1.1. Настоящие Правила в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины. Другие нормативные акты, касающиеся особенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т. п.), должны основываться на требованиях настоящих Правил.
Сегодня в Украине действуют единые, имеющие нормативный характер, Правила дорожного движения. Они утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года № 1306 и как правовой документ, основывающийся на Законе Украины «О дорожном движении», устанавливают четкий порядок осуществления движения транспортных средств и пешеходов, соблюдение которого обеспечивает безопасность участников дорожного движения.
Одновременно Правила устанавливают, что какие-либо особенности движения, связанные с типом эксплуатируемого транспортного средства (карьерные, лесовозы и т.п.) или особенностями самой территории (завод, гаражный кооператив и т.п.), а также вводимый с помощью дополнительных нормативных актов или инструкций порядок движения, должны основываться исключительно на требованиях Правил.
1.2. В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.
Данное положение не случайно открывает первый раздел Правил. Эта норма должна быть усвоена каждым водителем и пешеходом в первую очередь, так как является основополагающей. В строгом соответствии с этим положением в нашем государстве разрабатываются конструкции механических транспортных средств (свет фар должен «раскрывать» правую обочину), размещаются технические средства регулирования движения (дорожные знаки, светофоры устанавливаются в первую очередь справа), наносится дорожная разметка.
В соответствии со ст. 29 Закона «О дорожном движении» не допускаются к участию в дорожном движении транспортные средства с правосторонним расположением руля. Как исключение разрешается эксплуатация транспортных средств с правосторонним расположением руля, приобретенных и зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции до 16.07.1993 г. — до вступления в действие Закона Украины «О дорожном движении».
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования настоящих Правил, а также быть взаимно вежливыми.
Любые отступления от положений Правил могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, нанесению ущерба имуществу, нанесению вреда здоровью людей и даже к человеческим жертвам. Чтобы избежать этих последствий, необходимо точно выполнять требования Правил. Знание Правил является обязательным для каждого участника дорожного движения, а четкое выполнение их положений способствует взаимному доверию и уважению, безопасному сосуществованию на дороге всех участников дорожного движения. Незнание Правил дорожного движения не освобождает от ответственности за их нарушение.
1.4. Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют настоящие Правила.
Всякое расхождение с положениями Правил, отступление от их требований может нарушить установленный порядок дорожного движения и создать угрозу для его безопасности, так как в этих случаях другие участники дорожного движения будут действовать в соответствии с требованиями Правил и рассчитывать на взаимное соблюдение их любым иным лицом. В то же время при нарушении Правил кем-то из участников дорожного движения каждый человек, соблюдающий Правила, должен принять меры по обеспечению как собственной безопасности, так и безопасности других граждан.
С учетом характера нарушения Правил и тяжести последствий ответственность наступает дифференцированная: при условии наличия причинной связи между фактом нарушения Правил и негативными последствиями наступает более суровая ответственность.
Наличие этой нормы позволяет, например, пешеходу рассчитывать на то, что за рулем движущегося транспортного средства находится лицо, умеющее управлять транспортным средством, имеющее специальную подготовку и соответствующий документ, и что в случае пересечения траекторий движения транспортного средства и пешехода водитель этого транспортного средства будет действовать именно так, как ему предписано Правилами.
1.5. Действия либо бездействие участников дорожного движения и прочих лиц не должны создавать опасность или препятствие для движе ния, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.
Лицо, создавшее такие условия, обязано незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры для устранения препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить подразделению милиции, владельцу дороги или уполномоченному им органу.
Несмотря на требования этого пункта, случаи нарушений данного предписания имеют место. В качестве примера бездействия может быть неоказание необходимой помощи пострадавшему или неустранение препятствия на дороге (выпавший и не убранный водителем груз во время его перевозки). Акцентируя внимание на данном вопросе, Правила имеют основной своей целью заботу о безопасности людей, сохранении имущества. Очевидна и суть этого требования: обязать участников дорожного движения и должностных лиц в процессе движения либо при его обеспечении (содержании дорог и их обустройстве) своими действиями стремиться свести возникающие отрицательные последствия к минимуму.
1.6. Использовать дороги не по их назначению и устанавливать сред ства организации дорожного движения разрешается только по согласо ванным с Госавтоинспекцией решениям владельцев дорог или уполномо ченных ими органов.
