Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АКТИВНОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА



(АРМов)


 


АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 1 (91)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Неповторимая студенческая жизнь Грамматическая тема: Собирательные числительные (двое-десятеро, оба-обе)   Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст№1, с. 159]. Заполните тест. [1, с. 80].

 

да нет
1 25 января 1755 года был подписан императрицей Елизаветой Петровной указ об открытии в Москве первого российского университета.
2 26 апреля состоялось торжественное открытие университета.
3 Этот день в течение ста лет считался студенческим праздником.
4 В то время музеи были самыми важными культурными центрами общества
5 Пищу сердцу и разуму можно было найти на рынке.

 

Задание 2. Расскажите, как сейчас отмечают свой праздник студенты?

 

Задание 3. Прочитайте текст [4, с. 57], переведите выделенный абзац

Каждое новое поколение отличается чем-то от предыдущих. Оно имеет иные представления, интересы, вкусы и пристрастия. Сейчас модно быть активным, общительным, веселым, спортивным, уверенным в себе. Молодое поколение не так легкомысленно, как может показаться людям более старшего поколения. Современная молодежь ставит перед собой цели и добивается успеха, Образование — инструмент для зарабатывания денег и достижения цели, поэтому отношение к образованию прагматично.

Молодежь иногда упрекают за любовь к деньгам, но стремление зарабатывать хорошо (именно зарабатывать, а не просить у родителей) — это естественное желание.

В последнее время многие отмечают, что молодежь не хочет читать, компьютер и телевизор заменяют чтение. Однако для многих книга остается очень важным источником информации и для того, чтобы быть модным, надо читать «модные» книжки. Каждый выбирает то, что ему ближе из русской литературы (в первую очередь — современной) и иностранной. По тому, как быстро раскупается та или иная книга, можно судить о том, какие авторы популярны. Молодежь составляет значительную часть читающей аудитории.

Чтобы быть красивым, недостаточно модно одеваться, необходимо заниматься спортом или хотя бы танцевать до упаду на дискотеке. Значит, следить за своим здоровьем тоже становится модно.

 

Задание 4. Составьте диалог, используя данные фразеологизмы [4, с. 58].

Ваш друг критикует, осуждает современную молодежь, а Вы защищаете молодых людей в споре с ним.

1. — Современные молодые люди очень легкомысленны! У них семь пятниц на неделе

— Нет, это не так. Наоборот, они очень серьезны.

 

2. — Некоторые любят спорить, однако _____________

— Не надо …

 

3. Вам бы только гулять от заката до рассвета. А попробуй спросить что-то серьезное _____ и ________

 

(Ума много, а толку мало. Заблудиться в трёх соснах. Не умеет двух слов связать. Ставить на одну доску.)

Как вы понимаете следующее выражение?

«Успеха дождется лишь тот, кто не сидит без дела, когда ждет успеха» (Т. Эдисон)
Собирательные числительные (двое-десятеро, оба-обе)
 
К собирательным числительным относятся: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, а также слова оба, обе.
Из всех собирательных числительных наиболее употребительны числительные двое, трое, четверо
СОЧЕТАЮТСЯ НЕ СОЧЕТАЮТСЯ
с сущ. мужского и общего рода, называющими лиц двое мужчин, трое летчиков, четверо инженеров шестеро сирот с сущ. женского рода две сестры, четыре ученицы,
с сущ., имеющими только форму мн. ч. четверо брюк, трое очков, двое суток
с сущ. ДЕТИ, РЕБЯТА, ЛЮДИ семеро ребят (детей, людей) с названиями взрослых животных три волка, семь коз, четырекоровы, пятьбыков
с ЛИЧНЫМИ местоимениями насбыло пятеро
с названиями ДЕТЁНЫШЕЙ животных пятеро цыплят, четверо котят, семеро козлят
Числительные ОБА, ОБЕ отличаются от остальных собирательных числительных
1) наличием рода (оба здания, оба университета, обе книги);
2) сочетанием с существительными мужского и женского рода (оба мальчика, обе девочки)
3) сочетанием с существительными со значением разнополой пары (супруги, родители) оба супруга, оба родителя
НЕ СОЧЕТАЮТСЯ
с существительными имеющими форму только мн. ч., типа: часы, очки, джинсы
         
Задание 5.Образуйте словосочетания из данных числительных и существительных. В каких случаях вы употребите только собирательное или только количественное числительное? В каких случаях можно употребить обе формы числительного [3, с.53]

1)4— врач, артистка, студент; 2) 3 — мы, электрик, техник, ра­бочий; 3) 5 — лисёнок, щенок, собака, лошадь; 4) 2—часы, очки, сутки; 5) 2 — стол, кресло, туфли; 6) 7 — девушка, мальчик, дети; 7) 8 — билет, ножницы, туфли; 8) 3—ученик, студентка, мужчина, женщина;9) 10 — марка, письмо, кресло; 10) 2, оба, обе — прямая, столовая, парикмахерская

 

Запомните пословицу и не заставляйте себя ждать!
   
