Задание 3.
Перепишите, используя слова, данные в скобках в нужной форме. Числительные запишите словами [3, с.83].
Сейчас в МГУ 28 (факультет), 354 (кафедра),255 (лаборатория и отдел), 3 (музей), несколько (стадион), много (спортивный зал)
В научной библиотеке университета почти 10 (миллион) (книга, газета, журнал).
В Московском университете работает 21 145 (сотрудник), из них почти 8 (тысяча) (преподаватель, профессор, академик). Здесь учится примерно 41 (тысяча) (студент и аспирант), в том числе почти 4 (тысяча) (иностранный студент и аспирант). Студенты учатся здесь 5-6 (год).
Задание 4.
Расскажите о КазГАСА. Если вы не знаете точные цифры, используйте слова много, мало, несколько, почти, примерно, приблизительно.
Задание 5.
Прочитайте текст. [4, с.67]. Выскажите свое мнение
Я мечтала о том, что моя дочь будет высокообразованным и высокоразвитым человеком. Поэтому я с четырех лет отдала ее в детский садик, где детей учили читать по-русски и по-французски, рисовать, играть на пианино, вести себя за столом. Сейчас моей дочери 14 лет, Мне кажется, что это очень интересный возраст, и я всегда мечтала, как буду ходить с дочерью в театры, в кино, в музеи. Но мечты мои разбились о школьные требования. Девочка с утра до вечера сидит над тетрадями, зубрит формулы, корпит над задачами по физике и математике, долбит аксиомы и теоремы. Я надеялась, что пятидневная неделя будет введена в школе для того, чтобы дети побольше общались с родителями, но на субботу и воскресенье детям задают столько домашних заданий, что ни о каком театре не может быть и речи. Недавно на родительском собрании нам объявили, что количество часов будет увеличено, потому что вводят новый предмет – логику. Ну, сколько же можно ставить эксперименты над детьми? Сколько можно увеличивать их нагрузку? Хорошее образование – прекрасно, я за всестороннее образование, но, может быть, тогда стоит растянуть его на 14 лет? Пусть дети учатся до 20 лет и потом делают уже зрелый выбор – выбирают профессию, работу. Тогда и школа будет в радость, и выходные – с семьей и друзьями. Дорогие чиновники, увеличение нагрузки по вашему методу – мученье для детей! Подумайте над моим предложением. Не отнимайте родителей у детей!
(Из письма в газету «Семья и школа»)
Основные правила компрессии текста.
Работа по написанию вторичного текста:
– определение основной информации;
– исключение второстепенной информации.
Если исключить из текста всю второстепенную информацию (примеры, отступления, иллюстрации), то получают тезисы.
Если выстроить тезисы в логической последовательности, оставить необходимые для понимания текста примеры, то получают конспект.
Определить основную информацию помогает синтаксический анализ предложения. Конкретизирующая информация вводится сочетанием в частности.
Дополнительная информация может содержать перечисление предметов, явлений, фактов и может вводиться словами: так, например, так например, такие, как;
Космонавтика, выступая одним из основных заказчиков множества новейших приборов, аппаратов и других изделий, тем самым активно стимулирует развитие целых отраслей науки и производства.
Задание 6. Выделите основу предложения с распространителями, минимально необходимыми для сохранения смысла предложения. Запишите сокращенные варианты микротекстов.
1. Находящийся в атмосфере и почвенном воздухе углекислый газ попадает в почву вместе с атмосферными осадками. 2. Растительность не только продуцирует кислород в процессе своей деятельности, но и потребляет его при дыхании. 3. Вся совокупность химических реакций, протекающих в организмах, включая усвоение веществ, поступающих извне /ассимиляция/ и их расщепление /диссимиляция/ вплоть до образования конечных продуктов, подлежащих выделению, составляет сущность и содержание обмена веществ – главного и постоянного признака всего живого. 4. За последние пять лет в результате поступления в атмосферу сернистого газа от сжигания топлива кислотность осадков на территории заповедника значительно повысилась. 5. Около 80% общего количества продуцируемого фотосинтетическим путем кислорода в настоящее время образуется в результате жизнедеятельности фитопланктона – мелких и микроскопических растительных морских организмов, – заключенного в верхних слоях морей и океанов, и только 20% его продуцируют наземные растительные организмы.