Данное положение Правил является унифицированной нормой Закона Украины «О дорожном движении» и дополнительно акцентирует внимание на том, что автомобильные дороги должны удовлетворять потребности государства и населения в перевозках пассажиров и грузов, а также обеспечивать безопасность участников дорожного движения. Использование их
в других целях (например, сушка зерна, сена, складирование каких-либо материалов и т.п.) запрещается.
В соответствии со статьями 9 и 27 этого Закона автомобильные дороги находятся в ведении организаций Государственной службы автомобильных дорог «Укравтодор», в компетенцию которой (как собственника дорог) входит их обустройство техническими средствами регулирования дорожного движения, а также их содержание. Однако применение технических средств регулирования дорожного движения, которые, безусловно, должны отвечать требованиям действующих в Украине стандартов, допускается на основании согласованных с Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Украины проектов и схем организации дорожного движения. С Госавтоинспекцией должны быть согласованы также любые действия и мероприятия на дорогах, не оговоренные данным пунктом Правил (см. раздел 32 Правил).
1.7. Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внима тельными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди преклонного возраста и лица с явными признаками инвалидности.
Этот пункт Правил закрепляет гарантии безопасности отдельных категорий участников дорожного движения — детей, престарелых граждан, а также лиц с признаками инвалидности, которые в силу определенных обстоятельств (возраста, плохого здоровья) не могут четко выполнить требования Правил либо недостаточно сознают, что они своим поведением создают препятствие или опасность для других участников движения. Другие участники дорожного движения обязаны быть особенно внимательными в местах появления таких лиц: водители — снижать скорость, уступать дорогу и т.п.; пешеходы — оказывать помощь, например, при пересечении проезжей части; пассажиры — создавать нормальные условия пребывания указанных категорий лиц в транспортном средстве.
1.8. Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных насто ящими Правилами, могут быть введены в установленном законодатель ством порядке.
Повторение в Правилах аналогичного требования Закона Украины «О дорожном движении» способствует реализации прав граждан на свободу их передвижения по автомобильным дорогам. В силу этого положения любое ограничение такого права должно иметь законные основания. Полный перечень условий и компетенций соответствующих органов по введению ограничений в дорожное движение сформулирован в статье 26 упомянутого Закона. При этом средства реализации таких ограничений также должны основываться на применении действующих нормативных актов (Государственных стандартов Украины — ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения», 2587-94 «Разметка дорожная. Технические требования. Методы контроля. Правила применения», 2735-94 «Ограждения дорожные и направляющие устройства. Правила применения. Требования безопасности дорожного движения», ДСТУ 4092-2002 «Безопасность дорожного движения. Светофоры дорожные. Общие технические требования, правила применения и требования безопасности», Строительных норм и правил (СНиП) и др.). Отклонения от требований этих нормативно-правовых актов, как и иные формы и методы введения ограничений для участников дорожного движения, являются неправомерными. В этих случаях участники дорожного движения не обязаны выполнять незаконные предписания и не должны нести ответственность за их несоблюдение.
1.9. Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность согласно законодательству.
Интересы защиты общества от тяжелых последствий дорожно-транспортных происшествий в полной мере обуславливают необходимость принятия принудительных мер воздействия к лицам, не желающим добровольно соблюдать Правила дорожного движения. За подобные нарушения на основании действующего законодательства предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность.
За нарушение Правил к участнику дорожного движения применяются в основном меры административного воздействия в виде предупреждения, штрафа или временного лишения права на управление всеми видами транспортных средств.
Если нарушения Правил привели к совершению дорожно-транспортного происшествия, при котором погибли или были травмированы люди, лица, виновные в этом, привлекаются к уголовной ответственности.
В зависимости от характера и обстоятельств нарушения, которое привело к совершению дорожно-транспортного происшествия, на основании гражданского законодательства с виновного может быть взыскана полная или частичная сумма нанесенного материального и морального ущерба.
Владелец (водитель) транспортного средства, как источника повышенной опасности, согласно гражданскому кодексу несет материальную ответственность за причиненный этим транспортным средством ущерб.
1.10. Термины, приведенные в настоящих Правилах, имеют следую щее значение:
Четкая трактовка терминов в данном пункте Правил обеспечивает однозначное толкование положений этого нормативного акта и делает его более понятным для изучающих и применяющих его положения на практике.
