Необходимо отметить, что в 2003—2004 гг. после начала реализации целого ряда федеральных и региональных программ стали осуществляться аналитические проекты, направленные на выявление уровня внедрения ИКТ и степени востребованности этих технологий в различных социальных слоях и возрастных группах населения России. Одним из первых исследований в этом направлении стал опрос, направленный на изучение информированности и отношения населения к проектам и мероприятиям ФЦП «Электронная Россия», который был проведен в ноябре–декабре 2003 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ).
По результатам этого исследования можно судить об отношении населения к приоритетным направлениям информатизации. В конце 2003 г. почти 2/5 всех опрошенных (39%) полагают очень важным как для страны, так и для себя лично сокращение отставания России от передовых стран в развитии информационных технологий, а еще треть опрошенных полагала, что это «довольно важно». Особенно актуальной данная проблема представляется людям с высшим образованием, высококвалифицированным специалистам, а также молодежи. Для подавляющего большинства опрошенных приоритетными направлениями развития информационных технологий в 2003 г. являлись те, которые связаны с расширением доступа к компьютерной технике и повышением компьютерной грамотности. Так 60% опрошенных поставили на первое место такую задачу, как обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений; на второе место вышла проблема повышения компьютерной грамотности (40%).
В программу опроса были включены позиции, связанные с электронным правительством, которые в 2003 г. получили весьма низкий приоритет: «возможность обратиться к органам государственной власти через сеть Интернет» обозначили в качестве важного направления всего 13% опрошенных, а «доступность в сети Интернет информации об органах государственной власти и местного самоуправления» — 8%. Для половины всех опрошенных потребность обращения к органам власти по тем или иным поводам вообще является неактуальной, независимо от того, какими возможностями для этого можно воспользоваться. Наличие такой потребности обнаруживается вместе с возрастом, а также связано с характером занятости опрошенного, его квалификацией.
В ответах на более конкретно поставленный вопрос об интересе к различного рода информации, связанной с деятельностью властных органов, доля респондентов, не проявивших к этой проблематике интерес составила почти 2/5 (38%), что позволило экспертам ВЦИОМ сделать вывод о том, что интерес к самой информации данного типа распространен в обществе шире, чем осознанная потребность в подобном взаимодействии.
В 2005—2006 гг. социологические опросы в целях изучения общественного мнения о ФЦП «Электронная Россия» проводились Национальным институтом региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество». Опрашивалось городское население Российской Федерации старше 18 лет (объем выборки — 1,6 тыс. чел., 27 городов России, включая города Москва и Санкт-Петербург, метод — личное формализованное интервью). Приведем основные результаты опроса 2006 г. в сопоставлении с данными, полученными в исследовании 2005 г.
Большинство респондентов (60%) считают, что развитие информационных технологий в их регионе находится на достаточно высоком уровне. Позитивные сдвиги по сравнению с 2005 г. зафиксированы практически во всех федеральных округах. Можно отметить более высокую оценку уровня развития информационных технологий в Москве и г. Санкт-Петербурге (67% положительной оценки против 17% негативной оценки) и более низкую оценку в городах-миллиониках (соответственно 52% против 40%).
Несмотря на то, что участники опроса остаются недостаточно информированными о программах внедрения информационных технологий, число информированных о них серьезно выросло по сравнению с 2005 г. Хорошо знает содержание данных программ 7% респондентов (что на 5% больше чем, в 2005 г.). 25% опрошенных имеют общее представление и примерно столько же полагают, что они что-то слышали об этом (в 2005 г. таковых было соответственно 11% и 16%). По сравнению с 2005 г., почти в два раза выросло число хорошо знающих и знающих в общих чертах ФЦП «Электронная Россия» и составило 15% от числа опрошенных (8% в 2005 году). Число тех, кто что-то слышал о программе практически осталось тем же (14% в 2006 г. против 16% в 2005 г.). Т.е. в той или иной мере о ФЦП в 2006 году были осведомлены 29% опрошенных (24% в 2005 году). Стоит вспомнить, что в 2003 г. в рамках исследования ВЦИОМ всего 4% опрошенных заявили, что знают об основных направлениях этой федеральной программы.
Важность развития ИКТ для себя лично отметили 37% респондентов (в 2005 г. – 38%). При этом 82% респондентов считают развитие информационных технологий важным для страны в целом (в 2005 г. — 83%).
Социологические опросы, осуществленные в 2005—2006 гг. Национальным институтом региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество», позволили получить информацию о структуре целей пользования Интернетом (см. рис. 6).
