Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация руководства. Управление дисциплиной



Управление является специфической сферой человеческой деятельности. Эффективность ее зависит не столько от особенностей человека, сколько от знаний и понимания управленческих задач, способов стимулирования и объединения усилий всех членов организации в направлении реализации задач организации. Руководить - это значит задавать перспективы изменений и развития, то есть для перехода от одного состояния к другому нужно выполнять какие-то работы. Деятельность руководителя направлена ​​на управление подчиненной ему системой в целом, на руководство процессом деятельности этой системы и на создание ее внутренней функциональной структуры, причем в сочетании всех этих трех функций [28].

Менеджер в процессе работы занимает определенные позиции и играет определенные роли в организации и среди сотрудников: межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено); информационные роли (принимает и распространяет информацию); роли, связанные с принятием решений (предприниматель; тот, кто устраняет нарушения; распределитель ресурсов; тот, кто осуществляет переговоры) [21, 22].

Каждый руководитель имеет диапазон управляемости и учитывает факторы, его определяющие. Руководитель имеет дело с тремя типами межличностных контактов: прямые двусторонние; прямые множественные; их комбинации (обычно это отношения между подчиненными). На практике отмечают опережающий рост числа контактов руководителя по сравнению с ростом числа подчиненных. Оптимальный масштаб управляемости зависит от ситуации. То есть, при его определении используют ситуационный подход. Число подчиненных у одного руководителя - от 3 до 12 человек.

Различают узкий (минимальное количество подчиненных) и широкий (максимально возможное количество подчиненных) масштаб управляемости.

Количество уровней управления определяют распределением прав и ответственности (единства подчинения или множественного подчинения) и количеством необходимых контактов (определяют уровнем образования и подготовленностью подчиненных, а также способностью общения). При рациональном распределении функций в аппарате управления, при организации управленческого труда применяют три направления их разделения: функциональный, технологический и квалификационный [33].

В зависимости от признаков и критериев разделения организации на блоки принято различать департаментизацию функциональную, территориальную, производственную, проектную и смешанную. Выделяют еще и другие виды департаментизации: по потребителям; по времени; по размерам и другие.

Рассмотренные выше категории и подходы к построению организаций - разделение труда, департаментализация, соотношение централизации и децентрализации - свидетельствуют о взаимовлиянии и взаимосвязи между структурой и моделью управления, использующихся в организации [38].

В организации существуют уровни вертикального и горизонтального разделения труда. С ними связана охват контролем и функционализация (разнообразие задач). Необходимо различать масштаб и глубину работ (масштаб работ - это количество выполняемых работ, их объем, а глубина работ - это определение к уровню и объему контроля), учитывая характеристики задач.

Подчиненный при использовании порученных заданий имеет право на ошибку, но не преднамеренную, случайную, последствия которой устраняются и которая не является систематической. Виды ошибок: умышленные и неумышленные; личные и групповые; объективные и субъективные; выявлены и невыявленные; случайные и систематические; зависимые и независимые; имеющиеся и скрытые; которые устраняются и не устраняются. К средствам борьбы с ошибками относят: превентивные и корректирующие.

Одним из главных элементов для принятия большинства организационных решений является распределение власти между людьми и производственными единицами внутри организации. Власть - это инструмент управления, который влияет на поведение людей, это узаконенная сила организации и включает право командовать, выполнять, принимать решения и расходовать ресурсы. Типы власти: линейная, штабная и функциональная. Власть можно и нужно делегировать. Распределение делегирования власти среди организационных единиц включает решение того, насколько централизованной или децентрализованной будет организация, то есть определение уровня ее централизации [38].

Еще одним, очень важным вопросом для руководителя является управление дисциплиной, которая тесно связана с проблемой служебного контроля. Вопросы контроля, его видов, процесса и др. были рассмотрены в курсе «Основы менеджмента». Остановимся более подробно на некоторых вопросах контроля, связанных с управлением дисциплиной [11]. Прежде всего - это система обратной связи по текущим результатам работы. Основные составляющие: маяки (контрольные точки); активность (скорость продвижения от маяка к маяку); размеренность; своевременность. Во-вторых, следует учитывать уровень насыщенности и количества контролирующих мер для руководства предприятия (рис. 5.4).

Рис. 5.4 - Уровень насыщенности и количества контролирующих мероприятий для руководства предприятия

 

Наибольший процент контролирующих функций приходится на низкий уровень управления, а планирование, в т.ч. стратегическое - на высший уровень управления. Средний уровень управления преимущественно занимается организацией.

Теперь можно рассмотреть вопрос дисциплинарных взысканий и дисциплинарного воздействия. Дисциплину, ее задачи определяют как помощь в достижении цели. Дисциплина есть трудовая и технологическая. Причины, определяющие уровень дисциплинированности: производственно-технические; социально-экономические и субъективные. Причины нарушения дисциплины: ради наживы (20%); разочарование в работе, руководстве, системе (75%); разные (5%). К дисциплинарным взысканиям относятся:

1) увольнение;

2) увольнение.

Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

Менеджер не должен оставлять без наказания ни одного нарушения дисциплины (дисциплинарное влияние должно быть дифференцированным) и умело пользоваться мерами поощрения. Все это вместе создает систему управления дисциплиной на предприятии [38].

К работникам предприятий, организаций могут применяться любые поощрения, содержащиеся в утвержденных трудовыми коллективами правилах внутреннего трудового распорядка.

За особые заслуги работников представляют в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по профессии.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Суть и содержание маркетинговой деятельности.

2. Особенности маркетинга как управленческой деятельности.

3. Функции и структура аппарата управления маркетингом.

