Тема: Психологические особенности преступности несовершеннолетних (всего 4 часа)
Цели занятия:
1. Сформировать представление о психологии формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя.
2. Освоить основы анализа личности несовершеннолетнего и профилактики подростковой преступности.
Задание 1. Психологическое изучение личности подростка
Методика «Соотнесенные качества»[2]
Методика предназначена для изучения отношений подростка к лицам ближайшего окружения через соотнесение своих собственных качеств с качествами хорошо известных ему людей.
Инструкция испытуемому:
- Напишите 5 качеств человека, хорошо вам известного, желательно сверстника, которого вы считаете лучшим. Обозначьте его инициалы и пол. Это необходимо для того, чтобы качества «брались» только у этого человека, а не «с потолка»;
- 5 качеств также хорошо известного вам человека, желательно сверстника, который является именно для вас самым непривлекательным. Обозначьте его инициалы и пол;
- 5 качеств хорошо известного вам человека, желательно сверстника, которого вы считаете самым обычным, средним, ничем не выделяющимся. Обозначьте его инициалы и пол;
- 5 собственных положительных качеств;
- 5 собственных отрицательных качеств;
- 5 качеств, которые вы формируете у себя или хотели бы сформировать;
- 5 качеств, от которых вы хотели бы избавиться.
Видение в другом человеке определенных качеств означает выделение их среди других качеств-ориентиров, наиболее значимых для испытуемого. С ними человек обычно соотносит свои действия.
Применительно к исследованию отклоняющегося поведения целесообразно «провести» по методике весь класс или группу учащихся и выделить то общее, что будет являться фоном, на котором выделяются отклонения.
В целом весь перечень качеств, которые получены по группе, их набор и расположение могут также характеризовать особенности взаимоотношений с тем окружением, которое видит каждый индивид. Свои собственные качества они соотносят с качествами всех как с системой ориентиров, где качества лучшего – объект приближения, качества непривлекательного – объект избегания, а качества среднего – тот массив, к которому человек либо присоединяется сам, либо стоит над ним, либо ниже его.
Качества других людей создают сферу ожиданий. Такая сфера – основа для сравнения своих качеств с чужими. Значимо, как индивид относится к «среднему» человеку, считает ли его пассивным и не заслуживающим внимания, или опасным, являющимся постоянным источником тревоги и враждебным или тем, на кого не обращают внимания. У трудных подростков возможно и презрение к «средним», и наделение их пренебрегаемыми чертами.
Полученные данные обрабатываются следующим образом. Проанализировать частоту встречаемости качеств, обобщая результаты всей группы (класса или иной выборки). Например:
Допустимо объединение по смыслу. Например: «энергичный», «работоспособный», «любит трудиться», «добрый», «доброжелательный». Процесс объединения сложный и требует привлечения компетентных судей.
Полученный материал рассматривается как общий фон, с которым сопоставляются индивидуальные варианты. Отклонения здесь констатируются по резкости «выступания» из общего фона, по предпочтению качеств, типичных для делинквентов («надежный», «не выдает», «верный», «есть дух»), или по качествам неодобряемого человека («дешевка», «продажный», «шкура»). Особенно значимым представляется набор, которым наделяют «типичного среднего». Это либо боязнь («вредный», «садист», «урод как все», «примазывается ко всем»), либо пренебрежение, возникающее, как правило, в связи с поддержкой группой делинквентов («трус», «предатель», «карьерист», «маменькин сынок», «свисток»).
Чаще всего отклонение сказывается в нарушении инструкции. Как правило, определяются не качества, а роли или трафареты, идущие от «блатного мира». Другая особенность – наделение всех отрицательными качествами.
Все подростки с любыми достаточно отчетливо «выступающими» особенностями отношения к качествам должны стать предметом специального анализа.
Задание: Проанализируйте приведенные ниже случаи из зарубежной криминальной хроники. Какими индивидуально-личностными и групповыми факторами они вызваны? Что бы вы предложили для их профилактики?