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Для каких целей Вы пользуетесь Интернетом?» (по данным Национального института региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество»)
Итак, доступ в Интернет, главным образом, используется для получения различной справочной информации (62%), для переписки по электронной почте (51%), для работы и учебы и общения (по 50%), а также для развлечений (49%). Но ряд направлений — медицинские консультации, услуги в области приобретения товаров, взаимодействия с органами власти, дистанционное обучение — остаются наиболее неудовлетворенными: на каждого человека, использующего Интернет в этих целях, приходится до двух человек, которые хотели бы пользоваться этими услугами.
Следует отметить, что такую цель использования Интернета, как взаимодействие с государственными органами власти, в 2005 г. обозначило 10% респондентов, а в 2006 г. уже 15%. Это свидетельствует о довольно существенном росте востребованности технологий электронного правительства, однако в опросе не детализировано, какой уровень оказания услуги имеется в виду и, вероятно, опрошенные, в первую очередь, имели в виду информационные услуги органов власти, а не интерактивные услуги электронного правительства.
Важным компонентом программ информатизации является развитие общественных пунктов доступа в Интернет. В рамках проекта «Кибер@Почта» ФЦП «Электронная Россия» Мининформсвязи России уже в течение нескольких лет осуществляет деятельность по созданию таких пунктов доступа на базе отделений связи, в том числе в отдаленной сельской местности. Еще на первой стадии реализации ФЦП выбор почтовых отделений для осуществления такой деятельности вызывал критику со стороны представителей научно-образовательного сообщества и деятелей культуры. В частности, предлагались варианты использовать для создания сети доступа учреждения культуры — библиотеки, клубы, учреждения дополнительного образования, молодежные центры.
Социологические опросы, осуществленные в 2005—2006 гг. в рамках ФЦП «Электронная Россия» Национальным институтом региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество», позволили получить информацию об использовании городском населением следующих пунктов общественного доступа в Интернет: интернет-кафе, библиотек и почтовых отделений. По данным этого исследования, продолжает сохраняться устойчивый неудовлетворенный спрос у населения на получение возможности выхода в Интернет в местах общего пользования (от 17 до 28%). Опросы показали, что в 2006 г. по сравнению с 2005 г. весьма существенно увеличился процент населения, использующего интернет-кафе для доступа в Интернет. Почтовыми отделениями (проект «Кибер-почта») стало пользоваться в два раза больше городского населения (рост с 2 до 4%), при весьма значительном неудовлетворенном спросе (25%). Следует отметить, что проект «Кибер-почта» в значительной степени ориентирован на создание точек доступа в Интернет в отдаленных сельских населенных пунктах, где почтовое отделение является единственным элементом коммуникационной инфраструктуры.
Для оценки обоснованности столь оптимистических выводов был осуществлен сравнительный анализ результатов этого исследования с данными социологических опросов, осуществленных в этот временной период другими исследовательскими агентствами — Фондом «Общественное мнение» (далее — ФОМ) и компанией ROMIR-Monitoring. Это сравнительное исследование показало резкое расхождение данных, полученных в ходе опроса, организованного институтом «Экспертное сообщество», в части, которая относится к использованию различных точек доступа, от данных ФОМ и ROMIR-Monitoring. Результаты пересчета показывают, что доля использующих интернет-кафе, по данным ФОМ, составляет всего около 3% взрослого населения России и разница с информацией института «Экспертное сообщество» получается почти в 3 раза при сравнении данных по 2005 г. и 5 раз, когда речь идет о доле населения, пользовавшейся интернет-кафе в 2006 г. Агентство ROMIR-Monitoring также периодически публикует информацию о результатах своих опросов, где приводится структура использования различных точек доступа в Интернет. По данным ROMIR-Monitoring, в 2005 г. интернет-кафе использовали 900 тыс. чел. (около 1% взрослого населения); в 2006 г. — около 1 млн чел. (1,1%) и в начале 2007 г. произошел довольно существенный рост этой группы — до 1,7 млн чел, что составило около 2% населения России.
Можно предположить, что столь существенная разница является результатом отличий в исследуемой генеральной совокупности и/или выборке исследований. В опросах ROMIR Monitoring участвует и городское и сельское население, однако, в отличие от ФОМ и института «Экспертное сообщество», приняты более жесткие критерии отнесения человека к категории пользователя Интернета — учитываются те, кто посещают Интернет не реже, чем один раз в месяц. Соответственно этим можно объяснить разницу между данными ROMIR Monitoring (около 1%) и опросами ФОМ (около 3%), но не явно завышенными цифрами, представленными институтом «Экспертное сообщество» (8 и 14%).