Термины в Правилах носят специфический характер и несколько отличаются от общепринятых, чем и вызвана необходимость специального их толкования. Значительная часть терминов в Правилах является нововведением, некоторая часть обновлена, однако объединяет их одна цель — в доступной форме четко отрегулировать отношения между участниками дорожного движения, чтобы создать условия для безопасного их перемещения. Терминология, касающаяся безопасности дорожного движения, стандартизирована ДСТУ 2935-94 «Безопасность дорожного движения. Термины и определения».
автобус — автомобиль с количеством мест для сидения более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
Согласно ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», различают следующие виды автобусов: микроавтобус — одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более семнадцати, включая место водителя; автобус общего назначения — предназначенный для перевозки пассажиров в качестве общественного транспорта (по маршрутам); городской автобус — автобус общего назначения, который по своей конструкции и оборудованию приспособлен для городских и пригородных перевозок; имеет места для сидения и специальные площадки вне прохода для стояния и обеспечивает возможность перемещения пассажиров внутри автобуса; междугородный автобус — автобус общего назначения, который по своей конструкции и оборудованию
приспособлен для междугородных перевозок, вне прохода не имеет площадок для стояния, может перевозить стоящих в проходе пассажиров только на короткие расстояния; автобус дальнего следования — автобус общего назначения, который по своей конструкции и оборудованию приспособлен для перевозки только сидящих пассажиров на большие расстояния с необходимым уровнем комфортабельности; специализированный автобус — автобус, который по своим характеристикам не соответствует ни одному из упомянутых выше типов; имеет специальное оборудование и предназначен в основном для перевозки пассажиров определенных категорий или определенных профессий; сочлененный автобус — автобус, который состоит из двух и более жестких шарнирно соединенных между собой секций таким образом, что обеспечивает перемещение пассажиров из одной секции в другую.
автомагистраль — автомобильная дорога, начало и конец которой обозначаются дорожными знаками 5.1, 5.2, имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части, разделенные разделительной полосой, не имеет пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями, пешеходными либо велосипедными дорожками;
Выделение в отдельный термин автомагистрали как части автомобильной дороги вызвано тем, что условия обеспечения безопасности дорожного движения при увеличенных скоростных режимах требуют от участников дорожного движения повышенного внимания и соблюдения более жестких требований в этих условиях (запрещено движение транспортных средств задним ходом, учебная езда, движение гужевых повозок и др.);
автомобильная дорога, улица (дорога) — часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организации дорожного движения, и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Этот термин включает также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей);
В Правилах используется обобщенный термин «дорога», который включает в себя все типы улиц и дорог (переулки, бульвары, спуски и т.п.) независимо от места их расположения и параметров. Наиболее существенными отличиями городских улиц от внегородских автомобильных дорог являются наличие на первых специальных путей для движения пешеходов (тротуаров) и широкое применение светофорного регулирования.
Поскольку в технической литературе под автомобильной дорогой подразумевается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения автомобильных перевозок, и элементы этого комплекса размещаются в границах так называемой полосы отвода, то применительно к Правилам под автомобильной дорогой понимается только та часть типового поперечного профиля загородной дороги, которая размещается между внешними границами обочин (согласно технической характеристике, это ширина земляного полотна — рис. 1.1 а).
Для городской улицы дорога включает поперечное сечение между внешними границами тротуаров (рис. 1.16). Границей проезжей части являются тротуары (обочины), газоны, отделяющие проезжую часть от тротуаров, или разделительная полоса.
в)
Рис. 1.1.Основные элементы дороги:
а — полоса отвода, б — земляное полотно, в — проезжая часть,
г — обочина, д — кювет, е — обрез, ж — разделительная полоса,
з — проезжая часть для движения рельсовых транспортных средств,
и — зеленые насаждения, к — тротуар, л — полоса для движения нерельсовых
транспортных средств.
В случае отсутствия этих элементов по каким-либо причинам границей проезжей части являются ее внешние края (на грунтовых, полевых дорогах край накатанной полосы).
Рис. 1.2.Общий вид накатанной дороги.
безопасная дистанция — расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра;
Одним из условий обеспечения безопасности дорожного движения в потоке движущегося транспорта является соблюдение дистанции по отношению к транспортному средству, движущемуся впереди (рис. 1.3 а). С точки зрения данного положения, безопасной дистанцией считается расстояние, превосходящее тормозной путь транспортного средства, движущегося сзади по той же полосе.
Рис. 1.3.Дистанция (а) и боковой интервал (б) между транспортными средствами.
