Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. Включение эмоционального интеллекта




 


Включение эмоционального интеллекта

в медицинское обслуживание

 

В тот день, когда текущая проверка показала наличие кро­

ви у меня в моче, мой доктор направил меня на диагностичес­

кий тест, где мне ввели радиоактивную краску. Я лежал на сто­

ле, пока подвесной рентгеновский аппарат воспроизводил

последовательное продвижение краски по моим почкам и мо­

чевому пузырю. Там я был не один: компанию мне составил

мой близкий приятель, сам по профессии врач, приехавший

погостить у меня несколько дней, — вот он-то и предложил

мне вместе пойти в больницу на обследование. Он сидел ря­

дом, наблюдая, как рентгеновский аппарат с автоматическим

приводом поворачивался, меняя угол установки камеры, жуж­

жал и щелкал, потом секундная пауза и снова: поворот, жуж­

жание, щелчок.

Тест занял полтора часа. В самом конце врач-нефролог вле­

тел в комнату, на ходу представился и тут же унесся расшифро­

вывать рентгенограмму. Прошло около получаса, но он так и

не вернулся, чтобы сообщить мне о результатах теста.

Выходя из смотрового кабинета, мы с приятелем нос к носу

столкнулись с нефрологом. У меня, взбудораженного и немно­

го испуганного больничной обстановкой, не хватило духу за­

дать вопрос, который все утро свербел у меня в голове, но у моего

спутника-врача хватило. «Доктор, — обратился он к нему, —

отец моего друга умер от рака мочевого пузыря, и поэтому он

жаждет узнать, не обнаружили ли вы какие-нибудь симптомы

рака в его рентгенограмме».

«Никаких отклонений от нормы», — отрывисто-резко бро­

сил он, исчезая за дверью кабинета, где его ждал следующий

пациент.

Моя неспособность задать тот единственный вопрос, бес­

покоивший меня больше всего, обнаруживалась снова и снова,

тысячу раз, каждый день, во всех госпиталях и клиниках — вез­

де. Опрос пациентов в приемных врачей показал, что каждый

из них держит в голове в среднем не меньше трех вопросов, ко­

торые собирается задать врачу, на прием к которому пришел.

Но когда пациенты выходили из кабинета врача, то оказыва-


 


 

Дэниел Гоулллан


 

лось, что ответ был получен в среднем лишь на полтора из этих

вопросов. Это открытие высветило один из многих аспектов, в

которых сегодняшняя медицина не отвечает эмоциональным

потребностям пациентов. Вопросы, оставшиеся без ответа,

питают неуверенность, страх, боязнь трагического исхода. Они

заставляют пациентов воздерживаться от следования програм­

мам лечения, которые им не вполне понятны.

Существует множество способов, с помощью которых ме­

дицина может расширить свое представление о здоровье, вклю­

чив в него эмоциональные реалии нездоровья. Во-первых, па­

циентам можно было бы сообщать более полную информацию,

необходимую для принятия ими решений относительно пред­

лагаемого им медицинского обслуживания; в настоящее время

некоторые службы предлагают любому обратившемуся к ним

компьютерный поиск современной медицинской литературы

о том, что их беспокоит, так что пациенты могут стать более

равноправными партнерами своих врачей при принятии реше­

ний на основе располагаемой информации. Другой подход —

это программы, которые за несколько минут обучат пациентов

результативно задавать вопросы своим врачам, чтобы если они

в ожидании приема у доктора держат в памяти три вопроса, то

и выходили бы из его кабинета с тремя ответами.

Те моменты, в которые пациенты оказываются перед ли­

цом необходимости оперативного вмешательства или болезнен­

ных анализов, преисполнены мучительного беспокойства — и

предоставляют превосходную возможность заняться эмоцио­

нальным аспектом. В некоторых больницах уже развернули

дооперационный инструктаж пациентов, который помогает им

умерить свои страхи и справиться с дискомфортом; к примеру,

пациентов обучают методам релаксации, отвечают на их во­

просы задолго до операции и точно объясняют им за несколько

дней до хирургической операции, что они скорее всего будут

чувствовать во время восстановления сознания. А в результате

пациенты оправляются от хирургического вмешательства в

среднем на два-три дня скорее.

Оказавшись госпитализированным пациентом, человек

может испытывать ужасное одиночество и беспомощность.

