Инструкция: внимательно прочитайте утверждения, выберите тот вариант ответа, который больше всего подходит вам. Ваши ответы не будут рассматриваться как плохие или хорошие, поскольку это не испытание ума или способностей, а лишь выявление некоторых особенностей вашей индивидуальности.
Опросник[4]
1. Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях: а) да; б) нет.
2. Бывают такие мысли, когда не хочется, чтобы о них знали: а) да; б) нет.
3. Все, что предстоит человечеству, давно уже предначертано: а) да; б) нет.
4. Если бы я увидел ссорящихся не на шутку детей: а) я предпочел бы им самим выяснить свои отношения; б) не знаю, что предпринял бы; в) я постарался бы разобраться в и ссоре.
5. Я обидчивый, щепетильный: а) да; б) нет.
6. Слово «лопата» так относится к слову «копать», как слово «нож» к слову: а) острый; б) резать; в) точить.
7. Если со мной поступают несправедливо, я чувствую, что должен (должна) отплатить за это просто из принципа: а) да; б) нет.
8. Не было случая, чтобы я нарушил (нарушила) обещание: а) да; б) нет.
9. Я никогда не шел на опасное дело ради сильных впечатлений: а) да; б) нет.
10. На меня трудно произвести впечатление: а) да; б) нет.
11. Слово «усталый» так относится к слову «работа», как слово «гордый» к слову: а) улыбка; б) успех; в) счастливый.
12. Иногда мне хочется выругаться: а) да; б) нет.
13. Случилось, что я опаздывал (опаздывала) на работу или важную встречу: а) да; б) нет.
14. Я любил(а) школу: а) да; б) нет.
15. Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения этикета: а) да; б) не уверен; в) нет.
16. Я скептичен: а) да; б) нет.
17. Какое из данных слов не подходит к двум остальным: а) свеча; б) луна; в) лампа.
18. У меня бывали очень странные, своеобразные переживания: а) да; б) нет.
19. За всю жизнь я не сделал(а) ни одного дурного поступка: а) да; б) нет.
20. Меня интересует наука: а) да; б) нет.
21. Люди иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком: а) да; б) нечто среднее; в) нет.
22. Слово «удивление» так относится к слову «необычный», как слово «страх» к слову: а) храбрый; б) беспокойный; в) ужасный.
23. Не терплю, чтобы мной командовали: а) да; б) нет.
24. В детстве меня выгоняли из школы за прогулы: а) да; б) нет.
25. У меня никогда не было неприятностей из-за нарушения закона: а) да; б) нет.
26. Если я задумываюсь о возможных трудностях в своей работе: а) я стараюсь заранее придумать, как с ними справиться: б) верно нечто среднее; в) думаю, что правлюсь с ними, когда они появятся.
27. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным: а) 3/7; б) 3/9; в) 3/11.
28. Люблю поплакаться: а) да; б) нет.
29. В спортивных играх или на скачках я участвовал(а) бы ради выигрыша: а) да; б) нет.
30. Я всегда высказываюсь в духе общепринятого: а) да; б) нет
31. Я не боюсь обращаться к врачу, когда заболею или поранюсь:а) да; б) нет.
32. Меня раздражает вид неубранной комнаты: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.
33. Слово «размер» так относится к слову «длина», как слово «нечестный» к слову: а) тюрьма; б) грешный; в) укравший.
34. Я часто печален: а) да; б) нет.
35. В школе меня иногда вызывали к директору за прогулы: а) да; б) нет.
36. Бывает, что я передаю слухи: а) да; б) нет.
37. В работе я предпочитаю сам (сама) находить решение, а не следовать указаниям других: а) да; б) нет.
38. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя знаю, что не должен бы этого делать: а) изредка; б) вряд ли когда-нибудь; в) никогда.
39. АБ так относится к ГВ, как СР к: а) ПО; б) ОП; в) ТУ.
40. Я способен проявлять недоверие: а) да; б) нет.
41. Я считаю, что меня часто незаслуженно наказывали: а) да; б) нет.
42. Я полностью свободен (свободна) от всяких предрассудков: а) да; б) нет.
43. Я люблю читать о науке: а) да; б) нет.
44. Принимая решения, я считаю для себя обязательным учитывать основные нормы поведения: «что такое хорошо и что такое плохо»: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.
45. Слово «лучший» так относится к слову «наихудший», как слово «медленнее» к слову: а) скорый; б) наилучший; в) быстрейший.
46. Я часто разочаровываюсь: а) да; б) нет.
47. У меня не бывает головокружения (или бывают очень редко): а) да; б) нет.
48. Бывает, что говорю о вещах, в которых не совсем разбираюсь: а) да; б) нет.
49. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все исполнялось как можно точнее: а) согласен; б) верно нечто среднее; в) не согласен.
50. Когда мне скучно, я стараюсь устроить что-нибудь веселое: а) да; б) нет.
51. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: XOOOOXXOOOXXX? а) OXXX; б) OOXX; в) XOOO.
52. Я всегда во всем согласен (согласна) с решением руководителей: а) да; б) нет
53. Я озлобленный человек; а) да; б) нет
54. Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства: а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.
55. Я люблю охоту: а) да; б) нет.
56. Мои родители часто не одобряли моих знакомств: а) да; б) нет
57. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) какой-либо ; б) несколько; в) большая часть.
58. Я ревнивый человек: а) да; б) нет.