Придерживаясь безопасной дистанции, водитель всегда обеспечит себе возможность своевременно остановить транспортное средство и избежать столкновения (наезда) в случае торможения (даже экстренного) или остановки движущегося впереди транспортного средства. При выборе дистанции водителю необходимо учитывать следующие факторы: погодно-кли-матические условия, состояние проезжей части, скорость движения, техническое состояние транспортного средства и др. Например: во время снегопада водитель должен увеличить дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, поскольку в таких условиях сцепление колес с проезжей частью дороги значительно ниже, чем на сухом и чистом покрытии, что, в свою очередь, значительно увеличивает тормозной путь автомобиля.
безопасный интервал — расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств либо между ними и другими объектами, при котором обеспечена безопасность дорожного движения;
Соблюдение в процессе движения безопасного интервала (рис. 1.3 б) к различным объектам (субъектам), находящимся на дороге, является важным условием обеспечения безопасности дорожного движения. В нем содержится цель обеспечения бесконтактного продвижения боковых частей транспортного средства как мимо движущихся транспортных средств, пешеходов, так и мимо неподвижных объектов (рис. 1.3). При этом в контексте безопасности существует прямая зависимость между увеличением скорости и увеличением интервала. В качестве примера можно привести тот факт, что на большой скорости движения даже незначительный поворот рулевого колеса приводит к значительному поперечному перемещению транспортного средства.
безопасная скорость — скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях;
Движение со скоростью, не соответствующей определенным дорожным условиям, в которых осуществляется это движение, является основной причиной многих дорожно-транспортных происшествий. Теоретически безопасной скоростью можно считать только нулевую скорость, так как лишь тогда транспортное средство не может причинить никакого вреда другим участникам дорожного движения. Однако поскольку такой подход противоречит самой сущности дорожного движения, в понимание безопасной скорости в большей мере вкладывается понятие «допустимая скорость», что означает для водителя соблюдение такой скорости, которая позволит ему в случае необходимости ос-
тановиться перед препятствием,а также выполнить другие действия (например, предоставить преимущественноеправо проезда или безопасного объезда препятствия), избежавпри этом нежелательных последствий.
буксировка — перемещенне одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации транспортных составов, на жесткой или гибкой сцепке либо способом частичной погрузки на платформу или специальное опорное приспособление;
Наличие в Правилахраздела, регламентирующего порядок буксировки транспортных средств, свидетельствует о том, что немаловажным в обеспечении безопасности этого процесса движения является правильное уяснение определенных требований и методов буксировки. Этот терминпозволяет более четкопояснить требования, касающиесяэксплуатации транспортных составов их буксировки(рис. 1.4).
Рис. 1.4.Методы буксировки транспортных средств: а) на гибкой сцепке; 6) на
жесткой сцепке; в) методом вывешивания (погрузки на специальное опорное
приспособление); г) методом частичной погрузки на платформу.
велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем;
Определение термина содержит основание, согласно которому велосипед является транспортным средством. Исходя из этого сформулированы требованияшестого раздела Правил. С позиции требованийк порядку движения велосипед и мопед равнозначны (см. термин«механическое транспортное средство»).
велосипедная дорожка — выполненная в пределах дороги или вне ее дорожка с покрытием, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах и обозначенная дорожным знаком 4.12;
С цельюобеспечения безопасности велосипедистоввелосипедная дорожка, выполненнаяв пределах проезжей части дороги, как правило, отделяется от проезжей части для нерельсовых транспортных средствсплошной линией горизонтальнойразметки 1.1.
Если велосипедная дорожка пересекает проезжую часть, она выделяется разметкой 1.15.
видимость в направлении движения — максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и расположение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности для выбора безопасной скорости н осуществления безопасного маневра;
Главнаяцель этого термина состоит в обеспеченииформирования у водителяправильного отношения к выбору безопаснойскорости движе ния, что, в свою очередь, обеспечивает возможность остановки транспортного средства, не допуская его столкновения (наезда) с объектом, появившимся в поле зрения водителя на расстоянии видимости. Правильное определение расстояния видимости в направлении движения (не только по ходу движения, но также и с боковых направлений) обеспечивает возможность выбора максимально допустимой скорости движения, не противоречащей условиям обеспечения безопасности дорожного движения, но, естественно, с учетом устанавливаемых настоящими Правилами и в каждом конкретном случае дорожными знаками ограничений.