Когда тебе невыносимо тяжко
Попробуй сделать хорошо тому,
Кого гнетёт беда сильнее,
— И сразу полегчает на душе.
Сначала у тебя, потом у человека,
Которому ты сделал хорошо,
А дальше всё пойдёт своим порядком:
На две улыбки посветлеет сумрак,
На два шага приблизится рассвет,
И две звезды над хмурым океаном появятся.
И мореход упрямый
На этот раз от гибели уйдёт
Михаил Дудин
Задание 8.Проверьте себя
1. Укажите правильный вариант употребления числительного:
a) пять академиков, шесть профессоров
b) пятеро академиков, шестеро профессоров
c) пять академиков, шестеро профессоров
d) пятеро академиков, шесть профессоров
2. С какими словами сочетаются МНОГО, НЕСКОЛЬКО:
a) любви, тепла, мира, добра
b) дел, людей, студентов, проблем
c) народу, денег, академиков, профессоров
d) света, воды, сахара, соли
3. Укажите количественное числительное.
а) Семеро
b) Семисотый
с) Одна семнадцатая
d) Семьдесят
4. Укажите дробное числительное.
a) Трое
b) Две третьих
c) Сто
d) Миллион
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
единство
тұтастық
Unity
необыкновенный, необыкновенное
адам айтқысыз, мейлінше
Unusual, unusual
высшая школа
жоғарғы мектеп
higher school
высшее образование
жоғары білім
higher formation
задолженность
қарыз
debts
зачет, испытание
сынақ
test, examination
неожиданно, неожиданно повернуть
кенет, сап; жалт бұрылу
Unexpectedly, unexpectedly to turn
незаслуженно
жазықсыз, жөнсіз
unfairly
безоговорочно
сөзсіз
Unconditionally
спецкурс
арнайы курс
heading, policy
СРО №4
Прочитайте текст «Дизайн» [c. 212] , переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.
СРОП №2
Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «О значении образования в нашей стране», используя данные афоризмы и цитаты
«Разница между развитыми государствами и нищими – это наука и технологии.
Оседлаем мы науку и технологии, значит, будем развитым государством.
Нет, будем плестись где-нибудь там, и глотать пыль за уходящими передовыми странами»
Н.А.Назарбаев
На один год – сей злак, на десять лет – сажай дерево, на сто лет – расти людей.
(китайская)
Труд – отец счастья.
Б. Франклин
Литература
1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с
2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
4. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.
5. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
6. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
7. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 4 (94)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 4
Лексическая тема: Проблемы высшего образования
Практическое занятие
Кол-во кредитов – 2
Грамматическая тема: План и его составление в научной сфере.
Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.
Послушайте текст [см. текст №4, с. 159-160]. Ответьте на вопросы [4, с.17-19].
1. В связи с чем в последнее десятилетие снизился конкурс в высшие учебные заведения?
2. Почему в одних вузах требования растут, а в других падают?
3. Почему высшее образование становится массовым?
4. Каких специалистов не хватает в результате того, что большинство людей хотят получить высшее образование?
5. Влияет ли количество образованных людей на экономический рост в стране?
Задание 2.
Перескажите прослушанный текст
Задание 3.
Докажите, что высшее образование в настоящее время переживает период расцвета.
Задание 4.
Согласны ли вы с тем, что «Личная жизнь человека зависит от его профессионального успеха»?
Задание 5. Напишите эссе на тему «Почему количество людей с высшим образованием с каждым годом увеличивается?». Используйте союзы, выражающие причину и следствие (в результате, вследствие, по причине, в связи с, из-за, благодаря.)
Мой дед, Михаил Леонидович Лозинский, был великим переводчиком, свободно владел шестью языками и перевёл на русский, помимо всего бесконечного прочего, «Гамлета» и «Божественную комедию». Я не помню его: горькое горе моей жизни. Но в нашем доме он был как бы жив, о нём говорили каждый день, так что он почти садился с нами за стол или, бесшумно отодвинув стул, вставал и уходил в кабинет — работать — незримой тенью. Говорили, что работал он всегда, несмотря на адские головные боли, мучавшие его много лет, а в перерывах, для отдыха, читал письма Флобера, — естественно, по-французски. Вот такие титаны жили на земле в древности.