В качестве выводов и рекомендаций в адрес государственных заказчиков и исполнителей проектов, предполагающих проведение опросов общественного мнения по вопросам развития ИКТ и использования Интернета можно предложить:
§ во-первых, в технические задания на подобные аналитические проекты необходимо включать в качестве обязательного условия осуществление сопоставительного исследования с привлечением данных не менее двух всероссийских социологических опросов, направленных на изучение проникновения ИКТ и Интернета в России;
§ во-вторых, в качестве важного этапа процедуры выполнения аналитических проектов необходима промежуточная экспертиза методики исследования, осуществляемая профессиональными социологами, имеющими опыт исследования интернет-аудитории и развития ИКТ в различных сферах общества;
§ в-третьих, представляется, что в качестве входного требования для участия в конкурсах на аналитические проекты необходимо вносить требования наличия не менее 3-х лет опыта реализации аналогичных проектов.
Оценка информационной открытости органов власти в России
Необходимость анализа информационной открытости органов власти в России возникла после принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 12 февраля 2003 г. №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». Это потребовало создания методик мониторинга информационных ресурсов органов власти, ориентированных на требования к составу и характеру информации на официальных сайтах федеральных органов власти.
В настоящее время доступна информация о программах мониторинга, осуществляемых с 2004 г. двумя аналитическими агентствами: CNews Analytics (г. Москва) и Институтом развития свободы информации (г. С.-Петербург) (далее — ИРСИ). В 2006 г. агентство «Эксперт РА» разработало рейтинг официальных сайтов для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд.
Оценка качества сайтов органов государственной власти (CNews Analytics)
Аналитическое агентство CNews Analytics (является дочерней организацией РосБизнесКонсалтинг) с октября 2004 г. проводит ежегодное исследование сайтов органов государственной власти. Для проведения этого исследования была разработана система балльной оценки основных параметров интернет-представительств государственных ведомств. В конце 2004 г. сайты находились на первом этапе своего создания, поэтому при анкетировании основной упор делался на полноту и оперативность размещения информации о деятельности ведомства в сети Интернет. В процессе следующего исследования, проведенного в апреле 2005 г., в анкету были включены пункты, определяющие наличие на сайтах несложных интерактивных сервисов, таких, как заполнение электронных информационных форм и запросов в режиме онлайн, организация интернет-приемной, наличие раздела с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы и т.п.
Исследование конца 2005 г. потребовало внесения еще целого ряда дополнений, в частности, выявления факторов, способствующих удобству поиска необходимой информации (наличию карты сайта, расширенной поисковой системы и англоязычной версии и т.п.), а также интерактивным возможностям сайта (наличию форума, возможности голосования или анкетирования онлайн, возможности подписки на рассылки и т.п.). Тогда же было принято решение оценивать сайты госорганов по двум параметрам:
§ информативность как полнота предоставления информации о деятельности органа государственной власти и своевременность ее обновления;
§ интерактивность как возможность по предоставлению сервисов электронного взаимодействия «власть–общество».
В процессе проведения исследования в марте 2007 г. было отмечено, что сайты многих государственных ведомств, предоставляя гражданам информацию о своей деятельности и предлагая возможности для общения в электронном виде, неохотно размещают данные о своих руководителях и сотрудниках, а также их контактную информацию. В результате общение с госструктурами по телефону или запись на личный прием к руководителю часто становятся крайне затруднительными. В связи с этим в исследование, проведенное в начале 2007 г. кроме параметров информативность и интерактивность был включен показатель открытость, характеризующий доступность биографических данных и контактной информации руководителей и ключевых сотрудников органа государственной власти.
Основные этапы создания интернет-представительств федеральных органов государственной власти представлены на рис. 7.
Рис. 7. Этапы создания интернет-представительств федеральных органов государственной власти (по данным CNews Analytics)
В рамках этого исследования была осуществлена оценка интерактивности сайтов федеральных органов государственной власти. Максимально возможное значение показателя интерактивности составляет 7,3 балла. Поскольку в процессе исследования такое значение данного показателя не набрал ни один информационный ресурс (максимальное значение 5,7 балла у сайта Минпромэнерго России). По этой причине было решено считать удовлетворительным значение, превышающее 3,6 балла, средним — от 3 до 3,6 балла, ниже среднего — 0,2—3 балла.
Исследование, проведенное в марте 2007 г., показало, что количество сайтов, имеющих удовлетворительный уровень интерактивности, за последние три года увеличилось и достигло 10% (против 4% в октябре 2004г. и декабре 2005 г.). 7% интернет-ресурсов имеет средний уровень интерактивности — этот показатель незначительно меняется со временем (см. рис. 8).
