1. В. п.— сидя, опереться|спереться| на спинку| стула. Одна рука на животе, вторая на груди. Медленно|медлительно| глубоко вдохнуть, заповнюючи| при этом воздухом нижнюю часть легких и выпирая|выпячивает| живот; потом|затем|, продолжая вдох, заполнить среднюю и верхнюю части легких. Выдохнуть, опуская грудь и постепенно втягивая живот.
2. В. п. — сидя на стуле, ноги вместе. Поднять руки вперед вверх — вдох. Руки вниз, сложить руки на груди, едва|чуть| натискуючи| на них — выдох. Повторить 3—4 раза.
3. В. п. — стоя, ноги на ширине плеч, ладони, на животе. Медленно|медлительно| глубоко вдохнуть, активно выпирая|выпячивает| живот. Медленно|медлительно| выдохнуть, энергично втягивая брюшную стенку. Тренировка діафрагмального| дыхания. Повторить 4—6 раз.
4. В. п. — стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох. Медленно|медлительно| опустить палку вниз — выдох. При выдохе промовляти| звуки "ф-ф-о-о|". Повторить 4—5 раз.
5. В. п. — стоя, руки вдоль туловища, сделать|совершить| выдох, потом|затем| медленный глубокий вдох — задержать дыхание на 1—2 с. Повильно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.
6. В. п. — стоя, руки на поясе — вдох, "задувать свечу" — выдох. Повторить 5 раз.
7. В. п. — стоя. Дыхание носом|. Ребенок закрывает рот и дихає| одной ноздрей (вторая зажата пальцем). Потом|затем| начинает дышать обоими одновременно. Следить за тем, чтобы был закрытый рот. Во время этого упражнения тренируется носовое дыхание. Малышей 3—6 лет легко научить дышать носом|, используя для этого любые|какие-нибудь|
надувные игрушки.
8. В. п. — стоя, ноги вместе, нес зажать пальцами. Голосно и медленно|медлительно| считать до десяти, потом|затем| глубоко вдохнуть ртом и, отпустив пальцы, выдохнуть через|из-за| нос, плотно закрыв рот.
Повторить З—5 раз.
9. В. п.— сидя, в руках медицинбол| массой 1—2 кг. Пидняти руки вверх за голову — вдох, руки вниз — выдох. Повторить
З—4 разы.
10. В. п. — сидя, руки на поясе. Отвести локти в стороны, хорошее|доброе| прогнуться — вдох, вернуться в в. п. — выдох. Повторити 4—6 раз. Ладонями при этом едва|чуть| нажимать на нижней
отдел грудной клетки.
Эти упражнения чередуются с укрепляющими, которые|какие| повышают загальну| тренированность организма. их выполняют|исполняют| с произвольным диханням|. При выполнении дыхательных упражнений рекомендуется пассивный отдых в течение|на протяжении| 10—15 с для предотвращения гипервентиляции легких.
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, которое характеризуется периодическими приступами удушья, которое возникает в результате спазма мелких и средних бронхов. Природа заболевания преимущественно інфекційно-алергійна. Аллергенами могут быть цветочная пыльца, химические вещества, лекарства, бытовая пыль, грибы, ягоды, запахи, климатические факторы. Приступы бронхиальной астмы иногда бывают нервно-рефлекторного происхождения.
При приступе бронхиальной астмы резко нарушается|возбуждает| механизм дыхания, особенно|в особенности| выдох, и воздух неполной выходит|исхаживает| из|с| легких. Это приводит к|до| увеличению количества воздуха в альвеолах, здуття| легких, снижения вентиляции, к|до| недостатку|нехватке| кислорода в крови. Хворому не хватает воздуха, он становится|стает| бледный, впоследствии лицо становится|стает| синюшним|; у больного возникает страх смерти. Дыхание осуществляется с большими|великими| усилиями, с помощью|посредством| вспомогательных мышц и супроводжується| свистящими хрипами, которые|какие| можно услышать|услыхать| на расстоянии. Под конец нападению|приступу| начинается откашливание мокротиння|, которое|какое| мешало нормальному прохождению воздуха в легких. Через|из-за| декілька| часов после нападения|приступа| все эти явления исчезают, и больной почуває| себя лучше.
