Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ



1. В. п.— сидя, опереться|спереться| на спинку| стула. Одна рука на животе, вторая на груди. Медленно|медлительно| глубоко вдохнуть, заповнюю­чи| при этом воздухом нижнюю часть легких и выпирая|выпячивает| живот; потом|затем|, продолжая вдох, заполнить среднюю и верхнюю части легких. Выдохнуть, опуская грудь и постепенно втягивая живот.

2. В. п. — сидя на стуле, ноги вместе. Поднять руки вперед вверх — вдох. Руки вниз, сложить руки на груди, едва|чуть| натиску­ючи| на них — выдох. Повторить 3—4 раза.

3. В. п. — стоя, ноги на ширине плеч, ладони, на животе. Медленно|медлительно| глубоко вдохнуть, активно выпирая|выпячивает| живот. Медленно|медлительно| выдохнуть, энергично втягивая брюшную стенку. Тренировка діафрагмального| дыхания. Повторить 4—6 раз.

4. В. п. — стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох. Медленно|медлительно| опустить палку вниз — выдох. При выдохе про­мовляти| звуки "ф-ф-о-о|". Повторить 4—5 раз.

5. В. п. — стоя, руки вдоль туловища, сделать|совершить| выдох, потом|затем| медленный глубокий вдох — задержать дыхание на 1—2 с. По­вильно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.

6. В. п. — стоя, руки на поясе — вдох, "задувать свечу" — выдох. Повторить 5 раз.

7. В. п. — стоя. Дыхание носом|. Ребенок закрывает рот и ди­хає| одной ноздрей (вторая зажата пальцем). Потом|затем| начинает дышать обоими одновременно. Следить за тем, чтобы был закрытый рот. Во время этого упражнения тренируется носовое дыхание. Малышей 3—6 лет легко научить дышать носом|, используя для этого любые|какие-нибудь|

надувные игрушки.

8. В. п. — стоя, ноги вместе, нес зажать пальцами. Голос­но и медленно|медлительно| считать до десяти, потом|затем| глубоко вдохнуть ртом и, отпустив пальцы, выдохнуть через|из-за| нос, плотно закрыв рот.

Повторить З—5 раз.

9. В. п.— сидя, в руках медицинбол| массой 1—2 кг. Пидня­ти руки вверх за голову — вдох, руки вниз — выдох. Повторить

З—4 разы.

10. В. п. — сидя, руки на поясе. Отвести локти в стороны, хорошее|доброе| прогнуться — вдох, вернуться в в. п. — выдох. Повтори­ти 4—6 раз. Ладонями при этом едва|чуть| нажимать на нижней

отдел грудной клетки.

Эти упражнения чередуются с укрепляющими, которые|какие| повышают за­гальну| тренированность организма. их выполняют|исполняют| с произвольным дихан­ням|. При выполнении дыхательных упражнений рекомендуется пассивный отдых в течение|на протяжении| 10—15 с для предотвращения гипервентиляции легких.

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, которое характеризуется периодическими приступами удушья, которое возникает в результате спазма мелких и средних бронхов. Природа заболевания преимущественно інфекційно-алергійна. Аллергенами могут быть цветочная пыльца, химические вещества, лекарства, бытовая пыль, грибы, ягоды, запахи, климатические факторы. Приступы бронхиальной астмы иногда бывают нервно-рефлекторного происхождения.

При приступе бронхиальной астмы резко нарушается|возбуждает| механизм дыхания, особенно|в особенности| выдох, и воздух неполной выходит|исхаживает| из|с| легких. Это приводит к|до| увеличению количества воздуха в альвеолах, здут­тя| легких, снижения вентиляции, к|до| недостатку|нехватке| кислорода в крови. Хворо­му не хватает воздуха, он становится|стает| бледный, впоследствии лицо становится|стает| си­нюшним|; у больного возникает страх смерти. Дыхание осуществляется с большими|великими| усилиями, с помощью|посредством| вспомогательных мышц и супро­воджується| свистящими хрипами, которые|какие| можно услышать|услыхать| на расстоянии. Под конец нападению|приступу| начинается откашливание мокротиння|, которое|какое| мешало нормальному прохождению воздуха в легких. Через|из-за| де­кілька| часов после нападения|приступа| все эти явления исчезают, и больной почу­ває| себя лучше.

