Под термином «банкротство» понимают несостоятельность или отказ юридического или физического лица платить кредиторам по своим долговым обязательствам по мотивам отсутствия средств [5, 10]. В мировой практике законодательство о банкротстве развивалось по двум разным направлениям: по британской модели банкротстве рассматривают как способ возврата долгов кредиторам за счет основных, оборотных и всех других имеющихся средств путем ликвидации должника - банкрота; по американской модели основная цель - через санацию реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. В современных условиях в законодательстве развитых государств прослеживают линию на сближение и интеграцию обоих направлений, в том числе в Законе Украины «О банкротстве». В новой редакции Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» преимущество предоставляют не уголовным функциям банкротства (ликвидация и распределение), а реорганизационным, направленным на сохранение каждого предприятия, возрождения его потенциала. То есть, законодательство в сфере банкротства должно выполнять две основные функции, а именно служить: механизмом прекращения непродуктивного использования активов предприятия; механизмом реабилитации предприятия [10, 11].
Материально-правовыми условиями возбуждения дела о банкротстве является устойчивая (свыше 3 месяцев) и значительная (на сумму не менее 300 минимальных размеров заработной платы) неплатежеспособность.
Процессуально-правовыми условиями возбуждения дела о банкротстве является представление должником или кредитором (кредиторами) заявления о возбуждении дела о банкротстве.
Участниками возбуждения дела о банкротстве являются: стороны (должник, кредитор); арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) собственник имущества должника (орган, уполномоченный управлять имуществом); Фонд государственного имущества Украины и государственный орган по вопросам банкротства (в случае возбуждения дела относительно государственных предприятий-должников, или предприятий, доля государственного имущества которых > 50 процентов); представитель органа местного самоуправления (в случае возбуждения дела относительно коммунальных предприятий-должников); представитель работников должника [12].
«Должником» не могут быть: обособленные подразделения юридического лица; казенные предприятия; коммунальные предприятия, имущество за которыми закреплено на правах оперативного управления и на основании решения органа местного самоуправления; в части санации и ликвидации - государственные предприятия, имущество которых не подлежит приватизации.
Не могут быть стороной в деле о банкротстве: кредиторы, требования которых полностью обеспечены залогом; кредиторы, требования которых удовлетворены, в т.ч. в связи с достижением согласия через изменение или прекращение обязательств.
Стадии возбуждения дела о банкротстве: возбуждение дела о банкротстве с введением процедуры распоряжения иммуществом должника; происходит подготовительное заседание суда (по объявлениям в СМИ о возбуждении дела о банкротстве; определяется размер требований кредиторов; дата заседания суда, на котором будет внесено утверждение о санации или банкротстве с открытием ликвидационной процедуры, или прекращением возбуждения дела); выявляются кредиторы в течение месяца со дня объявления в СМИ о возбуждении дела о банкротстве; проводят предварительное заседание суда, где рассматривается реестр требований кредиторов и определяют размер требований кредиторов; определяют должника банкротом, если на течение определенного периода не была восстановлена платежеспособность должника и открывают ликвидационную процедуру; проводят ликвидационную процедуру.
К должнику в процессе возбуждения дела о банкротстве применяют судебные процедуры: распоряжение имуществом должника с назначением физического лица, получившего лицензию арбитражного управляющего на срок до 6 месяцев; санация с назначением управляющего на срок от 12 до 18 месяцев, которым может быть руководитель предприятия, или распорядитель имуществом, или арбитражный управляющий (основная цель - разработка плана санации с утверждением кредиторами и судом с обеспечением его выполнения); мировое соглашение с договоренностью между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки, а также прощение (списание) долгов; ликвидационная процедура на срок от 12 до 18 месяцев с назначением ликвидатора и ликвидационной комиссии [10, 11, 12].
Имеющиеся и полученные от продажи имущества и прочие средства банкрота направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с определенной законом очередности: сначала требования, обеспеченные залогом; выплаты выходного пособия уволенным работникам банкрота; расходы, связанные с осуществлением дела о банкротстве; обязательства перед работниками банкрота; обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан; обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей; обязательства перед кредиторами; возвращения взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия.
Если средств не остается - выносят утверждение ликвидации СПД - банкрота, если остаются, он считается не имеющим долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.
С точки зрения менеджмента наступление банкротства является уже кризисным состоянием предприятия. С целью выявления проблем развития и перспективных путей их решения на ранних стадиях привлекают механизмы диагностики и, прежде всего, экономической диагностики. Этапы процесса диагностики кризиса развития предприятия: создание информационной базы исследования; диагностика кризисного состояния и угрозы банкротства предприятия; прогнозирование последствий возникновения ситуации банкротства предприятия; исследование и оценка потенциала выживания предприятия; обобщение результатов диагностики кризиса развития предприятия [12, 13].