Для хода бронхиальной астмы характерные периоды загострення| и ремиссии. У некоторых|некоих| больных нападения|приступ| возникают редко, в определенный период года, а в других — по нескольку раз за сутки. Иногда возникает астматический|астматичный| статус (когда нападения|приступ| длятся|продолжаются| в течение|на протяжении| нескольких суток). Нападение|приступ| может длиться|продолжаться| от нескольких минут до нескольких часов.
Лечение бронхиальной астмы комплексное и направленное насамперед| на устранение нападения|приступа|. Для этого используют медикаменти|, которые|какие| снимают спазмы мускулатуры бронхов и расширяют их просвет. Применяют также средства, которые способствуют|содействуют| снижению чутливості| организма к|до| аллергенам (десенсибілізувальні|), нормалізують| деятельность ЦНС, противодействуют инфекции.
В лечении бронхиальной астмы большого|великого| значения предоставляют средствам физической реабилитации.
В больничный период реабилитации Применяют ЛФК, лечебный массаж, физиотерапию.
Лечебную физкультуру назначают в период между нападениями|приступом|, если общее состояние|стан| пациента удовлетворительно.
Противопоказание к|до| применению ЛФК:
— астматический|астматичный| статус;
— дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функции этих систем;
— частые приступы удушья.
— Задание|задача| ЛФК:
— снять патологические кортиковісцеральні| рефлексы и відновити| стереотип регуляции дыхания и нормализации деятельности ЦНС;
— устранить|отстранять| или уменьшить бронхоспазм| и улучшить вентиляцію| легких;
— научить пациента руководить дыхательными фазами, объемом дыхание, паузами, длительностью вдоха и выдоха во время нападения|приступа| и между нападениями|приступом|, произвольно розслаблювати| мышцы;
— увеличить подвижность грудной клетки и укрепить дыхательные мышцы.
Курс ЛФК в стационаре имеет разную|различную| длительность, которая зависит от клинического хода заболевания, наличия сопутствующих захворювань| и общего состояния|стана| больного. Его разделяют на три периода:
I — щадящий (вводной|вводный|);
II — функциональный (основной);
III — тренировочный (заключительный).
IV -период больного учат волевого управления своим дыханием, регуляции длительности вдоха и выдоха, поведения и упражнений, при приближении и во время нападения.
Применяют лечебную, утреннюю, гигиеническую|гигиеничную| гимнастика (самостійні| занятие 5—7 раз на день). Комплексы лечебной гимнастики состоят из дыхательных и простых развивающих в общих чертах упражнений и упражнений на расслабление мышц; их выполняют|исполняют| из|с| вихідних| положений, сидя и стоя. Во время движений необходимо постійно| обращать внимание больного на продленный|удлиняет| выдох и усиливать его дополнительными движениями. Упражнения повторяют 4—5 раз, темп повільний|, амплитуда движений неполная. Метод проведения занятий індивідуальний| и в малых группах. Занятие следует начинать из|с| звукових| упражнений в сочетании с упражнениями на расслабление. Нельзя допускать напряжения, глубоких выдохов, которые|какие| могут спровокувати| приступ бронхиальной астмы. При появлении первых проявлений усталости занятия следует прекратить, расслабиться и выполнить|исполнить| звуковые вправи|. Длительность занятия составляет 7—10 хв|, а при лучшем самопочутті| ее можно постепенно увеличивать.
