Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение общественного мнения о ходе реализации ФЦП «Электронная Россия»



Необходимо отметить, что в 2003—2004 гг. после начала реализации целого ряда федеральных и региональных программ стали осуществляться аналитические проекты, направленные на выявление уровня внедрения ИКТ и степени востребованности этих технологий в различных социальных слоях и возрастных группах населения России. Одним из первых исследований в этом направлении стал опрос, направленный на изучение информированности и отношения населения к проектам и мероприятиям ФЦП «Электронная Россия», который был проведен в ноябре–декабре 2003 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ).

По результатам этого исследования можно судить об отношении населения к приоритетным направлениям информатизации. В конце 2003 г. почти 2/5 всех опрошенных (39%) полагают очень важным как для страны, так и для себя лично сокращение отставания России от передовых стран в развитии информационных технологий, а еще треть опрошенных полагала, что это «довольно важно». Особенно актуальной данная проблема представляется людям с высшим образованием, высококвалифицированным специалистам, а также молодежи. Для подавляющего большинства опрошенных приоритетными направлениями развития информационных технологий в 2003 г. являлись те, которые связаны с расширением доступа к компьютерной технике и повышением компьютерной грамотности. Так 60% опрошенных поставили на первое место такую задачу, как обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений; на второе место вышла проблема повышения компьютерной грамотности (40%).

В программу опроса были включены позиции, связанные с электронным правительством, которые в 2003 г. получили весьма низкий приоритет: «возможность обратиться к органам государственной власти через сеть Интернет» обозначили в качестве важного направления всего 13% опрошенных, а «доступность в сети Интернет информации об органах государственной власти и местного самоуправления» — 8%. Для половины всех опрошенных потребность обращения к органам власти по тем или иным поводам вообще является неактуальной, независимо от того, какими возможностями для этого можно воспользоваться. Наличие такой потребности обнаруживается вместе с возрастом, а также связано с характером занятости опрошенного, его квалификацией.

В ответах на более конкретно поставленный вопрос об интересе к различного рода информации, связанной с деятельностью властных органов, доля респондентов, не проявивших к этой проблематике интерес составила почти 2/5 (38%), что позволило экспертам ВЦИОМ сделать вывод о том, что интерес к самой информации данного типа распространен в обществе шире, чем осознанная потребность в подобном взаимодействии.

В 2005—2006 гг. социологические опросы в целях изучения общественного мнения о ФЦП «Электронная Россия» проводились Национальным институтом региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество». Опрашивалось городское население Российской Федерации старше 18 лет (объем выборки — 1,6 тыс. чел., 27 городов России, включая города Москва и Санкт-Петербург, метод — личное формализованное интервью). Приведем основные результаты опроса 2006 г. в сопоставлении с данными, полученными в исследовании 2005 г.

Большинство респондентов (60%) считают, что развитие информационных технологий в их регионе находится на достаточно высоком уровне. Позитивные сдвиги по сравнению с 2005 г. зафиксированы практически во всех федеральных округах. Можно отметить более высокую оценку уровня развития информационных технологий в Москве и г. Санкт-Петербурге (67% положительной оценки против 17% негативной оценки) и более низкую оценку в городах-миллиониках (соответственно 52% против 40%).

Несмотря на то, что участники опроса остаются недостаточно информированными о программах внедрения информационных технологий, число информированных о них серьезно выросло по сравнению с 2005 г. Хорошо знает содержание данных программ 7% респондентов (что на 5% больше чем, в 2005 г.). 25% опрошенных имеют общее представление и примерно столько же полагают, что они что-то слышали об этом (в 2005 г. таковых было соответственно 11% и 16%). По сравнению с 2005 г., почти в два раза выросло число хорошо знающих и знающих в общих чертах ФЦП «Электронная Россия» и составило 15% от числа опрошенных (8% в 2005 году). Число тех, кто что-то слышал о программе практически осталось тем же (14% в 2006 г. против 16% в 2005 г.). Т.е. в той или иной мере о ФЦП в 2006 году были осведомлены 29% опрошенных (24% в 2005 году). Стоит вспомнить, что в 2003 г. в рамках исследования ВЦИОМ всего 4% опрошенных заявили, что знают об основных направлениях этой федеральной программы.

Важность развития ИКТ для себя лично отметили 37% респондентов (в 2005 г. – 38%). При этом 82% респондентов считают развитие информационных технологий важным для страны в целом (в 2005 г. — 83%).

