Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое № 9 (2 часа)



Тема: Нетрадиционные методы раскрытия преступлений ( всего 6 часов)

Практическое занятие (2 часа)

Цели занятия: овладеть прие­мами составления опрос­ников для полиграфной проверки

План работы

1. Групповая дискуссия по контрольным вопросам.

2. Психологические приемы диагно­стики лжи и скрываемых обстоятельств в деятельности опер­уполномоченного ПОО.

3. Приемы составления опрос­ников для полиграфной проверки.

Контрольные вопросы

1. Методы оценки выраженности экстрасенсорных способностей лиц, участвующих в раскрытии преступления. Требования к организации работы с ними.

2. Следственный гипноз: условия получения свидетельских по­казаний.

3. Методика (условия, тесты, процедуры) полиграфных прове­рок.

4. Барьеры общения при выявлении скрываемого обстоятельства.

Основные понятия

Полиграф – техническое устройство, позволяющее фикси­ро­вать психические (скорость реакции, особенности ощуще­ний, восприятия, памяти, внимания, мышления и др.) и пси­хофизиоло­гические (частота пульса, артериальное давление, ритм дыхания, кожно-гальваническая реакция и др.) функции человека и их из­менение под влиянием психических состоя­ний, воздействий и различных обстоятельств[17].

Правовой основой применения полиграфа является Закон «Об оперативно-разыскной деятельности», разрешающий при­менять при проведении ОРМ «технические средства, не при­чи­няющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде»[18]. На основании действующего законодательства на «де­текторе лжи» может быть проверен любой гражданин Рос­сии, но только по его письменному согласию. Результаты по­лиграфного опроса носят вероятностный характер и не служит доказательст­вом по делу.

Тест контрольных вопросов (Джона Рейда) – перечень во­просов, предъявляемый опрашиваемому в определенной по­сле­до­ва­тельности: 1) критические–значимые, 2) нейтральные, 3) кон­т­ро­ль­­ные.

Критические вопросы касаются непосредственно выяс­няе­мых обстоятельств преступления, их задают в обвинитель­ной форме, например: «Вы убили Вашего знакомого Ивана К. 26 марта 1995 г.?» Обычно в тест включают 3–4 значимых во­проса, которые располагаются, как правило, на 3, 5, 8 и 9 по­зициях[19].

Нейтральные вопросы не имеют отношения к расследуе­мо­му делу, они используются в качестве так называемого бу­фе­ра, снимающего психическое напряжение. Нейтральные во­п­росы слу­жат следующим целям:

- определить уровень нормальных физиологических реак­ций;

- адаптировать субъекта к тесту;

- обеспечить возможность формулирования простых отве­тов;

- отделить эмоционально значимые ответы друг от друга;

- обеспечить возможность для дополнительной настройки по­лиграфа;

- привлечь (отвлечь) внимание лживого субъекта к участию в целенаправленных действиях, направленных на искаже­ние физиологических реакций (ответов) на нейтральные вопросы.

Ответы на нейтральные вопросы, как правило, являются правдивыми (ответ – «Да»). Вместе с тем нейтральные во­просы не должны быть смешными (юмористическими), сму­щающими, стесняющими, затрудняющими, угрожающими. Они должны быть связаны с жизнью опрашиваемого, чтобы у оператора была возможность объяснить смысл таких вопросов – он уточняет де­тали биографии (имя, возраст, место житель­ства и т. п.) Ней­тральные вопросы обычно формулируют в следующем виде.

Вам … лет (называется точный возраст опрашиваемого или на 2-3 года меньше, чем возраст, определяемый на вид, в случае, когда он не известен)?

Вы живете в … (город, деревня, улица)?

Вас зовут … (имя опрашиваемого, в некоторых случаях имя субъекта, которым его называют знакомые, или кличка)?

Ваша фамилия …?

Вы сейчас находитесь в … (город)? (не рекомендуется за­давать вопрос типа «Вы сейчас находитесь в милиции?», так как этот вопрос мо­жет иметь особенное эмоциональ­ное значение для опрашиваемого).