Пациент должен усвоить навыки:
— оптимального дыхания, при котором|каком| на вдохе передняя стенка живота выпирается|выпячивает| одновременно или с последующим поднятием грудної| клетки, а на выдохе опускается, живот втягивается;
— приучиться к|до| вдоху и выдоху через|из-за| нос;
— дышать ритмично, с меньшей частотой и с продленным|удлиняет| выдохом;
— дышать поверхностно, не делая глубокий вдох, на помірному| выдохе кратковременно (4—5 с) задерживать дыхание, а затем|а потом| сделать|совершить| неглубокий вдох.
Специально отрабатывают дыхательные паузы в состоянии покоя после неполного выдоха, задерживая дыхание к|до| появлению первого неприятного ощущения|чувства| недостатка|нехватки| воздуха. Суммарное время таких пауз на протяжении дня может быть около|порядка| 10 хв| (то есть если задержка дихання| длится|продолжается| 10 с, то ее следует повторять 60 раз, если 15 с — 40 раз). Задержку дыхания делают из|с| 5-минутными перерывами, пытаясь постепенно продлить|удлинять| паузу.
Много|богато| внимания уделяют звуковой гимнастике, которая|какая| продлевает|удлиняет| фазу выдоха и способствует|содействует| расслаблению спазмируемых бронхов и бронхіол|. Это является проявлением своеобразного физиологичного вібромасажу| бронхіального| дерева, легких и грудной клетки, которая возникает в результате|вследствие| вибрации голосовых связь. Наиболее пригодными|годными| для произношения на выдохе в начале занятий есть звуки "с"|, "з"|, "ш"|, "щ"|
потом|затем| — "ж"|, р, п, ф, о, в, есть, и, а, о.
после овладения вимовою| отдельных звуков переходят к|до| произношению двух ("пф|", "шр|", "жр|", "іу|", "ау" но|да| др.)
но|да| трех звукосочетаний ("бру|", "дра|", "пру", "шро|" и тому подобное).
Детям младшего возраста рекомендуют имитировать жужжание жука, шум самолета, потяга и тому подобное. Все упражнения рекомендуется выполнять в медленном темпе, не форсируя дыхания и не делая глубокие вдохи.
Длительность выдоха в начале периода становить| 6—10 с, а в конце — 10—15 с.
Количество упражнений визначається| индивидуально.
При появлении предвестников приступа астмы и во время удушья больному следует принять удобное положение, лучше — сидя на стуле обличчям| к|до| спинке, положив на нее руки, а председателя — на передпліччя|, или сидя на стуле, положив руки на бедра или край стола. Одновременно необходимо максимально расслабить мышцы плечового| пояса, спины, живота, ног. Такие положения обеспечивают свободную экскурсию грудной клетки, способствуют|содействуют| облегчению выдоха, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхіальної| проводимости. Пациенту рекомендуют продлевать|удлинять| выдох через|из-за| рот узкой струей, сдерживать кашель, глубоко не вдихати|, не разговаривать. Можно поднимать пальцами кончик носа, расширяя ноздри, постукивать по его крыльям, что рефлекторно| приводит к|до| уменьшению бронхоспазму|.
Для снятия приступа удушья, особенно|в особенности| в начальный период, можна| также использовать короткие (2—3 с) и за возможности подовжені| (5—10 с) задержки дыхания на выдохе, которые|какие| делают из|с| перервами|.
В II периодк предыдущим упражнениям добавляют лечебную поступь. Ребенка следует научить руководить своим дыханием во время движения. Рекомендуют сначала на 1—2 шага сделать вдох, на 3—4 — выдох. После усвоения такого режима дыхания при ходьбе дальше постепенно увеличивают количество шагов на выдохе. Двигаться следует медленно, делать остановки для отдыха, чтобы не устать. После адап- • тації больного к такому способу ходьбы увеличивают расстояние с постепенным повышением темпа шагов и уменьшением количества остановок.
