Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Системное управление организацией



Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):

- Процесс принятия решений следует начинать с выявления и четкого формирования конкретных целей;

- Надо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

- Необходимо выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

- Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);

- Восхождение от абстрактного к конкретному;

- Единство анализа и синтеза, логического и исторического;

- Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и т. другое.

Основные системные принципы: целостность (принципиальное сочетание); структурность; взаимозависимость структуры и среды; иерархичность; множественность описания каждой системы.

Важные системные признаки выделения элементов и подсистем, образующих системы:

- Структурная автономность каждого элемента подсистемы;

- Разная природа элементов, составляющих подсистемы;

- Функциональная специфичность подсистем;

- Упорядоченная взаимосвязь элементов подсистем и самих подсистем со средой на основе функциональной интегрированности.

Таким образом, система - это не просто сумма ее элементов, а целое, обладающее другими качествами, чем составляющие ее элементы. Системный подход - средство решения сложных не очень четко определенных проблем, когда необходимо организовать использование большого объема ресурсов [9].

Предприятие (организация) - это социосистема (социально-экономическая система). В ней главный элемент - человек, который работая на предприятии, реализует свои экономические интересы, а через них - экономические интересы коллектива и общества. Для этого необходимо придерживаться трех принципов: иерархичности; необходимого разнообразия; обратной связи.

Обратная связь - это регулирующее и, вместе с тем, защитное средство, а принцип обратной связи - один из важнейших принципов управления.

Основное организационное соотношение и является, вместе с тем, защитным средством, а принцип обратной связи - одним из важнейших принципов управления.

Основное организационное соотношение (в абстрактном виде - закон синергии) можно представить в виде формулы

, (1)

 

при условии, что А, А = (а1, а2, ... аn),

где: ПА - потенциал системы А;

mi - потенциал i-го элемента,

- i-й элемент системы А.

Таким образом, взаимоусиления организации - источник ее дополнительной энергии, но потенциал системы превышает сумму потенциалов ее частей только при определенных условиях [8].

Принципы новой управленческой парадигмы составляют основу совершенствования управления организациями. Особенно важны они для понимания концепции стратегического управления, которая строится на системном и ситуационном подходах. При этом специалисты используют процессный, функциональный, предметный и проектный подходы.

При рассмотрении типологии системных концепций менеджмента необходимо отметить, что существенное влияние на развитие современной управленческой парадигмы сделали такие научные направления, как кибернетика, теория информации, теория принятия решений и другое. В результате теория управления стала приобретать характер точной науки. Появилась кибернетика как научное направление, которое стало для многих ученых синонимом понятия "наука для управления", а управлением стали называть организацию целенаправленных воздействий. В развитие кибернетики внесли значительный вклад такие ученые: Н. Винер, А. Берг, В. Трапезников, В. Глушков, С. Бир и другие. Осознание того, что успешное управление только на основе знания кибернетических законов невозможно, привело к развитию вопросов исследования операций (зародилось в 40-х гг. в Англии, затем центр тяжести сместился к США. С 70-х гг. распространен в странах Западной Европы). Дальнейшие "исследование операций" превращается по совместной деятельности специалистов различного профиля в самостоятельную отрасль науки и организационной практики, разделившись на два основных направления. Первый из них связан с построением математических методов и моделей, а также эвристическими методами. Второй - связан на применении принципов изучения операций как единого целого. С этим направлением связано появление "системотехники".

Различные подходы к моделированию и оценке эффективности управления предприятием определяют и различные модели предприятия: механистическая и гуманистическая. Но в этих моделях предусмотрено, что: есть действительное состояние системы (Sо); есть желаемое состояние системы S1; cуществуют альтернативные пути перехода из S0 в S1. Такой подход называют "жестким" системным подходом. "Мягкий" системный подход принял за основу стратегию ограниченной оптимизации и учитывает разноплановые интересы [11, 14, 15].

Предприятие как объект управления рассматривается не просто как социосистема, которая составлена ​​из взаимодействующих элементов и подсистем, а также как активная система, которая имеет взаимосвязи с внешней средой, то есть является открытой системой. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий объект, обеспечивающий планомерное производство товаров и услуг, осуществляет научно-исследовательскую, коммерческую деятельность с целью присвоения прибыли.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами на постоянной основе. Суть предпринимательства в том, чтобы в условиях неопределенности рынка находить способы наиболее эффективного использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и добиваться использования этих возможностей в целях осуществления хозяйственной деятельности. Конечная цель деятельности объектов рыночных отношений - получение прибыли. Организацию рассматривают при этом и как орган управления, и как объект управления. Проблема управления организацией (основная причина) - отделение владения от непосредственного управления собственностью. Содержание управления организацией - восстановление внутренней системы контроля за деятельностью менеджеров компании в лице ее собственников (инвесторов), а также в той или иной степени - других заинтересованных групп. То есть деятельность организации является основой для получения дохода (прибыли), достижения цели предприятия и удовлетворения экономических интересов его собственников (рис. 1.2) [14].

