Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологический практикум. Задание 1. Тренировка понимания невербального поведения



Задание 1. Тренировка понимания невербального поведения

Инструкция 1: В процессе разговора обратите внимание на мимику (жесты и др. невербальные признаки) собеседника, про­следите за их соответствием речевым высказываниям, определите невысказанную (дополнительную)информацию, выделите неис­кренние фразы, жесты.

Инструкция 2: На основе особенностей речи, жестикуляции, походки, особенностей одежды и т.д. определите межличностный статус человека в его среде[13].

Инструкция 3: Наблюдая со стороны за разговором людей, за проявлениями их мимики, жестов, позы, взаимного пространст­венного расположения и др. определите суть разговора, психоло­гические особенности личности и взаимоотношений общаю­щихся.

Техника наблюдения сотрудника ОВД связана с уме­нием по­нять смысл не только вербального (словесные выска­зыва­ния), но и невербального поведе­ния людей. К невербаль­ным при­знакам поведения относят: изменения взгляда, ми­мики, цвета лица, жес­тов, позы, дистанции, расположения со­бе­сед­ников в про­стран­тве, ритм, темп речи, высота го­лоса и др. Невер­бальные признаки по­ве­дения позволяют судить об от­ношении человека к парт­неру, теме обще­ния, ситуации в це­лом, вы­явить скры­ваемое отноше­ние. В по­вседневной жизни невер­бальные при­знаки поведения чи­таются и ин­тер­претиру­ются, как правило, бессознательно или нецеле­направ­ленно, по­этому многие из них не замеча­ются или толкуются не­верно.

Сотруднику ОВД важно научиться их осознавать и учиты­вать в ра­боте с людьми. Следует помнить, что тот или иной поведен­ческий при­знак может иметь раз­ный смысл. Од­нако всегда можно уста­новить устойчивое сочетание, ком­плекс признаков, прису­щий конкретному человеку. Для пони­ма­ния поведения че­ловека следует искать смысл не самого по себе поведенче­ского при­знака, а выявлять дина­мику его изме­нения (во вре­мени или про­странстве).

Правила эффективной органи­зации наблюдения в работе
с людьми
[14]

- до наблюдения получите наиболее полное представ­ле­ние об изучаемом че­ловеке;

- определите цель и задачи, составьте хотя бы мысленно план или схему наблюдения;

- мысленно расчлените предмет наблюдения (им может быть темп и глубина дыхания, жесты, изменение цвета кожи лица, темпа речи и т. п.), в каждый момент наблюдайте одну из час­тей, каждый раз сопос­тав­ляя ее с восприятием целого;

- следите за каждой деталью, стараясь подметить наи­боль­шее их число, уста­новите максимальное количе­ство осо­бенно­стей на­блюдае­мого;

- не доверяйте однократному наблюдению, учитывайте раз­ные позиции восприятия ситуации общения (сравнить ви­де­ние си­туации “своими глазами”, “глазами партнера по обще­нию”, “глазами незаинтресованного наблюдателя”), изме­няй­те ус­ло­вия (дистанцию, взаимное расположение и др.) на­блю­де­ния;

- подвергайте сомнению наблюдаемые признаки поведе­ния, кото­рые могут быть ложной демонстрацией, симу­ляцией или инсценировкой;

- предположите, какие цели ставит перед собой человек и как он определяет успешность их достижения в кон­кретной си­туации общения. Помните, что смыл поведе­ния опреде­ля­ется не намерением, которое реализуется в нем, а вызван­ной от­ветной реакцией;

- сравнивайте результаты наблюдения, противопостав­ляйте их, ищите сходство, различия, связи, главное – понять внут­рен­нюю логику поведения партнера;

- ясно формулируйте результаты наблюдения и фик­си­руйте их в удобной форме – это помогает и пони­манию, и запо­ми­на­нию;

- помните, что вы как наблюдатель также можете явиться объ­ектом чьего-либо наблюдения. Подумайте, как анало­гич­ные задачи наблюдения решает ваш партнер или третье лицо.

При наблюдении за собеседником для объяснения его по­веде­ния используйте эвристические правила:

- различать информацию, определяемую сложившейся си­туа­цией и независимую от нее;

- анализировать ситуацию в логике ее развития;

- искать информацию, помогающую объяснить противоре­чия в поведении, речи, других поведенческих признаках на­блюдае­мого;

- искать гармонию (согласованность) в реакциях наблюдае­мого (содержание речи, интонация, частота дыхания, на­прав­ление взгляда, жесты и др.).

Задание2. Диагностика лжи-иск­рен­ности собеседника по пове­денческим признакам

Этап 1. Предложите одному из участников тренинга рас­ска­зать три истории: одна – вымышленная, две – произо­шед­шие в дейст­вительности. Первой рассказать историю реаль­ную, какой будут вторая и третья истории, решает сам рас­сказчик (свое на­мерение никому не сообщает).