Социологические опросы, осуществленные в 2005—2006 гг. Национальным институтом региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество», позволили получить информацию о структуре целей пользования Интернетом (см. рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Для каких целей Вы пользуетесь Интернетом?» (по данным Национального института региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество»)

 

Итак, доступ в Интернет, главным образом, используется для получения различной справочной информации (62%), для переписки по электронной почте (51%), для работы и учебы и общения (по 50%), а также для развлечений (49%). Но ряд направлений — медицинские консультации, услуги в области приобретения товаров, взаимодействия с органами власти, дистанционное обучение — остаются наиболее неудовлетворенными: на каждого человека, использующего Интернет в этих целях, приходится до двух человек, которые хотели бы пользоваться этими услугами.

Следует отметить, что такую цель использования Интернета, как взаимодействие с государственными органами власти, в 2005 г. обозначило 10% респондентов, а в 2006 г. уже 15%. Это свидетельствует о довольно существенном росте востребованности технологий электронного правительства, однако в опросе не детализировано, какой уровень оказания услуги имеется в виду и, вероятно, опрошенные, в первую очередь, имели в виду информационные услуги органов власти, а не интерактивные услуги электронного правительства.

Важным компонентом программ информатизации является развитие общественных пунктов доступа в Интернет. В рамках проекта «Кибер@Почта» ФЦП «Электронная Россия» Мининформсвязи России уже в течение нескольких лет осуществляет деятельность по созданию таких пунктов доступа на базе отделений связи, в том числе в отдаленной сельской местности. Еще на первой стадии реализации ФЦП выбор почтовых отделений для осуществления такой деятельности вызывал критику со стороны представителей научно-образовательного сообщества и деятелей культуры. В частности, предлагались варианты использовать для создания сети доступа учреждения культуры — библиотеки, клубы, учреждения дополнительного образования, молодежные центры.

Социологические опросы, осуществленные в 2005—2006 гг. в рамках ФЦП «Электронная Россия» Национальным институтом региональных исследований и политических технологий «Экспертное сообщество», позволили получить информацию об использовании городском населением следующих пунктов общественного доступа в Интернет: интернет-кафе, библиотек и почтовых отделений. По данным этого исследования, продолжает сохраняться устойчивый неудовлетворенный спрос у населения на получение возможности выхода в Интернет в местах общего пользования (от 17 до 28%). Опросы показали, что в 2006 г. по сравнению с 2005 г. весьма существенно увеличился процент населения, использующего интернет-кафе для доступа в Интернет. Почтовыми отделениями (проект «Кибер-почта») стало пользоваться в два раза больше городского населения (рост с 2 до 4%), при весьма значительном неудовлетворенном спросе (25%). Следует отметить, что проект «Кибер-почта» в значительной степени ориентирован на создание точек доступа в Интернет в отдаленных сельских населенных пунктах, где почтовое отделение является единственным элементом коммуникационной инфраструктуры.

Для оценки обоснованности столь оптимистических выводов был осуществлен сравнительный анализ результатов этого исследования с данными социологических опросов, осуществленных в этот временной период другими исследовательскими агентствами — Фондом «Общественное мнение» (далее — ФОМ) и компанией ROMIR-Monitoring. Это сравнительное исследование показало резкое расхождение данных, полученных в ходе опроса, организованного институтом «Экспертное сообщество», в части, которая относится к использованию различных точек доступа, от данных ФОМ и ROMIR-Monitoring. Результаты пересчета показывают, что доля использующих интернет-кафе, по данным ФОМ, составляет всего около 3% взрослого населения России и разница с информацией института «Экспертное сообщество» получается почти в 3 раза при сравнении данных по 2005 г. и 5 раз, когда речь идет о доле населения, пользовавшейся интернет-кафе в 2006 г. Агентство ROMIR-Monitoring также периодически публикует информацию о результатах своих опросов, где приводится структура использования различных точек доступа в Интернет. По данным ROMIR-Monitoring, в 2005 г. интернет-кафе использовали 900 тыс. чел. (около 1% взрослого населения); в 2006 г. — около 1 млн чел. (1,1%) и в начале 2007 г. произошел довольно существенный рост этой группы — до 1,7 млн чел, что составило около 2% населения России.

Можно предположить, что столь существенная разница является результатом отличий в исследуемой генеральной совокупности и/или выборке исследований. В опросах ROMIR Monitoring участвует и городское и сельское население, однако, в отличие от ФОМ и института «Экспертное сообщество», приняты более жесткие критерии отнесения человека к категории пользователя Интернета — учитываются те, кто посещают Интернет не реже, чем один раз в месяц. Соответственно этим можно объяснить разницу между данными ROMIR Monitoring (около 1%) и опросами ФОМ (около 3%), но не явно завышенными цифрами, представленными институтом «Экспертное сообщество» (8 и 14%).