Характерными признаками предприятия являются: во-первых - осуществление предпринимательской деятельности, то есть самостоятельная, инициативная, систематическая деятельность, осуществляемая на свой риск, начиная с производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их реализация с целью получения прибыли; а во-вторых - наличие устава юридического лица, признаками которого являются обособленное имущество, возможность от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

 

 

Рис. 1.2 - Суть предприятия как субъекта хозяйствования

 

Рассмотрим структуру организации как целостной системы (рис. 1.3).

 

 
 

 

 


Рис. 1.3 - Структура организации как системы

 

 

Среда, в которой функционирует организация, представленна на

рис. 1.4.

 

 

 

Рис. 1.4 - Среда, в которой функционирует организация

 

Основой функционирования организации являются производственные бизнес-процессы, на которые проекционируются управленческие процессы (рис. 1.5, рис. 1.6).

 

Рис. 1.5 - Модель производственного процесса

 

 

 

Рис. 1.6 - Роль производственного процесса в системе воспроизводства

 

Все организации отличаются друг от друга: видами бизнеса; функциями; методами и принципами управления; сложностью операций и процедур подобное. Вместе с тем, они имеют общие для всех организаций характеристики: ресурсы, разделение труда; зависимость от внешнего окружения; подразделения.

Организации могут быть классифицированы по следующим признакам: организационно-правовая форма, форма собственности; целевое назначение; широта производственного назначения; характер сочетания науки и производства; число стадий производства; размещение предприятия [14].

Особенности организаций как социально-экономических систем: изменчивость (нестандартность) отдельных параметров системы; стохастичность поведения; уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем, наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами; способность противостоять движущим тенденциям системы, способность адаптироваться к меняющимся условиям; способность изменять структуру и формировать варианты поведения; способность и стремление к целеопределенности, т.е. формирование целей внутри системы [4, 21].

Классификация организаций по организационно-правовой форме и другим признакам приведена на рис. 1.7: по собственности (частное, государственное, муниципальное, общественное) по целевому назначению (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг); по широте производственного профиля (специализированные, диверсифицированные); по характеру сочетания науки и производства (научные, производственные, научно -производственные); по числу стадий производственного процесса (одностадийная, многостадийные); за размещением предприятия (на одной территории, в географической точке, в разных географических точках) [14].

Обобщающая характеристика сравнительных особенностей функционирования предприятия при различных экономических системах приведена в табл.1.1

 

Рис. 1.7 - Организационно-правовые формы организаций

 

 

Таблица 1.1 - Сравнительные особенности функционирования предприятия в различных экономических системах

№ п/п Сравнительный признак Командно-административная Рыночная экономика
Характер управления Централизованный Автономный
Статус предприятия Единица единого народно- хозяйственного комплекса Самостоятельный субъект предпринимательства
Мотивация деятельности Выполнение плановых заданий Максимизация получения прибыли
Форма собственности, которая имеет преимущество Государственная Частная и коллективная
Зависимость от государства Максимальная Минимально-необходимая
Основной принцип регулирования деятельности Тотальное государственное планирование Рыночная саморегуляция

 

 

Необходимо отметить, что имущественные права предприятия находятся под охраной Закона Украины "О предприятиях в Украине".

Как было указано выше, деятельность любого предприятия в рыночных отношениях, подчинена реализации основной производственной функции - создание максимума товаров или услуг для удовлетворения потребностей общества при наименьших издержеках производства. Для ее осуществления предприятие разворачивает деятельность в различных сферах, выполняя в каждой специфической функции: производственную; социальную; экономическую; внешнеэкономическую. Кроме того, существование и функционирование предприятий (как открытых систем) обуславливают ряд характерных закономерностей: открытость; целостность; интегрированность; ограниченность; адаптивность; сложность; организованность; постоянство; иерархичность; подчиненность; коммуникативность; осуществимость; надежность [16].

Кроме двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем - управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления) на предприятии (организации) выделяют еще такие ведущие подсистемы: техническую, технологическую, экономическую, социальную и организационную.

В рыночных отношениях предприятия имеют максимальную свободу предпринимательской деятельности. Интересы производителей регулируют спрос и предложение благодаря механизму цен на рынке. Но государственное регулирование деятельности предприятий (организаций) ни одна страна не отменила. Это обусловлено сферой интересов государства, куда входят: социальная защита, защита окружающей среды; защита человеческого достоинства, прав и свобод граждан, защита демократии, защита информации и защита потребителей (рис. 1.8).

Кроме того, необходимо отметить, что влияние государства на предпринимательские структуры также обеспечивает нормальные условия их функционирования.

