Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила в соответствии с Законом Украины «О дорож­ном движении» устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины. Другие нормативные акты, касающиеся осо­бенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуа­тация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой тер­ритории и т. п.), должны основываться на требованиях настоящих Пра­вил.

Сегодня в Украине действуют единые, имеющие нормативный харак­тер, Правила дорожного движения. Они утверждены постановлением Ка­бинета Министров Украины от 10 октября 2001 года № 1306 и как право­вой документ, основывающийся на Законе Украины «О дорожном движе­нии», устанавливают четкий порядок осуществления движения транспорт­ных средств и пешеходов, соблюдение которого обеспечивает безопасность участников дорожного движения.

Одновременно Правила устанавливают, что какие-либо особенности движения, связанные с типом эксплуатируемого транспортного средства (карьерные, лесовозы и т.п.) или особенностями самой территории (завод, гаражный кооператив и т.п.), а также вводимый с помощью дополнитель­ных нормативных актов или инструкций порядок движения, должны осно­вываться исключительно на требованиях Правил.

1.2. В Украине установлено правостороннее движение транспортных
средств.

Данное положение не случайно открывает первый раздел Правил. Эта норма должна быть усвоена каждым водителем и пешеходом в первую оче­редь, так как является основополагающей. В строгом соответствии с этим положением в нашем государстве разрабатываются конструкции механи­ческих транспортных средств (свет фар должен «раскрывать» правую обо­чину), размещаются технические средства регулирования движения (до­рожные знаки, светофоры устанавливаются в первую очередь справа), на­носится дорожная разметка.

В соответствии со ст. 29 Закона «О дорожном движении» не допуска­ются к участию в дорожном движении транспортные средства с правосто­ронним расположением руля. Как исключение разрешается эксплуата­ция транспортных средств с правосторонним расположением руля, при­обретенных и зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции до 16.07.1993 г. — до вступления в действие Закона Украины «О дорож­ном движении».

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования настоящих Правил, а также быть взаимно вежли­выми.

Любые отступления от положений Правил могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, нанесению ущерба имуществу, нанесению вреда здоровью людей и даже к человеческим жертвам. Чтобы избежать этих последствий, необходимо точно выполнять требования Правил. Зна­ние Правил является обязательным для каждого участника дорожного дви­жения, а четкое выполнение их положений способствует взаимному дове­рию и уважению, безопасному сосуществованию на дороге всех участни­ков дорожного движения. Незнание Правил дорожного движения не осво­бождает от ответственности за их нарушение.


1.4. Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать
на то, что и другие участники выполняют настоящие Правила.

Всякое расхождение с положениями Правил, отступление от их требо­ваний может нарушить установленный порядок дорожного движения и со­здать угрозу для его безопасности, так как в этих случаях другие участни­ки дорожного движения будут действовать в соответствии с требованиями Правил и рассчитывать на взаимное соблюдение их любым иным лицом. В то же время при нарушении Правил кем-то из участников дорожного дви­жения каждый человек, соблюдающий Правила, должен принять меры по обеспечению как собственной безопасности, так и безопасности других граждан.

С учетом характера нарушения Правил и тяжести последствий ответ­ственность наступает дифференцированная: при условии наличия причин­ной связи между фактом нарушения Правил и негативными последствиями наступает более суровая ответственность.

Наличие этой нормы позволяет, например, пешеходу рассчитывать на то, что за рулем движущегося транспортного средства находится лицо, уме­ющее управлять транспортным средством, имеющее специальную подго­товку и соответствующий документ, и что в случае пересечения траекто­рий движения транспортного средства и пешехода водитель этого транс­портного средства будет действовать именно так, как ему предписано Пра­вилами.

1.5. Действия либо бездействие участников дорожного движения и
прочих лиц не должны создавать опасность или препятствие для движе­
ния, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный
ущерб.

Лицо, создавшее такие условия, обязано незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры для устранения препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить подразделению милиции, владельцу дороги или уполномоченно­му им органу.

Несмотря на требования этого пункта, случаи нарушений данного предписания имеют место. В качестве примера бездействия может быть неоказание необходимой помощи пострадавшему или неустранение препятствия на дороге (выпавший и не убранный водителем груз во время его перевозки). Акцентируя внимание на данном вопросе, Пра­вила имеют основной своей целью заботу о безопасности людей, со­хранении имущества. Очевидна и суть этого требования: обязать уча­стников дорожного движения и должностных лиц в процессе движения либо при его обеспечении (содержании дорог и их обустройстве) свои­ми действиями стремиться свести возникающие отрицательные послед­ствия к минимуму.

1.6. Использовать дороги не по их назначению и устанавливать сред­
ства организации дорожного движения разрешается только по согласо­
ванным с Госавтоинспекцией решениям владельцев дорог или уполномо­
ченных ими органов.

Данное положение Правил является унифицированной нормой Закона Украины «О дорожном движении» и дополнительно акцентирует внимание на том, что автомобильные дороги должны удовлетворять потребности го­сударства и населения в перевозках пассажиров и грузов, а также обеспе­чивать безопасность участников дорожного движения. Использование их


в других целях (например, сушка зерна, сена, складирование каких-либо материалов и т.п.) запрещается.

В соответствии со статьями 9 и 27 этого Закона автомобильные дороги находятся в ведении организаций Государственной службы автомобиль­ных дорог «Укравтодор», в компетенцию которой (как собственника до­рог) входит их обустройство техническими средствами регулирования до­рожного движения, а также их содержание. Однако применение техни­ческих средств регулирования дорожного движения, которые, безусловно, должны отвечать требованиям действующих в Украине стандартов, до­пускается на основании согласованных с Госавтоинспекцией Министер­ства внутренних дел Украины проектов и схем организации дорожного движения. С Госавтоинспекцией должны быть согласованы также любые действия и мероприятия на дорогах, не оговоренные данным пунктом Пра­вил (см. раздел 32 Правил).

1.7. Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внима­
тельными к таким категориям участников дорожного движения, как дети,
люди преклонного возраста и лица с явными признаками инвалидности.