Семеро одного не ждут.

 

Мочь, получаться, удаваться
Данные глаголы используются, когда необходимо преодолеть какие-то трудности, чтобы получить нужный результат в различных проблемных ситуациях жизни.
«мочь/смочь» + инф «получаться/получиться» «удаваться/удаться» + инф
Глагол «мочь/смочь» мы используем тогда, когда говорим о физических или интеллектуальных способностях человека. Трудно было объяснить людям, что им необходимо работать больше. Но я смог сделать это. Глагол «получаться/получиться» часто является синонимом «мочь», но в значении данного глагола присутствует оттенок значения «везет», «обстоятельства помогают». Не бойся, прыгай! У тебя все получится! Ну вот, видишь - все получилось! Глагол «удаваться/удаться» используется тогда, когда мы хотим сказать, что для достижения цели больше помогли не физические и интеллектуальные способности, а обстоятельства, человеку очень повезло. В кассе не было билетов. Но мне удалось пройти в театр без билета.

 

Задание 6. Закончите высказывания, используя глаголы «мочь», «получаться», «удаваться» [4, с. 7].
1. Я мечтал увидеть президента, когда был в столице. Но  
2.У меня сегодня невезучий день! Пирог сгорел, экзамен не  
3. Я хотел построить на пляже дом из песка, но  
4. На соревнованиях спортсмен хотел занять первое место, но у него заболела нога, и он  
5. Мы хотели доехать до города, но по дороге автобус сломался, и мы вернулись домой. Так  
6. Я очень хотел сделать домашнее задание, но электричество отключили и  
               

 

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение. Укажите числительные [2, с. 23]

 

Книга жизни на моём столе – Глубина и мудрость в каждом слове… Двое жили на одной земле – Братья не по духу, а по крови. Оба стать героями могли. Но один им был. Другой – казался… Двое оторвались от земли, Но взлетел один. Другой – остался. В.Т. Дорожкина

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Укажите собирательное числительное a) Трое b) Три c)Третий d) В-третьих
  2. Укажите правильный вариант употребления числительного: a) Шестеро котов, семеро козлов, трое волков b) Шестеро подруг, семеро очков, трое брюк c)Шестеро котят, семеро козлят, трое волчат d) Шестеро коней, семеро телег, трое суток
  3. В каких пословицах пропущено одно и тоже собирательное числительное: a) … пятниц на неделе; …раз отмерь, один раз отрежь b) Хромать на … ноги; положить на … лопатки c) Смотреть в …; подписываться …руками d) … одного не ждут; где …, там третий лишний
  4. С какими словами сочетаются числительные ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО, ШЕСТЕРО: a) Летчиков, солдат, ученых, детей, нерях b) Книг, ручек, сумок, журналов, тетрадей c) Подруг, девушек, студенток, сестер, внучек d) Коней, волков, быков, тигров, львов

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
антипатия сүйкімсіздік antipathy
благодарность алғыс appreciation
внутренний мир ішкі әлем inner peace
воспитанность тәрбие education
восхищение сұқтану admiration
вспыльчивость ашушаңдық irascibility
высокомерие менменділік supercilious
деликатность сыпайылық delicacy, tact
доброта мейірімділік kindness
культура мәдениет culture
СРОП №1   Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Система ценностей современной молодежи».
СРО №1   Прочитайте текст Архитектура [с. 211 ], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.

Литература

1.Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с.

2.Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр. М.: «Русский язык». Курсы, 2006.336 с.

3.Воробьёва И.В., Лукашова Т.А. Профессиональная и деловая речь. Часть II Научная речь. Учебное пособие для студентов строительных специальностей в 2-х частях.-М.: МИИТ, 2010. -132 с.

4.Полищук Е.Н., Успех. - учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

5.Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 2 (92)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Высшее образование за рубежом Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте диалог [см. текст№2, с. 159]. Заполните тест.[4, с.66].
да нет
1 Инициатором диалога является студент.
2 Второй участник диалога директор школы.
3 Основная тема диалога – реформа высшего образования
4 Данный диалог представляет собой фрагмент интервью для радиопередачи.
5 Платное образование — сложная проблема, особенно когда речь идет не о вузе, а о школе.

 

Задание 2. Перескажите текст

 

Задание 3. Как вы относитесь к мнению, что «Личностью может быть только человек, имеющий глубокое всестороннее образование»? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 4. Прочитайте текст [1, с.108]. Ответьте на вопросы.

В Соединенных Штатах высшее образование, даже в государственных вузах, платное. Вступительных экзаменов как таковых нет, вместо них проводится тестирование, результаты которого определяют уровень знаний поступающего. Каждый студент должен пройти вводный курс, программа которого составлена с учетом уровня его подготовки.

Студент сам выбирает курсы, которые собирается изучать в семестре. Для получения допуска к прослушиванию курса нужно выполнить несколько предварительных требований: как правило, это положительные оценки по вводным дисциплинам, необходимым для его понимания. Каждая специальность включает набор курсов, которые нужно прослушать (и, возможно, иные требования). Специальность студент выбирает в процессе обучения и может изменить ее практически на любом этапе.