В качестве выводов и рекомендаций в адрес государственных заказчиков и исполнителей проектов, предполагающих проведение опросов общественного мнения по вопросам развития ИКТ и использования Интернета можно предложить:

§ во-первых, в технические задания на подобные аналитические проекты необходимо включать в качестве обязательного условия осуществление сопоставительного исследования с привлечением данных не менее двух всероссийских социологических опросов, направленных на изучение проникновения ИКТ и Интернета в России;

§ во-вторых, в качестве важного этапа процедуры выполнения аналитических проектов необходима промежуточная экспертиза методики исследования, осуществляемая профессиональными социологами, имеющими опыт исследования интернет-аудитории и развития ИКТ в различных сферах общества;

§ в-третьих, представляется, что в качестве входного требования для участия в конкурсах на аналитические проекты необходимо вносить требования наличия не менее 3-х лет опыта реализации аналогичных проектов.

Оценка информационной открытости органов власти в России

Необходимость анализа информационной открытости органов власти в России возникла после принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 12 февраля 2003 г. №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». Это потребовало создания методик мониторинга информационных ресурсов органов власти, ориентированных на требования к составу и характеру информации на официальных сайтах федеральных органов власти.

В настоящее время доступна информация о программах мониторинга, осуществляемых с 2004 г. двумя аналитическими агентствами: CNews Analytics (г. Москва) и Институтом развития свободы информации (г. С.-Петербург) (далее — ИРСИ). В 2006 г. агентство «Эксперт РА» разработало рейтинг официальных сайтов для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд.

Оценка качества сайтов органов государственной власти (CNews Analytics)

Аналитическое агентство CNews Analytics (является дочерней организацией РосБизнесКонсалтинг) с октября 2004 г. проводит ежегодное исследование сайтов органов государственной власти. Для проведения этого исследования была разработана система балльной оценки основных параметров интернет-представительств государственных ведомств. В конце 2004 г. сайты находились на первом этапе своего создания, поэтому при анкетировании основной упор делался на полноту и оперативность размещения информации о деятельности ведомства в сети Интернет. В процессе следующего исследования, проведенного в апреле 2005 г., в анкету были включены пункты, определяющие наличие на сайтах несложных интерактивных сервисов, таких, как заполнение электронных информационных форм и запросов в режиме онлайн, организация интернет-приемной, наличие раздела с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы и т.п.

Исследование конца 2005 г. потребовало внесения еще целого ряда дополнений, в частности, выявления факторов, способствующих удобству поиска необходимой информации (наличию карты сайта, расширенной поисковой системы и англоязычной версии и т.п.), а также интерактивным возможностям сайта (наличию форума, возможности голосования или анкетирования онлайн, возможности подписки на рассылки и т.п.). Тогда же было принято решение оценивать сайты госорганов по двум параметрам:

§ информативность как полнота предоставления информации о деятельности органа государственной власти и своевременность ее обновления;

§ интерактивность как возможность по предоставлению сервисов электронного взаимодействия «власть–общество».

В процессе проведения исследования в марте 2007 г. было отмечено, что сайты многих государственных ведомств, предоставляя гражданам информацию о своей деятельности и предлагая возможности для общения в электронном виде, неохотно размещают данные о своих руководителях и сотрудниках, а также их контактную информацию. В результате общение с госструктурами по телефону или запись на личный прием к руководителю часто становятся крайне затруднительными. В связи с этим в исследование, проведенное в начале 2007 г. кроме параметров информативность и интерактивность был включен показатель открытость, характеризующий доступность биографических данных и контактной информации руководителей и ключевых сотрудников органа государственной власти.

Основные этапы создания интернет-представительств федеральных органов государственной власти представлены на рис. 7.

Рис. 7. Этапы создания интернет-представительств федеральных органов государственной власти (по данным CNews Analytics)

В рамках этого исследования была осуществлена оценка интерактивности сайтов федеральных органов государственной власти. Максимально возможное значение показателя интерактивности составляет 7,3 балла. Поскольку в процессе исследования такое значение данного показателя не набрал ни один информационный ресурс (максимальное значение 5,7 балла у сайта Минпромэнерго России). По этой причине было решено считать удовлетворительным значение, превышающее 3,6 балла, средним — от 3 до 3,6 балла, ниже среднего — 0,2—3 балла.

Исследование, проведенное в марте 2007 г., показало, что количество сайтов, имеющих удовлетворительный уровень интерактивности, за последние три года увеличилось и достигло 10% (против 4% в октябре 2004г. и декабре 2005 г.). 7% интернет-ресурсов имеет средний уровень интерактивности — этот показатель незначительно меняется со временем (см. рис. 8).

Рис. 8. Уровень интерактивности сайтов федеральных органов государственной власти (по данным CNews Analytics)

 

По результатам исследования CNews Analytics, в течение 2006 г. количество сайтов, на которых интерактивные сервисы полностью отсутствуют снизилось с 11 до 5%. Но результаты 2004 г., 2005 г. и 2006 г. показывают, что большая часть государственных интернет-ресурсов имеет чрезвычайно низкий уровень интерактивности.