Этот пункт Правил закрепляет гарантии безопасности отдельных кате­горий участников дорожного движения — детей, престарелых граждан, а также лиц с признаками инвалидности, которые в силу определенных об­стоятельств (возраста, плохого здоровья) не могут четко выполнить требо­вания Правил либо недостаточно сознают, что они своим поведением со­здают препятствие или опасность для других участников движения. Дру­гие участники дорожного движения обязаны быть особенно внимательны­ми в местах появления таких лиц: водители — снижать скорость, уступать дорогу и т.п.; пешеходы — оказывать помощь, например, при пересечении проезжей части; пассажиры — создавать нормальные условия пребывания указанных категорий лиц в транспортном средстве.

1.8. Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных насто­
ящими Правилами, могут быть введены в установленном законодатель­
ством порядке.

Повторение в Правилах аналогичного требования Закона Украины «О дорожном движении» способствует реализации прав граждан на сво­боду их передвижения по автомобильным дорогам. В силу этого положе­ния любое ограничение такого права должно иметь законные основания. Полный перечень условий и компетенций соответствующих органов по введению ограничений в дорожное движение сформулирован в статье 26 упомянутого Закона. При этом средства реализации таких ограничений также должны основываться на применении действующих нормативных актов (Государственных стандартов Украины — ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения», 2587-94 «Разметка дорожная. Технические требования. Методы контроля. Пра­вила применения», 2735-94 «Ограждения дорожные и направляющие уст­ройства. Правила применения. Требования безопасности дорожного дви­жения», ДСТУ 4092-2002 «Безопасность дорожного движения. Светофоры дорожные. Общие технические требования, правила применения и требо­вания безопасности», Строительных норм и правил (СНиП) и др.). Откло­нения от требований этих нормативно-правовых актов, как и иные формы и методы введения ограничений для участников дорожного движения, яв­ляются неправомерными. В этих случаях участники дорожного движения не обязаны выполнять незаконные предписания и не должны нести ответ­ственность за их несоблюдение.


1.9. Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность
согласно законодательству.

Интересы защиты общества от тяжелых последствий дорожно-транс­портных происшествий в полной мере обуславливают необходимость при­нятия принудительных мер воздействия к лицам, не желающим доброволь­но соблюдать Правила дорожного движения. За подобные нарушения на основании действующего законодательства предусмотрена дисциплинар­ная, административная, уголовная и гражданская ответственность.

За нарушение Правил к участнику дорожного движения применяются в основном меры административного воздействия в виде предупреждения, штрафа или временного лишения права на управление всеми видами транс­портных средств.

Если нарушения Правил привели к совершению дорожно-транспортно­го происшествия, при котором погибли или были травмированы люди, лица, виновные в этом, привлекаются к уголовной ответственности.

В зависимости от характера и обстоятельств нарушения, которое при­вело к совершению дорожно-транспортного происшествия, на основании гражданского законодательства с виновного может быть взыскана полная или частичная сумма нанесенного материального и морального ущерба.

Владелец (водитель) транспортного средства, как источника повышен­ной опасности, согласно гражданскому кодексу несет материальную от­ветственность за причиненный этим транспортным средством ущерб.

1.10. Термины, приведенные в настоящих Правилах, имеют следую­
щее значение:

Четкая трактовка терминов в данном пункте Правил обеспечивает однозначное толкование положений этого нормативного акта и делает его более понятным для изучающих и применяющих его положения на практике.

Термины в Правилах носят специфический характер и несколько отли­чаются от общепринятых, чем и вызвана необходимость специального их толкования. Значительная часть терминов в Правилах является нововве­дением, некоторая часть обновлена, однако объединяет их одна цель — в доступной форме четко отрегулировать отношения между участниками дорожного движения, чтобы создать условия для безопасного их перемеще­ния. Терминология, касающаяся безопасности дорожного движения, стан­дартизирована ДСТУ 2935-94 «Безопасность дорожного движения. Тер­мины и определения».

автобус — автомобиль с количеством мест для сидения более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необ­ходимого комфорта и безопасности;

Согласно ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», различают следующие виды автобусов: микро­автобус — одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более сем­надцати, включая место водителя; автобус общего назначения — пред­назначенный для перевозки пассажиров в качестве общественного транс­порта (по маршрутам); городской автобус — автобус общего назначе­ния, который по своей конструкции и оборудованию приспособлен для городских и пригородных перевозок; имеет места для сидения и специаль­ные площадки вне прохода для стояния и обеспечивает возможность пере­мещения пассажиров внутри автобуса; междугородный автобус — авто­бус общего назначения, который по своей конструкции и оборудованию


приспособлен для междугородных перевозок, вне прохода не имеет пло­щадок для стояния, может перевозить стоящих в проходе пассажиров толь­ко на короткие расстояния; автобус дальнего следования — автобус об­щего назначения, который по своей конструкции и оборудованию при­способлен для перевозки только сидящих пассажиров на большие рассто­яния с необходимым уровнем комфортабельности; специализированный автобус — автобус, который по своим характеристикам не соответству­ет ни одному из упомянутых выше типов; имеет специальное оборудова­ние и предназначен в основном для перевозки пассажиров определенных категорий или определенных профессий; сочлененный автобус — авто­бус, который состоит из двух и более жестких шарнирно соединенных между собой секций таким образом, что обеспечивает перемещение пас­сажиров из одной секции в другую.

автомагистраль — автомобильная дорога, начало и конец которой обо­значаются дорожными знаками 5.1, 5.2, имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части, разделенные разделительной поло­сой, не имеет пересечений на одном уровне с другими дорогами, железно­дорожными и трамвайными путями, пешеходными либо велосипедными дорожками;

Выделение в отдельный термин автомагистрали как части автомобиль­ной дороги вызвано тем, что условия обеспечения безопасности дорожного движения при увеличенных скоростных режимах требуют от участников дорожного движения повышенного внимания и соблюдения более жестких требований в этих условиях (запрещено движение транспортных средств задним ходом, учебная езда, движение гужевых повозок и др.);

автомобильная дорога, улица (дорога) — часть территории, в том чис­ле в населенном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней сооружениями (мо­стами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пеше­ходными переходами) и средствами организации дорожного движения, и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы от­вода. Этот термин включает также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей);

В Правилах используется обобщенный термин «дорога», который вклю­чает в себя все типы улиц и дорог (переулки, бульвары, спуски и т.п.) неза­висимо от места их расположения и параметров. Наиболее существенными отличиями городских улиц от внегородских автомобильных дорог являют­ся наличие на первых специальных путей для движения пешеходов (троту­аров) и широкое применение светофорного регулирования.