владелец транспортного средства — физическое или юридическое лицо, обладающее имущественными правами на транспортное средство и имеющее на это соответствующие документы;
Введение термина обусловлено тем, что отдельные законодательные и нормативно-правовые акты предусматривают ответственность именно владельца транспортного средства, а не лица, управляющего им и совершившего правонарушение или преступление.
водитель — лицо, управляющее транспортным средством. Всадник, извозчик, погонщик животных, который ведет их за повод, приравниваются к водителю. Водителем является также лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве;
Водителем считается любое лицо, управляющее автомобилем, трамваем, трактором, мотоколяской, гужевой повозкой, велосипедом, т.е. любым транспортным средством (механическим или немеханическим).
К водителям приравниваются лица, ведущие по дороге скот, вьючных или верховых животных, независимо от того, идет это лицо пешком или едет верхом. Это означает, что в данном случае они должны выполнять требования Правил, относящиеся к водителям. Отдельные пункты Правил содержат требования, исходящие из особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней, прогона скота.
В соответствии с данным определением ответственность за нарушение этих Правил возлагается как на лицо, которое обучает вождению транспортного средства, так и на обучаемого.
вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технического состояния или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) либо препятствием на дороге;
Это ситуация, когда остановка обусловлена неожиданно возникшей опасной для движения неисправностью транспортного средства, угрозой падения груза (или его падением) либо внезапным ухудшением состояния здоровья водителя, в том числе и его физического состояния (ослепление, усталость, сонливость и т.п.).
Не считается вынужденной остановка перед светофором, по указанию сотрудника милиции, в разрешенном месте, связанная с затором, и т.п. В этих случаях не требуется включать аварийную световую сигнализацию или выставлять знак аварийной остановки. Преднамеренная остановка в месте, где это запрещено, в том числе и с включением аварийной световой сигнализации, и не связанная с вышеизложенными причинами, является нарушением Правил.
главная дорога — дорога с покрытием относительно грунтовой или обозначаемая знаками 1.22, 1.23.1—1.23.4 и 2.3. Наличие на второстепенной
дороге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает ее по значению к пересекаемой;
Покрытие дороги — это верхняя часть дорожной одежды, которая принимает нагрузку от колес автотранспортных средств и испытывает непосредственное влияние атмосферных факторов; покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части; к покрытию относятся также слой износа и слои с жесткой поверхностью. Дорожное покрытие может быть: цементобетонное, асфальтобетонное, дегтебе-тонное, из щебня, гравия и песка, а также грунтов, обработанных вяжущими материалами или улучшенных специальными добавками. В городах и других населенных пунктах существуют брусчатые и каменные мостовые. По перечисленным признакам и отличают дорогу с покрытием от грунтовой дороги.
Дорожные знаки, указанные в термине, свидетельствуют о том, что дорога, на которой они установлены, является главной по отношению ко всем другим, которые пересекают ее или прилегают к ней (рис. 1.5).
Рис. 1.5.Обозначение главной дороги дорожными знаками.
Рис. 1.6.Обустройство покрытия на второстепенной дороге перед выездом
на главную дорогу.
Согласно строительным нормам и правилам ДБН В.2.3-4-2000 «Автомобильные дороги» выезды на дорогу более высокой категории с большой интенсивностью движения и съезды с нее должны иметь аналогичное покрытие длиной от 100 до 200 м во избежание выноса грязи на проезжую часть (рис. 1.6). Наличие такого покрытия лишь непосредственно перед выездом не делает дорогу равнозначной той, на которую осуществляется выезд.
грузовой автомобиль — автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;
Согласно ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», различают грузовые автомобили как общего назначения — грузовые автомобили с бортовой платформой открытого или закрытого типа, которые не оборудованы средствами самопогрузки-само-разгрузки или другим специальным оборудованием, так и грузовые автомобили специализированные — грузовые автомобили, оборудованные средствами самопогрузки-саморазгрузки или другим специальным оборудованием и предназначенные для перевозки грузов определенной категории.
дорожная обстановка — совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (наличие дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые должен учитывать водитель при выборе скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством;
Указанные факторы, определяющие дорожную обстановку, существенно влияют на дорожное движение. Поскольку водитель постоянно пребывает в тесном контакте с элементами этой среды в процессе движения, он должен знать их, чтобы своевременно прогнозировать возможное поведение других участников дорожного движения и, исходя из этого, применять безопасные приемы управления транспортным средством (выбор безопасной скорости, дистанции, полосы движения и т.п.).
