Руки с гимнастической палкой поднять вверх — вдох, наклонить туловище налево — выдох. То же — справа. На выдохе произносить звуки «у-х-х»
4—5
раз в каждый бок
Темп средний
Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища
Руки в стороны, прогнутися — вдох; присесть, руками обхватить колени, председателя наклонить — выдох. На выдохе произносить звуки «о-х-х»
4—5 раз
Темп медленен
Стоя, ноги вместе
Руки с гимнастической палкой вверх, прогнутися — вдох; медленно опустить палку вниз — выдох. На выдохе долго произносить звук «м-м»
4—5 раз
Темп медленен
Бежал по зал
1—2хв
Бег по зал. Темп средний. Дыхание произвольно
Дыхательные упражнения в ходьбе (руки вперед, в стороны, вверх)
При вдохе развести руки в стороны, на выдохе опустить вниз. Дышать носом
2—3 разы
Темп средний
Стоя, руки вдоль туловища
Поднять руки вверх ладонями вперед — вдох, потом повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз — выдох. На выдохе произносить звук «с-с-с»
4—5 раз
Темп медленен
Стоя, ноги ширше от плечей, руки вдоль туловища
Поднять руки вперед вверх, упругий наклон вниз, концами пальцев достать пол — вдох. На выдохе произносить | звук «з-з-з»
4—5 раз
Темп средний
Стоя, ноги на ширині плеч, руки на поясе
Поворот корпуса из розведенням рук в стороны — вдох. Вернуться в в.п. — выдох
По 4—5 раз в каждый бок
Темп средний
Лежа на спине
Руки положить вдоль тулуба — вдох. Ноги, согнутые в коленных суставах, обхопити руками и прижать к груди — выдох. На выдохе произносить звук «п-ф-ф-ф»
3—4 разы
Темп медленен
Лежа на спине, ноги вместе
Руки вытянуть вверх — вдох; перейти в положення сидя, пытаясь достать пальцами рук носки — выдох с произношением звука «а-х-х-х»
3—4
разы. Лежачи відпочити, розслабитись
Темп медленен
Стоя, ноги шире от плеч, руки за голову, локти разведены в стороны
Хорошо прогнуться — вдох. Наклон вперед, руки в стороны. Смотреть перед собой (спина прямая) — выдох. На выдохе громко произносить звук «у-х-х-х»
4—5 раз
Темп медленен
Стоя, ноги вместе, руки на поясе
Наклон туловища в левый и правий бок — выдох, в. п. — вдох. На выдохе вимовляти звук «п-ф-ф-ф»
По 4 раза в каждый бок
Темп средний
Стоя, ноги вместе, руки на поясе
Прыжки — ноги в стороны, вместе. Темп средний. Дыхание произвольно через нос.
4—5 раз
Темп средний
Подвижная игра с мячами во время бега
Две команды. Передавать мяч с пробежкой (кто быстрее)
Темп средний
Спокойная ходьба
Дыхание через нос
4—5 раз
Темп средний
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗАХ И ПЛОСКОСТОПИЮ
В процессе роста организма из|с| разных|различных| неблагоприятных причин можуть| возникать деформации позвоночника|хребта|, ног, стопы. Они бывают вроджені| и приобретенные.
Самая частая деформация — искривление позвоночника|хребта|.
В норме хребет| имеет четыре физиологичных изгиба.
Два из них — шейный и поясничный — направленные выпуклостью вперед (лордоз), а грудной и копчиковый — назад (кіфоз).
Эти физиологичные изгибы формируются в процессе роста и развития ребенка. Благодаря этим кривизнам и амортизаційним| свойствам между позвоночных хрящей обеспечиваются рессорные функции и подвижность позвоночника|хребта|.
Лечения дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата проводятся комплексно. Используют ЛФК, массаж, физиотерапию, загартування|, гигиенические|гигиеничные| и оздоровительные мероприятия у режимі| учебы|обучения|, труда и отдыха.