Раньше Вы ходили в школу?

Вы пили когда-нибудь чай (молоко, кофе, и т.д., кроме ал­когольных на­питков)?

Вы когда-либо были в кино (в театре)?

Вы когда-либо читали книги (газеты)?

Сегодня (сейчас) … (год, день недели, число)?

Каждый тест включает 4–5 нейтральных вопросов, зада­вае­мых всегда на 1, 2, 4-й позициях и чаще всего на 7 пози­ции, доба­вочный 5-й нейтральный вопрос может вводиться в случае, если общее количество вопросов более 11 (общее число вопросов не рекомендуется превышать более 13) или в случае гиперреактив­ных психофизиологических реакций на значимые и контрольные вопросы.

Контрольные вопросы не относятся к обстоятельствам рас­следуемого дела, но касаются аспектов социально неодобряе­мого поведения. Контрольный вопрос по своей сути (смыслу) должен быть похож на тот, что находится в процессе рассле­дования. Это вопрос, на который при ответе опраши­ваемый может колебаться, прежде чем правильно на него от­ветить. Контрольные вопросы ставят опрашиваемого в за­труднитель­ное положение: если он ответит на них отрица­тельно, то он солжет, чем повредит репута­ции своей правди­вости; если он их подтвердит, то предстанет не в лучшем свете, поскольку это вынуждает его признаться в преж­них на­рушениях общест­венных норм. Контрольные вопросы по силе психо­ло­ги­че­ского воздействия должны быть приближены к критическим.

Характеристика барьеров общения при выявлении
скрывае­мого обстоятельства (по Л.Б. Филонову)[20]

Смы­сло­вой барьер характеризуется закрытостью сознания от влия­ния на него, поскольку соз­даны препятствия, чтобы не впу­с­кать ассоциации; про­является завышенной само­оценкой личности. Отсутст­вуют ре­зуль­таты на разъяс­нения и пояснения, особенно на трафаретные выражения. Частота повторов разъ­яс­не­ний закрепляет и повышает непроница­е­мость и про­ч­ность смы­слового барьера. Способы ослабления барьера: использование в речи иноска­за­ний, намеков, сужде­ний др. людей; постановка во­просов об относительности лю­­бых оце­но­к ценностей (на­при­мер, разные лица ино­гда вообще не мо­гут иметь одного суж­де­ния в связи с выра­жен­ными индивиду­аль­ными различиями: «У каж­дого своя правда»); метод «повивальной бабки» (метод Со­крата)

Кон­трольный барьер – это форма организации сокрытия лжи, при котором субъект не выпускает информацию, ко­торая может быть использо­вана экспериментатором в ка­честве первых элементов ас­социации. Особенности рече­вого поведения: произ­вольно удерживается от произнесе­ния как целых фраз и выра­жений, так и отдельных слов. Наличие тревожности по по­воду уже произнесенного, ска­занного (не дать повод к по­дозрению). Способы ослабления барьера: прием повышения эмоционального со­стояния испытуемого вплоть до аффектив­ного возбуждения (при этом «сужается» соз­нание и снижаются функции контроля); прием «отгадывания испытуемого»; использование в речи неоп­ределенностей (прием «Папаша Гранде»); метод «крушения пла­нов» (фрустрации).

Так­ти­че­ский барьер отличается тем, что защита осуществля­ется путем уже имеющихся заготовок. Лицо не уклоняется от обще­ния по поводу каких-либо порицаемых поступков, но имеет ряд заготовленных фор­мул: «Нет человека, который бы не врал», «Все стремятся жить красиво» и т. д. Такие принципы направ­лены на нейтрализацию совести, опра­в­дание своего поведения. Способы ослабления барьера – довести установку допрашивае­мого до абсурда. Для этого его заготовку использовать в различ­ных вариантах с переносом на лич­ность опрашиваемого с неле­пыми выводами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.