дорожные условия — совокупность факторов, характеризующих (с учетом времени года, периода суток, атмосферных явлений, освещенности Дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние;
Дорожные условия являются составной частью понятия «дорожная обстановка» и должны обязательно учитываться при выборе безопасной скорости и приемов управления транспортным средством.
дорожно-транспортное происшествие — событие, произошедшее при движении транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди либо причинен материальный ущерб;
Термин содержит основные признаки дорожно-транспортного происшествия. Это дает возможность участникам дорожного движения в случае необходимости четко определить данное событие, с тем чтобы так же четко выполнить связанные с ним обязанности, определенные Правилами. Согласно Правилам учета и регистрации ДТП (постановление Кабинета Министров Украины от 3 августа 1993 года № 595), различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, падение пассажира, падение груза. Погибшие — это люди, которые скончались от полученных ранений на месте дорожно-транспортного происшествия или в течение 30 суток после него; раненые — люди, которые получили телесные повреждения (без учета степени их тяжести) в результате ДТП.
ДТП может произойти не только непосредственно на дороге, но и во дворе, в поле, в лесу. Однако констатация такого события предполагает как минимум, три условия: в момент события транспортное средство должно находиться в движении, само событие должно быть связано с этим транспортным средством и последствия должны представлять собой гибель или ранение людей, повреждение транспортного средства, груза или сооружения. Юридическим фактом, подтверждающим случившееся ДТП, является его регистрация органами Госавтоинспекции. Не подлежат учету:
— происшествия с участием тракторов, других самоходных машин и механизмов в случае выполнения ими основных производственных опера ций по своему назначению (пахота, прокладывание траншей, скирдова ние, сбор урожая сельскохозяйственных культур, лесозаготовка, работа в карьерах, погрузочно-разгрузочные работы, которые выполняются с по мощью автокранов и методом самосвала, установка мачт, оплотов и т.п.);
— происшествия, которые произошли вследствие намеренных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу, или вследствие попытки потерпевшего причинить себе смерть;
— происшествия, которые произошли вследствие стихийного бедствия;
— происшествия, которые произошли вследствие нарушения водителя ми техники безопасности и правил эксплуатации транспортных средств при отсутствии водителя за рулем (запуск двигателя с помощью пусковой руко ятки или пуск двигателя при включенной передаче);
— происшествия, которые произошли при сцепке-расцепке транспор тных средств с прицепами, тракторными санями и сельхозоборудованием и т.п.;
— пожар на движущихся транспортных средствах, возникновение ко торого не связано с их технической неисправностью.
железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;
Согласно Правилам, пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам независимо от того, устроены трамвайные пути обособленно от проезжей части дороги или на одном уровне с ней. Соответственно предусмотрен предупреждающий дорожный знак 1.20 «Пересечение с трамвайной линией».
Рис. 1.7. Обозначение нерегулируемого железнодорожного переезда.
Пересечения дороги с железнодорожными путями обозначаются дорожными знаками 1.27—1.31.6 (рис. 1.7), и проезд через них регламентируется особыми требованиями, изложенными в разделе 20 Правил.
жилая зона — дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.31;
Одной из составных частей населенных пунктов является жилая зона, отвечающая определенным жилищно-коммунальным нормам и удовлетворяющая определенные потребности населения, в частности закрепленные в санитарно-гигиенических нормах. В связи с этим устанавливаются дополнительные ограничения к передвижению транспортных средств в ее пределах, что обеспечивает выполнение основной функции такой территории — создание комфортных условий проживания населения.
Границами жилой зоны являются места установки дорожных знаков 5.31 «Жилая зона» и 5.32 «Конец жилой зоны» (рис. 1.8), а местом, где начинается дворовая территория, — место въезда (выезда) с нее на дорогу.
Регламентация дорожного движения в жилой зоне изложена в разделе 26 настоящих Правил.
Рис. 1.8.Обозначение жилой зоны.
колонна пешеходов — организованная группа людей, движущихся по проезжей части в одном направлении;
В отличие от требований к отдельным пешеходам, порядок движения которых по дороге регламентирован разделом 4 Правил, колонна пешеходов не может размещаться в пределах тротуара или на обочине. Поэтому данное положение Правил позволяет официальным лицам, сопровождающим колонну, организовать ее движение по проезжей части дороги, исходя из специальных требований.