Диагностика состояния объекта может быть статическим (на определенный момент времени) и диагностикой процесса (в течение определенного времени).
Диагностику начинают с анализа и осуществляют различными методами: аналитическим; экспертным; линейного и динамического программирования; диагностики на моделях.
Государственные методики проведения диагностики финансового состояния и угрозы банкротства утверждают Министерство финансов Украины и Агентство по вопросам банкротства. Научные методики диагностики кризиса и угрозы банкротства предприятия разрабатывают специалисты, финансовые аналитики, специалисты по антикризисному управлению. Существуют экспресс-диагностика и фундаментальная диагностика.
Распространены методики оценки финансового состояния и угрозы банкротства предприятия на основе балансовых моделей и статистических моделей, в т.ч. Z-счет Э. Альтмана.
Процесс управления в кризисных ситуациях разбивают на две части:
1) определение потенциальных кризисов в организации и их источников;
2) разработка и прогнозирование поведения предприятия в соответствии с возможным сценариям развития событий [7, 8].
Основными документами, которые должны разрабатывать на предприятии, которое оказалось в кризисном состоянии есть программа и план антикризисных мер. Программа антикризисных мер - это систематизированный перечень основных мероприятий на предприятии в целом, его структурных подразделений и функциональных служб. План антикризисных мер разрабатывают на основании программы и представляют детальный план финансового оздоровления предприятия, который включает 7 мероприятий: общая характеристика состояния кризиса, причины и проблемы, требующие решения; целевые параметры антикризисного процесса; временные и ресурсные ограничения антикризисного процесса; детальный план-график реализации перечня антикризисных мероприятий; бюджет расходования средств на реализацию плана; финансовый план деятельности предприятия на период реализации плана, в т.ч. план обслуживания и планирования долгов и план движения денежных средств; формы и механизм контроля за реализацией плана сбоку заинтересованных лиц.
Для преодоления кризисной ситуации на предприятии строят систему антикризисного управления, состоящую из: подсистемы диагностики финансового состояния, оценки перспективы и развития (учитывая зарубежный опыт антикризисного управления, можно выделить две наиболее распространенные тактики: защитную и наступательную); подсистемы маркетинга; подсистемы антикризисной инвестиционной политики; подсистемы управления персоналом; подсистемы организационно-производственного менеджмента; подсистемы санации и ликвидации предприятия, которая разрабатывает план санации, проводит санационный аудит и осуществляет менеджмент санации (с привлечением финансового капитала и без него), а также осуществляет ликвидацию предприятия [7 , 8].
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте понятие кризиса.
2. Охарактеризуйте основные стадии цикла развития предприятия.
3. Приведите классификацию кризисных факторов.
4. Охарактеризуйте внутренние и внешние факторы развития кризисных явлений.
5. Приведите последствия кризиса.
6. Охарактеризуйте системные и локальные кризисы.
7. Раскройте суть антикризисного управления.
8. Приведите фазы развития кризиса и охарактеризуйте их.
9. Субъекты антикризисного управления.
10. Раскройте суть принципов антикризисного управления.
11. Охарактеризуйте функции антикризисного управления.
12. Подсистемы антикризисного управления.
13. Цели и признаки института банкротства.
14. Приведите схему возбуждения дела о банкротстве.
15. Стадии возбуждения по делу о банкротстве.
16. Раскройте понятие «санация».
17. Что такое мировое соглашение и ликвидационная процедура?
18. Этапы процесса диагностики кризиса.
19. Охарактеризуйте процесс управления в кризисной ситуации.
20. Программа антикризисных мер.
21. Антикризисная инвестиционная политика.
22. Место и роль маркетинга в антикризисной программе мер.
23. Подсистема управления персоналом в антикризисной программе мер.
24. Санация и ликвидация предприятий: подсистемы антикризисной программы.
Рекомендуемая литература
1. Антикризисное управление. Учеб. пособие / Под ред. Э.С. Минеева. - М.: ПРИОР, 1999. - 432 с.
2. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. - 320 с.
3. Антикризисное управление. Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 432 с.
4. Антикризисный менеджмент. / Под ред. А.Я. Грязновой. - М.: ТАНДЕМ, 1999. - 368 с.
5. Банкротство. Методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедуры банкротства. - М.: «Ось-89», 1999. - 144 с.
6. Блохман Л. Основы функционального и антикризисного менеджмента. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 380 с.
7. Козлов Е.В. Опережающий антикризисный менеджмент: инструментальные, организационные и информационные основы / Под ред. В.М. Ларина. - Саратов: СГСЭУ. 2001. - 580 с.