К|до| комплексам лечебной гимнастики включают также вправи| для укрепления мышц живота, упражнения, с палкой и легкими гантелями|, используют больше движений конечностями|концовкой|, наклоны|наклонение| тулуба|, элементы спортивных игр. Все упражнения выполняются|исполняют| на видиху|. Допускается выполнение некоторых|некоих| элементарных упражнений во время задержки дыхания на умеренном выдохе. Длительность занятий — в среднем 20 хв|, темп медленный и средний, амплитуда движений неполная и полная.
Лечебный массаж применяют одновременно с ЛФК для устранения или уменьшения бронхоспазму; расслабление мышц плечевого пояса, грудной клетки и повышения ее подвижности; поддержание тонуса и укрепление дыхательных мышц; стимуляции відходження мокротиння; нормализации деятельности ЦНС. Применяют сегментарно-рефлекторный массаж паравертебральных зон поясничных, верхньогрудних и средне шейных сегментов и классический массаж. Массажируют грудную клетку, спину, надпліччя, применяют непрямой массаж легких, сердца, диафрагмы. Используют поглаживание, растирание, разминку, вибрацию, сжатие и сотрясение грудной клетки.
Массаж может применяться отдельно как в начале, так и в конце занятия лечебной гимнастикой, а также в комплексе средств предотвращения и снятия астматического|астматичного| нападения|приступа|.
Физиотерапию назначают с первых дней лечения для снятия бронхоспазму, десенсибілізації организма, уменьшение воспалительных процессов, улучшения відходження, мокротиння, усиление адаптационно-компенсаторных процессов, возобновления нормальной и регуляторной функции ЦНС, предотвращения повторных нападений. Применяют ингаляции аэрозолями или электроаэрозолями, медикаментозный електрофорез, ручную горчичную ванну, горчичники, сухие банки, УФО, солюкс, індуктотермію, електрофорез бронхо- и муколітиків, оксигенотерапію.
В после больничный период реабилитацииудаются к ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии.
Лечебную физическую культуру проводят за схемой IIIпериода.
— повысить подвижность грудной клетки и стабилизировать навички| рациональной регуляции дыхания;
— улучшить деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
— снизить чувствительность и повысить сопротивляемость организма к|до| действию факторов внешней среды;
— продлить|удлинять| период ремиссии заболевания.
Комплексы лечебной гимнастики состоят из спеціальних| дыхательных упражнений статического и динамического|динамичного| характеру|, звуковой гимнастики, общеразвивающих упражнений, из|с| обтяженнями|, с приборами и на приборах (табл. 15). При выполнении движений сохраняется|хранится| принцип предотвращения форсированного дыхания, применения пауз, для отдыха и упражнений на расслабление.
Темп выполнения — медленный и средний, упражнения повторяют 8—12 раз, длительность занятия составляет ЗО—35 хв|. Можно застосовувати| плавание, игры, гребли, ходьбу, на лыжах, катання| на коньках, бежал рысцой и другие спортивно прикладные упражнения.
Лечебный массаж применяют периодически для поддержки нормальной деятельности ЦНС, усиления сократительной способности дыхательных мышц, сохранения эластичности грудной клетки и оптимального соотношения фаз дыхательного акта, улучшения общего состояния организма. Применяют сегментарно-рефлекторный массаж паравертебральных зон поясничных, верхньогрудних и средне шейных спинномозговых сегментов и классический массаж. Массажируют грудную клетку и спину, используя основные приемы.
Физиотерапия направлена на повышение общей реактивности и десенсибілізації организма, нормализацию процессов возбуждения и торможения, в ЦНС, улучшение бронхиальной проходности, ликвидацию очагов хронической инфекции, загартування. Назначают медикаментозный електрофорез, ингаляции аэрозолями и электроаэрозолями, аэроионотерапию, электросон, УФО, УВЧ-терапію, ультразвук, соляные ванны, обтирание, с постепенным снижением температуры воды, аэротерапию. Хорошие результаты дает разновидность аерозольтерапії — спелеотерапія (лечение микроклиматом соляных рудников и шахт и в кабинетах искусственного микроклимата).