Итоговая оценка слушателя определенного курса складывается из оценок за домашние задания, контрольные работы и экзамен. Максимальное число баллов, которое можно набрать, 700. Студент, набравший 80% и более баллов от данного количества, получает «отлично», 60-79% - «хорошо», 40-59% - «удовлетворительно». Студент, набравший менее 40%, считается не сдавшим курс и для получения диплома должен прослушать и соответственно оплатить его еще раз. Пересдач в такой системе образования не существует.

В зарубежных университетах существуют две ступени высшего образования: бакалавр и магистр. Для получения диплома бакалавра обычно необходимо проучиться 4-5 лет. С этим дипломом можно устроиться практически на любую работу, не связанную с научной деятельностью. Студент, решивший связать свою жизнь с научной карьерой или преподаванием в вузе, учится еще 2-3 года и получает диплом магистра. Этот диплом дает возможность поступить в аспирантуру с дальнейшей защитой диссертации и получением ученой степени.

Преимущество западной системы образования – большая гибкость в построении своего обучения, а ее существенный недостаток – наличие смешанных групп. Например, на лекции по математическому анализу могут присутствовать одновременно математики, гуманитарии, биологи, которые слушают математику на одном уровне сложности.

(по материалам сайта http://www.uni-versity.info/USA)

1. Как вы считаете, какие преимущества есть у американской системы образования? 2. Знаете ли Вы, какова система образования в странах Западной Европы? 3. Нужно ли развивающимся странам «равняться» на Америку, Западную Европу?

 

Задание 5. Напишите эссе на тему «Высшее образование за рубежом»

 

Задание 6. Как вы представляете себе роль молодёжи в научных исследованиях?
  Подберите аналогичное изречение на родном языке.

 

Лучше знать и молчать, чем не знать и болтать.

 

Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста
  В научном стиле выделяются первичные и вторичные жанры.
Первичные жанры Вторичные жанры
научная статья, монография, диссертация, курсовая и дипломная работа   реферат, аннотация, отзыв, рецензия, план  
Излагают знания, полученные в процессе исследования   Сообщают о результатах исследований  

Тексты вторичных жанров являются продуктом компрессии, «свертывания» (т.е. сокращения, сжатия) информации первоисточника.

 

Задание 7. Передайте содержание более экономным способом.

1. Площади лесополос не только не растут, но даже сокращаются. Сокращение площади лесополос происходит потому, что они не "не вписаны" в существующую систему севооборотов и хозрасчета.

2. Экстремальные условия, например проживание в высокогорных районах, отражается на детском организме: замедляются темпы роста, отстает от нормативного общее развитие ребенка. Такие отклонения от нормы являются следствием адаптации организма к гипоксии - недостатку кислорода из- за разреженности воздуха на большой высоте.

3. Горючие металлы химически весьма активны и поэтому могут использовать не только свободный кислород, но и кислород, входящий в молекулы химических соединений. Способность горючих металлов использовать связанный кислород расширяет круг возможных окислителей

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Компрессия текста - … a) дополнительная информация b) сжатие текста c) уточняющая информация d) развертывание текста
  2. Виды компрессии: a) монография b) научная статья c) план d) диссертация
  3. Что сокращается в тексте при компрессии: a) основная и дополнительная информация b) основная и дублирующая информация c) основная информация и примеры d) примеры и иллюстрации
  4. К вторичному тексту относятся: a) монография, тезис, реферат, конспект b) аннотация, тезис, реферат, конспект c) диссертация, тезис, реферат, конспект d) научная статья, тезис, реферат, конспект  

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
эрудиция білімдарлық erudition
сотрудничество ынтымақтастық collaborate
дисциплина пәннің аты discipline
заинтересованность құштарлық interest
инициатива ынта initiative
компетентность жете білушілік competence
кругозор ой өрісі view, broadperson
мастерство шеберлік skill
научный потенциал ғылыми потенциал scientific
образованность білімділік education
СРО №2   Выучите наизусть стихотворение В. Лазарева «Школьница» [ c. 211]
СРО №3   Подготовьте реферат на тему «Alma mater» (история – достижения – перспективы )

Литература

1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

5. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

6. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.


АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ № 3 (93)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Старейший российский университет Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Основные правила компрессии текста.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1. Послушайте текст о Московском государственном университете [см. текст №3, с. 159]. Заполните тест

 

да нет
1 Московский государственный университет носит имя М.В. Ломоносова с 1755 года
2 Сначала в университет было принято только 100 студентов
3 Все студенты начинали учиться на философском факультете, где получали подготовку по гуманитарным и естественным наукам.
4 Сегодня в МГУ 40 факультетов.
5 В МГУ обучается более 40 тысяч студентов и аспирантов, работает около 20 тысяч преподавателей и научных сотрудников

 

Задание 2. Передайте основное содержание текста своими словами

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.