Поскольку в технической литературе под автомобильной дорогой под­разумевается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения автомобильных перевозок, и элементы этого комплекса раз­мещаются в границах так называемой полосы отвода, то применительно к Правилам под автомобильной дорогой понимается только та часть типово­го поперечного профиля загородной дороги, которая размещается между внешними границами обочин (согласно технической характеристике, это ширина земляного полотна — рис. 1.1 а).

Для городской улицы дорога включает поперечное сечение между вне­шними границами тротуаров (рис. 1.16). Границей проезжей части являют­ся тротуары (обочины), газоны, отделяющие проезжую часть от тротуаров, или разделительная полоса.


в)

Рис. 1.1.Основные элементы дороги:

а — полоса отвода, б — земляное полотно, в — проезжая часть,

г — обочина, д — кювет, е — обрез, ж — разделительная полоса,

з — проезжая часть для движения рельсовых транспортных средств,

и — зеленые насаждения, к — тротуар, л — полоса для движения нерельсовых

транспортных средств.

В случае отсутствия этих элементов по каким-либо причинам границей проезжей части являются ее внешние края (на грунтовых, полевых дорогах край накатанной полосы).

Рис. 1.2.Общий вид накатанной дороги.

безопасная дистанция — расстояние до транспортного средства, дви­жущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного тор­можения или остановки позволит водителю транспортного средства, дви­жущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо ма­невра;

Одним из условий обеспечения безопасности дорожного движения в по­токе движущегося транспорта является соблюдение дистанции по отноше­нию к транспортному средству, движущемуся впереди (рис. 1.3 а). С точки зрения данного положения, безопасной дистанцией считается расстояние, превосходящее тормозной путь транспортного средства, движущегося сза­ди по той же полосе.


Рис. 1.3.Дистанция (а) и боковой интервал (б) между транспортными средствами.

Придерживаясь безопасной дистанции, водитель всегда обеспечит себе возможность своевременно остановить транспортное средство и избежать столкновения (наезда) в случае торможения (даже экстренного) или оста­новки движущегося впереди транспортного средства. При выборе дистан­ции водителю необходимо учитывать следующие факторы: погодно-кли-матические условия, состояние проезжей части, скорость движения, техни­ческое состояние транспортного средства и др. Например: во время снего­пада водитель должен увеличить дистанцию до движущегося впереди транс­портного средства, поскольку в таких условиях сцепление колес с проез­жей частью дороги значительно ниже, чем на сухом и чистом покрытии, что, в свою очередь, значительно увеличивает тормозной путь автомобиля.

безопасный интервал — расстояние между боковыми частями движу­щихся транспортных средств либо между ними и другими объектами, при котором обеспечена безопасность дорожного движения;

Соблюдение в процессе движения безопасного интервала (рис. 1.3 б) к различным объектам (субъектам), находящимся на дороге, является важ­ным условием обеспечения безопасности дорожного движения. В нем со­держится цель обеспечения бесконтактного продвижения боковых частей транспортного средства как мимо движущихся транспортных средств, пе­шеходов, так и мимо неподвижных объектов (рис. 1.3). При этом в контек­сте безопасности существует прямая зависимость между увеличением ско­рости и увеличением интервала. В качестве примера можно привести тот факт, что на большой скорости движения даже незначительный поворот рулевого колеса приводит к значительному поперечному перемещению транспортного средства.

безопасная скорость — скорость, при которой водитель имеет воз­можность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях;

Движение со скоростью, не соответствующей определенным дорожным условиям, в которых осуществляется это движение, является основной причи­ной многих дорожно-транспортных происшествий. Теоретически безопасной скоростью можно считать только нулевую скорость, так как лишь тогда транс­портное средство не может причинить никакого вреда другим участникам до­рожного движения. Однако поскольку такой подход противоречит самой сущ­ности дорожного движения, в понимание безопасной скорости в большей мере вкладывается понятие «допустимая скорость», что означает для водителя со­блюдение такой скорости, которая позволит ему в случае необходимости ос-


тановиться перед препятствием,а также выполнить другие действия (напри­мер, предоставить преимущественноеправо проезда или безопасного объезда препятствия), избежавпри этом нежелательных последствий.

буксировка — перемещенне одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации транспорт­ных составов, на жесткой или гибкой сцепке либо способом частичной по­грузки на платформу или специальное опорное приспособление;

Наличие в Правилахраздела, регламентирующего порядок буксиров­ки транспортных средств, свидетельствует о том, что немаловажным в обес­печении безопасности этого процесса движения является правильное уяс­нение определенных требований и методов буксировки. Этот терминпо­зволяет более четкопояснить требования, касающиесяэксплуатации транс­портных составов их буксировки(рис. 1.4).




 


Рис. 1.4.Методы буксировки транспортных средств: а) на гибкой сцепке; 6) на

жесткой сцепке; в) методом вывешивания (погрузки на специальное опорное

приспособление); г) методом частичной погрузки на платформу.

велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, при­водимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем;

Определение термина содержит основание, согласно которому велоси­пед является транспортным средством. Исходя из этого сформулированы требованияшестого раздела Правил. С позиции требованийк порядку дви­жения велосипед и мопед равнозначны (см. термин«механическое транс­портное средство»).

велосипедная дорожка — выполненная в пределах дороги или вне ее дорожка с покрытием, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах и обозначенная дорожным знаком 4.12;

С цельюобеспечения безопасности велосипедистоввелосипедная до­рожка, выполненнаяв пределах проезжей части дороги, как правило, отде­ляется от проезжей части для нерельсовых транспортных средствсплош­ной линией горизонтальнойразметки 1.1.