Как-то раз мне попались в руки две гениальные книги Корнея Чуковского: «Живой как жизнь» и «Высокое искусство». Сейчас я бесконечно благодарна ему за то, что он, как никто, научил меня видеть и слышать слово. Сам он владел им виртуозно. Мне открылась вдруг сполна тяжесть каторжного труда переводчика, подвиг его, ничем практически не вознаграждаемый, мало кем ценимый, потаённый. Когда видишь убогие, сляпанные на скорую руку переводы, то возмущаешься переводчиком, оскорбляешься и за русский, и за английский-французский, с которого переводили. Думаешь: не буду тратить время на это безобразие, прочту в оригинале. А когда берёшь в руки оригинал, то, если он достаточно изысканно написан, часто не хватает знания того же английского-французского. Ведь языки эти бездонны, как и всякий язык.
Оттого, что я долго делила литературу не на русскую и иностранную, а на интересную и неинтересную, мне нужно и сейчас делать некоторое усилие, чтобы сообразить, какие авторы – иностранные. Ведь когда читаешь всё подряд, то в голову не приходит поинтересоваться национальной принадлежностью автора. Но вообще иностранную литературу я знаю плохо: ведь это океан. Мои американские коллеги, профессора и писатели, чьим вкусам я доверяю, называют имена многих хороших современных писателей, которые мне ничего не говорят, которые, возможно, не пользуются большим массовый спросом, как раз потому, что хорошие.
(Т. Толстая)
Прочитайте и прокомментируйте пословицу. Есть ли аналогичная в казахском языке. Приведите пример
Не выучит школа, выучит охота.
План и его составление в научной сфере.
Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.
План бывает первичным и вторичным.
Первичный план составляется автором к собственному тексту (сообщению, докладу, лекции, статье, реферату и т.п.).
Вторичный план составляется к тексту другого автора.
План
сжатое до минимума содержание текста, которое содержит ключевые слова или фразы, раскрывающие его содержание. Планы бывают простые (вопросные, назывные). развернутые и тезисные.
Виды плана
Примеры
Простые планы
Вопросный план использует вопросительные слова
Какова роль информации в современном мире?
Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения
Роль информации в жизни человека
Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также отглагольные формы
Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией
Развернутый план предполагает дробление основных пунктов на подпункты, в которых конкретизируется содержание структурно-смысловой части.
Информация в жизни человека:
А) важность;
Б) оперативность;
В) достоверность
Общие правила составления плана при работе с текстом
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Задание 7.
Разделите текст на смысловые части, выделите в каждой смысловой части основную информацию.
В зависимости от электропроводности все вещества делят на три группы: проводники, изоляторы и полупроводники. Проводниками называют вещества, хорошо проводящий электрический ток. Это металлы и сплавы. К изоляторам (диэлектрикам) относят вещества, которые практически не проводят электрический ток. Природными изоляторами являются слюда, мрамор, кварц, асбест, янтарь, сера. Полупроводники по их электрическим свойствам занимают особое положение между проводниками и изоляторами. К ним относятся оксиды и некоторые сплавы металлов, сернистые соединения – сульфиды, соединения с селеном – селениды, теллуром – теллуриды, некоторые химические элементы – углерод, германий, кремний, селен, мышьяк, фосфор. Отличительной особенностью полупроводников является сильная зависимость их электрического сопротивления от внешних факторов – температуры, электрического поля, радиоактивного облучения. Теоретическое и экспериментальное исследование свойств полупроводников, создание разнообразных полупроводниковых приборов и особенно их техническое использование началось в 30-х, 40-х годах двадцатого столетия. Возникла новая отрасль электротехники – полупроводниковая техника. Полупроводниковые приборы применяют для измерения интенсивности света, для обнаружения слабых колебаний температуры, в автоматике, сигнализации, телеуправлении, радиотехнике.