Главным|головным| действующим фактором среди них являются физические упражнения. Необходимость применения упражнений зумовлюється| многосторонним их влиянием на организм.
В первую очередь они повышают общий тонус, активизируют деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, и других систем.
Дефекты осанки
Осанка — это привычная|обычная| поза человека, которая|какая| непринужденно стоит, туловище и председатель держатся вертикально, позвоночник|хребет| образует плавную волнообразную линию, контуры грудной клетки выступают вперед, живот слегка подтянут, ноги разогнуты в кульшових| и колінних| суставах.
Нормальная осанка характеризуется шестью главными|головными| ознаками| (рис. 4):
1) размещением остистых отростков позвонков на одной вертикальной линии;
2) размещением надпліч|, плеч на одному| уровни;
3) размещением углов обеих лопаток на одном уровне;
4) ровных|равных| между собой треугольников|трехугольника| талии, которые образуются боковой поверхностью тела и свободно опущенными руками;
5) размещением сідничних| складок на одном уровне;
6) правильными изгибами позвоночника|хребта| в сагітальній| плоскости (глубина поясничного лордозу| — до 5 см, шейного, — до 2 см).
Поддержание и сохранение|сохранность| нормальной осанки зависит от гармоничного развития мускулатуры и ее способности удерживать|содержать| в правильном положении позвоночник|хребет|, председателя, плечевой пояс, туловище, угол наклона|наклонения| конечности|концовки|; состоянию|стану| опорно-связочного аппарату; соматического и психического здоровья, условий быта|обихода| и труда и тому подобное.
Отклонения от нормальной осанки называются нарушение мы, или дефектами, осанки (см. рис. 5).
Они возникают у ослабленных детей, которые|какие| перенесли инфекционные болезни или часто хворіють| на простудные заболевания.
Нарушения осанки могут спостерігатись| у практически|практично| здоровых детей в случае неправильного физического воспитания, при применении неадекватных для возраста|века| ребенка физических нагрузок.
Дефекты осанки нередко виникають| при радикулите, артрозах| и артритах, язвенной болезни и других заболеваниях.
В школьном возрасте|веке| основной причиной нарушений осанки являются привычные|обычные| неправильные положения тела при сидении или стоянии, внаслідок| хронической статической нагрузки на позвоночник|хребет|, особенно|в особенности| во время учебы|обучения|.
Детская мебель должна отвечать вырасту ребенка.
Если парта низька|, то формируется круглая спина, а если очень высокая — плечи излишне|чрезмерно| поднимаются вверх. Следует контролировать, чтобы ребенок не находился|перебывает| в позе, когда туловище наклонено в сторону, левая рука свободно свисает.
Школьникам младших классов следует носить не портфель, а только ранец, который|какой| обеспечивает равномерную нагрузку на позвоночник|хребет| и м'язи| спины.
Если школьники занимаются спортом, специфика какого спричинює| неравномерная нагрузка на половину тела (фехтование, гребля, на каноэ, велосипедный спорт, бокс но|да| др.), следует включати| в тренировочные занятия корректирующие упражнения, которые устраняют|отстраняют| вероятность развития дефекта осанки.
Различают дефект осанки в сагітальній и фронтальных плоскостях.
В сагітальній| плоскости возникают нарушения из|с| збільшенням| и уменьшением физиологичных искривлений позвоночника|хребта|.
К|до| сагітальних| нарушениям (сутулость) относят увеличение грудного кіфозу| с уменьшением поясничного лордозу|:
круглая спина — увеличение грудного кіфозу с почти полным отсутствием поясничного лордозу;
круглоувігнута спина — увеличение искривлений позвоночника как кіфозу, так и лордозу и угла наклона таза.
При сутулости и круглой спине председатель наклоняется|накренивает| вперед, спина| дугообразной формы, плечи свисают и возведенные|сводит| вперед, лопатки крыловидные|крылообразные|, грудь впалая, живот выпирается|выпячивает| вперед, ноги несколько согнуты в коленях.