Для хода бронхиальной астмы характерные периоды загострен­ня| и ремиссии. У некоторых|некоих| больных нападения|приступ| возникают редко, в определенный период года, а в других — по нескольку раз за сутки. Иногда возникает астматический|астматичный| статус (когда нападения|приступ| длятся|продолжаются| в течение|на протяжении| нескольких суток). Нападение|приступ| может длиться|продолжаться| от нескольких минут до нескольких часов.

Лечение бронхиальной астмы комплексное и направленное насам­перед| на устранение нападения|приступа|. Для этого используют медикамен­ти|, которые|какие| снимают спазмы мускулатуры бронхов и расширяют их просвет. Применяют также средства, которые способствуют|содействуют| снижению чут­ливості| организма к|до| аллергенам (десенсибілізувальні|), нормалізу­ють| деятельность ЦНС, противодействуют инфекции.

В лечении бронхиальной астмы большого|великого| значения предоставляют средствам физической реабилитации.

В больничный период реабилитации Применяют ЛФК, лечебный массаж, физиотерапию.

Лечебную физкультуру назначают в период между нападениями|приступом|, если общее состояние|стан| пациента удовлетворительно.

Противопоказание к|до| применению ЛФК:

— астматический|астматичный| статус;

— дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функции этих систем;

— частые приступы удушья.

Задание|задача| ЛФК:

— снять патологические кортиковісцеральні| рефлексы и віднови­ти| стереотип регуляции дыхания и нормализации деятельности ЦНС;

— устранить|отстранять| или уменьшить бронхоспазм| и улучшить вентиля­цію| легких;

— научить пациента руководить дыхательными фазами, объемом дыхание, паузами, длительностью вдоха и выдоха во время нападения|приступа| и между нападениями|приступом|, произвольно розслаблювати| мышцы;

— увеличить подвижность грудной клетки и укрепить дыхательные мышцы.

Курс ЛФК в стационаре имеет разную|различную| длительность, которая зависит от клинического хода заболевания, наличия сопутствующих захворю­вань| и общего состояния|стана| больного. Его разделяют на три периода:

I — щадящий (вводной|вводный|);

II — функциональный (основной);

III — тренировочный (заключительный).

IV -период больного учат волевого управления своим дыханием, регуляции длительности вдоха и выдоха, поведения и упражнений, при приближении и во время нападения.

Применяют лечебную, утреннюю, гигиеническую|гигиеничную| гимнастика (са­мостійні| занятие 5—7 раз на день). Комплексы лечебной гимнастики состоят из дыхательных и простых развивающих в общих чертах упражнений и упражнений на расслабление мышц; их выполняют|исполняют| из|с| ви­хідних| положений, сидя и стоя. Во время движений необходимо постій­но| обращать внимание больного на продленный|удлиняет| выдох и усиливать его дополнительными движениями. Упражнения повторяют 4—5 раз, темп по­вільний|, амплитуда движений неполная. Метод проведения занятий інди­відуальний| и в малых группах. Занятие следует начинать из|с| звуко­вих| упражнений в сочетании с упражнениями на расслабление. Нельзя допускать напряжения, глубоких выдохов, которые|какие| могут спровоку­вати| приступ бронхиальной астмы. При появлении первых проявлений усталости занятия следует прекратить, расслабиться и выполнить|исполнить| звуковые впра­ви|. Длительность занятия составляет 7—10 хв|, а при лучшем само­почутті| ее можно постепенно увеличивать.