Еще одним способом взаимодействия с гражданами, возможностью оперативно получить обратную связь являются тематические форумы. В марте 2007 г. такие форумы были обнаружены на 20% интернет-представительств (что на 6% больше показателя декабря 2005 г.). Однако не все форумы являются активно действующими. На 4% по сравнению с декабрем 2005 г. увеличилось количество интернет-ресурсов, предоставляющих возможность регистрации и получения расширенных сервисов — в марте 2007 г. таких сайтов было уже 25% от общего числа. Одной из важнейших позиций, характеризующей интерактивность сайтов, является возможность отправлять электронные формы вместо бумажных документов. В настоящее время такую возможность предоставляет лишь 15% сайтов органов государственной власти, однако число таких сервисов значительно увеличилось по сравнению с декабрем 2005г. (тогда такую возможность предоставляли лишь 4% сайтов).

Сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти (Институт развития свободы информации)

В 2005—2007 гг. ИРСИ осуществлено обследование официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и построен Сводный рейтинг информационной открытости федеральных органов исполнительной власти (Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200140). Отличительной особенностью этого рейтинга от других обзоров и рейтингов правительственных сайтов, которые проводились в России с 2002 г., является четкая ориентация на требования к составу и характеру информации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, сформулированные в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98.

ИРСИ ежегодно проводит мониторинг содержания официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. В 2004 г. было проведено пилотное обследование, в ходе которого было установлено, что из 84 существовавших на то время федеральных ведомств у 53 не было своих официальных сайтов. Исследования, проведенные в 2005 г. были основаны на оценке сайта по шкале, содержащей 82 параметра. Методика исследования, проведенного ИРСИ в 2006 г., также претерпела некоторые изменения. Оценка содержания сайтов осуществлялась уже по 450 параметрам. При оценке содержания сайтов учитывалось не только наличие или отсутствие определенной информации, но и полнота, актуальность, доступность и степень социальной значимости такой информации, а также специфика компетенции каждого ведомства.

В отчете об исследовании ИРСИ за 2006 г. отмечено, что наиболее полно на сайтах федеральных органов исполнительной власти представлена общая информация. Так, на большинстве сайтов пользователь может получить полные сведения о руководстве ведомства, узнать контактные данные. Описание компетенции, задач и функций федеральных органов исполнительной власти можно получить на сайтах только 44 федеральных органов, тогда как с текстами нормативных правовых актов, регулирующих основы деятельности федеральных органов исполнительной власти, можно ознакомиться на сайтах 79 ведомств (93%). Немного более половины органов власти представляют на своих сайтах описание компетенции, задач и государственного органа (см. рис. 9).

Рис. 9. Степень присутствия и качество информации по основам деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), в % (по данным ИРСИ, 2006 г.)

 

Рейтинг официальных сайтов для размещения информации о заказах для государственных и муниципальных нужд (агентство «Эксперт РА»)

В 2006 г. рейтинговым агентством «Эксперт РА» по заказу Минэкономразвития России была разработана методика проведения рейтинга официальных сайтов для размещения информации о заказах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Цель рейтинга — стимулирование органов власти, уполномоченных на ведение официальных сайтов, обеспечивающих государственные закупки, к совершенствованию их функционала, улучшению наглядности, повышению удобства пользователей этих систем.

Методика основана на исчислении интегрированного индекса для каждого рассматриваемого веб-сайта. Индекс складывается из результатов оценки, полученных на основе анализа официальных сайтов по 30-ти различным критериям, представляющим собой систему показателей из трех групп:

§ объективные показатели;

§ экспертные оценки;

§ показатели, полученные в результате интерактивного опроса пользователей сайта.

Выбор взятых за основу базовых критериев оценки обусловлен выводами, сформулированными по результатам анализа зарубежного опыта проведения аналогичных специализированных исследований, результативностью их применения в условиях нынешнего уровня развития государственной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Рейтинг официальных сайтов проводится по двум группам: сайты субъектов Российской Федерации и сайты муниципальных образований. Итоги рейтинга были подведены на 31 января 2007 г. В рейтинге 2007 г. первое место в номинации сайтов для размещения информации о размещении заказов для государственных нужд занял сайт Республики Татарстан, второе — официальный сайт государственного заказа Российской Федерации, третье — сайт госзаказа Ростовской области.

В номинации сайтов для размещения информации о размещении заказов для муниципальных нужд первое и второе место заняли сайт муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – г. Радужный и г. Нижневартовск, третье место у столицы Республики Татарстан г. Казани.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.