колонна транспортных средств — организованная группа из трех и более транспортных средств, совместно движущихся в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар;
Наличие в Правилах раздела, регламентирующего движение колонн транспортных средств, свидетельствует о важности обеспечения безопасности дорожного движения при движении колонн.
В случае отсутствия хотя бы одного из перечисленных признаков группа транспортных средств не считается колонной (рис. 1.9). Правилами предусмотрены отдельные требования к организованному движению колонны транспортных средств, изложенные в разделе 25 Правил.
ч Рис. 1.9.Обозначение транспортных средств в колонне.
край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств) — видимая условная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее примыкания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной дорожке;
Отдельные пункты Правил содержат требования, согласно которым водитель как участник дорожного движения должен ориентироваться по краю проезжей части (в частности, двигаться по дороге как можно ближе к правому краю проезжей части, располагаться там во время остановки и стоянки на дороге). Край проезжей части может быть обозначен дорожной разметкой, выделен бордюром и т.п.
крайнее положение на проезжей части — положение транспортного средства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе);
Отдельные требования Правил предписывают водителю транспортного средства занимать крайнее положение на проезжей части для обеспечения безопасности дорожного движения, в частности при выполнении поворотов и разворотов на перекрестке. Следует подчеркнуть, что выполнение этих маневров не с крайнего положения на проезжей части во многих случаях приводит к столкновению с транспортными средствами, движущимися в попутном направлении, поэтому в этих случаях для обеспечения безопасности водителю предписывается обращаться за помощью к другим лицам.
легковой автомобиль — автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
Согласно ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения», различают легковые автомобили как общего назначения, так и специализированные — имеющие специальное оборудование (счетчик, пульт связи, броня и т.п.).
маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) — автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров;
Термин объединяет все виды наземных транспортных средств (кроме железнодорожного транспорта), предназначенных для регулярных пассажирских перевозок по установленным маршрутам.
Необходимость выделения их в отдельную группу объясняется тем, что в определенных условиях этим транспортным средствам Правила предоставляют ряд преимуществ в движении.
Во время движения вне установленного маршрута (в том числе при следовании к маршруту и обратно) такое транспортное средство маршрутным не считается, и его водитель должен руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к водителям механических транспортных средств.
механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы (кроме транспортных средств, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 куб. см), а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт;
Термин охватывает все типы механических транспортных средств, включая трамваи и троллейбусы, а также тракторы и самоходные машины. Из определения вытекает, что граница между механическими и немеханическими транспортными средствами проходит в классе транспортных средств с объемом двигателя 50 куб. см. Это означает, что на водителей немеханических транспортных средств не распространяется требование о необходимости иметь при себе удостоверение водителя и регистрационные документы (кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.1 Правил).
микроавтобус — одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более семнадцати, включая место водителя;
Введение в Правила термина «микроавтобус» обусловлено особенностями требований к движению этой категории транспортных средств, в частности скоростных режимов и правил перевозки людей.
мопед — двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см;
Согласно определению, мопедом является транспортное средство с двигателем объемом до 50 куб. см. Правила приравнивают мопед к велосипеду, т.е. предписывают то же расположение на проезжей части, порядок выполнения поворотов, оборудование средствами безопасности, порядок допуска к управлению и другие требования, изложенные в разделе 6 Правил.
мост — сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и иные препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений;
Введение данного термина обусловлено особенностями определенных режимов движения, остановки и стоянки транспортных средств на мостах и под ними.
мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и другие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг;
Основными отличительными характеристиками мотоцикла являются наличие 2-х или 3-х колес, а также его относительно небольшие габаритные размеры и незначительная для механического транспортного средства масса. Производимые сейчас отдельными предприятиями Украины четырехколесные «мотоциклы» не могут быть отнесены к категории мотоциклов, а поэтому требуют специального определения в законодательном порядке.
населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначаются дорожными знаками 5.45, 5.46,5.47, 5.48;
Правила определяют населенный пункт, прежде всего, как застроенную территорию, на которой проживают или работают люди. Правилами предусмотрен целый ряд требований, действующих только в населенных пунктах (остановка и стоянка транспортных средств, ограничение скорости движения, подача звукового сигнала и т.д.)- Согласно Правилам, населенным пунктом является территория, при въезде на которую установлены знаки 5.45 или 5.47, а при выезде — 5.46 или 5.48. При этом если перед началом застроенной территории установлен знак 5.47, то во время движения по этой дороге, проходящей через населенный пункт, водитель не обязан выполнять требования, касающиеся регламентации порядка движения, остановки и стоянки в населенном пункте, но на других дорогах населенного пункта он должен их выполнять.