Для осуществления эффективного государственного регулирования предпринимательства задействованы соответствующие механизмы - система мер, разработанных государством, с учетом требований рынка и интересов субъектов предпринимательской деятельности: правовой и финансовый механизмы; механизмы стимулирования, поддержки, содействия и контроля; формы и методы реализации государственной регуляции; государственные органы и фонды [14].

 

 

Рис. 1.8 - Взаимодействие государства и предприятия в условиях рыночных
отношений

 


Государственное регулирование имеет свои функции, инструменты
(методы) и соответствующие органы (рис.1.9).

 

 

 

 

Рис. 1.9 - Факторы, влияющие насубъектов предпринимательской деятельности

 

Влияние на экономику предприятия государство осуществляет через прямые и косвенные формы (рис. 1.10).

 

Рис. 1.10 - Влияние государства на экономику предприятий

Особый акцент следует сделать на том, что регулирование в корне отличается от вмешательства государства в экономику предприятия, как это имело место в условиях командно-административной экономики [14, 16].

 

Контрольные вопросы и задания

1. Понятие организации, ее признаки.

2. Понятие системы. Ее компоненты и специфические свойства.

3. Элементы системы и связи между ними.

4. В каких трех значениях употребляют понятие "организация"?

5. Основные законы организации.

6. Открытые и закрытые системы.

7. Чем отличаются "система" от "организации"?

8. Охарактеризуйте важность обратной связи для функционирования организаций.

9. Системная организация и взаимосвязь внутренних переменных и факторов внешней среды организации.

10. Сущность системного подхода.

11. Сущность "системного анализа". Подход Б. Рудвика.

12. Системный подход согласно Л. Оптнером.

13. Формирование основных концепций общей теории систем. Подход Боулдинг.

14. Проанализируйте концепцию системного подхода в менеджменте предприятия.

15. Что объединяет и отличает системный и другие подходы в управлении?

16. Опишите основные закономерности и принципы системного подхода.

17. Проанализируйте концепцию системного подхода в менеджменте предприятия.

18. Элементы управляемой и управляющей подсистем.

19. Объясните эффект синергии.

20. Принцип системности современной организации.

21. Раскройте систему подходов к управлению на предприятиях.

22. Группы кибернетических признаков управления.

23. Раскройте суть «исследования операций».

24. «Жесткий» и «мягкий» системный подход.

25. Характерные признаки предприятия.

26. Основные специфические функции предприятия.

27. Раскройте особенности государственного регулирования деятельности предприятия на современном этапе.

28. Функции государственного регулирования предприятия.

29. Формы прямого и косвенного государственного регулирования.

30. Организационно-правовые формы организации.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Бир С. Кибернетика и управление производством. - М.: 1965.

2. Василенко В. А., Шостка В. І. Ситуационныйий менеджмент: Учебное пособие. - К.: ЦУЛ, 2003. - 285 с.

3. Васильев Ю. П. Внутрифирменное управление в США (Современные формы и методы управления в промышленных компаниях). М.: Мысль, 1970. - 406 с.

4. Гвишиани Д. М. Организация и управление. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. 1998. - 332 с.

5. Г. Мильор. Менеджмент: достижение цели. Управление на основе здравого смысла / Пер. с англ. - М.: Автор, 1993. - 340 с.

6. Гуляр Ф., Келли Д. Преобразование организации. Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 376 с.

7. Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1 - М.: Прогресс, 1981. - 495 с.

8. Курочкин О. С. Управление предприятием (процесний аспект): Учебное пособие. - К.: МАУП, 1998. - 144 с.

9. Мартыненко Н. М. Менеджмент фирмы: книга для предпринимателя.

- К.: МА «Леся», 1995. - 368 с.

10. Мескон М., Альберт М., Федоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1999. - 800 с.

11. Мильнер Б. З. Теория организаций. - М.: ИНФА - М., 1998. - 336 с.

12. Минго Д. Секреты успеха великих компаний. Пер с англ. - М.: Филинъ, 1995. - 249 с.

13. Никешин С. Н. Внешняя среда экономических систем. - СПб.: Два- три, 1994. - 101 с.

14. Осовська Г. В., Осовський О. А. Менеджмент организацый: Учебное пособие. - К.: Кондор, 2007. - 676 с.

15. О'Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой. - М.: МГ - Пресс, 1999. - 296 с.

16. Опорный конспект лекций с дисциплины «Менеджмент предприятия». Ч.1. - К.: КДТЕУ, 2000. - 88 с.

17. Пономаренко О. Системные методи в экономике, менеджменте, бизнесе.

- К.: Основы, 1997. - 390 с.

18. Теория организации: Учебн. для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

19. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. Учебно-практ. пособие. - М.: Интел - Синтез, 1996. - 367 с.

20. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

21. Холл Р. Х. Организации: Структуры, процессы, результаты. - СПб.: Питер, 2001.-512с





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.