Участ­ники тренинга слушают рас­сказ, наблюдая вербаль­ное и не­вербаль­ное по­ведение, описывают признаки поведения, соот­ветст­вующие состоянию искренности. Записывают свои наблю­де­ния в табличной форме. Затем рассказчик сообщает две ос­тав­шиеся истории. На­блю­датели решают, какая из них похожа по поведенческим при­зна­кам на первую (правдивую) исто­рию, какая – нет.

Поведенческие признаки / Рассказы 1 2 3
Мышечный тонус, поза, жесты      
Интонация, темп речи, высота голоса      
Направление взгляда      
Цвета кожи лица, шеи      
Темп, глубина дыхания      
Речь (мо­дально-специ­фичес­кие гла­голы, наре­чия, при­ла­га­тель­ные)      

Этап 2. Обсуждение результатов наблюдения, вы­воды о ключевых признаках поведения, значимых для ди­аг­ностики ис­кренности и лжи. Важно помнить, что совокуп­ность вы­яв­ленных признаков значима для диагностики лжи-ис­кренности конкрет­ного человека. В работе с другим собе­сед­ником необ­ходимо ис­кать признаки, типичные именно для него. Таким образом, опи­сание, полученное в первом столбце таблицы, – это модель стра­тегии “искреннего” пове­дения рассказчика, опи­сание, получен­ное при наблюдении за ним в слу­чае выду­манной истории, – стратегия его лжи.

Задание3. Методика психологического анализа организаций – объектов деятельности оперуполномоченных ОБЭП

Методика позволяет соста­вить характеристику предприятия (учреждения) для определения планов и направлений работы оперуполномо­чен­ного с людьми в данной организации[15].

1. Роль и значение предприятия в отрасли и регионе. Эконо­мическая состоятельность. Также и роль конкрет­ного подразде­ления в организации.

2. История предприятия, организации. Носители ин­формации (м.б. лица, уже не работающие). Экономиче­ская перспектива пред­приятия.

3. Психологический климат в коллективе предпри­ятия (как правило, в различных подразделениях).

Обычаи и традиции в коллективе. Носители тра­диций.

Служебные отношения в данной организации: а) по вертикали (отношения власти и подчинения); б) по горизонтали; в) отноше­ния руководства, степень соподчиненности и централизации пол­но­мочий руководителей; г) выявление лидеров, определение стиля лидерства членов коллектива; д) выделение «команд» руководителя и неформальных лидеров, значимых членов кол­лектива; е) особенности отношений взаимовлияния, помо­гаю­щего и корпоративного поведения в данной органи­зации.

4. Особенности личности руководителей подразделе­ния на предприятии в целом, психологическая характеристика руково­дства, руководителей сред­него звена, руководителей, не­посред­ственно замкну­тых на исполнителя:

а) степень похожести позиций и стиля руководства;

б) характеристика типичных конфликтных ситуаций в отноше­ниях руководи­телей;

в) степень взаимопонимания руководителей;

г) возможные конфликты “руководство – коллектив”.

5. Особенности служебного и межличностного обще­ния в коллективе: типичные темы делового и личного общения; осо­бенности распространения информации (определение транслято­ров и держателей информа­ции).

6. Типичные для данной организации «игры» (увлече­ния, об­щезначимые события, темы разговоров, корпоративные вече­ринки и др.): выявление общей для целого предприятия «игры» (есть ли она?); анализ «игр» отдельных групп людей.

7. Типичные социальные и поведенческие маски­ровки лиц, причастных к правонарушениям.

8. Определение маргинальных личностей в коллек­тиве.

Литература

Обязательная:

Аврамцев В.В. Проблемы и задачи психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД. Лекция.– Н. Нов­го­род, 1999.

Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразде­лений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човды­ро­вой.– М., 2004.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 186–195, 256–283.

Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-разыскной и следст­вен­ной деятельности.– М., 2009.

 

Дополнительная[16]:

Зубрилова И.С. Психологическое обеспечение оперативно-служеб­ной деятельности сотрудников ОВД / И.С. Зубрилова, А.И. Скры­пников.– М., 2001.

Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столя­рен­ко.– М., 2009.– С. 509–513.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­вае­мого обстоя­тельства.– М., 1979.– С. 47–84.

Он же. Психологические способы изучения лич­но­сти обви­няе­мого.– М., 1983.

Черненилов В.И. Применение мето­дов психологического воздей­ствия при решении опе­ративно-служебных задач/ В.И. Чер­не­ни­лов, В.В. Юстицкий.– Минск, 1989. (Библиотека ДСП).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.