Если велосипедная дорожка пересекает проезжую часть, она выделяет­ся разметкой 1.15.

видимость в направлении движения — максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и расположение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частно­сти для выбора безопасной скорости н осуществления безопасного ма­невра;

Главнаяцель этого термина состоит в обеспеченииформирования у водителяправильного отношения к выбору безопаснойскорости движе ния, что, в свою очередь, обеспечивает возможность остановки транс­портного средства, не допуская его столкновения (наезда) с объектом, появившимся в поле зрения водителя на расстоянии видимости. Пра­вильное определение расстояния видимости в направлении движения (не только по ходу движения, но также и с боковых направлений) обеспечи­вает возможность выбора максимально допустимой скорости движения, не противоречащей условиям обеспечения безопасности дорожного дви­жения, но, естественно, с учетом устанавливаемых настоящими Прави­лами и в каждом конкретном случае дорожными знаками ограничений.


владелец транспортного средства — физическое или юридическое лицо, обладающее имущественными правами на транспортное средство и имею­щее на это соответствующие документы;

Введение термина обусловлено тем, что отдельные законодательные и нормативно-правовые акты предусматривают ответственность именно вла­дельца транспортного средства, а не лица, управляющего им и совершив­шего правонарушение или преступление.

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. Всадник, извозчик, погонщик животных, который ведет их за повод, приравнивают­ся к водителю. Водителем является также лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве;

Водителем считается любое лицо, управляющее автомобилем, трамва­ем, трактором, мотоколяской, гужевой повозкой, велосипедом, т.е. любым транспортным средством (механическим или немеханическим).

К водителям приравниваются лица, ведущие по дороге скот, вьючных или верховых животных, независимо от того, идет это лицо пешком или едет верхом. Это означает, что в данном случае они должны выполнять требования Правил, относящиеся к водителям. Отдельные пункты Правил содержат требования, исходящие из особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней, прогона скота.

В соответствии с данным определением ответственность за нарушение этих Правил возлагается как на лицо, которое обучает вождению транс­портного средства, так и на обучаемого.

вынужденная остановка — прекращение движения транспортного сред­ства из-за его технического состояния или опасности, создаваемой пере­возимым грузом, состоянием водителя (пассажира) либо препятствием на дороге;

Это ситуация, когда остановка обусловлена неожиданно возникшей опасной для движения неисправностью транспортного средства, угрозой падения груза (или его падением) либо внезапным ухудшением состояния здоровья водителя, в том числе и его физического состояния (ослепление, усталость, сонливость и т.п.).

Не считается вынужденной остановка перед светофором, по указанию сотрудника милиции, в разрешенном месте, связанная с затором, и т.п. В этих случаях не требуется включать аварийную световую сигнализацию или выставлять знак аварийной остановки. Преднамеренная остановка в месте, где это запрещено, в том числе и с включением аварийной световой сигнализации, и не связанная с вышеизложенными причинами, является на­рушением Правил.

главная дорога — дорога с покрытием относительно грунтовой или обо­значаемая знаками 1.22, 1.23.1—1.23.4 и 2.3. Наличие на второстепенной


дороге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает ее по значению к пересекаемой;

Покрытие дороги — это верхняя часть дорожной одежды, которая при­нимает нагрузку от колес автотранспортных средств и испытывает непос­редственное влияние атмосферных факторов; покрытие должно обеспечи­вать необходимые эксплуатационные качества проезжей части; к покры­тию относятся также слой износа и слои с жесткой поверхностью. Дорож­ное покрытие может быть: цементобетонное, асфальтобетонное, дегтебе-тонное, из щебня, гравия и песка, а также грунтов, обработанных вяжущи­ми материалами или улучшенных специальными добавками. В городах и других населенных пунктах существуют брусчатые и каменные мостовые. По перечисленным признакам и отличают дорогу с покрытием от грунто­вой дороги.

Дорожные знаки, указанные в термине, свидетельствуют о том, что до­рога, на которой они установлены, является главной по отношению ко всем другим, которые пересекают ее или прилегают к ней (рис. 1.5).

Рис. 1.5.Обозначение главной дороги дорожными знаками.


Рис. 1.6.Обустройство покрытия на второстепенной дороге перед выездом на главную дорогу.


Согласно строительным нормам и правилам ДБН В.2.3-4-2000 «Автомо­бильные дороги» выезды на дорогу более высокой категории с большой ин­тенсивностью движения и съезды с нее должны иметь аналогичное покрытие длиной от 100 до 200 м во избежание выноса грязи на проезжую часть (рис. 1.6). Наличие такого покрытия лишь непосредственно перед выездом не делает дорогу равнозначной той, на которую осуществляется выезд.


грузовой автомобиль — автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;

Согласно ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», различают грузовые автомобили как общего на­значения — грузовые автомобили с бортовой платформой открытого или закрытого типа, которые не оборудованы средствами самопогрузки-само-разгрузки или другим специальным оборудованием, так и грузовые авто­мобили специализированные — грузовые автомобили, оборудованные сред­ствами самопогрузки-саморазгрузки или другим специальным оборудова­нием и предназначенные для перевозки грузов определенной категории.

дорожная обстановка — совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (на­личие дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые должен учитывать водитель при вы­боре скорости, полосы движения и приемов управления транспортным сред­ством;

Указанные факторы, определяющие дорожную обстановку, существен­но влияют на дорожное движение. Поскольку водитель постоянно пребы­вает в тесном контакте с элементами этой среды в процессе движения, он должен знать их, чтобы своевременно прогнозировать возможное поведе­ние других участников дорожного движения и, исходя из этого, применять безопасные приемы управления транспортным средством (выбор безопас­ной скорости, дистанции, полосы движения и т.п.).

дорожные условия — совокупность факторов, характеризующих (с уче­том времени года, периода суток, атмосферных явлений, освещенности Дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проез­жей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ши­рину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние;

Дорожные условия являются составной частью понятия «дорожная об­становка» и должны обязательно учитываться при выборе безопасной ско­рости и приемов управления транспортным средством.

