Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. связано с чувством доверия к другим и удовольствием от кон­




 


 

связано с чувством доверия к другим и удовольствием от кон­

тактирования с другими, включая взрослых.

7. Взаимопомощь. Способность приводить в равновесие свои

потребности с потребностями других при работе в группе.

 

Придет ли ребенок на занятия в первый же день пребыва­

ния в детском саду уже с этими способностями или нет, в ог­

ромной степени зависит от того, насколько забота и внимание

его родителей — и преподавателей в дошкольном учреждении —

соответствуют программе «Включение души» — эмоциональ­

ному эквиваленту программы «Включение ума».

 

 

Обретение эмоциональных основ

 

Представим себе такуюлитуацию: двухмесячный младенец

просыпается в 3 часа ночи и начинает плакать. Мать подходит

к нему, и в ближайшие полчаса ребенок удовлетворенно сосет

грудь в материнских объятиях, пока мать нежно смотрит на

него, говоря ему, как она счастлива его видеть, даже среди ночи.

Младенец, довольный тем, что мать его любит, потихоньку сно­

ва засыпает.

Атеперь представим другую двухмесячную кроху, тоже про­

снувшуюся и расплакавшуюся в ранний час, но к этому ребен­

ку подошла уже другая мать — напряженная и раздражитель­

ная, едва заснувшая всего лишь час назад после ссоры с мужем.

Младенец начинает напрягаться в тот момент, когда мать рез­

ко подхватывает его на руки, выговаривая ему: «Да успокойся

ты наконец — я этого больше не выдержу! Ну же, давай, кон­

чай быстрее». Пока ребенок сосет грудь, мать с холодным без­

различием смотрит прямо перед собой, а не на ребенка, пере­

бирая в памяти подробности скандала с его отцом и все больше

заводясь от этих мыслей. Чувствуя ее напряженность, малыш

корчится, цепенеет и перестает сосать. «И это все, что тебе нуж­

но? — вопрошает мать. — Тогда хватит с тебя». Так же резко

она укладывает его в детскую кроватку и крадучись выходит из

комнаты, оставляя его плакать до тех пор, пока он, выдохнув-

шись, снова заснет.


 


 

Дэниел Гоулман


 

Эти два сценария представлены в отчете Национального

центра по реализации программ клинических исследований

детей раннего возраста в качестве примеров манер взаимодей­

ствия, которые — повторяясь много раз — постепенно при­

вивают ребенку, начинающему ходить, очень разные чувства

к себе самому и его ближайшим родственникам. Первый ма­

лыш усваивает, что на людей можно положиться в том смыс­

ле, что они заметят его потребности и на их помощь можно

рассчитывать, и что он всегда сумеет ее получить; второй ре­

бенок обнаруживает, что никто о нем по-настоящему не забо­

тится, что на людей нельзя рассчитывать и что его попытки

получить утешение обречены на провал. Разумеется, большин­

ство детей получают по крайней мере представление об обоих

способах взаимодействия. Но какой вид взаимодействия —

один или другой — станет типичным для многолетнего обще­

ния родителей с их ребенком, это и определит основные эмо­

циональные уроки, которые получит ребенок, а также то, на­

сколько уверенно он будет чувствовать себя в мире, насколь­

ко успешным он будет себя считать и насколько остальные

будут заслуживать его доверие, то есть, как сформулировал это

Эрик Эриксон, что будет лежать в основе его отношения к

людям — доверие или недоверие.

Такое эмоциональное обучение ребенка начинается бук­

вально с рождения и продолжается весь период детства. Все даже

самые незначительные обмены информацией между родителя­

ми и ребенком имеют эмоциональный подтекст, и в процессе

многолетнего повторения этих информационных сообщений у

детей формируется своего рода «ядро» их эмоционального ми­

ровосприятия и способностей. Маленькая девочка, не сумев

справиться с задачей и обратившись за помощью к матери, за­

нятой какой-то работой, получает одну информацию, если та с

удовольствием отзывается на ее просьбу, и совсем другую, если

в ответ слышит отрывисто-грубое: «Не приставай ко мне, у меня

важная работа». И если такие контакты становятся обычными

для ребенка и его родителя, то они сформируют у ребенка эмо­

циональные ожидания в том, что касается взаимоотношений,

то есть взгляды, которые так и будут придавать соответствую­

щую окраску его действиям во всех сферах жизни.


 

Эмоциональный интеллект


 


 

В группу наибольшего риска попадают дети, родители ко­

торых полностью несостоятельны в социальном отношении:

слишком молодые, злоупотребляют наркотиками, пребывают

в депрессии или страдают хронической раздражительностью,

или же просто утратили целеустремленность и ведут беспоря­

дочную жизнь. Такие родители не способны должным образом

позаботиться о своих маленьких детях, не говоря уже о настро­

енности на их эмоциональные потребности. Просто пренебре­

жение, как показывают исследования, наносит гораздо боль­

ший вред, чем откровенно жестокое обращение. Результаты

обследования детей, ставших жертвами дурного обращения,

свидетельствуют о том, что заброшенные подростки во всем

проявляют себя с худшей стороны: они оказались самыми бес­

покойными, невнимательными, апатичными и попеременно то

агрессивными, то замкнутыми, и вдобавок 65 процентов таких

детей оставалось на второй год в первом классе.

Первые три-четыре года жизни — это тот период, в течение

которого мозг ребенка, увеличиваясь, достигает примерно двух

третей своего полного размера и, развиваясь, усложняется с боль­

шей скоростью, чем когда бы то ни было. На протяжении этого

периода усвоение основных видов знаний, главным из которых

является эмоциональное научение, происходит намного легче,

чем позднее, в более старшем возрасте. В это время сильный

стресс может оказать вредное влияние на мозговые центры, кон­

тролирующие научение (и поэтому нанести ущерб интеллекту).

Хотя, как нам предстоит узнать, последующий жизненный опыт

и может до некоторой степени исправить это, влияние этого ран­

него научения чрезвычайно велико. Как резюмируется в одном

отчете, главный эмоциональный урок первых четырех лет жиз­

ни имеет колоссальные устойчивые последствия:

 

Ребенок, который не может сосредоточить внимание, по­

дозрителен, а не доверчив, уныл или-раздражен, а не опти­

мистичен, дерзок, а не вежлив, ребенок, пребывающий в тре­

воге, поглощенный пугающими фантазиями и совсем недо­

вольный собой, — у такого ребенка вообще мало оснований,

не говоря уже о равных основаниях, претендовать на те воз­

можности, которые предоставляет общество, как на принад­

лежащие ему по праву.


 


 

Дэниел Гоулллан





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.