Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика кризисных ситуаций и банкротства. Преодоление кризиса на предприятии



Под термином «банкротство» понимают несостоятельность или отказ юридического или физического лица платить кредиторам по своим долговым обязательствам по мотивам отсутствия средств [5, 10]. В мировой практике законодательство о банкротстве развивалось по двум разным направлениям: по британской модели банкротстве рассматривают как способ возврата долгов кредиторам за счет основных, оборотных и всех других имеющихся средств путем ликвидации должника - банкрота; по американской модели основная цель - через санацию реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. В современных условиях в законодательстве развитых государств прослеживают линию на сближение и интеграцию обоих направлений, в том числе в Законе Украины «О банкротстве». В новой редакции Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» преимущество предоставляют не уголовным функциям банкротства (ликвидация и распределение), а реорганизационным, направленным на сохранение каждого предприятия, возрождения его потенциала. То есть, законодательство в сфере банкротства должно выполнять две основные функции, а именно служить: механизмом прекращения непродуктивного использования активов предприятия; механизмом реабилитации предприятия [10, 11].

Материально-правовыми условиями возбуждения дела о банкротстве является устойчивая (свыше 3 месяцев) и значительная (на сумму не менее 300 минимальных размеров заработной платы) неплатежеспособность.

Процессуально-правовыми условиями возбуждения дела о банкротстве является представление должником или кредитором (кредиторами) заявления о возбуждении дела о банкротстве.

Участниками возбуждения дела о банкротстве являются: стороны (должник, кредитор); арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) собственник имущества должника (орган, уполномоченный управлять имуществом); Фонд государственного имущества Украины и государственный орган по вопросам банкротства (в случае возбуждения дела относительно государственных предприятий-должников, или предприятий, доля государственного имущества которых > 50 процентов); представитель органа местного самоуправления (в случае возбуждения дела относительно коммунальных предприятий-должников); представитель работников должника [12].

«Должником» не могут быть: обособленные подразделения юридического лица; казенные предприятия; коммунальные предприятия, имущество за которыми закреплено на правах оперативного управления и на основании решения органа местного самоуправления; в части санации и ликвидации - государственные предприятия, имущество которых не подлежит приватизации.

Не могут быть стороной в деле о банкротстве: кредиторы, требования которых полностью обеспечены залогом; кредиторы, требования которых удовлетворены, в т.ч. в связи с достижением согласия через изменение или прекращение обязательств.

Стадии возбуждения дела о банкротстве: возбуждение дела о банкротстве с введением процедуры распоряжения иммуществом должника; происходит подготовительное заседание суда (по объявлениям в СМИ о возбуждении дела о банкротстве; определяется размер требований кредиторов; дата заседания суда, на котором будет внесено утверждение о санации или банкротстве с открытием ликвидационной процедуры, или прекращением возбуждения дела); выявляются кредиторы в течение месяца со дня объявления в СМИ о возбуждении дела о банкротстве; проводят предварительное заседание суда, где рассматривается реестр требований кредиторов и определяют размер требований кредиторов; определяют должника банкротом, если на течение определенного периода не была восстановлена ​​платежеспособность должника и открывают ликвидационную процедуру; проводят ликвидационную процедуру.

К должнику в процессе возбуждения дела о банкротстве применяют судебные процедуры: распоряжение имуществом должника с назначением физического лица, получившего лицензию арбитражного управляющего на срок до 6 месяцев; санация с назначением управляющего на срок от 12 до 18 месяцев, которым может быть руководитель предприятия, или распорядитель имуществом, или арбитражный управляющий (основная цель - разработка плана санации с утверждением кредиторами и судом с обеспечением его выполнения); мировое соглашение с договоренностью между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки, а также прощение (списание) долгов; ликвидационная процедура на срок от 12 до 18 месяцев с назначением ликвидатора и ликвидационной комиссии [10, 11, 12].

Имеющиеся и полученные от продажи имущества и прочие средства банкрота направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с определенной законом очередности: сначала требования, обеспеченные залогом; выплаты выходного пособия уволенным работникам банкрота; расходы, связанные с осуществлением дела о банкротстве; обязательства перед работниками банкрота; обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан; обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей; обязательства перед кредиторами; возвращения взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия.

Если средств не остается - выносят утверждение ликвидации СПД - банкрота, если остаются, он считается не имеющим долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

С точки зрения менеджмента наступление банкротства является уже кризисным состоянием предприятия. С целью выявления проблем развития и перспективных путей их решения на ранних стадиях привлекают механизмы диагностики и, прежде всего, экономической диагностики. Этапы процесса диагностики кризиса развития предприятия: создание информационной базы исследования; диагностика кризисного состояния и угрозы банкротства предприятия; прогнозирование последствий возникновения ситуации банкротства предприятия; исследование и оценка потенциала выживания предприятия; обобщение результатов диагностики кризиса развития предприятия [12, 13].

Диагностика состояния объекта может быть статическим (на определенный момент времени) и диагностикой процесса (в течение определенного времени).