59. В школе я плохо усваивал (а) материал: а) да; б) нет.
60. В школьные годы мне было очень трудно говорить перед всем классом: а) да; б) нет.
61. Долго помню обиды: а) да; б) нет.
62. Я часто прогуливал (а) в школе: а) да; б) нет.
63. Иногда я смеюсь нескромным шуткам: а) да; б) нет.
64. Я бы хотел (а) быть автогонщиком: а) да; б) нет.
65. Слово «пламя» так относится к слову «жара», как слово «роза» к слову: а) шипы; б) красные лепестки; в) запах
66. Вполне можно обойти закон, если вы его этим по существу не нарушаете: а) да; б) нет.
67. Думаю, что меня везде притесняют: а) да; б) нет.
68. Я часто жалею, что был(а) таким(ой) упрямым(ой) и ворчливым(ой): а) да; б) нет.
69. Я часто встречал (а) людей, завидовавших моим идеям только потому, что они пришли в голову не им первым: а) да; б) нет.
70. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: а) меня это не волнует; б) верно нечто среднее; в) они вызывают неприязнь и отвращение.
71. Мои отметки в школе систематически были плохими; а) да; б) нет.
72. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным: а) широкий; б) зигзагообразный; в) прямой
73. Я проникнут(а) духом противоречия: а) да; б) нет
74. Я испытываю непреодолимое влечение к огню: а) да; б) нет
75. Мне нравится носить дорогую одежду: а) да; б) нет
76. Я упрямый(ая): а) да; б) нет
77. Мне страшно одному(ой) на открытом со всех сторон мест: а) да; б) нет.
78. Большинство людей можно обвинить в плохом сексуальном поведении: а) да; б) нет.
79. Слово «скоро» так относится к слову «никогда», как слово «близко» к слову: а) нигде; б) далеко; в) прочь
80. Я всегда высказываюсь в духе общепринятого: а) да; б) нет.
81. Я недоверчивый, подозрительный (человек): а) да: б) нет.
Обработка и анализ результатов теста
1. «Искренность». Характеризует стремление сотрудника быть искренним в своих ответах и позволяет косвенно судить об его искренности вообще. Ключ: «Да»: 2, 13, 36, 48, 6; «Нет»: 8, 19, 42, 52, 80.
2. «Уровень интеллекта»(Ключ у преподавателя)
3. «Дисциплинированность». Данный фактор характеризует настойчивое стремление к соблюдению моральных требований. Крайне высокие значения этого фактора встречаются редко, если только человек не стремится исказить результаты.
Человек с высокой оценкой по данному фактору обладает развитым чувством ответственности, обязательности и добросовестности. Он глубоко порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому что не может поступить иначе по своим убеждениям. Точен и аккуратен в делах, любит порядок, не нарушает правил, даже если они кажутся пустой формальностью. Обладает хорошим самоконтролем. Может демонстрировать внешние атрибуты традиционного нравственного поведения, прививаемого родителями и обществом, не принимая глубинную сущность этих норм поведения.
С низкой оценкой – проявляет слабый интерес к общественным стандартам, не прилагает усилий для выполнения общественных норм и требований, может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность или обман. Склонен к непостоянству, может легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств. Крайне низкое значение этого фактора может служить тревожным симптомом, так как говорит о серьезном недостатке внутренних регуляторов поведения. Ключ: 4 (б-1 балл; в-2 балла), 15 (б-1 балл; в-2 балла), 21 (б-1 балл; в-2 балла), 26 (а-2 балл; б-1 балл.), 32 (а-2 балл; б-1 балл), 38 (б-1 балл; в-2 балл), 44 (а-2 балл; б-1 балл), 49 (а-2 балл; б-1 балл), 54 (а-2 балл; б-1 балл), 70 (б-1 балл; в-2 б.).
4. «Социальная ответственность». Данный фактор характеризует ответственность человека за выполнение своих социальных обязанностей, справедливость, терпимость (или нетерпимость) к нарушениям общественных норм, склонность (или несклонность) к общественной работе. Ключ: «Нет»: 1, 7, 12, 18, 24, 29, 35, 41, 47, 50, 55, 56, 59, 60, 62, 64, 66, 68, 69, 71, 74, 75, 77, 78.
5. «Негативизм». Данный фактор характеризует склонность к немотивированному поведению, проявляющемуся в действиях, намеренно противоречащих требованиям и ожиданиям окружающих. Проявляется в постоянной оппозиции большинству, в сопротивлении авторитетам, любому влиянию, в склонности не соглашаться с чужим мнением, только потому, что оно чужое. Ключ: «Да»: 5, 10, 16, 23, 28, 34, 40, 46, 53, 58, 61, 67, 73, 76, 81.
Литература
Обязательная:
Романов В. В. Юридическая психология.– М., 2012.– С. 315–343;
Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии.– М., 2010.– С. 355–358;
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М., 2011.– С. 58–90.
Носков В.А. Психотехника обучения учению / В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– С. 85–91, 105–112.
Дополнительная:
Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России / Под общ. ред. Г.С. Човдыровой.– М., 2004.
Носков В.А. Психотехника личностного профессионального роста/ В.А. Носков, Л.Н. Иванова.– Н. Новгород, 1997.– С. 11–19, 42–46, 50–58.
Носков В. А. Психотехника общения.– М., 2001.– Особенности психотехнической подготовки к работе с людьми.