Инструкция 1: В процессе разговора обратите внимание на мимику (жесты и др. невербальные признаки) собеседника, проследите за их соответствием речевым высказываниям, определите невысказанную (дополнительную)информацию, выделите неискренние фразы, жесты.
Инструкция 2: На основе особенностей речи, жестикуляции, походки, особенностей одежды и т.д. определите межличностный статус человека в его среде[13].
Инструкция 3: Наблюдая со стороны за разговором людей, за проявлениями их мимики, жестов, позы, взаимного пространственного расположения и др. определите суть разговора, психологические особенности личности и взаимоотношений общающихся.
Техника наблюдения сотрудника ОВД связана с умением понять смысл не только вербального (словесные высказывания), но и невербального поведения людей. К невербальным признакам поведения относят: изменения взгляда, мимики, цвета лица, жестов, позы, дистанции, расположения собеседников в пространтве, ритм, темп речи, высота голоса и др. Невербальные признаки поведения позволяют судить об отношении человека к партнеру, теме общения, ситуации в целом, выявить скрываемое отношение. В повседневной жизни невербальные признаки поведения читаются и интерпретируются, как правило, бессознательно или нецеленаправленно, поэтому многие из них не замечаются или толкуются неверно.
Сотруднику ОВД важно научиться их осознавать и учитывать в работе с людьми. Следует помнить, что тот или иной поведенческий признак может иметь разный смысл. Однако всегда можно установить устойчивое сочетание, комплекс признаков, присущий конкретному человеку. Для понимания поведения человека следует искать смысл не самого по себе поведенческого признака, а выявлять динамику его изменения (во времени или пространстве).
Правила эффективной организации наблюдения в работе с людьми[14]
- до наблюдения получите наиболее полное представление об изучаемом человеке;
- определите цель и задачи, составьте хотя бы мысленно план или схему наблюдения;
- мысленно расчлените предмет наблюдения (им может быть темп и глубина дыхания, жесты, изменение цвета кожи лица, темпа речи и т. п.), в каждый момент наблюдайте одну из частей, каждый раз сопоставляя ее с восприятием целого;
- следите за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установите максимальное количество особенностей наблюдаемого;
- не доверяйте однократному наблюдению, учитывайте разные позиции восприятия ситуации общения (сравнить видение ситуации “своими глазами”, “глазами партнера по общению”, “глазами незаинтресованного наблюдателя”), изменяйте условия (дистанцию, взаимное расположение и др.) наблюдения;
- подвергайте сомнению наблюдаемые признаки поведения, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;
- предположите, какие цели ставит перед собой человек и как он определяет успешность их достижения в конкретной ситуации общения. Помните, что смыл поведения определяется не намерением, которое реализуется в нем, а вызванной ответной реакцией;
- сравнивайте результаты наблюдения, противопоставляйте их, ищите сходство, различия, связи, главное – понять внутреннюю логику поведения партнера;
- ясно формулируйте результаты наблюдения и фиксируйте их в удобной форме – это помогает и пониманию, и запоминанию;
- помните, что вы как наблюдатель также можете явиться объектом чьего-либо наблюдения. Подумайте, как аналогичные задачи наблюдения решает ваш партнер или третье лицо.
При наблюдении за собеседником для объяснения его поведения используйте эвристические правила:
- различать информацию, определяемую сложившейся ситуацией и независимую от нее;
- анализировать ситуацию в логике ее развития;
- искать информацию, помогающую объяснить противоречия в поведении, речи, других поведенческих признаках наблюдаемого;
- искать гармонию (согласованность) в реакциях наблюдаемого (содержание речи, интонация, частота дыхания, направление взгляда, жесты и др.).
Задание2. Диагностика лжи-искренности собеседника по поведенческим признакам
Этап 1. Предложите одному из участников тренинга рассказать три истории: одна – вымышленная, две – произошедшие в действительности. Первой рассказать историю реальную, какой будут вторая и третья истории, решает сам рассказчик (свое намерение никому не сообщает).
