредственными причинами возникновения кризиса - природные, общественные и экономические [3].


 

Рис. 6.1 – Классификация кризисных факторов


Кризисы могут быть: предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными); явными и латентными (скрытыми); глубокими и легкими; затяжными и краткосрочными [9].

Преодоление кризиса должно быть организовано органом управления предприятием. Это обусловило потребность в развитии самостоятельной отрасли научных знаний - антикризисного управления.

Антикризисное управление - это специальное, постоянно организованное управление, нацеленное на наиболее оперативное выявление признаков кризисного состояния и создание соответствующих предпосылок для его своевременного преодоления с целью обеспечения восстановления жизнедеятельности отдельного предприятия, недопущение возникновения ситуации его банкротства [9]. Процессы антикризисного управления: предкризисное управление, управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; своевременность управленческого воздействия; стабилизация состояния; нивелирования отклонений.

Развитие кризиса на уровне предприятия система структурно делится на три фазы: скрытый кризис (кризис эффективности); кризис платежеспособности; кризис расчета (неплатежеспособности, угроза банкротства) [14]. Характерными признаками 1-й фазы являются: снижение эффективности деятельности предприятия; убытки покрывают за счет внутренних резервов. Характерными признаками 2-й фазы являются: увеличение и просрочка дебиторской задолженности; резкое уменьшение денежных средств на счетах; снижение объемов продаж; резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Характерными признаками 3-й фазы являются: кризис расчетов по долгам.

Во всех случаях причиной банкротства является неправильная оценка ожидаемых темпов роста предприятия с источниками и объемами финансирования, как правило, кредитного (несогласованность денежных потоков).

Таким образом, основой антикризисного управления являются: предсказуемость, ускорение и смягчение кризисных явлений; возможность и необходимость подготовки к их наступлению; особенность подходов, специальных знаний и опыта управления в условиях кризиса; возможность управления кризисными процессами; возможность ускорять и минимизировать их последствия [ 3].

Проблема кризиса и банкротства имеет общегосударственный характер, что нашло воплощение в создании государственной системы контроля, диагностики и защиты предприятия от финансового краха и содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия. Определен круг лиц и групп субъектов антикризисного процесса: собственник предприятия; финансовый директор предприятия; функциональный антикризисный менеджер - сотрудник предприятия; функциональный антикризисный менеджер - сотрудник консалтинговой фирмы, который вовлечен на предприятие; государственные и ведомственные органы; арбитражный управляющий; представители кредиторов, в т.ч. специалисты кризисного управления.

В системе антикризисного управления выделяют функции антикризисного управления: определение целей, планирование, организацию; мотивацию, контроль. Шесть функций антикризисного управления, отражающие предмет управления: предкризисное управление, управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости); минимизация потерь и упущенных возможностей; своевременность принятия решений.

Система антикризисного управления состоит из следующих подсистем: подсистема диагностики; антикризисный операционный менеджмент; антикризисное финансовое управление; антикризисный маркетинг; антикризисное управление персоналом; антикризисное организационное управление.

Антикризисное управление может быть менее или более эффективным и характеризуется степенью достижения целей в сопоставлении с затраченными на это ресурсами [4, 6].

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.