Диагностику начинают с анализа и осуществляют различными методами: аналитическим; экспертным; линейного и динамического программирования; диагностики на моделях.

Государственные методики проведения диагностики финансового состояния и угрозы банкротства утверждают Министерство финансов Украины и Агентство по вопросам банкротства. Научные методики диагностики кризиса и угрозы банкротства предприятия разрабатывают специалисты, финансовые аналитики, специалисты по антикризисному управлению. Существуют экспресс-диагностика и фундаментальная диагностика.

Распространены методики оценки финансового состояния и угрозы банкротства предприятия на основе балансовых моделей и статистических моделей, в т.ч. Z-счет Э. Альтмана.

Процесс управления в кризисных ситуациях разбивают на две части:

1) определение потенциальных кризисов в организации и их источников;

2) разработка и прогнозирование поведения предприятия в соответствии с возможным сценариям развития событий [7, 8].

Основными документами, которые должны разрабатывать на предприятии, которое оказалось в кризисном состоянии есть программа и план антикризисных мер. Программа антикризисных мер - это систематизированный перечень основных мероприятий на предприятии в целом, его структурных подразделений и функциональных служб. План антикризисных мер разрабатывают на основании программы и представляют детальный план финансового оздоровления предприятия, который включает 7 мероприятий: общая характеристика состояния кризиса, причины и проблемы, требующие решения; целевые параметры антикризисного процесса; временные и ресурсные ограничения антикризисного процесса; детальный план-график реализации перечня антикризисных мероприятий; бюджет расходования средств на реализацию плана; финансовый план деятельности предприятия на период реализации плана, в т.ч. план обслуживания и планирования долгов и план движения денежных средств; формы и механизм контроля за реализацией плана сбоку заинтересованных лиц.

Для преодоления кризисной ситуации на предприятии строят систему антикризисного управления, состоящую из: подсистемы диагностики финансового состояния, оценки перспективы и развития (учитывая зарубежный опыт антикризисного управления, можно выделить две наиболее распространенные тактики: защитную и наступательную); подсистемы маркетинга; подсистемы антикризисной инвестиционной политики; подсистемы управления персоналом; подсистемы организационно-производственного менеджмента; подсистемы санации и ликвидации предприятия, которая разрабатывает план санации, проводит санационный аудит и осуществляет менеджмент санации (с привлечением финансового капитала и без него), а также осуществляет ликвидацию предприятия [7 , 8].

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие кризиса.

2. Охарактеризуйте основные стадии цикла развития предприятия.

3. Приведите классификацию кризисных факторов.

4. Охарактеризуйте внутренние и внешние факторы развития кризисных явлений.

5. Приведите последствия кризиса.

6. Охарактеризуйте системные и локальные кризисы.

7. Раскройте суть антикризисного управления.

8. Приведите фазы развития кризиса и охарактеризуйте их.

9. Субъекты антикризисного управления.

10. Раскройте суть принципов антикризисного управления.

11. Охарактеризуйте функции антикризисного управления.

12. Подсистемы антикризисного управления.

13. Цели и признаки института банкротства.

14. Приведите схему возбуждения дела о банкротстве.

15. Стадии возбуждения по делу о банкротстве.

16. Раскройте понятие «санация».

17. Что такое мировое соглашение и ликвидационная процедура?

18. Этапы процесса диагностики кризиса.

19. Охарактеризуйте процесс управления в кризисной ситуации.

20. Программа антикризисных мер.

21. Антикризисная инвестиционная политика.

22. Место и роль маркетинга в антикризисной программе мер.

23. Подсистема управления персоналом в антикризисной программе мер.

24. Санация и ликвидация предприятий: подсистемы антикризисной программы.

 

Рекомендуемая литература

1. Антикризисное управление. Учеб. пособие / Под ред. Э.С. Минеева. - М.: ПРИОР, 1999. - 432 с.

2. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. - 320 с.

3. Антикризисное управление. Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 432 с.

4. Антикризисный менеджмент. / Под ред. А.Я. Грязновой. - М.: ТАНДЕМ, 1999. - 368 с.

5. Банкротство. Методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедуры банкротства. - М.: «Ось-89», 1999. - 144 с.

6. Блохман Л. Основы функционального и антикризисного менеджмента. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 380 с.

7. Козлов Е.В. Опережающий антикризисный менеджмент: инструментальные, организационные и информационные основы / Под ред. В.М. Ларина. - Саратов: СГСЭУ. 2001. - 580 с.

8. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

9. Лігоненко Л.О. Антикризове управління підприємством: теоретико- методологічні засади та практичний інструментарій. - К.: КНТЕУ, 2001. - 580с.

10. «Про банкрутство»: Закон України // Відомості Верховної ради (ВВР). - 1992., №31.

11. «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом»: Закон України // Відомості Верховної ради (ВВР). - 1992.- №42-43.

12. Процедура признания предприятия банкротом. - М.: Изд-во «Приор», 1998. - 240 с.

13. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Спец. лит., 1996. - 512 с.

14. Теория и практика антикризисного управления: Учебн. для вузов. / Под ред. С.Г. Беляева. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - 469 с.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.