дорожно-транспортное происшествие — событие, произошедшее при движении транспортного средства, вследствие которого погибли или ране­ны люди либо причинен материальный ущерб;

Термин содержит основные признаки дорожно-транспортного происше­ствия. Это дает возможность участникам дорожного движения в случае необходимости четко определить данное событие, с тем чтобы так же четко выполнить связанные с ним обязанности, определенные Правилами. Со­гласно Правилам учета и регистрации ДТП (постановление Кабинета Министров Украины от 3 августа 1993 года № 595), различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий: столкновение, опрокидыва­ние, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, падение пассажира, падение груза. Погибшие — это люди, которые скончались от полученных ранений на месте дорожно-транспорт­ного происшествия или в течение 30 суток после него; раненые — люди, которые получили телесные повреждения (без учета степени их тяжести) в результате ДТП.


ДТП может произойти не только непосредственно на дороге, но и во дворе, в поле, в лесу. Однако констатация такого события предполагает как минимум, три условия: в момент события транспортное средство долж­но находиться в движении, само событие должно быть связано с этим транс­портным средством и последствия должны представлять собой гибель или ранение людей, повреждение транспортного средства, груза или сооруже­ния. Юридическим фактом, подтверждающим случившееся ДТП, является его регистрация органами Госавтоинспекции. Не подлежат учету:

— происшествия с участием тракторов, других самоходных машин и
механизмов в случае выполнения ими основных производственных опера­
ций по своему назначению (пахота, прокладывание траншей, скирдова­
ние, сбор урожая сельскохозяйственных культур, лесозаготовка, работа в
карьерах, погрузочно-разгрузочные работы, которые выполняются с по­
мощью автокранов и методом самосвала, установка мачт, оплотов и т.п.);

— происшествия, которые произошли вследствие намеренных действий,
направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей
или имуществу, или вследствие попытки потерпевшего причинить себе
смерть;

— происшествия, которые произошли вследствие стихийного бедствия;

— происшествия, которые произошли вследствие нарушения водителя­
ми техники безопасности и правил эксплуатации транспортных средств при
отсутствии водителя за рулем (запуск двигателя с помощью пусковой руко­
ятки или пуск двигателя при включенной передаче);

— происшествия, которые произошли при сцепке-расцепке транспор­
тных средств с прицепами, тракторными санями и сельхозоборудованием
и т.п.;

— пожар на движущихся транспортных средствах, возникновение ко­
торого не связано с их технической неисправностью.

железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;

Согласно Правилам, пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам независимо от того, устроены трамвайные пути обособленно от проезжей части дороги или на одном уровне с ней. Соответственно предусмотрен предупреждающий дорожный знак 1.20 «Пе­ресечение с трамвайной линией».


Рис. 1.7. Обозначение нерегулируемого железнодорожного переезда.


Пересечения дороги с железнодорожными путями обозначаются дорож­ными знаками 1.27—1.31.6 (рис. 1.7), и проезд через них регламентируется особыми требованиями, изложенными в разделе 20 Правил.


жилая зона — дворовые территории, а также части населенных пунк­тов, обозначенные дорожным знаком 5.31;

Одной из составных частей населенных пунктов является жилая зона, отвечающая определенным жилищно-коммунальным нормам и удовлетво­ряющая определенные потребности населения, в частности закрепленные в санитарно-гигиенических нормах. В связи с этим устанавливаются допол­нительные ограничения к передвижению транспортных средств в ее преде­лах, что обеспечивает выполнение основной функции такой территории — создание комфортных условий проживания населения.

Границами жилой зоны являются места установки дорожных знаков 5.31 «Жилая зона» и 5.32 «Конец жилой зоны» (рис. 1.8), а местом, где начина­ется дворовая территория, — место въезда (выезда) с нее на дорогу.

Регламентация дорожного движения в жилой зоне изложена в разделе 26 настоящих Правил.

Рис. 1.8.Обозначение жилой зоны.

колонна пешеходов — организованная группа людей, движущихся по проезжей части в одном направлении;

В отличие от требований к отдельным пешеходам, порядок движения которых по дороге регламентирован разделом 4 Правил, колонна пешехо­дов не может размещаться в пределах тротуара или на обочине. Поэтому данное положение Правил позволяет официальным лицам, сопровождаю­щим колонну, организовать ее движение по проезжей части дороги, исходя из специальных требований.

колонна транспортных средств — организованная группа из трех и бо­лее транспортных средств, совместно движущихся в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар;

Наличие в Правилах раздела, регламентирующего движение колонн транспортных средств, свидетельствует о важности обеспечения безопас­ности дорожного движения при движении колонн.

В случае отсутствия хотя бы одного из перечисленных признаков груп­па транспортных средств не считается колонной (рис. 1.9). Правилами пре­дусмотрены отдельные требования к организованному движению колонны транспортных средств, изложенные в разделе 25 Правил.


ч Рис. 1.9.Обозначение транспортных средств в колонне.

край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств) — ви­димая условная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее примыкания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной до­рожке;

Отдельные пункты Правил содержат требования, согласно которым водитель как участник дорожного движения должен ориентироваться по краю проезжей части (в частности, двигаться по дороге как можно ближе к правому краю проезжей части, располагаться там во время остановки и стоянки на дороге). Край проезжей части может быть обозначен дорожной разметкой, выделен бордюром и т.п.

крайнее положение на проезжей части — положение транспортного сред­ства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе);

Отдельные требования Правил предписывают водителю транспортно­го средства занимать крайнее положение на проезжей части для обеспече­ния безопасности дорожного движения, в частности при выполнении пово­ротов и разворотов на перекрестке. Следует подчеркнуть, что выполнение этих маневров не с крайнего положения на проезжей части во многих слу­чаях приводит к столкновению с транспортными средствами, движущими­ся в попутном направлении, поэтому в этих случаях для обеспечения безо­пасности водителю предписывается обращаться за помощью к другим ли­цам.

легковой автомобиль — автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обес­печением необходимого комфорта и безопасности;

Согласно ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», различают легковые автомобили как общего на­значения, так и специализированные — имеющие специальное оборудова­ние (счетчик, пульт связи, броня и т.п.).

маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) — автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и так­си, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров;

Термин объединяет все виды наземных транспортных средств (кроме железнодорожного транспорта), предназначенных для регулярных пасса­жирских перевозок по установленным маршрутам.


Необходимость выделения их в отдельную группу объясняется тем, что в определенных условиях этим транспортным средствам Правила предос­тавляют ряд преимуществ в движении.

Во время движения вне установленного маршрута (в том числе при сле­довании к маршруту и обратно) такое транспортное средство маршрутным не считается, и его водитель должен руководствоваться общими требова­ниями, предъявляемыми к водителям механических транспортных средств.

механическое транспортное средство — транспортное средство, при­водимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб. см), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощ­ностью свыше 3 кВт;

Термин охватывает все типы механических транспортных средств, вклю­чая трамваи и троллейбусы, а также тракторы и самоходные машины. Из определения вытекает, что граница между механическими и немеханичес­кими транспортными средствами проходит в классе транспортных средств с объемом двигателя 50 куб. см. Это означает, что на водителей немехани­ческих транспортных средств не распространяется требование о необходи­мости иметь при себе удостоверение водителя и регистрационные докумен­ты (кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.1 Правил).

микроавтобус — одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более семнадцати, включая место водителя;

Введение в Правила термина «микроавтобус» обусловлено особеннос­тями требований к движению этой категории транспортных средств, в час­тности скоростных режимов и правил перевозки людей.

мопед — двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см;

Согласно определению, мопедом является транспортное средство с дви­гателем объемом до 50 куб. см. Правила приравнивают мопед к велосипеду, т.е. предписывают то же расположение на проезжей части, порядок выпол­нения поворотов, оборудование средствами безопасности, порядок допуска к управлению и другие требования, изложенные в разделе 6 Правил.

мост — сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и иные препятствия, границами которого являются начало и конец пролет­ных сооружений;

Введение данного термина обусловлено особенностями определенных режимов движения, остановки и стоянки транспортных средств на мостах и под ними.

мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с бо­ковым прицепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и другие механические транспортные средства, разрешен­ная максимальная масса которых не превышает 400 кг;

Основными отличительными характеристиками мотоцикла являются на­личие 2-х или 3-х колес, а также его относительно небольшие габаритные размеры и незначительная для механического транспортного средства мас­са. Производимые сейчас отдельными предприятиями Украины четырехко­лесные «мотоциклы» не могут быть отнесены к категории мотоциклов, а поэтому требуют специального определения в законодательном порядке.


населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и вы­езды с которой обозначаются дорожными знаками 5.45, 5.46,5.47, 5.48;

Правила определяют населенный пункт, прежде всего, как застроен­ную территорию, на которой проживают или работают люди. Правилами предусмотрен целый ряд требований, действующих только в населенных пунктах (остановка и стоянка транспортных средств, ограничение скорос­ти движения, подача звукового сигнала и т.д.)- Согласно Правилам, насе­ленным пунктом является территория, при въезде на которую установлены знаки 5.45 или 5.47, а при выезде — 5.46 или 5.48. При этом если перед началом застроенной территории установлен знак 5.47, то во время движе­ния по этой дороге, проходящей через населенный пункт, водитель не обя­зан выполнять требования, касающиеся регламентации порядка движения, остановки и стоянки в населенном пункте, но на других дорогах населен­ного пункта он должен их выполнять.

Если по каким-либо причинам знаки 5.45, 5.47 отсутствуют, но явно видно, что это населенный пункт (застроенная территория), водитель обя­зан придерживаться порядка движения в населенных пунктах.

недостаточная видимость — видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопа­да и т. п.;

В данном случае Правила имеют в виду лишь ухудшение видимости в направлении движения, обусловленное временным состоянием окружаю­щей среды, а не рельефом местности, наличием на дороге инженерных со­оружений или насаждений, ограничивающих видимость. Временное ухуд­шение метеорологических условий с позиции безопасности движения пред­ставляет особую опасность, поскольку о ней невозможно заблаговременно предупредить участников дорожного движения с помощью дорожных зна­ков или других технических средств.

Величина расстояния недостаточной видимости, равная 300 м, принята с учетом возможности остановки встречных транспортных средств при ско­рости их движения 90 км/ч и коэффициенте сцепления шин с дорожным по­крытием 0,3 — 0,35, что соответствует влажной поверхности дороги.

В условиях недостаточной видимости Правила обязывают водителей включать внешние световые приборы.

обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, свя­занное с выездом на полосу встречного движения;

Основным признаком обгона является выезд транспортного средства из занимаемого ряда на полосу встречного движения для опережения движу­щегося впереди по той же полосе транспортного средства и последующего возвращения на ранее занимаемую полосу. При этом следует учитывать, что в данной редакции Правил, в отличие от ранее действовавших, обгон следует считать выполненым после выполнения опережения, связанного с выездом на полосу встречного движения.

Опасность обгона состоит, прежде всего, в том, что при его выполнении транспортное средство дважды последовательно изменяет полосу движе­ния в условиях ограниченного обзора. Во время обгона водитель должен контролировать траекторию движения, следить за обгоняемым транспорт­ным средством и оценивать скорость и расположение своего транспортно­го средства относительно попутных и встречных транспортных средств. Поэтому перед началом выполнения обгона водитель должен оценить зону обгона и необходимое для этого время. Путь обгона транспортного сред­ства показан на рис. 1.10.


Рис. 1.10.Путь обгона: $я — путь перестроения; SOT — путь опережения.

обзорность — объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;

В связи с тем, что основную информацию об окружающей среде води­тель получает посредством ее восприятия органами зрения, обзорность иг­рает важную роль для обеспечения безопасности дорожного движения. Об­зорность с места водителя ограничивается конструктивными особенностя­ми кабины и (или) кузова транспортного средства, наличием пассажиров или груза в кабине водителя или салоне транспортного средства. Для рас­ширения обзорности на транспортном средстве устанавливают зеркала зад­него вида, а кабину и кузов самого транспортного средства изготавлива­ют с таким расчетом, чтобы как можно больше их частей и деталей были прозрачными.

