Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Психология личности преступника и противоправного поведения (всего 8 часов)



Учебные цели:

  1. Углубить знания о мотивации противоправного поведения и криминальной агрессии.
  2. Продолжить формировать умения составления психологического анализа противоправного поведения и криминальной агрессии.

3. Изучить методику психологического портретирования личности преступника.

4. Развить умения составления психологического портрета личности преступника.

5. Привить навыки самостоятельной работы на учебном занятии.

Задание на самоподготовку к занятию:

1. Подготовить эпизод (эпизоды) художественных, документальных фильмов, телепередач, содержащие элементы состава (может быть, анализа) преступлений.

2. Составить свой перечень вопросов, касающихся темы занятия, к сыгранному эпизоду.

3. Знать основы составления психологического портрета личности преступника.

4.

Вопросы могут быть в рамках следующего содержания:

- Понятие и психологическая характеристика преступной деятельности.

- Мотивация противоправного поведения. Уголовно-правовая квалификация и психологическое содержание мотивов противоправного поведения.

- Насильственные противоправные действия. Психологическая характеристика криминального насилия.

- Роль бессознательных мотивов в регуляции криминального поведения. Ситуация первичной идентичности и ее воспроизводство в криминальной ситуации.

- Смысловые установки в регуляции криминального поведения.

Задание 1:

Курсанты группы, просмотревшие эпизод(ы), должны составить психологический анализ увиденного противоправного поведения, соблюдая его основные принципы:

1. Внешние и внутренние причины и факторы противоправного поведения.

2. Основное содержание и цели преступного поведения.

3. Основные психологические защиты, выявляемые преступником в отношении содеянного.

4. Проанализировать содержание социального и психологического (внутриличностного) конфликта.

5. Иметь в распечатанном виде «Методику составления психологического портрета личности преступника», разработанную В.А. Носковым;

Для демонстрации учебного материала необходима видеовоспроизводящая техника для демонстрации видеоэпизода из УМК дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД»

Примечание:

Если нет технической возможности применить видеоаппаратуру, используется раздаточный учебный материал или известные литературные, кинемотографические или исторические данные о личностях преступников.

 

Контрольные вопросы:

  1. Какие преступные установки вам удалось выявить в противоправном поведении (в сыгранном эпизоде)?
  2. Каким образом искажены ценностные ориентации преступника (в сыгранном эпизоде)?

Основное содержание темы: основные психологические принципы анализа противоправного поведения. Понятие и психологическая характеристика преступной деятельности.

Мотивация противоправного поведения. Уголовно-правовая квалификация и психологическое содержание мотивов противоправного поведения.

Насильственные противоправные действия. Психологическая характеристика криминального насилия.

Роль бессознательных мотивов в регуляции криминального поведения. Ситуация первичной идентичности и ее воспроизводство в криминальной ситуации.

Смысловые установки в регуляции криминального поведения.

Примечание: в случае неподготовленности курсантов к занятию, следует воспользоваться видеоматериалами из содержания в УМК дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД»

 

Задание 2:Проанализируйте личность преступника (из предложенного материала) с помощью предлагаемой ниже методики.

Приложение

«Методика составления психологического портрета личности преступника», разработанная В.А. Носковым

1. Первичное определение ситуации психологического портретирования. Биографические данные, история жизни данного лица. Особености его детства, обучения в школе, направленность интересов. Образ жизни субъекта в настоящее время.

Если имеются материалы , доказывающие включенность данного субъекта в преступную деятельность, то выявляется допреступный этап его жизни (образовательный и культурный уровни, профессиональный опыт, основные направления служебной активности и неслужебных интересов).Необходимо определить, где субъект проявляет сущность своей личности: на работе или вне её. Чем является для него работа – работой или прикрытием преступной деятельности.

Если информация об участии субъекта в преступной деятельности противоречива или её недостаточно и проблемой является отношение данного субъекта к преступной деятельности, то здесь подлежит выяснению наличие противоречий в поведении субъекта( образа его жизни) и его нормативных характеристик применительно к поведению на работе и вне её.

2. Направленность личности. Включает характеристику потребностей и мотивов личности (преобладающие потребности, ведущая мотивация в деятельности субъекта), смысловые образования личности (степень их конфликтности или согласованности, внутриличностные конфликты), жизненные цели, ценности, убеждения, принципы субъекта.