Задание 8.Проверьте себя
Укажите правильный вариант: «Первичный план составляется …»
a) рецензентом
b) читателем
c) автором
d) студентом
2. Укажите правильный вариант: «Простые планы делятся на …»
a) вопросный и назывной
b) тезисный и развернутый
c) вопросный и развернутый
d) назывной и тезисный
3. Укажите правильный вариант: «Сложные планы делятся на …»
a) вопросный и назывной
b) тезисный и развернутый
c) вопросный и развернутый
d) назывной и тезисный
4. Укажите правильный вариант: «Тезисный план …»
a) использует вопросительные слова
b) отражает ключевые положения текста
c) определяет подтемы текста
d) предполагает дробление основных пунктов
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In English
благотворительный
игі, ізгі, мейірбан қайырымдылық
charitable, philanthropic
вдохновиться, вдохновляться
шабыттану, рухтану
be / feel inspired
великодушно
кең пейілді
magnanimously, generously
великодушный
кішіпейіл, ақкөңіл
magnanimous, generous
великолепие
даңғаза, салтанат
splendour, magnificence
великолепно
тамаша
splendidly
заветный
ардақты, асыл, ежелгі
cherished;
выразить благодарность
ризалық білдіру
gratitude
злободневный вопрос
көкейкесті мәселе
topical; burning, pressing
значимый
маңызды, мәнді
meaningful
СРО №5
Выучите наизусть стихотворение Э. Асадова «Студенты» [c.212]
СРО №6
Подготовьте реферат об одном из важнейшем научном открытии
Литература
1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с
2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.
3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.
4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.
5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
6. Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 5 (95)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 4
Лексическая тема: Гипотезы и открытия
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Грамматическая тема: Сложные прилагательные и существительные, образованные от количественных и порядковых числительных
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.
Послушайте текст. [см. текст №5, с. 160]. Выберите правильный вариант ответа и отметьте его.
№
да
нет
1
Первыми с ледяным континентом познакомились древние жители Новой Зеландии
2
Открытие Антарктиды датируется 1870 годом
3
В жизни всегда и везде соблюдается «железное правило»: всему своё время
4
Антарктида была открыта спустя 45 лет после предположений Джеймса Кука
5
«Я сомневаюсь, что близ полюса может находиться континент или значительная земля» , - считал английский мореплаватель Джеймс Кук
Задание 2.
Считаете ли вы, что цена открытий в науке сопоставима с ценой жизни учёного?
Шел 1867 год. В Петербургский университет пришел новый профессор. Звали его Дмитрий Иванович Менделеев. В то время ему был 31 год.
С детских лет и до старости он всегда все делал по-своему. Не найдя, например, хорошего учебника по органической химии ни в России, ни в Европе, он сам написал совершенно новый курс, который стал настоящей химической энциклопедией.
Д. И. Менделеев увлекался не только химией, но и металлургией, нефтедобычей, метеорологией, агрономией. Времени у него хваталона все: на лучшую химическую кафедру России, на большую семью, на опытные поля.
Со студенческих лет Д. И. Менделеев искал связь между элементами, думал, как объединить их в единую систему. 15 лет он собирал материалы и факты. Чем бы он ни занимался, он думал об этом постоянно.
Решающим моментом в развитии своей идеи о периодическом законе Д. И. Менделеев считал 1860 год — съезд химиков в Карлсруэ. «...Возможность периодичности свойств элементов при возрастанииатомного веса уже тогда мне представилась внутренне», — писал он. Правда, интуицией других не убедишь. Он это понимал. Но правда и то, что с интуиции начиналась история многих открытий. В интуицию он верил.
Только в 1869 году ученый смог доказать справедливость своей гениальной теории и дать описание периодической системы элементов.
Далеко не все в ней было найдено верно. Из всех известных элементов правильно были размещены сорок восемь. О существовании других элементов в то время никто ничего не знал... Но первый опытный образец периодической системы, созданный Д. И. Менделеевым, работал!
Он не любил, когда его называли гением. «Какой там я гений! — говорил он. — Трудился, трудился, всю жизнь трудился!..»
Задание 4.
Расскажите о каком-либо открытии в области науки, которая станет вашей специальностью
В каких ситуациях можно употребить данную пословицу? Подберите эквивалент на родном языке.