Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое № 3 (2 часа)



Тема: Психологические особенности
преступности несовершеннолетних (всего 4 часа)

Цели занятия:

1. Сформировать представление о психологии фор­мирования личности несовершеннолетнего правонарушителя.

2. Освоить основы анализа личности несовершеннолетнего и профилактики подростко­вой преступности.

Задание 1. Психологическое изучение личности подростка

Методика «Соотнесенные качества»[2]

Методика предназначена для изучения отноше­ний подростка к лицам ближайшего окружения через соотнесение своих собст­венных качеств с качествами хорошо известных ему людей.

Инструкция испытуемому:

- Напишите 5 качеств человека, хорошо вам известного, жела­тельно сверстника, которого вы счи­таете лучшим. Обозначьте его инициалы и пол. Это необходимо для того, чтобы качества «брались» толь­ко у этого человека, а не «с потолка»;

- 5 качеств также хорошо известного вам человека, желательно сверстника, который яв­ляется именно для вас самым непри­влекательным. Обозначьте его инициалы и пол;

- 5 качеств хорошо известного вам человека, желательно свер­стника, которого вы счи­таете самым обычным, средним, ни­чем не выделяю­щимся. Обозначьте его инициалы и пол;

- 5 собственных положительных качеств;

- 5 собственных отрицательных ка­честв;

- 5 качеств, которые вы формируете у себя или хотели бы сформировать;

- 5 качеств, от которых вы хотели бы избавиться.

Видение в другом человеке определенных качеств означает выделение их среди других качеств-ори­ентиров, наиболее значи­мых для испытуемого. С ними человек обычно соотносит свои действия.

Применительно к исследованию отклоняющегося поведения целесообразно «провести» по методике весь класс или группу учащихся и выделить то общее, что будет являться фоном, на котором выделяются отклонения.

В целом весь перечень качеств, которые получе­ны по группе, их набор и расположение могут так­же характеризовать особенно­сти взаимоотношений с тем окружением, которое видит каждый индивид. Свои собственные качества они соотносят с качества­ми всех как с системой ориентиров, где качества лучшего – объект приближения, качества непри­влекательного – объект избегания, а качества сред­него – тот массив, к которому человек либо присо­единяется сам, либо стоит над ним, либо ниже его.

Качества других людей создают сферу ожиданий. Такая сфера – основа для сравнения своих качеств с чужими. Значимо, как индивид относится к «сред­нему» человеку, считает ли его пассивным и не заслуживающим внимания, или опасным, яв­ля­ю­щим­­ся постоянным источником тревоги и враждебным или тем, на кого не обращают внимания. У трудных подростков воз­можно и презрение к «средним», и наделение их пренебрегае­мыми чертами.

Полученные данные обрабатываются следующим образом. Проанализировать частоту встречаемости качеств, обобщая ре­зультаты всей группы (класса или иной выборки). Например:

Лучшие Непривлекательные Средние
1. Отзывчивый (12) 2. Добрый(10) 3. Старательный (9) 4. Внимательный (3) 5. … 10. … 1. Хитрый (8) 2. Подлый (7) 3. Нахальный (6) 4. Вредный (5) 1. Аккуратный (7) 2. Тихий (6) 3. Старательный (5) 4. Обычный (5)  

Допустимо объединение по смыслу. Например: «энергич­ный», «работоспособный», «любит трудить­ся», «добрый», «доб­ро­желательный». Процесс объединения сложный и требует при­влечения компе­тентных судей.

Полученный материал рассматривается как об­щий фон, с ко­торым сопоставляются индивидуаль­ные варианты. Отклонения здесь констатируются по резкости «выступания» из общего фона, по предпоч­тению качеств, типичных для делинквентов («на­деж­ный», «не выдает», «верный», «есть дух»), или по качествам не­одобряемого человека («дешевка», «продажный», «шкура»). Осо­бенно значимым пред­ставляется набор, которым наделяют «ти­пичного среднего». Это либо боязнь («вредный», «садист», «урод как все», «примазывается ко всем»), либо пренебреже­ние, возни­кающее, как правило, в связи с поддержкой группой делинквен­тов («трус», «предатель», «карье­рист», «маменькин сынок», «сви­сток»).

Чаще всего отклонение сказывается в нарушении инструк­ции. Как правило, определяются не качест­ва, а роли или трафа­реты, идущие от «блатного мира». Другая особенность – наделе­ние всех отри­цательными качествами.

Все подростки с любыми достаточно отчетливо «выступаю­щими» особенностями отношения к ка­чествам должны стать предметом специального ана­лиза.

Задание: Проанализируйте приведенные ниже случаи из зарубежной криминальной хроники. Какими индивидуально-личностными и групповыми факторами они вызваны? Что бы вы предложили для их профилактики?

