1. Закрепить знание предмета судебно-психологической экспертизы, оснований ее назначения в уголовном и гражданском процессах.
2. Развить умения по постановке экспертных задач и вопросов (на практическом материале).
Основные понятия темы:
Задача судебно-психологической экспертизы – оказание помощи суду, органам предварительного следствия в исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, гражданско-правовым спорам, определении психологического содержания юридических понятий, содержащихся в законе.
Предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (неболезненные) измененные состояния сознания, экспертная оценка которых значима для установления объективной истины по делу.
Основаниями назначения экспертизы служат необходимость определения: а) психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; б) уровня умственной отсталости субъекта, не связанной с душевным заболеванием, способности осознавать значение своих действий и руководить ими; в) психического состояния, из-за которого потерпевшая не могла понимать характера и значения совершаемых с ней действий или не могла оказать сопротивление виновному; г) способность лица выступать в качестве свидетеля; д) психические состояния и способности субъекта при разрешении гражданско-правовых споров и др.
Поводом назначения экспертизы являются такие признаки в поведении свидетелей, потерпевших, обвиняемых, как: неадекватность ситуации, аффект, повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия, психическая беспомощность, нервно-психическая перегрузка, кажущаяся безмотивированность, жестокость поступков и др.
Аффект – бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, наиболее кратковременные эмоциональные состояния. Аффект возникает как ответная реакция психики на опасность, угрозу жизни, невозможность существования (например, сохранения предыдущего образа жизни, взаимоотношений с людьми, отношения к миру и др.) после того, что произошло. Человек крайне быстро, не раздумывая, начинает действовать, защищая свои личные интересы и безопасность. Аффекты управляют поведением человека, чаще всего вопреки его разумным интересам, тем самым дезорганизуют слитность его деятельности.
Психологические такие ситуации являются конфликтными, когда при необходимости продолжать деятельность он встречается с субъективной оценкой препятствий как непреодолимых, с субъективной сложностью определения адекватного выхода из сложившейся ситуации и субъективным отсутствием адекватных средств для выхода из нее.
Поведенческие признаки аффектов могут изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания человека. Внешние проявления аффективного состояния могут подавляться человеком. Однако, если ситуация, вызывающая аффект, повторяется, то это ведет к накоплению аффекта. Поэтому иногда даже по мало значительному поводу может произойти аффективный взрыв. Подчеркнем, что его может вызвать и незначительный раздражитель. Это задержанный и неадекватный ситуации аффект. Однажды возникнув, аффект оставляет в психике аффективный след. Этот след может долгое время сохраняться в психике человека.
Сравнительная характеристика патологического и физиологического аффекта[25]
Стадии
Патологический аффект
Физиологический аффект
Подготовительная
Возникает в ответ на неожиданный сильный раздражитель, а в некоторых случаях – без повода
Возникает:
1) в ответ на сильный аффективный раздражитель; 2) в результате аккумуляции аффективных переживаний (в ответ на малозначительный раздражитель)
Стадия взрыва
Сумеречное состояние сознания, искаженное восприятие окружающего
Сужение сознания
Стадия истощения
Глубокий длительный сон, прострация, безразличие к окружающему