Рыночная конкуренция является системой отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров или услуг. Главной движущей силой рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (от латинского competentia) - столкновения в результате каких-либо действий, экономическое соперничество, борьба за потребителя. В конкурентной борьбе существует две сферы влияния: товар и потребитель.
Сущность конкуренции находит свое проявление в важнейшей характеристике - конкурентоспособности. Как экономическая категория конкурентоспособность означает способность субъекта опережать своего соперника в достижении определенных целей на конкурентном рынке.
Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ, и имеют различные интерпретации в зависимости от объекта, к которому они применяются (рис. 8.1)
Конкурентоспособность товара - способность отвечать запросам покупателей по сравнению с аналогичными товарами, представленными на рынке.
Конкурентоспособность фирмы - возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка.
Конкурентоспособность экономики - рассматривают как концентрированное, комплексное выражение возможностей, реализованных в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим товарам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Понятие конкурентоспособности товара, фирмы, страны базирования - взаимосвязаны.
Существуют различные подходы к классификации конкурентоспособности:
- По территориально-географическому признаку;
- По масштабу экономических объектов (товар, фирма, отрасль, национальная экономика);
- По временному проявлению (текущая, на определенную дату, на перспективу).
В дальнейшем рассмотрении темы определят, что конкурентоспособность товара (услуги) является условием конкурентоспособности фирмы, а конкурентоспособность фирмы является условием конкурентоспособности отрасли, а далее - конкурентоспособности национальной экономики в целом.
Стратегия конкуренции является комбинацией конечной цели фирмы и средств, которыми она стремится достичь своей цели (рис. 8.2) [1].
Рис. 8.2 - Колесо стратегии конкуренции (цель, определение политики конкуренции; достижение прибыли, рост доли рынка и другие)
Кроме того, формирование стратегии конкуренции предусматривает учет четырех основных факторов, определяющих границы успешной деятельности компании (рис. 8.3) [1].
Одной из самых известных в мировой науке концепции отраслевой конкуренции является теория пяти сил конкуренции М. Портера. Он исходит из того, что доходность и привлекательность отрасли и фирмы определяют не характером продукции и не уровнем используемой технологии, а структурой отрасли, т.е. основными конкурентными силами (рис.8.4).
Рис. 8.3 - «Поле» формирования стратегии конкуренции
Стратегию конкуренции описывают как наступательные или оборонительные действия, направленные на создание устойчивого положения в отрасли, с целью успешного преодоления пяти факторов конкуренции, и, следовательно, обеспечение максимальной отдачи от капиталовложений фирмы.
Варианты стратегического выбора фирмы могут различаться последующим стратегическими показателями: специализация; идентификация марки; прямой и непрямой маркетинг; подбор канала распределения; качество изделия; лидерство в технологии; вертикальная интеграция; положение по уровню затрат; сервис; ценовая политика; рычаги влияния; отношения с родительской компанией; отношения с правительством и тому подобное.
Рис. 8.6 - Общая стратегия
В условиях перехода к рыночной экономике все больше и больше фирм предпочитают качество, а через него - влияют на конкурентоспособность. Но надо помнить, что конкуренция - самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, в т.ч. и качества. Фирмы сами разрабатывают методы управления качеством, но все же предпочтение отдается экономическим методам: государственному регулированию; содействию развития конкуренции; антимонопольному законодательству; созданию эффективного механизма правовой защиты национальных потребителей.
Таким образом, государственное регулирование обязательно имеет место при разработке методов управления качеством. Но особое место занимает недобросовестная конкуренция и защита от нее (Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности») [2]. Недобросовестную конкуренцию осуществляют в трех направлениях: первое - связанно с типичным производством «под фирму», второе - с неправдивой информацией, которая может повредить деловой репутации или собственности; третье - связанно с коммерческой и государственной тайной.