Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конкурентная политика организации



Рыночная конкуренция является системой отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров или услуг. Главной движущей силой рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (от латинского competentia) - столкновения в результате каких-либо действий, экономическое соперничество, борьба за потребителя. В конкурентной борьбе существует две сферы влияния: товар и потребитель.

Сущность конкуренции находит свое проявление в важнейшей характеристике - конкурентоспособности. Как экономическая категория конкурентоспособность означает способность субъекта опережать своего соперника в достижении определенных целей на конкурентном рынке.

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ, и имеют различные интерпретации в зависимости от объекта, к которому они применяются (рис. 8.1)

Конкурентоспособность товара - способность отвечать запросам покупателей по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке.

Конкурентоспособность фирмы - возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка.

 

 

Рис. 8.1 - Согласованные пирамиды иерархических структур конкурентных преимуществ и конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность экономики - рассматривают как концентрированное, комплексное выражение возможностей, реализованных в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим товарам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Понятие конкурентоспособности товара, фирмы, страны базирования - взаимосвязаны.

Существуют различные подходы к классификации конкурентоспособности:

- По территориально-географическому признаку;

- По масштабу экономических объектов (товар, фирма, отрасль, национальная экономика);

- По временному проявлению (текущая, на определенную дату, на перспективу).

В дальнейшем рассмотрении темы определят, что конкурентоспособность товара (услуги) является условием конкурентоспособности фирмы, а конкурентоспособность фирмы является условием конкурентоспособности отрасли, а далее - конкурентоспособности национальной экономики в целом.

Стратегия конкуренции является комбинацией конечной цели фирмы и средств, которыми она стремится достичь своей цели (рис. 8.2) [1].

 

 

 

Рис. 8.2 - Колесо стратегии конкуренции (цель, определение политики конкуренции; достижение прибыли, рост доли рынка и другие)

 

Кроме того, формирование стратегии конкуренции предусматривает учет четырех основных факторов, определяющих границы успешной деятельности компании (рис. 8.3) [1].

Одной из самых известных в мировой науке концепции отраслевой конкуренции является теория пяти сил конкуренции М. Портера. Он исходит из того, что доходность и привлекательность отрасли и фирмы определяют не характером продукции и не уровнем используемой технологии, а структурой отрасли, т.е. основными конкурентными силами (рис.8.4).

 

Рис. 8.3 - «Поле» формирования стратегии конкуренции

 

 

Рис. 8.4 - Пять сил конкуренции по М. Портеру

 

Типы конкурентов характеризует матрица «товары-конкуренты» (рис.8.5) [1].

Рис. 8.5 - Типы конкурентов

 

Стратегию конкуренции описывают как наступательные или оборонительные действия, направленные на создание устойчивого положения в отрасли, с целью успешного преодоления пяти факторов конкуренции, и, следовательно, обеспечение максимальной отдачи от капиталовложений фирмы.

Потенциально успешные общие стратегические подходы: наименьшие совокупные затраты; дифференциация; сосредоточения (рис. 8.6).

Варианты стратегического выбора фирмы могут различаться последующим стратегическими показателями: специализация; идентификация марки; прямой и непрямой маркетинг; подбор канала распределения; качество изделия; лидерство в технологии; вертикальная интеграция; положение по уровню затрат; сервис; ценовая политика; рычаги влияния; отношения с родительской компанией; отношения с правительством и тому подобное.

 

Рис. 8.6 - Общая стратегия

 

В условиях перехода к рыночной экономике все больше и больше фирм предпочитают качество, а через него - влияют на конкурентоспособность. Но надо помнить, что конкуренция - самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, в т.ч. и качества. Фирмы сами разрабатывают методы управления качеством, но все же предпочтение отдается экономическим методам: государственному регулированию; содействию развития конкуренции; антимонопольному законодательству; созданию эффективного механизма правовой защиты национальных потребителей.

Таким образом, государственное регулирование обязательно имеет место при разработке методов управления качеством. Но особое место занимает недобросовестная конкуренция и защита от нее (Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности») [2]. Недобросовестную конкуренцию осуществляют в трех направлениях: первое - связанно с типичным производством «под фирму», второе - с неправдивой информацией, которая может повредить деловой репутации или собственности; третье - связанно с коммерческой и государственной тайной.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.