А. 6 октября 1990г. в Венгрии, в городке Мезоковащаза, в сельской местности, произошло событие, потрясшее страну. 16-летний Кристиан ночью вошел в комнату своей 13-летней сестры, ножом перерезал ей горло, извлек ее внутренности и развесил их по полкам домашней библиотеки. Кровью он нарисовал на стене перевернутый католический крест написал над ним: «Satan». На следующий день он рассказал следователю, что накануне был с друзьями на концерте рок-группы «Тrash Metal». Вернулся домой поздно ночью. «Я подумал, что должен сделать ЭТО сейчас. Я пошел на кухню и взял нож…»

Б. С группой сверстников, называвших себя рокерами, Кристиан часто проводил ночи на деревенском кладбище. Каждый участник этих ночных бдений носил при себе листок бумаги, на котором записаны 13 дьявольских заповедей. Одна из них гласила: «Ты должен посвятить всего себя делу расширения царства Сатаны». В лицее, где учился Кристиан, учитель, истории рассказал, что юноша, как правило, был одет в черное, на груди носил свинцовый перевернутый крест. Однажды учитель вызвал его на откровенный разговор и получил ответ, что крест – знак Сатаны, но что настоящим сатанистом можно стать лишь тогда, когда совершишь ритуальное убийство другого человека. «Я предупредил об этом директора, - признался учитель, - но тот ответил, что это всего лишь мальчишеское увлечение и со временем это пройдет».

В. Полиция США активизировала свои действия против сатанистов лишь после того, как в апреле 1989 г. на ранчо Сайта Элена в пригороде Бронсвиля, недалеко от границы с Мексикой были обнаружены 13 трупов. Все жертвы были расчленены. Головы были отрезаны, внутренности разбросаны вокруг нганги – алтаря сатанистов. На самом же алтаре в тазу, заполненном человеческой кровью, лежала голова козла. Страшную тошнотворную картину дополняли валявшиеся повсюду окровавленные предметы одежды, использованные шприцы, остатки наркотиков…»Это наша религия!» - спокойно объяил полицейским один из главарей местных сатанистов, арестованный недалеко от места преступления. Вскоре был арестован и главный жрец секты Иезус Костанцо – местный плейбой и торговец наркотиками.

 

Задание: Проанализируйте личности Вани Петушкова и его друзей. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных ими преступлений? Почему Ваня не смог отказаться от наркотиков? Какие профилактические меры (докриминальные, предкриминальные, криминальные, посткриминальные) вы бы использовали применительно к процессу предупреждения преступлений Вани и его друзей?

Ваня Петушков плохо учился. Никак не мог разобраться в этих формулах по химии, физике, алгебре. Сочинения и диктанты тоже как-то не писались. Он и завидовал отличникам, и злился на них, с удовольствием бил их при случае. В школе чувствовал себя не в своей тарелке.

Но где Ваня чувствовал себя настоящим человеком, так это с друзьями. Они тоже за всю жизнь не получили ни одной приличной оценки. Поэтому они уважали его, а он – их. Они любили зайти в подъезд, подстелить газетку на ступеньки где-нибудь на третьем этаже. Сидели, разговаривали о жизни, грызли семечки, пели песни под гитару, пили пиво. Иногда устраивали ночную охоту на какого-нибудь «умника» или «умницу». «Как не повезло умникам, что они задержались сегодня до поздна – наверное, учатся, изучают котангенсы!» Били их самозабвенно, безжалостно. И, конечно, отбирали все, что можно отобрать. Один раз, когда они сидели на ступеньках, Серега достал какую-то интересную папиросу – ему хотелось быть похожим на настоящего бандюгу. «Ну что, пацаны! Кто хочет косячка поймать?» Ваня понял, что Серега принес наркотик, и очень не хотел курить эту папиросу – столько кругом трезвонят про «белую смерть». Серега закурил. Затянулся и Витек. Даже Славик и тот взял папиросу, пущенную по кругу. Ваня понял – если откажется, друзей потеряет. «Да ладно. Анаша – это не так уж страшно», - подумал он и тоже затянулся. В голове все поплыло.

Через два года Ваня умер от гепатита, где-то заразился через шприц. Сереге и Витьку «повезло» - в колонии для малолеток они проходят курс принудительного лечения.

 

 

Литература

Обязательная:

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М., 2010.– С. 229–233.

Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2009.– С. 58–90.

Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности / Ю.М. Ан­то­нян, Е.Г. Са­мо­ви­чев.– М., 2007.

Поздняков В.М. Психологические особенности профилактики пре­ступности несовершеннолетних // Прикладная юридическая пси­хология.– М., 2011.– С. 484–497.

Дополнительная[3]:

Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно­летних / Под ред. С.А. Беличевой.– Тюмень, 2008.

Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонару­шителей (социально-психологические особенности).– М., 2009.

Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.– Саратов, 2008.

Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–401.

Основное содержание темы: состояние и психологические причины преступности несовершеннолетних.

Правосознание: понятие и его психологическая характеристика, причины его деформации. Особенности социализации и формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя. Понятие дефектов правовой социализации.

Психологические факторы формирования личности преступника.

Кризисы в развитии личности (психологическая теория развития личности Э. Эриксона). Кризисы возраста по Л.С. Выготскому.

Психологический портрет личности несовершеннолетнего правонарушителя. Роль психической травмы детства в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Основные типы деструктивного воспитания.

Социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития несовершеннолетнего преступника.

Основные проблемы и направления профилактики правонарушений несовершеннолетних. Условия и психолого-педагогические методы коррекции поведения акцентуированных подростков.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.