Данная модель предполагает финансирование жилищных кредитов за счет долгосрочных целевых жилищных вкладов населения.
Стройсберкассы[102], или кредитно-сберегательные организации, привлекают целевые долгосрочные накопительные вклады населения на долгосрочной договорной основе. Они могут быть полностью закрытого типа, при котором вклады являются единственным источником ресурсов (как, например, строительные сберегательные кассы — Bausparkasse в Германии), относительно закрытого типа (строительные общества118 — Building societies в Великобритании) и полностью открытого типа (ссудосберегательные ассоциации в США ― Saving and Loans), при котором источником ресурсов являются как вклады, так и средства, привлекаемые на финансовом рынке.
Кредитно-сберегательные организации, основанные на привлечении долгосрочных целевых жилищных вкладов населения в качестве основного источника финансирования, функционируют во многих странах и различаются по следующим основным характеристикам.
1. Условия долгосрочного контракта (договора), на основе которого осуществляются накопительные сбережения участников, членов или пайщиков этих организаций. Так, в Германии заключаемый Bausparkasse договор стройсбережений заранее устанавливает условия и сумму предоставляемого кредита, которую может получить вкладчик после выполнения условий договора по суммам и срокам накопления. При замкнутой системе стройсбережений в Германии процентные ставки как по вкладам, так и по кредитам устанавливаются ниже рыночных и зафиксированы на весь срок сберегательного контракта. Аналогичные программы действуют в Австрии и Франции, они отличаются в основном условиями предоставления кредита и более гибкой политикой процентных ставок. В ряде других стран порядок накопления и получения кредита не столь жестко закреплен на законодательном уровне и зависит от конкретных финансовых условий деятельности ссудосберегательной организации и состояния финансового рынка (Великобритания, США).
2. Степень замкнутости или открытости по отношению к финансовому рынку. Системы целевых жилищных контрактных сбережений различаются по степени замкнутости финансовых потоков — от наиболее замкнутой, практически независимой от внешнего финансового рынка системы в Германии до полностью открытой системы ссудосберегательных ассоциаций в США. Возможность привлекать дополнительные средства с финансового рынка (помимо денежных средств от вкладчиков) существенно расширяет кредитные возможности данных организаций. Одновременно с этим увеличиваются риски и зависимость от внешних источников, от изменений на финансовом рынке. Так, в результате постепенной эволюции строительные общества в Великобритании превратились из практически замкнутых паевых обществ в достаточно открытые с точки зрения получаемых источников финансовые организации. Это потребовало усиления надзора за их деятельностью, усложнения отчетности, приведения ее в соответствие с отчетностью универсальных коммерческих банков. Подобные мероприятия привели к повышению административных издержек, но в то же время способствовали универсализации активных и пассивных операций, повышению гибкости и устойчивости строительных обществ на финансовом рынке.
3. Наличие или отсутствие специального законодательства, регулирующего сферу деятельности ссудосберегательных организаций, надзор и контроль за операциями, система отчетности и резервирования, гарантий по вкладам. Наиболее строгое законодательство действует в Германии и в ряде стран, автоматически копирующих немецкую систему стройсбережений (например, Чехия, Словакия). Ссудосберегательные организации регулируются отдельными законами, четко устанавливающими сферу их деятельности и меры надзора за ними с тем, чтобы обеспечить надежность и сохранность вкладов, устойчивое развитие системы в целом.
4. Влияние и поддержка со стороны государства. Наиболее сильно и прямо эта поддержка осуществляется в Германии (а также в Чехии и Словакии), где ежегодно выделяются бюджетные средства на выплату «премий» по жилищным сберегательным счетам, стимулирующих граждан участвовать в системе долгосрочных целевых жилищных накоплений на условиях ставок по депозитам ниже рыночных. Основная проблема заключается в том, что эта система нуждается в постоянной бюджетной поддержке, направленной, по сути дела, на компенсацию реальной ставки процента и повышение надежности и привлекательности долгосрочных жилищных депозитов для вкладчиков. Стимулирование государством долгосрочных накоплений населения на жилищные цели так или иначе является формой бюджетного субсидирования.
5. Ограничения на активные операции. Возможности размещения средств, привлекаемых ссудосберегательными организациями в иные активы, помимо предоставляемых жилищных ипотечных кредитов гражданам — участникам системы, в большой степени зависят от жесткости правового регулирования, степени «независимости» от финансового рынка, влияния государства и надзорных органов, форм взаимодействия с «материнскими» либо «партнерскими» универсальными банками.
Отмечая особенности функционирования модели целевых жилищных контрактных сбережений, следует отметить, что в настоящее время она является скорее дополнением к другим формам деятельности кредитных институтов на ипотечном рынке и вряд ли может рассматриваться как самостоятельная. Так, в Германии строительно-сберегательные кассы работают в тесном сотрудничестве со специализированными ипотечными банками, универсальными коммерческими банками, а также так называемыми земельными и народными банками, имеющими широкую территориальную филиальную сеть. Подобное сотрудничество позволяет всем участникам рынка наиболее эффективно работать с клиентами, предоставляя разнообразные услуги — как по накоплению вкладов на первоначальный взнос, так и по предоставлению кредитов на различных условиях. Таким образом, специализированные жилищные кредитно-сберегательные институты — это скорее дополнение к универсальным или специализированным ипотечным банкам, позволяющее мобилизовать денежные средства вкладчиков на основе заключения целевых долгосрочных контрактов и направлять эти средства непосредственно на рынок ипотечных кредитов.
Стройсберкассы, как правило, специализируются на работе с клиентами, имеющими средние доходы и претендующими на небольшие по размерам кредиты. Если ссудно-сберегательные организации работают по замкнутой системе, особой проблемой становится поддержание ликвидности, обеспечение постоянного притока вкладчиков, средства которых являются основным источником для кредитования. Наиболее успешно стройсберкассы функционируют в странах, где осуществляется целенаправленная государственная поддержка этих систем посредством дополнительных бюджетных субсидий («премий», как, например, в Германии) на счета вкладчиков. При отсутствии подобной поддержки замкнутые системы становятся неконкурентоспособными по сравнению с другими финансовыми институтами, осуществляющими более широкий спектр как активных, так и пассивных операций. Более подробно эти вопросы рассмотрены в главе 23.