3. Характерологические особенности. Включает характеристику отношения субъекта к труду; обществу, другим людям (своим и чужим); отношение к вещам, собственности, имуществу и деньгам; его отношение к себе (самопринятие, самоуважение, самооценки, уровень притязаний). Степень выраженности характера. Признаки акцентуации характера или психопатии.

Тип темперамента и его проявление в поведении.

4. Способности субъекта, индивидуальные особенности его памяти, внимания, мышления, речи, восприятия и понимания действительности.

5. Социально-психологическая характеристика личности включает выявление лидерских качеств субъекта, его положение в группах и группировках, в которые он включен. В случае выявления лидерства необходимо определить функциональные и стилевые особенности лидерства субъектов в различных группах.

Проявления зависимости от группы (конформизм, определение степени подверженности групповому давлению в разных организациях, коллективах, группах).

Отношение субъекта к ситуации общения и межличностным отношениям. Определение роли и места общения в преступной деятельности субъекта. Степень его открытости и коммуникативности, его отношение к значимой информации (держатель или транслятор информации).

Определение статусов личности, реальных, но особенно важно определит все остаточные статусы. Какой статус субъекта позволяет объяснит его поведение (как кто он действует, являясь, например, начальником – «рубаха-парень», «жесткого и властного руководителя», «благодетеля» и т.д.)?

Выявление социальных и межличностных реальных и остаточных ролей, типичных ролевых конфликтов личности.

6. Собственно деятельностная характеристика преступника. Анализ преступной деятельности предполагает выявление способа и степени включенности субъекта в преступную деятельность. Определение личностного смысла преступной деятельности для субъекта.

Личные цели преступника, особенности конкретизации целей с учетом условий совершения преступлений. Используются или создаются субъектом условия для преступной деятельности?

Анализ средств преступной деятельности (способностей, преступного опыта субъекта) и т.д.

Определение индивидуального стиля преступной деятельности и взаимосвязанных с ней деятельностях.

Характеристика результатов (прямых и побочных, желательных и нежелательных последствий) преступной деятельности. Особенности отношения к совершенному преступлению.

Мера самостоятельности субъекта в преступной деятельности и преступном поведении (характеристика «игр»преступника).

Отношение к совершенному преступлению и своеобразие противодействия раскрытию преступления.

Психологические средства защиты личности – сохранение собственного преставления о себе самом (образа себя) относительно неизменным, несмотря на факт совершения преступления. Выявление преобладающего типа психологической защиты : а) социальных и поведенческих маскировок; б) неосознаваемых психологических защит; в) своеобразие эффектов самооправдания.

Привычные способы реагирования в ситуациях фрустрации и привычки разрешения жизненных проблем. Варианты: осознанный, рациональный подход к трудностям; вытеснение проблем из сознания; замещение; рационализация; проекция; агрессия; аутоагрессия; осознанное утаивание, ложь, умышленные поведенческие маскировки.

7. Прогноз «Если бы…». Мысленный эксперимент сотрудника ОВД, направленный на выяснение вопроса: Как поведёт себя субъект, если не будут проведены профилактические и специальные мероприятия. Предложите возможные варианты направления развития дел и взаимоотношений людей, связанных с субъектом.

Основное содержание темы: понятие личности преступника. Основные группы психологических факторов, определяющих законопослушное и отклоняющееся поведение: психологические особенности личности, социально-психологические условия жизнедеятельности человека. Влияние психологических аномалий на противоправное поведение.

Психологические типологии личности преступника. Психологические особенности личности корыстного, насильственного и корыстно-насильственного преступника.

Методика психологического портретирования личности преступника. Психологическая характеристика образа жизни и развития личности преступника. Основы практической диагностики психологических особенностей личности преступника. Зависимость объема и содержания психологического изучения личности преступника от целей и задач профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Литература

Обязательная:

Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 248–285, 286–305, 58–88; или Еникеев М.И. Основы общей и юриди­чес­кой пси­хо­логии.– М.,2010.– С. 301–322, 383–392; или Шиханцов Г.Г. Юри­­дическая пси­хология.– М.,2011.– Раздел 3.

Антонян Ю.М. Психология пре­ступ­ника и расследования преступле­ний / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М.,2008.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 212–228.

Дополнительная[1]:

Антонян Ю.М. Психология убийства.– М., 2007.

Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотива­ция пре­ступ­ного поведения.– Горький, 1974.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­вае­мого обстоя­тельства.– М., 1979.– С. 47–84.

Он же. Психологические способы изучения лич­но­сти обви­няемого.– М., 1983.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.