4. Программы маркетинга: разработка и содержание основных составляющих.

5. Суть и основные принципы финансового менеджмента.

6. Объекты и материальная база финансового менеджмента.

7. Функции финансового менеджмента как специальной сферы управления.

8. Раскройте подходы к понятию «финансовый механизм».

9. Охарактеризуйте общую модель финансового механизма.

10. Суть и задачи финансовой политики. Ее составляющие.

11. Суть финансовой стратегии предприятия.

12. Организация финансового управления.

13. Структура финансовой службы предприятия.

14. Финансовый персонал предприятия.

15. Что такое сбытовая политика предприятия?

16. Суть и этапы планирования деятельности политики распределения.

17. Охарактеризуйте факторы, влияющие на выбор стратегии распределения.

18. Каналы распределения. Факторы, влияющие на их выбор.

19. Раскройте суть вертикальных маркетинговых систем.

20. Выбор торгового посредника: за и против.

21. Управление ассортиментом.

22. Ситуационный подход к определению оптимального масштаба управляемости.

23. Распределение прав и ответственности по уровням управления.

24. Охарактеризуйте функциональное и квалификационное разделение труда.

25. Охарактеризуйте функциональную и производственную департаментизации.

26. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

27. Ошибка. Виды ошибок.

28. Какие задачи не рекомендуют делегировать? Обоснуйте.

29. Охарактеризуйте основные виды служебного контроля.

30. Дисциплина и дисциплинарное влияние на предприятии.

31. Дисциплинарные поощрения и взыскания.

32. Система управления дисциплиной: за и против.

 

Рекомендуемая литература

1. Андрушків Б.М., Кузьмін О.С. Основи менеджменту. - Львів.: Світ, 1995. - 296 с.

2. Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 48с.

3. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Уч. курс. - К.: Ника - Центр, Эльга, 2002. - 528 с.

4. Бланк И.А. Управление активами. - К.: Ника - Центр, Эльга, 2000. - 720с.

5. Бланк И.А. Управление использованием капитала. - К.: Ника - Центр, Эльга, 2000. - 652 с.

6. Бланк И. А. Управление формированием капитала. - К.: Ника - Центр, Эльга, 2000. - 508 с.

7. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. - К.: МП «Итем», «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995. - 448 с.

8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. - К.: Ника - Центр, 1999. - 592 с.

9. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. - К.: Ника - Центр, 1999. - 512 с.

10. Бланк И.А. Управление прибылью. Т.1. - К.: Ника - Центр, 1998. - 544с.

11. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. Пособие для руководителей / Пер. с англ. - М.: 1995. - 896 с.

12. Брігхем Є. Основи фінансового менеджменту / Пер. з англ. Під ред. О.Д. Василика. - К.: «ВАЗАКО», «Молодь», 1997. - 998 с.

13. Василенко В.А., Ткаченко Т.І. Стратегічне управління. - К.: ЦУЛ, 2003. - 396 с.

14. Войчак А.В. Маркетинговий менеджмент: Підручник. - К.: КНЕУ, 1998. - 268 с.

15. Всё о маркетинге. - М.: Азимут-центр, 1992.

16. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Изд. центр «Маркетинг», 2001. - 396 с.

17. Гаркавенко С.С. Маркетинг: Підр. для вузів. - К.: Лібра, 1998. - 384с.

18. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1999. - 501 с.

19. Герасимчук В.Г. Маркетинг: теорія і практика. Навч. посібник. - К.: Вища школа, 1994. - 327 с.

20. Гридчина М.В. Фінансовий менеджмент. Курс лекцій. - 2-е изд. - К.: МАУП, 2001. - 160 с.

21. Данчева О.В., Швалб Ю.М. Практична психологія в економіці та бізнесі. К.: Лібра, 1998. - 270 с.

22. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2001. - 832 с.

23. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мерфи П. Современная логистика, 7-е изд.: Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. - 624 с.

24. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебн. пособие / Пер. с нем. А.М. Макарова; под ред. И.С. Минко. - М.: Высш.шк., 1995. - 255с.

25. Кадзума Татенси. Вечный дух предпринимательства: Пер. с англ. - К.: Укринтур, 1992. - 204 с.

26. Кальченко И.И. Менеджмент. Элемент организации и процесса управления - СПб. - 1993.

27. Каргоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991. - 239 с.

28. Кодекс Законів про працю України з постатейними матеріалами / За ред. В.М. Вакуленка, О.П. Товстенка. - К.: Юріком Інтер. - 140 с.

29. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. - СПб, М., Х., Минск.: Питер, 1999. - 896 с.

30. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. «Питер». СПб. М., Х., Минск, 1999. - 896 с.

31. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.; СПб; К.: Изд. дом «Вильямс», 1999. - 1056 с.

32. Маркин Р. Управление розничной торговлей. - М.: Экономика, 1980.

33. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 336 с.

34. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 160 с.

35. Опорний конспект лекцій з дисципліни «Менеджмент підприємства».

4.1. - К.: КДТЕУ, 1998. - 88 с.

36. Опорний конспект лекцій з дисципліни «Менеджмент підприємства».

4.2. - К.: КДТЕУ, 2000. - 79 с.

37. Осовська Г.В. Основи менеджменту: Навч. посібник. - К.: Кондор, 2003. - 556 с.

38. Осовська Г.В. Осовський О.А. Менеджмент організацій. - Навч. посібник. - К.: Кондор, 2007. - 676 с.

39. Финансовый менеджмент. / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 1995. - 286 с.

40. Шим Д., Сигел Д. Финансовый менеджмент / Пер. с англ. - М.: Инф- изд. дом «Филинъ», 1996. - 400 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.