обочина — выделенный конструктивно или сплошной линией дорож­ной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосред­ственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеход­ных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним), гужевых повозок (саней);

Выделение в Правилах термина отдельного термина «обочина» обус­ловлено необходимостью выработать у водителя понимание того, что обо­чина не предназначена для движения механических транспортных средств. Особенно это необходимо учитывать, когда транспортное средство во вре­мя движения частично заезжает на обочину, а сцепные качества обочины, как правило, ниже, чем проезжей части, и поэтому возникает опасность заноса транспортного средства.

ограниченная обзорность — видимость дороги в направлении движе­ния, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами;

Ограничение обзорности определяется количеством условий, в кото­рых водитель не может определить и контролировать движение объектов (субъектов), создающих или могущих создать опасность или препятствие для движения из-за перекрытия части поля зрения посторонними непрозрач­ными объектами (субъектами). Подобные условия могут быть стабильны­ми (элементы дорожных сооружений, зеленые насаждения, профиль мест-


ности и т.п.) или создаваться временно (транспортное средство на дороге, пассажир транспортного средства, размещенный груз и т.п.).

опасность для движения — изменение дорожной обстановки (в том чи­сле появление подвижного объекта, приближающегося к полосе движения транспортного средства либо пересекающего ее) или технического состо­яния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и вынуждает водителя немедленно уменьшить скорость или ос­тановиться. Отдельным случаем опасности для движения является дви­жение в пределах полосы транспортного средства иного транспортного средства навстречу общему потоку;

Наиболее важным для участников дорожного движения является своев­ременное выявление опасности для движения, выработка и реализация пра­вильных форм поведения в отношении определенных дорожных ситуаций, возникающих в процессе движения. Оценка опасности для движения осно­вывается на технической возможности остановки транспортного средства в пределах расстояния остановочного пути в соответствии с требованиями пункта 12.3 Правил при возникновении таких ситуаций. Таким образом, отсутствие необходимого расстояния с учетом скорости транспортного сред­ства и дорожных условий до объекта или субъекта в полосе движения, при котором допускается вероятность ДТП, является реальной опасностью для движения.

опережение — движение транспортного средства со скоростью, превы­шающей скорость попутного транспортного средства, движущегося ря­дом по смежной полосе;

Опережать транспортные средства, движущиеся в попутном направле­нии по смежным полосам, Правила разрешают как с правой, так и с левой стороны при условии выбора безопасного бокового интервала. При этом следует учитывать, что опережение может осуществляться только на доро­гах, имеющих не менее двух полос для движения в одном направлении. Опережение может осуществляться как с выездом из занимаемой полосы, так и без выезда (рис. 1.11).

Рис. 1.11.Опережение транспортного средства.

ослепление — физиологическое состояние водителя вследствие воз­действия света на его зрение, когда водитель объективно не имеет воз­можности обнаружить препятствия или распознать границы элементов до­роги на минимальном расстоянии;

Под ослеплением следует понимать временное значительное ухудше­ние зрительного восприятия человека в результате резкого воздействия (уве­личения либо снижения) освещенности на зрачок глаза. В этот момент про­исходит адаптация зрительного аппарата глаза к свету или темноте, про­должительность которой может составлять несколько секунд.


Рис. 1.12.Пример адаптации зрительного аппарата глаза.

остановка — прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пасса­жиров либо погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований настоя­щих Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т. п.);

Любое прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или связанное с посадкой (высадкой) пассажиров или загрузкой (выг­рузкой) груза считается остановкой. Время выполнения этих операций Правилами не регламентируется, однако они должны проводиться непре­рывно. Если вышеупомянутые операции прерываются по причинам нетех­нологического характера, то такая остановка будет считаться стоянкой. Останавливать транспортное средство нужно как можно ближе к краю про­езжей части, причем оно должно располагаться параллельно краю проез­жей части.

Остановкой считается также прекращение движения транспортного средства с целью уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимущественным правом на движение, перед регу­лируемым перекрестком при запрещающем сигнале светофора или ре­гулировщика и в других случаях, связанных с необходимостью выпол­нить требования Правил дорожного движения. В этих случаях транс­портное средство нужно остановить перед границей перекрестка или стоп-линией.

пассажир — лицо, пользующееся транспортным средством и находя­щееся в нем, но не причастное к управлению им;

Введение этого термина вызвано тем, что Правилами предусмотрены определенные требования к пассажирам как категории участников дорож­ного движения. Их права и обязанности изложены в разделе 5.

перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются воображаемые линии между началом закруглений краев проезжей части каждой из дорог.

Не считается перекрестком место примыкания к дороге выезда с примы­кающей территории;

На перекрестках совершается значительное количество дорожно-транс­портных происшествий, связанных со столкновениями транспортных средств и наездами на пешеходов. Четкое определение этого термина игра­ет значительную роль для обеспечения безопасности дорожного движения, в частности точного выполнения требований Правил, которые касаются маневрирования, проезда перекрестков, остановки и стоянки транспорт­ных средств.

Знать границы перекрестка особенно важно в случаях, когда перед пе­рекрестком не нанесена стоп-линия либо он не обозначен техническими сред-


ствами организации дорожного движения (дорожными знаками, разметкой и т.п.). В силу этого положения не могут считаться перекрестками само­вольно накатанные съезды (выезды) с дорог. Границы перекрестка показа­ны на рис. 1.13 а, б.


а) 6)

Рис. 1.13.Границы перекрестка: а) четырехстороннего; б) У-образного.




Наиболее часто встречающиеся виды перекрестков показаны на рис. 1.14— 1.18.

Рис. 1.18.Пересечение проезжих частей в разных уровнях.


пешеход — лицо, участвующее в дорожном движении вне транспорт­ных средств и не выполняющее на дороге какой-либо работы. К пешехо­дам приравниваются также лица, передвигающиеся в инвалидных коляс­ках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;

Перечисленные в определении лица, а также лица, которые могут нахо­диться на проезжей части на коньках, лыжах, самокатах, роликовых дос­ках и т.п., должны выполнять все требования, изложенные в разделе 4 дан­ных Правил, а также в других пунктах, где употребляется термин «пеше­ход». В свою очередь, водители и иные участники дорожного движения должны рассматривать таких лиц именно как пешеходов.