При этих дефектах осанки связки и мышцы спини| растянуты, а декабре мышцы укорочены, мышцы живота ослаблены.
Эти изменения|смена| негативно влияют на дыхательную экскурсию диафрагмы, грудной клетки, работу сердца.
При круглоувігнутій| спине в верхней части тела спостерігаються| почти такие же изменения|смена|, как и при круглой спине, но через|из-за| слишком|чересчур| увеличенный поясничный изгиб позвоночника|хребта| увеличивается нахил| таза|, живот отвисает, колени максимально разогнуты.
При нарушениях осанки с уменьшением физиологичных викривлень| позвоночника|хребта| наблюдается:
плоская спина — грудной кіфоз сглажен, а поясничный лордоз сплощений; плоскоувігнута спина — уменьшение грудного кіфозу при нормальном или кое-что увеличенному поясничному лордозі. При плоской спине грудная клетка узкая и сплощена, плечи свисают, лопатки крыловидные, наклон таза уменьшен, низ живота выступает вперед.
В результате|вследствие| уменьшения изгибов нарушается|возбуждает| рессорная функция позвоночника|хребта|, который негативно отражается|отбивается| на его амортизационных властивостях|. Это вызывает сотрясение головного и спинного мозга во время бега, прыжков|скачка| и других движений. Деть с такой осанкой склонные|подверженные| к|до| развитию сколиоза.
К дефектам осанки во фронтальной плоскости принадлежит асимметричная осанка.
Она характеризуется изменениями|сменой| симметрии между правою| и левой половинами туловища.
Позвоночник|хребет| являет собой дугу, повернуту| вершиной вправо или влево, плечо и лопатка с одной стороны опущены, треугольники|трехугольник| талии неравномерны.
Перечисленные нарушения осанки являются функциональными расстройствами опорно-двигательного аппарата, а не заболеваниями. Однако они влияют на стойкость позвоночника к где формировочных влияний, ослаблюють мышцы, нарушают взаємо размещение внутренних органов и неблагоприятно действуют на их функции, что делает позвоночник и организм в целом склонными к разным заболеваниям.
Лечение нарушений осанки должно быть комплексным:
раціональний| режим дня, сбалансированное питание, использование|употребление| засобів| физической реабилитации (ЛФК, массаж, физиотерапия).
Лечебную физическую культуруможно проводить в дошкольных заведениях, специальных медицинских группах средних и высших учебных заведений, дома, в семейной амбулатории, поликлинике, санаторно-курортных условиях.
Задание|задача| ЛФК при нарушении осанки:
— создать благоприятные физиологичные условия для увеличения рухомості| позвоночника|хребта|, правильного взаєморозміщення| всех частей тела;
— откорректировать дефекты в осанке;
— воспитать и закрепить навыки правильной осанки;
— достичь общего укрепления организма.
Методические указания
1.Для контроля за формированием навыков правильной осанки рекомендуют выполнять|исполнять| упражнения перед зеркалом.
2. Для укрепления мышечного корсета включают упражнения загальнорозвивальні| и специальные, игровые, дыхательные, на внимание и тому подобное.
3. Дозирование и виды физических упражнений зависят от характера нарушения осанки, возраста|века| пациента, его физической подготовки и потому|и поэтому| в каждом конкретном случае определяются отдельно.
4. Занятия по лечебной гимнастике проводят в течение|на протяжении| ЗО— 45 хв|, групповым методом, 3—4 раза на неделю.
5. Занятия дополняются ежедневным комплексом утренней гигиенической|гигиеничной| гимнастики, индивидуальными и домашними заданиями|задачей|.
Физические упражненияприменяют в общих чертах развивающие и специальные (см. табл. 15).
их выполняют|исполняют| из исходного|выходного| положения, лежа на спине, на животе, на боку|стороне|, стоя на коленях с разным|различным| наклоном|наклонением| туловища вперед| или назад, стоя на коленях с сопротивлением на кисте или передпліччя| — при этом лучше всего разгружается позвоночник|хребет|.
