Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологический практикум. Задание 21. Психологические признаки ситуации преступления



Задание 21. Психологические признаки ситуации преступления, совершенного в состоянии аффекта

Инструкция: Определите основные психологические при­знаки ситуации преступления, которые указывают на то, что об­виняемый находился в состоянии аффекта.

Обстоятельства дела: в ноябре 1974 года в 24 часа Р. у себя в квартире выстрелами из пистолета убил З., которого обнаружил спрятавшимся в коридоре за ширмой. Ранее в октябре 1969 года, Р. застал свою жену в квартире тещи наедине с З., после чего жена рассказала, что состояла с последним в интимной связи. В период, предшествующий убийству, Р. испытывал тяжелые пе­реживания, вызванные вновь возникшими у него подозрениями в том, что жена продолжает поддерживать интимные отношения с З. При этом особенность ситуации заключалась в том, что по­дозрения Р. то возрастали, то уменьшались, т. к. он не располагал точными сведениями о характере нынешних отношений своей жены с З., а его жена и другие родственники убеждали его в не­состоятельности этих подозрений.

Из показаний Р. известно, что мысленно он неоднократно представлял себя в ситуации, когда застанет свою жену с З., и выработал для себя четкий план действий: задержать З. и придать его поведение гласности (З. занимал ответственный пост). Од­нако неожиданно для Р., когда он обнаружил спрятавшегося З., последний бросился на него с криками и оскорблениями[26].

 

По материалам уголовного дела 2. Н., 33 года, по характеру спокойный, выдержанный, чуткий, общительный, исполнительный, подчиняемый, ориентированный на оценки окружающих и социально одобряемые нормы поведения, склонный избегать конфликтные ситуаии. Накануне инкриминируемых деяний перенес ряд соматических заболеваний, поссорился с женой, и, не желая возвращаться домой, пошел в кафе, где познакомился с К. После распития алкогольных напитков К. пригласил к себе Н. домой переночевать, где с применением силы совершил акт мужеложества. Освободившись от К., Н схватил лежавший на столе нож и, ударив К. в область шеи, убил его. Затем вышел из квартиры, и, сослов свидетелей, «ничего не понимая», «в возбужденном состоянии» бегал по этажам. Ворвавшись в комнату Т., бормотал что-то бессвязное, а на его вопрос, что ему нужно, ударил ее рукояткой ножа по голове. При этом выражение лица Н. было «отсутствующее, тупое, бессмысленное». Будучи задержанным, на вопросы не отвечал, издавал нечленораздельные звуки, неожиданно схватил кисточку, измазанную краской, и начал ее облизывать. Посаженный на стул, неожиданно уснул, свалился со стула, но продолжал спать.

Задание:

В военной прокуратуре г.Н-ска расследуется уголовное дело в отношении рядового Ерохина, которому предъявлено обвинение.

Как видно из материалов уголовного дела, рядовой Ерохин, солдат первого года службы, в связи с тем, что ему труднее других давалось усвоение учебного материала, а также из-за того, что он имел физические недостатки, стал объектом насмешек сослуживцев. особенно часто допускал шутки, переходящие в оскорбления, его сослуживец – рядовой Муринов.

Не видя выхода из сложившейся ситуации, переживая ненормально сложившиеся отношения с сослуживцами, Ерохин стал раздражительным, еще хуже овладевал необходимыми науками, иногда плохо спал.

Как показал Ерохин: «Когда я ночью просыпался, меня тревожили мысли, что на следующий день надо мной опять будут смеяться. Мне это было очень неприятно. Муринов и другие, видя, что их шутки меня раздражают, еще больше злили меня, смеялись над моими недостатками. О том, что надо мной постоянно насмехаются, я не хотел говорить командирам, так как думал, что они тоже будут смеяться надо мной.

Муоринов и его друзья называли меня «слепым», «Очкариком» и другими обидными словами. Я очень болезненно реагировал на эти прозвища. Часто в строю Муринов толкал меня в спину с такой силой, что я налетал на идущих впереди товарищей.

15 октября я получил письмо из дома, в котором мать жаловалась мне, что отец продолжает пьянствовать, издевается над ней, и ей приходится на ночь уходить из дома. Кроме того, к этому времени мне перестали приходить письма от знакомой девушки, с которой я дружил до призыва в армию.

В этот день мир мне казался в черном свете. Если бы у меня был автомат с одной пулей, я бы пустил ее себе в лоб.