Пациент должен усвоить навыки:

— оптимального дыхания, при котором|каком| на вдохе передняя стенка живота выпирается|выпячивает| одновременно или с последующим поднятием груд­ної| клетки, а на выдохе опускается, живот втягивается;

— приучиться к|до| вдоху и выдоху через|из-за| нос;

— дышать ритмично, с меньшей частотой и с продленным|удлиняет| выдохом;

— дышать поверхностно, не делая глубокий вдох, на помірно­му| выдохе кратковременно (4—5 с) задерживать дыхание, а затем|а потом| сделать|совершить| неглубокий вдох.

Специально отрабатывают дыхательные паузы в состоянии покоя после неполного выдоха, задерживая дыхание к|до| появлению первого неприятного ощущения|чувства| недостатка|нехватки| воздуха. Суммарное время таких пауз на протяжении дня может быть около|порядка| 10 хв| (то есть если задержка ди­хання| длится|продолжается| 10 с, то ее следует повторять 60 раз, если 15 с — 40 раз). Задержку дыхания делают из|с| 5-минутными перерывами, пытаясь постепенно продлить|удлинять| паузу.

Много|богато| внимания уделяют звуковой гимнастике, которая|какая| продлевает|удлиняет| фазу выдоха и способствует|содействует| расслаблению спазмируемых бронхов и брон­хіол|. Это является проявлением своеобразного физиологичного вібромасажу| брон­хіального| дерева, легких и грудной клетки, которая возникает в результате|вследствие| вибрации голосовых связь. Наиболее пригодными|годными| для произношения на выдохе в начале занятий есть звуки "с"|, "з"|, "ш"|, "щ"|

потом|затем| — "ж"|, р, п, ф, о, в, есть, и, а, о.

после овладения вимо­вою| отдельных звуков переходят к|до| произношению двух ("пф|", "шр|", "жр|", "іу|", "ау" но|да| др.)

но|да| трех звукосочетаний ("бру|", "дра|", "пру", "шро|" и тому подобное).

Детям младшего возраста рекомендуют имитировать жужжание жука, шум самолета, потяга и тому подобное. Все упражнения рекомендуется выполнять в медленном темпе, не форсируя дыхания и не делая глубокие вдохи.

Длительность выдоха в начале периода ста­новить| 6—10 с, а в конце — 10—15 с.

Количество упражнений визначаєть­ся| индивидуально.

При появлении предвестников приступа астмы и во время удушья больному следует принять удобное положение, лучше — сидя на стуле об­личчям| к|до| спинке, положив на нее руки, а председателя — на перед­пліччя|, или сидя на стуле, положив руки на бедра или край стола. Одновременно необходимо максимально расслабить мышцы пле­чового| пояса, спины, живота, ног. Такие положения обеспечивают свободную экскурсию грудной клетки, способствуют|содействуют| облегчению выдоха, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронх­іальної| проводимости. Пациенту рекомендуют продлевать|удлинять| выдох через|из-за| рот узкой струей, сдерживать кашель, глубоко не вди­хати|, не разговаривать. Можно поднимать пальцами кончик носа, расширяя ноздри, постукивать по его крыльям, что рефлектор­но| приводит к|до| уменьшению бронхоспазму|.

Для снятия приступа удушья, особенно|в особенности| в начальный период, мож­на| также использовать короткие (2—3 с) и за возможности подо­вжені| (5—10 с) задержки дыхания на выдохе, которые|какие| делают из|с| пере­рвами|.

В II периодк предыдущим упражнениям добавляют лечебную поступь. Ребенка следует научить руководить своим дыханием во время движения. Рекомендуют сначала на 1—2 шага сделать вдох, на 3—4 — выдох. После усвоения такого режима дыхания при ходьбе дальше постепенно увеличивают количество шагов на выдохе. Двигаться следует медленно, делать остановки для отдыха, чтобы не устать. После адап- • тації больного к такому способу ходьбы увеличивают расстояние с постепенным повышением темпа шагов и уменьшением количества остановок.

К|до| комплексам лечебной гимнастики включают также впра­ви| для укрепления мышц живота, упражнения, с палкой и легкими ган­телями|, используют больше движений конечностями|концовкой|, наклоны|наклонение| тулу­ба|, элементы спортивных игр. Все упражнения выполняются|исполняют| на види­ху|. Допускается выполнение некоторых|некоих| элементарных упражнений во время задержки дыхания на умеренном выдохе. Длительность занятий — в среднем 20 хв|, темп медленный и средний, амплитуда движений неполная и полная.