Упражнения должны быть симметричными, чередоваться из розслабленням| мышц и дыхательными. Упражнения добирают|подбирают| в зависимости от вида постави|. В случае сутулости, увеличения грудного кіфозу|, нужно крепить|укреплять| длинные мышцы спины.
Применяют разгибание корпуса| из исходных|выходных| положений, лежа на животе, в упоре, стоя на колінах|, опираясь на ладони, предплечье или вытянутые руки.
Разгибание туловища следует выполнять|исполнять| с разными|различными| положениями рук, предметами, с обременением.
При увеличении поясничного лордозу| следует крепить|укреплять| мышцы живота, применяя движения ногами, лежа на спине: "велосипед", поднятие прямых ног, переход, в положение, лежа, в положення| сидя но|да| др.
В случаях уменьшения физиологичных искривлений позвоночника|хребта| вправи| должны быть направлены на укрепление мышц спины и живота, рекомендуются движения с небольшим обременением (с гантелями масою| 0,5—1 кг).
Для устранения асимметричной осанки используют симетричні| упражнения, которые уравновешивают мускульный|мышечный| тонус на выпуклом и вогнутом боку|стороне| позвоночника|хребта|. Колови движения руками назад, сгибание рук к|до| затылку и плечам является специальными упражнениями при крилоподібних| лопатках.
Лечебный массаж.Массажируют мышцы туловища, живота. Курс — по 10—15 процедур в течение всего периода лечения. Массаж проводят дифференцировано, в зависимости от тонуса мышц. На участках, где тонус мышц повышен, применяют методику розслаб-лювального типа, а где сниженный — тонизирующего типа. Приемы классического массажа (поглаживание, растирание, разминку, вибрацию) можно дополнять нетрадиционным точечным массажем.
Достаточно эффективная тибетская методика точечного массажа с маслами, приготовленными даже в домашних условиях из|с| целебных|целительных| растений:
зверобою, полечу, ромашки, сосны.
Для этого берут одну частину| сухой травы лекарственных растений, измельчают|умельчают|, добавляют|додают| 4 частини| рафинированного масла и держат на водяной бане в течение|на протяжении| 2 час.
Приготовленную таким образом масло наносят на участки, где нужно делать массаж, и втирают пальцами или зубной щеткой.
Найкращу розсмоктувальну| и противовоспалительную знеболювальну| действую на зв'язково-м'язовий| аппарат имеет масло из|с| зверобоя.
Ориентировочный комплекс упражнений около|возле| вертикальной плоскости при дефектах осанки
1. Приобрести положение правильной осанки около|возле| вертикальной плоскости (стены, дверей). Запомнить это положение и, не порушуючи| его, предпринять|совершить| шаг вперед, а затем|а потом| назад.
2. То же, но предпринять|совершить| 4—8 шагов.
3. То же, но проверить положение осанки перед дзеркалом|, чтобы его запомнить зрительно.
4. Прижавшись к|до| стене затылком, спиной, ягодицами, и п'ятками|, присесть с прямой спиной, руки вверх; вернуться в в. п.
5. Стоя у стены в положении правильной осанки, поднять руки вверх, в стороны, вперед, положить на пояс, не теряя правильную позу и не отходя от стены.
6. В. п. — то же. Согнуть правую ногу вперед, захватить гомілку| руками и прижать к|до| туловищу, не теряя правильной постави| и не отходя от стены. То же - левой ногой.
7. В. п. — то же. Поднять вперед руки и прямящую|выпрямляет| левую ногу, не отходя от стены. То же - правой ногой.
8. В. п. — то же, руки на пояс, локти прижаты к|до| стене. Поднять левую ногу к|до| горизонтальному положению, не отходя от стены. То же — правой ногой.
9. В. п. — то же, руки в стороны. Наклониться|накренивать| к|до| левой ноге, не изменяя|меняет| положение рук и не отходя от стены. То же — к|до| правой ноге. Каждое упражнение выполнять|исполнять| по 8—10 раз.