Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 2. Проектирование ИКТ-систем.



Лекция 6. Подходы и инструментарий концептуального проектирования ИКТ-систем для органов государственной власти

Потребность в концептуальном проектировании ИКТ-систем для органов государственной власти необходима для выработки общих принципов формирования политики в области ИКТ для федеральных и региональных органов государственной власти, для осуществления этой политики, для реализации проектов информатизации отдельных органов государственной власти, межведомственных и общегосударственных проектов.

По оценкам экспертов, точная постановка задачи на этапе проектирования обеспечивает до 70% успеха проекта.

Процесс создания ИКТ-систем для органов государственной власти проходит через следующие этапы:

Инициация проекта

Идея создания ИКТ-проектов для органов государственной власти может быть обусловлена:

- принятыми нормативными правовыми актами федерального или регионального уровня (например, повсеместное создание порталов органов государственной власти было вызвано принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» и пр.);

- реализацией целевых программ информатизации федерального и регионального уровней (исходя из политических и административных приоритетов, в этих программах прописывается реализация комплекса мероприятий и создания ИТ-систем, а также выделяются бюджетные ресурсы на их реализацию);

- необходимостью использования ИКТ-технологии для осуществления оперативной деятельности ОГВ (например, необходимость значительного количества расчетов в социальной сфере вызвало к жизни целый ряд систем автоматизирующих управление в сфере здравоохранения и социального развития);

- аналогией с существующими системами (например, руководством органа власти ставится задача адаптировать применительно к задачам конкретного органа власти, действующую ИКТ-систему);

- инициативой консалтинговой или ИКТ-компании, работающей с органами власти по иным проектам.

Необходимо отметить, что больше шансов быть реализованными и доведенными до качественного результата имеют системы, создаваемые по аналогии с существующими системами (ИКТ-система уже работает и ее лишь нужно несколько усовершенствовать и доработать), и системы, создаваемые в результате острой необходимости для организации деятельности органа государственной власти.

Осуществление планирования проекта

Постановка целей и требований к результатам ИКТ-проекта осуществляется основной заинтересованной стороной – заказчиком проекта со стороны органа государственной власти, так как только заказчик знает специфику деятельности органа государственной власти. Участие представителей органов государственной власти в планировании большинства проектов должно быть максимальным и не должно сводиться только к рассмотрению и рецензированию документации, разработанной ИТ-компанией. В ИКТ-проекте четко прописываются реальные цели, задачи и потребности органа государственной власти.

Технические требования к ИКТ-системе для органов государственной власти определяются заказчиком. В дальнейшем данный проект реализовывается ИТ-компанией в точном соответствии с техническими требованиями. ИКТ-проекты должны решать в полной мере реальные задачи, стоящие перед органами государственной власти.

Анализ технических требований, которые многие регионы и ведомства выставляют на конкурсы, показывает, что подавляющая их часть поверхностна, постановка задачи для ИКТ-системы и требования к ней содержательно не проработаны и зачастую противоречивы. Формулировка содержательной задачи для ИКТ-системы в технических требованиях на лот в несколько десятков миллионов рублей может включать минимальное описание создаваемой системы. Недостаточная проработка планирования проекта и требований к ИКТ-системе, которые должны стать инструментом содержательного контроля и мониторинга дальнейшей разработки системы, заранее предопределяют недостатки в создании ИКТ-системы.

Исполнение проекта

После начала реализации проекта ИТ-компаниями осуществляется разработка и внедрение информационной системы. Нередко на этом этапе ИТ-компании стремятся минимизировать большую часть своих усилий и затрат и выполнять работы в минимальной конфигурации. Поэтому в качестве результатов работ по созданию ИКТ-систем могут появиться следующие формулировки:

· ТЗ на разработку ИКТ-системы …

· Типовое программное обеспечение ИКТ-системы …

· Программа и методика испытаний ИКТ-системы …

· Методика внедрения ИКТ-системы …

· Руководство пользователя, руководство администратора ИКТ-системы …

· Пакет нормативных правовых актов, необходимых для ввода в действие и функционирования ИКТ-системы …

Если проанализировать структуру результатов, то от исполнителя – ИТ-компании, требуется набор документов и программное обеспечение, т.е. требования к сдаче проектов формируются не в терминах результата проекта для органов государственной власти, а в терминах передаваемых отчетов и «предметов»/программного обеспечения. Заказчик обычно получает весь этот набор «предметов/результатов», но чаще всего это неравносильно работающей ИКТ-системе, удовлетворяющей потребности органа государственной власти и решающей задачи заказчика. Более того, очень часто со стороны заказчика вообще не организуется система мониторинга и контроля за ИКТ-проектом. Так как у заказчика нет содержательного понимания проекта и конструкции его развертывания, то просто невозможно корректно осуществлять контроль за действиями исполнителей. Заказчик зачастую встречается с исполнителем только на стадии подписания контракта на начало работ и на приемке/сдаче, при подписании актов.

Завершение проекта

Рассматривая вышесказанное можно отметить, что одним из важных составляющих неудач при реализации проекта является отсутствие четкой постановки задачи со стороны сотрудников органов государственной власти на этапе инициирования проекта и этапе организации планирования проекта.

По данным опросов Всемирного банка ключевыми факторами успеха для создания и развития компонентов электронных правительств являются:

· сильное политическое и административное лидерство;

· тщательное управление проектами;

· ясно поставленные цели и определенные выгоды;

· понимание необходимости реинжениринга процессов;

· постепенное наращивание масштаба;

· переопределение принятых стандартов, при минимальной кастомизации;

· ответственность сотрудников на каждом уровне;

· оптимизация затрат на обучение.

Как видно из перечисленного списка, обязательным условием успешности реализации проектов электронного правительства являются «ясно поставленные цели» и «тщательное управление проектами». Данные функции являются ключевыми для эффективной реализации ИКТ-проектов и не должны передаваться во вне органами государственной власти (проработка целей и задач может и должна осуществляться с привлеченными консультантами, сотрудниками ИТ-компаний, но должна осуществляться обязательно совместно и с полноценным участием сотрудников ОГВ). Собственно именно для того, что бы обеспечить четкую постановку целей и задач на реализацию ИКТ проекта, а в дальнейшем иметь возможности и инструменты для мониторинга ИКТ-проекта и нужно тратить время и силы на концептуальное проектирование ИКТ-систем со стороны сотрудников органов государственной власти.

Формирование и создание концепций и концептуальных проектов ИКТ-систем, по сути, является тем средством, с помощью которого возможно обеспечить четкую и ясную постановку задачи на создание как отдельных ИКТ-систем, так и на комплексное построение «электронного правительства» в целом. Освоение подходов и навыков концептуального проектирования позволит со значительной долей вероятности доводить сложные ИКТ-проекты до завершения с теми результатами, которые требуются органам государственной власти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.