Однако в некоторых больницах уже начали обустраивать па-


 

Эмоциональный интеллект


 


латы таким образом, чтобы члены семьи могли оставаться с

больными, готовя и ухаживая за ними, как делали бы это

дома, — прогрессивная мера, по иронии судьбы являющаяся

обычным делом в странах «третьего мира».

Обучение приемам релаксации может помочь пациентам

справиться с некоторой долей дистресса, вызываемого их сим­

птомами, равно как и с эмоциями, которые играют роль спус­

кового механизма для этих симптомов или обостряют их. При­

мером, достойным подражания, служит клиника по ослабле­

нию стресса Джоуна Кабат-Зинна в Медицинском центре

Университета штата Массачусетс, в которой пациентам пред­

лагается десятинедельный курс сосредоточенности и йоги;

акцент делается на осмыслении эмоциональных эпизодов по

мере того, как они случаются, и на выработке привычки еже­

дневно выполнять упражнение, дающее глубокую релаксацию.

В больницах подготовили видеозаписи этого курса, которые

пациенты могут просматривать с помощью своих телевизоров;

это гораздо более подходящий эмоциональный рацион для

людей, прикованных к постели болезнью, чем обычная пища

в виде «мыльных опер».

Релаксация и йога легли в основу и новаторской програм­

мы лечения болезней сердца, разработанной д-ром Дином Ор-

нишем. Через год после начала реализации этой программы,

включавшей диету с низким содержанием жиров, у пациен­

тов с заболеваниями сердца, степень тяжести которых требо­

вала проведения коронарного шунтирования, процесс обра­

зования закупоривающих артерию бляшек, как ни странно,

пошел в обратном направлении. Орниш рассказывал мне, что

обучение приемам релаксации составляет одну из важнейших

частей программы. Как и у Кабат-Зинна, здесь используется

то, что д-р Герберт Бенсон называет «релаксационной реак­

цией» — психологическая противоположность активации

стресса, способствующая решению очень широкого спектра

медицинских проблем.

Таким образом пациенты получают дополнительную меди­

цинскую помощь со стороны чуткого врача или медсестры, ко­

торые настроены на больных и умеют слушать и быть услышан­

ными, что благоприятствует обслуживанию, когда во главу угла

 

И


 


 

Дэниел Гоулман


 

поставлены взаимоотношения врача и пациента, сами по себе

признаваемые фактором особой важности. Устанавливать та­

кие отношения было бы намного легче, если бы медицинское

образование включало и некоторые основные методы пользо­

вания эмоциональным интеллектом, особенно такие, как са­

моосознание и умение слушать и сопереживать.

 

 

По пути к заботливой медицине

 

Чтобы медицине в целом удалось расширить свой кругозор

и осознать значимость эмоций, ей следует принять к сведению

два основных положения, получивших статус научных откры­

тий последних лет:


I. Обучение людей лучше справляться с чувствами, свидетель­


ствующими о потере душевного равновесия гневом, тревогой,

депрессией, пессимизмом и одиночеством — есть форма профи­

лактики болезни. И поскольку результаты исследований пока­

зывают, что токсичность таких эмоций, приобретших хрони­

ческий характер, сравнима с отравляющим воздействием ни­

котина у курильщиков сигарет, то, помогая людям быстрее из­

бавиться от подобных эмоций, можно было бы добиться

терапевтического эффекта, сопоставимого с тем, который до­

стигается, когда заядлого курильщика заставляют бросить ку­

рить. Проведение в жизнь этого плана, могущего оказать зна­

чительное влияние в сфере здравоохранения, следует начинать

с обучения основным навыкам пользования эмоциональным

интеллектом еще в детском возрасте с тем, чтобы они стали по­

жизненной привычкой. Другая весьма результативная профи­

лактическая стратегия предусматривает обучение управлению

своими эмоциями людей, достигших пенсионного возраста,

поскольку хорошее эмоциональное состояние составляет один

из факторов, определяющих, будет ли пожилой человек быст­

ро угасать или продолжит вести полноценную жизнь. Третью

целевую группу можно отнести к так называемой группе рис­

ка, в которую входят наиболее бедные граждане, работающие

матери-одиночки, жители районов с высоким уровнем преступ­

ности и т.п., то есть постоянно живущие в чрезвычайно напря-


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.