3. В математике используются формы дву-, тре-:
двузначное число, двучлен, треугольник, треугольныйдвухэтажный, двухактныйтрёхкомнатный, трёхдневный двуязычие, двуязычный, двуокись марганца
если следующий звук – согласный: двуглавый, двуногий
двухгодичный, двухкомнатный, двухфазный
4. Если вторая составная часть сложного слова начинается с гласного -я-, после числительных двух-, трёх-, четырёх- пишется -ъ-: трёхъярусный, трёхъязычный.
5. Входят в состав сложных слов числительные много, мало: многоэтажный, многоцветный, многоцветие, многоголосый, многоголосие, маловажный, малолетний, малолетка.
6. Числительное половина входит в состав сложных прилагательных и существительных компонентом полу- в значениях:
а) половины (полугодовой, полугодие),
б) почти, не вполне (полулегальный, полуночный, полуночник)
1.В нашем (12 этажей) доме много разных квартир: 23 (5 комнат), 80 (4 комнаты) 72 (3 комнаты), 105 (2 комнаты) и 91 (1 комната). 2. Летом вся наша семья любит ездить на велосипедах: взрослые ездят на (2 колеса) велосипедах, а дети, (4 года) сын и (5 лет) дочь, ездят на (3 колеса) велосипедах. 3. Этот мальчик уже решает примеры с (4 знака) числами. 4. Казахстан — страна (много наций). 5. В соседней (5 комнат)квартире живёт (много детей) семья. 6. В Каире наши друзья жили в (5 звезд) отеле. 7. На сцене студенческого театра по мотивам пьес Б. Брехта в 60-е годы был поставлен прекрасный спектакль «(3 гроша) опера». 8. Есть такая пословица — У счастья короткие ноги, у горя — каждый шаг (7 миль).
Задание 6.
Как вы думаете, какие качества, свойственные молодёжи, особенно важны в науке?
Задание 7.
Прочитайте выразительно стихотворение. [2, с. 23]
В современном мире технологий, Взглядом по окрестностям скользя, Вы задумайтесь, что очень многих, Называем мы «мои друзья». И устав от жизненных амбиций, Нереализованных идей, Хочется вокруг нам увидеть лица, Дорогих и близких нам людей. О друзьях написано немало, От себя добавить лишь хочу, Друг – не тот, с кем вместе выпивали, И не тот, кто хлопал по плечу. И не тот, кто рад давать советы, С кем свела житейская стезя,
С кем учился ты когда-то, где-то… Нет, ребята, это не друзья.
Друг не тот, кто шутит и смеется, И не тот, кто ценит стиль и стих. Друг – в твоих проблемах познается, В радости и горе на двоих. Благодарности ему твоей не надо, И они словами не сорят. Про таких друзей писал Асадов, Делают они – не говорят.
Нет у них внутри душонок мелких, Вам желаю просто, без затей, Прочь гоните жалкую подделку, Но цените искренних друзей!
Все названные наречия употребляются в ситуациях, где речь идет о какой-либо выполняемой работе.
старательно
тщательно
упорно
усердно
Писать, рисовать, переводить и т.д. старательно значит «прилагая много усилий».
Работать тщательно значит работать аккуратно и внимательно над каждой деталью объекта своего труда.
Делать что-либо упорно значит делать это твердо, неотступно, пока не получится.
Усердно работать значит упорно и старательно работать.
Задание 8.Проверьте себя
1. Вставьте необходимое по смыслу слово : «Мальчик занимается очень.................»
a) Упорно
b) Усердно
c) Тщательно
d) Старательно
2. Вставьте необходимое по смыслу слово : «Мы целый час пытались получить от него объяснения, где он был вчера, но он.............молчал.»
a) Упорно
b) Тщательно
c) Усердно
d) Старательно
3. Вставьте необходимое по смыслу слово : «Перед едой надо … мыть руки»
a) Старательно
b) Упорно
c) Тщательно
d) Усердно
4. Вставьте необходимое по смыслу слово : «Этот молодой пианист играет слишком.........., думает только о технике, забывая о чувствах»
a) Тщательно
b) Старательно
c) Упорно
d) Усердно
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
Добиваться своего – настойчивый
дегеніне жету
жеңіске жету; табысқа жету (добиваться успеха)
батылдық; қажырлылық; қайсар; өжет; өз дегенінен қайтпайтын; табан тірескен; табанды
табанды адам (настойчивый человек )
to be good at бытьспособнымк (чему-л.) He is good at languages. — Онспособенкязыкам.
иметь круг единомышленников – иметь последователей
1) пікірлес
еруші; серік; шәкірт; ізбасар
ғалымның ізбасары, шәкірттері
шәкіртсіз ғалым тұл (ученый без учеников, что отец без детей)
ғалымның ізбасары шәкірттері (продолжатели дела ученого — его ученики)
1) (придерживающийся одинаковых взглядов) like-minded person, person holding the same views
Последователь – follower
Любознательность – интерес ко всему неизвестному, неизведанному
білмекке құмарлық; білуге құмарлық
көңіл; қызығушылық; қызық; назар; ынта; ықылас қызығушылық таныту (проявить интерес)
ешбір назар аудармай тыңдау; ешбір ықылас қоймай тыңдау (слушать без всякого интереса)
curiosity, desire for learning
быть разносторонним специалистом
жан-жақты маман болу
разносторонний человек → әр нәрседен хабардар адам; жан-жақты білімі бар адам; сегіз қырлы
many-sided, versatile
находиться между жизнью и смертью – быть сильно больным
өлім халінде болу, өлім аузында жату ( быть при смерти), өлім аузынан қалу (чуть не умереть)
быть между жизнью и смертью — be between life and death
биiк кеңдiктер – поляр маңы облыстардың шартты атауы
high latitudes
СРОП №3
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Интуиция ученого и научные открытия»
СРО №7
Прочитайте текст «Три категории программистов» [ c. 213], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
Литература
1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с
2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.
7. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.
8. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186 с.
9. Кузьмич И.П., Лариохина Н.М. Падежи! Ах падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз. Курсы, 2007. — 192 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 6 (97)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 4
Лексическая тема: Наука и жизнь
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Грамматическая тема: Тезирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.
Послушайте текст [см. текст №7, с. 10]. Заполните тест.
№
да
нет
1
Время книги миновало, теперь слово принадлежит технике
2
Нет такой стали и железобетона, которые долговечностью превзошли бы книгу
3
Никогда электрический ток не будет обладать такой силой, которой обладает электричество, заложенное в печатном слове
4
Книга – это нестареющая, несокрушимая и неподвластная времени сила
5
Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки.
Задание 2.
Согласны ли вы с мнением Стефана Цвейга? Аргументируйте свою точку зрения, используя приведенную ниже цитату.
Земной рай находится в хорошей книге и чистой совести.
(Пьер Клод Буаст, французский лексикограф начала XIX века)
Задание 3.
Прочитайте текст[4; 64-68]. Ответьте на вопросы