Данное положение касается случаев, когда нет пострадавших, а водители определились между собой в том, кто виновен в его совершении. Однако для оформления ДТП и урегулирования возникших отношений между его участниками Правила предусматривают для участников происшествия возможность самостоятельно прибыть в подразделение Госавтоинспекции или милиции, предварительно составив и подписав схему происшествия. Соблюдение данного положения не может рассматриваться работниками ГАИ как неправомерное оставление места происшествия. Правила не предусматривают, чтобы схему подписывали очевидцы или понятые, однако если такие лица есть, их показания не будут лишними для установления объективности происшествия.
Рис. 2.3. Пример составления схемы дорожно-транспортного происшествия (способ перпендикуляров).
Составление схемы ДТП начинается с указания улицы или километра дороги в направлении ближайшего пересечения или населенного пункта. Начало осмотра и фиксации следов может быть выбрано, исходя из направления движения любого транспортного средства, которое указывается на схеме; затем наносится положение транспортных средств после остановки посредством замеров к их осям по отношению к одному из краев проезжей части; также наносятся следы торможения и другие следы, имеющие отношение к происшествию. Обязательно подлежат указанию размеры проезжей части и иных элементов дороги, а также дорожные знаки, зона действия которых распространяется на место совершения ДТП, и дорож-
ная разметка у непосредственного места контакта транспортных средств и на подходах к нему.
2.12. Владелец транспортного средства имеет право:
а) доверять в установленном порядке пользование и распоряжение транс портным средством иному лицу;
Положениями пункта отмечено, что владелец имеет право доверять пользоваться и распоряжаться транспортным средством иному лицу, оформив в установленном законом порядке доверенность, договор аренды или лизинга.
б) на возмещение расходов в случае предоставления транспортного сред ства работникам милиции и органу здравоохранения согласно пункту 2.7 настоящих Правил;
В соответствии со ст. 25 «Закона о милиции» работник милиции, исполняющий свои обязанности в пределах предоставленных полномочий и закона, не несет ответственности за причиненный ущерб. Такой ущерб возмещается за счет государства согласно Закону Украины «О дорожном движении» и другим нормативно-правовым актам.
в) на возмещение убытков, понесенных вследствие несоответствия со стояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов тре бованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 440 Гражданского кодекса Украины ущерб, причиненный лицу или имуществу гражданина, а также ущерб, причиненный организации, подлежит возмещению лицом, которое причинило ущерб. Ст. 441 предусматривает, что организация должна возместить ущерб, нанесенный по вине ее работников во время исполнения ими своих служебных обязанностей.
Ст. 288 Уголовного кодекса Украины предусматривает за нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, совершенное лицом, ответственным за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание дорог, улиц, железнодорожных переездов, иных дорожных сооружений, если это повлекло причинение тяжких телесных повреждений или смерть, штраф до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до пяти лет.
2.13. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
а) мототранспортными средствами и мотоколясками — с 16-летнего возраста;
б) автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более восьми пас сажиров), трамваями и троллейбусами — с 18-летнего возраста;
в) автобусами и грузовыми автомобилями, оборудованными для пере возки более восьми пассажиров, — с 19-летнего возраста.
Возрастной ценз для управления транспортными средствами установлен согласно ст. 15 Закона Украины «О дорожном движении».
2.14. Водитель имеет право:
а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицам либо иным местам, где их движение не запрещено, в установленном порядке в соответствии с требованиями настоящих Правил;
б) доверять в установленном порядке управление частным транспорт ным средством иному лицу, имеющему при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
в) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного сред ства должностным лицом государственного органа, осуществляющим над зор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;
г) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движени ем и остановившего транспортное средство, предъявления удостоверения его личности;
г) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения;
д) обжаловать действия работника милиции в случае нарушения им за конодательства;
е) отступать от требований законодательства в условиях действия не преодолимой силы либо когда иными средствами невозможно избежать собственной гибели или увечья граждан.
Перечисленные в пункте права водителя транспортного средства, предусмотренные статьей 16 Закона Украины «О дорожном движении», одновременно являются обязанностями для других участников дорожного движения. Их реализация возможна лишь при условии знания этих прав всеми причастными к дорожному движению лицами.