Лечебный массаж применяют одновременно с ЛФК для устранения или уменьшения бронхоспазму; расслабление мышц плечевого пояса, грудной клетки и повышения ее подвижности; поддержание тонуса и укрепление дыхательных мышц; стимуляции відходження мокротиння; нормализации деятельности ЦНС. Применяют сегментарно-рефлекторный массаж паравертебральных зон поясничных, верхньогрудних и средне шейных сегментов и классический массаж. Массажируют грудную клетку, спину, надпліччя, применяют непрямой массаж легких, сердца, диафрагмы. Используют поглаживание, растирание, разминку, вибрацию, сжатие и сотрясение грудной клетки.

Массаж может применяться отдельно как в начале, так и в конце занятия лечебной гимнастикой, а также в комплексе средств предотвращения и снятия астматического|астматичного| нападения|приступа|.

Физиотерапию назначают с первых дней лечения для снятия бронхоспазму, десенсибілізації организма, уменьшение воспалительных процессов, улучшения відходження, мокротиння, усиление адаптационно-компенсаторных процессов, возобновления нормальной и регуляторной функции ЦНС, предотвращения повторных нападений. Применяют ингаляции аэрозолями или электроаэрозолями, медикаментозный електрофорез, ручную горчичную ванну, горчичники, сухие банки, УФО, солюкс, індуктотермію, електрофорез бронхо- и муколітиків, оксигенотерапію.

В после больничный период реабилитацииудаются к ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии.

Лечебную физическую культуру проводят за схемой IIIпериода.

Задание|задача| ЛФК:

— закрепить нормальный стереотип регуляции дыхания;

— оптимизировать деятельность ЦНС;

— повысить силу дыхательных мышц;

— повысить подвижность грудной клетки и стабилизировать на­вички| рациональной регуляции дыхания;

— улучшить деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

— снизить чувствительность и повысить сопротивляемость организма к|до| действию факторов внешней среды;

— продлить|удлинять| период ремиссии заболевания.

Комплексы лечебной гимнастики состоят из спе­ціальних| дыхательных упражнений статического и динамического|динамичного| харак­теру|, звуковой гимнастики, общеразвивающих упражнений, из|с| обтя­женнями|, с приборами и на приборах (табл. 15). При выполнении движений сохраняется|хранится| принцип предотвращения форсированного дыхания, применения пауз, для отдыха и упражнений на расслабление.

Темп выполнения — медленный и средний, упражнения повторяют 8—12 раз, длительность занятия составляет ЗО—35 хв|. Можно за­стосовувати| плавание, игры, гребли, ходьбу, на лыжах, ка­тання| на коньках, бежал рысцой и другие спортивно прикладные упражнения.

Лечебный массаж применяют периодически для поддержки нормальной деятельности ЦНС, усиления сократительной способности дыхательных мышц, сохранения эластичности грудной клетки и оптимального соотношения фаз дыхательного акта, улучшения общего состояния организма. Применяют сегментарно-рефлекторный массаж паравертебральных зон поясничных, верхньогрудних и средне шейных спинномозговых сегментов и классический массаж. Массажируют грудную клетку и спину, используя основные приемы.

Физиотерапия направлена на повышение общей реактивности и десенсибілізації организма, нормализацию процессов возбуждения и торможения, в ЦНС, улучшение бронхиальной проходности, ликвидацию очагов хронической инфекции, загартування. Назначают медикаментозный електрофорез, ингаляции аэрозолями и электроаэрозолями, аэроионотерапию, электросон, УФО, УВЧ-терапію, ультразвук, соляные ванны, обтирание, с постепенным снижением температуры воды, аэротерапию. Хорошие результаты дает разновидность аерозольтерапії — спелеотерапія (лечение микроклиматом соляных рудников и шахт и в кабинетах искусственного микроклимата).

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.