А. 6 октября 1990г. в Венгрии, в городке Мезоковащаза, в сельской местности, произошло событие, потрясшее страну. 16-летний Кристиан ночью вошел в комнату своей 13-летней сестры, ножом перерезал ей горло, извлек ее внутренности и развесил их по полкам домашней библиотеки. Кровью он нарисовал на стене перевернутый католический крест написал над ним: «Satan». На следующий день он рассказал следователю, что накануне был с друзьями на концерте рок-группы «Тrash Metal». Вернулся домой поздно ночью. «Я подумал, что должен сделать ЭТО сейчас. Я пошел на кухню и взял нож…»
Б. С группой сверстников, называвших себя рокерами, Кристиан часто проводил ночи на деревенском кладбище. Каждый участник этих ночных бдений носил при себе листок бумаги, на котором записаны 13 дьявольских заповедей. Одна из них гласила: «Ты должен посвятить всего себя делу расширения царства Сатаны». В лицее, где учился Кристиан, учитель, истории рассказал, что юноша, как правило, был одет в черное, на груди носил свинцовый перевернутый крест. Однажды учитель вызвал его на откровенный разговор и получил ответ, что крест – знак Сатаны, но что настоящим сатанистом можно стать лишь тогда, когда совершишь ритуальное убийство другого человека. «Я предупредил об этом директора, - признался учитель, - но тот ответил, что это всего лишь мальчишеское увлечение и со временем это пройдет».
В. Полиция США активизировала свои действия против сатанистов лишь после того, как в апреле 1989 г. на ранчо Сайта Элена в пригороде Бронсвиля, недалеко от границы с Мексикой были обнаружены 13 трупов. Все жертвы были расчленены. Головы были отрезаны, внутренности разбросаны вокруг нганги – алтаря сатанистов. На самом же алтаре в тазу, заполненном человеческой кровью, лежала голова козла. Страшную тошнотворную картину дополняли валявшиеся повсюду окровавленные предметы одежды, использованные шприцы, остатки наркотиков…»Это наша религия!» - спокойно объяил полицейским один из главарей местных сатанистов, арестованный недалеко от места преступления. Вскоре был арестован и главный жрец секты Иезус Костанцо – местный плейбой и торговец наркотиками.
Задание: Проанализируйте личности Вани Петушкова и его друзей. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных ими преступлений? Почему Ваня не смог отказаться от наркотиков? Какие профилактические меры (докриминальные, предкриминальные, криминальные, посткриминальные) вы бы использовали применительно к процессу предупреждения преступлений Вани и его друзей?
Ваня Петушков плохо учился. Никак не мог разобраться в этих формулах по химии, физике, алгебре. Сочинения и диктанты тоже как-то не писались. Он и завидовал отличникам, и злился на них, с удовольствием бил их при случае. В школе чувствовал себя не в своей тарелке.
Но где Ваня чувствовал себя настоящим человеком, так это с друзьями. Они тоже за всю жизнь не получили ни одной приличной оценки. Поэтому они уважали его, а он – их. Они любили зайти в подъезд, подстелить газетку на ступеньки где-нибудь на третьем этаже. Сидели, разговаривали о жизни, грызли семечки, пели песни под гитару, пили пиво. Иногда устраивали ночную охоту на какого-нибудь «умника» или «умницу». «Как не повезло умникам, что они задержались сегодня до поздна – наверное, учатся, изучают котангенсы!» Били их самозабвенно, безжалостно. И, конечно, отбирали все, что можно отобрать. Один раз, когда они сидели на ступеньках, Серега достал какую-то интересную папиросу – ему хотелось быть похожим на настоящего бандюгу. «Ну что, пацаны! Кто хочет косячка поймать?» Ваня понял, что Серега принес наркотик, и очень не хотел курить эту папиросу – столько кругом трезвонят про «белую смерть». Серега закурил. Затянулся и Витек. Даже Славик и тот взял папиросу, пущенную по кругу. Ваня понял – если откажется, друзей потеряет. «Да ладно. Анаша – это не так уж страшно», - подумал он и тоже затянулся. В голове все поплыло.
Через два года Ваня умер от гепатита, где-то заразился через шприц. Сереге и Витьку «повезло» - в колонии для малолеток они проходят курс принудительного лечения.
Литература
Обязательная:
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М., 2010.– С. 229–233.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2009.– С. 58–90.
Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев.– М., 2007.
Поздняков В.М. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология.– М., 2011.– С. 484–497.
Дополнительная[3]:
Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.– Тюмень, 2008.
Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности).– М., 2009.
Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.– Саратов, 2008.
Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–401.
Основное содержание темы: состояние и психологические причины преступности несовершеннолетних.
Правосознание: понятие и его психологическая характеристика, причины его деформации. Особенности социализации и формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя. Понятие дефектов правовой социализации.
Психологические факторы формирования личности преступника.
Кризисы в развитии личности (психологическая теория развития личности Э. Эриксона). Кризисы возраста по Л.С. Выготскому.
Психологический портрет личности несовершеннолетнего правонарушителя. Роль психической травмы детства в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя.
Основные типы деструктивного воспитания.
Социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития несовершеннолетнего преступника.
Основные проблемы и направления профилактики правонарушений несовершеннолетних. Условия и психолого-педагогические методы коррекции поведения акцентуированных подростков.