Участники тренинга слушают рассказ, наблюдая вербальное и невербальное поведение, описывают признаки поведения, соответствующие состоянию искренности. Записывают свои наблюдения в табличной форме. Затем рассказчик сообщает две оставшиеся истории. Наблюдатели решают, какая из них похожа по поведенческим признакам на первую (правдивую) историю, какая – нет.
Поведенческие признаки / Рассказы
1
2
3
Мышечный тонус, поза, жесты
Интонация, темп речи, высота голоса
Направление взгляда
Цвета кожи лица, шеи
Темп, глубина дыхания
Речь (модально-специфические глаголы, наречия, прилагательные)
Этап 2. Обсуждение результатов наблюдения, выводы о ключевых признаках поведения, значимых для диагностики искренности и лжи. Важно помнить, что совокупность выявленных признаков значима для диагностики лжи-искренности конкретного человека. В работе с другим собеседником необходимо искать признаки, типичные именно для него. Таким образом, описание, полученное в первом столбце таблицы, – это модель стратегии “искреннего” поведения рассказчика, описание, полученное при наблюдении за ним в случае выдуманной истории, – стратегия его лжи.
Задание3. Методика психологического анализа организаций – объектов деятельности оперуполномоченных ОБЭП
Методика позволяет составить характеристику предприятия (учреждения) для определения планов и направлений работы оперуполномоченного с людьми в данной организации[15].
1. Роль и значение предприятия в отрасли и регионе. Экономическая состоятельность. Также и роль конкретного подразделения в организации.
2. История предприятия, организации. Носители информации (м.б. лица, уже не работающие). Экономическая перспектива предприятия.
3. Психологический климат в коллективе предприятия (как правило, в различных подразделениях).
Обычаи и традиции в коллективе. Носители традиций.
Служебные отношения в данной организации: а) по вертикали (отношения власти и подчинения); б) по горизонтали; в) отношения руководства, степень соподчиненности и централизации полномочий руководителей; г) выявление лидеров, определение стиля лидерства членов коллектива; д) выделение «команд» руководителя и неформальных лидеров, значимых членов коллектива; е) особенности отношений взаимовлияния, помогающего и корпоративного поведения в данной организации.
4. Особенности личности руководителей подразделения на предприятии в целом, психологическая характеристика руководства, руководителей среднего звена, руководителей, непосредственно замкнутых на исполнителя:
а) степень похожести позиций и стиля руководства;
б) характеристика типичных конфликтных ситуаций в отношениях руководителей;
в) степень взаимопонимания руководителей;
г) возможные конфликты “руководство – коллектив”.
5. Особенности служебного и межличностного общения в коллективе: типичные темы делового и личного общения; особенности распространения информации (определение трансляторов и держателей информации).
6. Типичные для данной организации «игры» (увлечения, общезначимые события, темы разговоров, корпоративные вечеринки и др.): выявление общей для целого предприятия «игры» (есть ли она?); анализ «игр» отдельных групп людей.
7. Типичные социальные и поведенческие маскировки лиц, причастных к правонарушениям.
8. Определение маргинальных личностей в коллективе.
Литература
Обязательная:
Аврамцев В.В. Проблемы и задачи психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД. Лекция.– Н. Новгород, 1999.
Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човдыровой.– М., 2004.
Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 186–195, 256–283.
Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-разыскной и следственной деятельности.– М., 2009.
Дополнительная[16]:
Зубрилова И.С. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД / И.С. Зубрилова, А.И. Скрыпников.– М., 2001.
Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко.– М., 2009.– С. 509–513.
Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.– С. 47–84.
Он же. Психологические способы изучения личности обвиняемого.– М., 1983.
Черненилов В.И. Применение методов психологического воздействия при решении оперативно-служебных задач/ В.И. Черненилов, В.В. Юстицкий.– Минск, 1989. (Библиотека ДСП).