Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основная часть беседы-опроса. Вопрос 1. «Хотите ли Вы добавить что-нибудь к тому, о чем мы говорили во время первой



Вопрос 1. «Хотите ли Вы добавить что-нибудь к тому, о чем мы говорили во время первой беседы?»

Ответы: А. Правдивый – непричастный может добавить к ранее сказанному некоторые сведения, так как не боится не­сов­падения ответа с первым и хочет чем-то еще помочь след­ствию.

Б. Неискренний – причастный может вновь изложить ра­нее ска­занное, как правило, слово в слово. Может наблю­даться заме­шатель­ство и неуверенность, так как лицо осоз­нает, что причи­ной повтор­ной встречи, возможно, стали его ошибкой в первой.

Вопрос 2. «Имеются ли у Вас какие-нибудь новые соображе­ния или подозрения о том, кто мог совершить это преступ­ление (происше­ствие)?»

Ответы: А. Правдивый – так как невиновный из бесед с дру­гими и средств массовой информации имел возможность полу­чить допол­нительные сведения, он скорее всего внесет какие-то дополнения и уточнения.

Б. Неискренний – причастный знает, кто это сделал, и глав­ная его задача – любым путем скрыть свою причастность, а также полу­чить информацию о ходе расследования и имею­щихся в от­ношении него подозрениях. Поэтому на вопрос он отвечает отри­цательно, либо его замечания имеют формаль­ный характер, не касающийся существа дела.

Вопрос 3. «Из всех работающих (проживающих) здесь (или дру­гая подходящая фраза), кого бы Вы исключили из числа подозре­вае­мых?» Вопрос, противоположный предыдущему, требующий опре­деленного умственного напряжения и сопос­тавления преж­них пока­заний с настоящими. Ошибка, допу­щенная при ответе на этот во­прос, может иметь серьезные по­следствия.

Ответы: А. Правдивый – непричастные будут вести себя так же.

Б. Неискренний – линия поведения причастного прежняя. Опас­ность запутаться заставляет его придерживаться прежних показаний, не отступая от них даже в мелочах.

Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?»

Ответы: А. Правдивый – непричастные лица затрудняются отве­тить на этот вопрос, и это вполне естественно.

Б. Неискренний – причастные лица будут описывать ско­рее всего собственные переживания.

Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не по­зво­ляет исключить Вас из числа подозреваемых?»

Ответы: А. Правдивый – непричастные склонны к гнев­ным про­тестам.

Б. Неискренний – причастное лицо отвечает неопреде­ленно с от­носительно слабой эмоциональной реакцией. Субъ­ект лихора­дочно рассуждает про себя, анализирует возник­шую ситуацию, восприни­мая ее как ловушку. Он пытается вспомнить, где он до­пустил ошибку, почему ему задали такой вопрос. Дезориентация и дезорга­низация сознания заметна внешне.

Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что Вас видели (могли ви­деть) на месте преступления (происшествия)?»

Ответы: А. Правдивый – непричастные отвечают отрица­тельно.

Б. Неискренний – причастное лицо будет вынуждено да­вать ка­кие-либо объяснения. Относительная неопределенность во­проса (без указания времени, места, сопутствующих обстоя­тельств), дающая понять лицу, что юрист располагает какими-то сведениями, застав­ляет его либо спокойно, либо лихора­дочно перебирать возможные варианты объяснений.

Если имеются доказательства, опровергающие ложь (следы рук, транспорта, оставленные на месте предметы, словесные опи­сания), можно использовать их для опровержения его объ­ясне­ний.

Следующие два вопроса задаются вместе, с интервалом 3–5 сек.

Вопрос 7. «Я заметил Вашу реакцию на этот вопрос при его об­суж­дении. Мне кажется, что эта тема Вас очень вол­нует». Вопрос является вполне определенным намеком.

Ответы: А. Правдивый – гневная реакция, так как этот на­мек ос­корбителен.

Б. Неискренний – из-за опасности, которую таит неосто­рож­ное высказывание в ответ на вопрос, у опрашиваемого может визуально отмечаться напряжение.

Вопрос 8. «…Вы сделали это?»

Ответы: А. Правдивый – у невиновного он может про­я­вить­ся в крайней эмоциональной форме (насколько это позво­ляет воспи­тание и нравственные устои).

Б. Неискренний – виновный с трудом контролирует реак­ции и нормализует свое состояние.

Вопрос 9. «Может быть, Вы поступаете и реагируете та­ким обра­зом потому, что Вы сделали в прошлом что-нибудь подоб­ное… Рас­скажите об этом». Вопрос, открывающий при­част­но­му выход из безвыходной ситуации.

Ответы: А. Правдивый – непричастное лицо не оценит «по­мощь» и будет настойчиво продолжать отрицание своей вины.

Б. Неискренний – причастный скорее всего воспользуется пред­ставившейся возможностью отвести от себя подозрения в данном преступлении рассказом о якобы имевшем место про­ступке в про­шлом. Причем явный вымысел будет, вероятно, со­держать элементы исследуемого события.

Вопрос 10. «Хотели бы Вы пройти испытание на поли­графе?» Юрист не просит опрашиваемого сделать это, а только лишь го­во­рит о возможности участвовать в таком ис­пыта­нии.

Ответы: А. Правдивый – непричастный склонен сказать оп­реде­ленно: «да» или «нет».

Б. Неискренний – большинство виновных лиц отвечают: «да, но…» и приводят оговорки.

Вопрос 11. «Как Вы думаете, какой бы у Вас был результат при прохождении испытания на полиграфе?» Вопрос, выяс­няющий сте­пень убежденности лица в своей невиновности.

Ответы: А. Правдивый – непричастные убеждены в поло­жи­тель­ных для них результатах.

Б. Неискренний – причастные субъекты также могут выра­зить такое убеждение, но допускают возможность ошибки.

В конце беседы-опроса нужно поблагодарить опрашивае­мого, осмыслить результаты, при необходимости просмотреть или про­слушать записи, сделанные с помощью техники. В итоге юрист мо­жет склониться к убеждению, что результаты опроса характеризуют данного субъекта как обоснованно по­дозре­ва­е­мо­го. Если результаты неопределенны, следует ис­пользовать другие методы.

Задание 2. Наблюдательность

Инструкция: на основе внешнего вида, манеры одеваться, де­талей одежды, личных предметов окружающих людей сделайте предположения об их психологических особенностях, сравните с известной информацией[11].

Определите роль и место наблюдения в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Укажите специфику наблюдения при проведении разных следственных действий.

Сравните свои принципы понимания людей с теми, которыми руководствовался Ш. Холмс. Сформулируйте его принципы ис­кусства понимать “ве­ли­кую цепь” жизни. Определите правила наблюдения, значимые для диагно­стики личности собеседника.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.