Рис. 8. Уровень интерактивности сайтов федеральных органов государственной власти (по данным CNews Analytics)
По результатам исследования CNews Analytics, в течение 2006 г. количество сайтов, на которых интерактивные сервисы полностью отсутствуют снизилось с 11 до 5%. Но результаты 2004 г., 2005 г. и 2006 г. показывают, что большая часть государственных интернет-ресурсов имеет чрезвычайно низкий уровень интерактивности.
Еще одним способом взаимодействия с гражданами, возможностью оперативно получить обратную связь являются тематические форумы. В марте 2007 г. такие форумы были обнаружены на 20% интернет-представительств (что на 6% больше показателя декабря 2005 г.). Однако не все форумы являются активно действующими. На 4% по сравнению с декабрем 2005 г. увеличилось количество интернет-ресурсов, предоставляющих возможность регистрации и получения расширенных сервисов — в марте 2007 г. таких сайтов было уже 25% от общего числа. Одной из важнейших позиций, характеризующей интерактивность сайтов, является возможность отправлять электронные формы вместо бумажных документов. В настоящее время такую возможность предоставляет лишь 15% сайтов органов государственной власти, однако число таких сервисов значительно увеличилось по сравнению с декабрем 2005г. (тогда такую возможность предоставляли лишь 4% сайтов).
Сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти (Институт развития свободы информации)
В 2005—2007 гг. ИРСИ осуществлено обследование официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и построен Сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти (Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200140). Отличительной особенностью этого рейтинга от других обзоров и рейтингов правительственных сайтов, которые проводились в России с 2002 г., является четкая ориентация на требования к составу и характеру информации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, сформулированные в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98.
ИРСИ ежегодно проводит мониторинг содержания официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. В 2004 г. было проведено пилотное обследование, в ходе которого было установлено, что из 84 существовавших на то время федеральных ведомств у 53 не было своих официальных сайтов. Исследования, проведенные в 2005 г. были основаны на оценке сайта по шкале, содержащей 82 параметра. Методика исследования, проведенного ИРСИ в 2006 г., также претерпела некоторые изменения. Оценка содержания сайтов осуществлялась уже по 450 параметрам. При оценке содержания сайтов учитывалось не только наличие или отсутствие определенной информации, но и полнота, актуальность, доступность и степень социальной значимости такой информации, а также специфика компетенции каждого ведомства.
В отчете об исследовании ИРСИ за 2006 г. отмечено, что наиболее полно на сайтах федеральных органов исполнительной власти представлена общая информация. Так, на большинстве сайтов пользователь может получить полные сведения о руководстве ведомства, узнать контактные данные. Описание компетенции, задач и функций федеральных органов исполнительной власти можно получить на сайтах только 44 федеральных органов, тогда как с текстами нормативных правовых актов, регулирующих основы деятельности федеральных органов исполнительной власти, можно ознакомиться на сайтах 79 ведомств (93%). Немного более половины органов власти представляют на своих сайтах описание компетенции, задач и государственного органа (см. рис. 9).
Рис. 9. Степень присутствия и качество информации по основам деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), в % (по данным ИРСИ, 2006 г.)
Рейтинг официальных сайтов для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд (агентство «Эксперт РА»)
В 2006 г. рейтинговым агентством «Эксперт РА» по заказу Минэкономразвития России была разработана методика проведения рейтинга официальных сайтов для размещения информации о заказах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Цель рейтинга — стимулирование органов власти, уполномоченных на ведение официальных сайтов, обеспечивающих государственные закупки, к совершенствованию их функционала, улучшению наглядности, повышению удобства пользователей этих систем.
Методика основана на исчислении интегрированного индекса для каждого рассматриваемого веб-сайта. Индекс складывается из результатов оценки, полученных на основе анализа официальных сайтов по 30-ти различным критериям, представляющим собой систему показателей из трех групп:
§ объективные показатели;
§ экспертные оценки;
§ показатели, полученные в результате интерактивного опроса пользователей сайта.
Выбор взятых за основу базовых критериев оценки обусловлен выводами, сформулированными по результатам анализа зарубежного опыта проведения аналогичных специализированных исследований, результативностью их применения в условиях нынешнего уровня развития государственной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Рейтинг официальных сайтов проводится по двум группам: сайты субъектов Российской Федерации и сайты муниципальных образований. Итоги рейтинга были подведены на 31 января 2007 г. В рейтинге 2007 г. первое место в номинации сайтов для размещения информации о размещении заказов для государственных нужд занял сайт Республики Татарстан, второе — официальный сайт государственного заказа Российской Федерации, третье — сайт госзаказа Ростовской области.
В номинации сайтов для размещения информации о размещении заказов для муниципальных нужд первое и второе место заняли сайт муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – г. Радужный и г. Нижневартовск, третье место у столицы Республики Татарстан г. Казани.