Лица, выполняющие определенную работу на дороге, не являются пе­шеходами и имеют право появляться на проезжей части в местах, где дви­жение пешеходов запрещено, однако в каждом таком случае с их стороны обязательно должны быть приняты меры безопасности (выставлены ограж­дения, временные дорожные знаки и т.п.).

Одно и то же лицо не может быть одновременно и водителем и пешехо­дом. Если, например, мотоциклист идет, толкая свой мотоцикл, то он обя­зан выполнять предписания Правил, касающиеся пешеходов.

пешеходная дорожка — дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обо­значенная знаком 4.13;

Поскольку пешеход является наиболее незащищенным участником дорожного движения, в местах интенсивного движения пешеходов и транспортных средств предусматривается выделение средствами орга­низации дорожного движения определенной полосы проезжей части для движения пешеходов. Пешеходная дорожка отделяется от транспорт­ного потока линией сплошной разметки 1.1 и обозначается дорожным знаком 4.13. Движение и остановка транспортных средств на такой по­лосе запрещаются.

пешеходный переход — участок проезжей части или инженерное соору­жение, предназначенное для движения пешеходов через дорогу. Пешеход­ные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1—5.37.2, дорож­ной разметкой 1.14.1—1.14.3, пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются рассто­янием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке, при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки — шириной тротуаров или обочин.

Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которо­му регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым — пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры от­сутствуют или выключены либо работают в режиме мигания желтого сигнала;

Согласно требованиям ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие тех­нические условия. Правила применения», дорожный знак 5.35.1 устанав­ливается для водителя, приближающегося к пешеходному переходу с пра­вой стороны дороги, а 5.35.2 — с левой. Знаки должны быть установлены так, чтобы знак 5.35.1 располагался относительно приближающихся транс­портных средств на ближней границе перехода, а знак 5.35.2 — на даль­ней. Согласно требованиям ДСТУ 2587-94 «Разметка дорожная. Общие технические условия. Методы контроля. Правила применения», ширина


размеченного пешеходного перехода должна составлять не менее 4 м. На перекрестках, где пешеходные переходы не обозначены дорожными знака­ми или разметкой, ширина перехода определяется по ширине тротуаров (рис. 1.23). На таком переходе преимущество в движении также принадле­жит пешеходам (при соблюдении, конечно, требований Правил (п. 4.13, 4.14 «а», 4.14 «г») о собственной безопасности). При этом если в каком-то из направлений на перекрестке движение пешеходов не допускается, в со­ответствующем месте должны быть установлены пешеходные ограждения (рис. 1.23).

Виды пешеходных переходов приведены на рисунках 1.19 — 1.23.



 


Рис. 1.19.Нерегулируемый пешеходный переход.



 


Рис. 1.20.Регулируемый пешеходный переход.

Рис. 1.21. Надземныйпешеходный переход. 24



Рис. 1.22. Подземный пешеходный переход.

Рис. 1.23. Границы пешеходных переходов на перекрестке, не обозначенных дорожными знаками и разметкой, и порядок движения пешеходов.

полоса движения — продольная полоса на проезжей части шириной не менее 2,75 м, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой и предназначенная для движения нерельсовых транспортных средств;

На дорогах с усовершенствованным покрытием, подпадающим под дей­ствие пункта 3.2.1 ДСТУ 2587-94 «Разметка дорожная, общие техничес­кие условия. Методы контроля. Правила применения», полосы движения на проезжей части должны быть выделены с помощью линий дорожной раз­метки. Ширина полосы движения при проектировании и строительстве до­рог определяется в зависимости от категории дороги и может находиться в пределах от 3,0 до 3,75 м. В условиях эксплуатации дорог ширина полосы определяется с учетом габаритов (ширины) транспортных средств, преиму­щественно движущихся по ним. Для транспортных потоков, состоящих толь­ко из легковых автомобилей, допускается минимальная ширина полосы движения 2,75 м при условии ограничения скоростного режима. При отсут­ствии разметки и дорожных знаков, определяющих количество полос дви­жения на проезжей части, число полос должно определяться самим водите­лем, исходя из положений пункта 11.1 Правил.

преимущество — право на первоочередное движение по отношению к Другим участникам дорожного движения;


В дорожном движении при пересечении (слиянии) траекторий движения транспортных средств, пешеходов и других участников дорожного движе­ния возникает вопрос о том, кто имеет право на движение первым? Во избе­жание возможных конфликтов Правилами специально оговаривается по­рядок очередности движения участников дорожного движения. Таким об­разом, данное понятие способствует выявлению признака первоочереднос­ти в движении для его участников, позволяющего предупредить конфликт­ную ситуацию, которая может привести к дорожно-транспортному проис­шествию.

препятствие для движения — неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пре­делах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущего­ся навстречу общему потоку транспортных средств) и вынуждающий водителя маневрировать или уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства;

Значение этого понятия, как и большинство из приведенных в Прави­лах, призвано способствовать четкому уяснению положений, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения. Именно благодаря раз­граничению таких понятий, как «опасность для движения» и «препятствие для движения», водитель транспортного средства может правильно опре­делить и реализовать приемы и методы безопасного управления транспор­тным средством в конкретной дорожной обстановке.

примыкающая территория — территория, которая примыкает к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а лишь для въез­да во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные пло­щадки и т. п. или выезда с них;

Основным признаком такой территории является непосредственная близость к дороге. Кроме этого, чтобы перечисленные в определении примыкающие к дороге территории не отождествлялись с перекрестка­ми, Правилами предусмотрены особенности въезда и выезда с них, а также то, что зона действия запрещающих знаков 3.20, 3.25, 3.27, 3.29, 3.33—3.37 (ограничивающих дистанцию между транспортными сред­ствами, обгон, скорость, запрещающих подачу звукового сигнала, ос­тановку или стоянку) не прерывается в местах въезда (выезда) на дан­ную т

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.