Когда я лег спать в 23 часа, то никак не мог успокоиться и уснуть. Мне казалось, что сейчас кто-нибудь может встать, подойти ко мне и опять приставать. Особенно я боялся Муринова, койка которого была под моей койкой, расположенной во втором ярусе. Мысли о плохих отношениях с товарищами, о матери, об оскорблениях Муринова не давали мне покоя.

В первом часу ночи 16 октября я встал, оделся, взял из тумбочки шило и ударил им в область левой лопатки Муринова, который спал на койке. Я сам не мог понять, что случилось. У меня было такое состояние, как будто я упал с высокой скалы. После этого я побежал к дежурному по части и доложил о том, что убил Муринова».

Литература

Обязательная:

Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 225–246; или Васильев В.Л. Юридическая психология.– М.,2007.– Гл. 11; или Еникеев М. И. Основы общей и юридической пси­хо­логии.– М.,2010.– С. 283-300, 530-549.

Аврамцев В.В. Судебно-психо­логи­чес­кая эк­с­пертиза физиологиче­ского аффекта / В.В. Аврамцев, Е.В. Васкэ.– Н. Новгород, 1998.

Дополнительная[27]:

Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экс­пер­ти­зу.– М., 1991.

Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Ме­тодическое пособие.– М., 1983

Нетрадиционныеметоды расследования преступлений.– М., 1993.

 


[1] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.

[2] Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 397–401.

[3] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.

[4] Голованов Ю.Н. Использование системного подхода при отборе сотрудников на службу в ОВД / Ю.Н. Голованов, А.А. Кочин, В.С. Харламов.– М., 2004.– С. 45-54.

[5] Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Науч. ред. А.А. Деркач.– М., 1996.– С. 283–290.

[6] Голованов Ю.Н. Использование системного подхода при отборе сотрудников на службу в ОВД / Ю.Н. Голованов, А.А. Кочин, В.С. Харламов.– М., 2004.– С. 44.

[7] Алиев Х.М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях.– М., 1996; Марьин М.И. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников государственной противопожарной службы МВД России.– М., 1999.– С. 66–70; Королюк Н.И. Психическая саморегуляция сотрудников ОВД.– М., 1997.– С. 32–34.

[8] Марьин М.И. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников ГПС МВД России.– М., 1999.– С. 132–138.

[9] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.

[10] Гельманов А.Г. Как установить участие лица в правонарушении? Эф­фек­тив­ный и экономичный метод диагностики скрываемой причастно­сти и по­лу­чения признания виновного в отсутствие доказательств / А.Г. Ге­ль­ма­нов, С.А. Гонтарь.– М., 1999; Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столя­ренко.– М., 2001.– С. 392–399.

[11] Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човдыровой.– М., 2004.– С. 168.

[12] Самостоятельная работа по теме – 6 часов.

[13] Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човдыровой.– М., 2004.– С.167-169.

[14] Подробнее см.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей.– М., 2001.

[15] Методика разработана В.А. Носковым и предназначена для анализа ситуаций в кон­кретных организа­циях (коллективах).

[16] Самостоятельная работа по теме – 2 часа.

[17] Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2000.– С. 282.

[18] Федеральный закон от 12.08.95.– № 144-ФЗ «Об оперативно-разыс­к­ной деятельности» // Российская газета.– 18.08.95.

[19] Гримак Л.П. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследо­вании преступлений / Л.П. Гримак, А.И. Скрыпников, А.Ю. Лаговский, И.С. Зуб­ри­лова.– М., 1999.– С. 30–33.

[20] Петров А.М. Из записной книги полиграфолога / А.М. Петров, С.Г. Мяг­ких.– Пермь, 2003.– С. 162; Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­ваемого обстоятельства.– М., 1979.

[21] Петров А.М. Из записной книги полиграфолога / А.М. Петров, С.Г. Мя­гких.– Пермь, 2003.– С. 164–165.

[22] Проверьте себя, в конце списка литературы по данной теме найдете правильные ответы.

[23] Большая часть похищенной суммы была купюрами достоинством 100 рублей. Также среди похищенных денег были две купюры достоинством 1000 рублей.

[24] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.

[25] Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Мето­дическое пособие.– М., 1983.– С. 17.

[26] Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Мето­дическое пособие.– М., 1983.– С. 54-55.

[27] Самостоятельная работа по теме – 4 часа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.