Если по каким-либо причинам знаки 5.45, 5.47 отсутствуют, но явно видно, что это населенный пункт (застроенная территория), водитель обязан придерживаться порядка движения в населенных пунктах.
недостаточная видимость — видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п.;
В данном случае Правила имеют в виду лишь ухудшение видимости в направлении движения, обусловленное временным состоянием окружающей среды, а не рельефом местности, наличием на дороге инженерных сооружений или насаждений, ограничивающих видимость. Временное ухудшение метеорологических условий с позиции безопасности движения представляет особую опасность, поскольку о ней невозможно заблаговременно предупредить участников дорожного движения с помощью дорожных знаков или других технических средств.
Величина расстояния недостаточной видимости, равная 300 м, принята с учетом возможности остановки встречных транспортных средств при скорости их движения 90 км/ч и коэффициенте сцепления шин с дорожным покрытием 0,3 — 0,35, что соответствует влажной поверхности дороги.
В условиях недостаточной видимости Правила обязывают водителей включать внешние световые приборы.
обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения;
Основным признаком обгона является выезд транспортного средства из занимаемого ряда на полосу встречного движения для опережения движущегося впереди по той же полосе транспортного средства и последующего возвращения на ранее занимаемую полосу. При этом следует учитывать, что в данной редакции Правил, в отличие от ранее действовавших, обгон следует считать выполненым после выполнения опережения, связанного с выездом на полосу встречного движения.
Опасность обгона состоит, прежде всего, в том, что при его выполнении транспортное средство дважды последовательно изменяет полосу движения в условиях ограниченного обзора. Во время обгона водитель должен контролировать траекторию движения, следить за обгоняемым транспортным средством и оценивать скорость и расположение своего транспортного средства относительно попутных и встречных транспортных средств. Поэтому перед началом выполнения обгона водитель должен оценить зону обгона и необходимое для этого время. Путь обгона транспортного средства показан на рис. 1.10.
Рис. 1.10.Путь обгона: $я — путь перестроения; SOT — путь опережения.
обзорность — объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;
В связи с тем, что основную информацию об окружающей среде водитель получает посредством ее восприятия органами зрения, обзорность играет важную роль для обеспечения безопасности дорожного движения. Обзорность с места водителя ограничивается конструктивными особенностями кабины и (или) кузова транспортного средства, наличием пассажиров или груза в кабине водителя или салоне транспортного средства. Для расширения обзорности на транспортном средстве устанавливают зеркала заднего вида, а кабину и кузов самого транспортного средства изготавливают с таким расчетом, чтобы как можно больше их частей и деталей были прозрачными.
обочина — выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним), гужевых повозок (саней);
Выделение в Правилах термина отдельного термина «обочина» обусловлено необходимостью выработать у водителя понимание того, что обочина не предназначена для движения механических транспортных средств. Особенно это необходимо учитывать, когда транспортное средство во время движения частично заезжает на обочину, а сцепные качества обочины, как правило, ниже, чем проезжей части, и поэтому возникает опасность заноса транспортного средства.
ограниченная обзорность — видимость дороги в направлении движения, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами;
Ограничение обзорности определяется количеством условий, в которых водитель не может определить и контролировать движение объектов (субъектов), создающих или могущих создать опасность или препятствие для движения из-за перекрытия части поля зрения посторонними непрозрачными объектами (субъектами). Подобные условия могут быть стабильными (элементы дорожных сооружений, зеленые насаждения, профиль мест-
ности и т.п.) или создаваться временно (транспортное средство на дороге, пассажир транспортного средства, размещенный груз и т.п.).
опасность для движения — изменение дорожной обстановки (в том числе появление подвижного объекта, приближающегося к полосе движения транспортного средства либо пересекающего ее) или технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и вынуждает водителя немедленно уменьшить скорость или остановиться. Отдельным случаем опасности для движения является движение в пределах полосы транспортного средства иного транспортного средства навстречу общему потоку;
Наиболее важным для участников дорожного движения является своевременное выявление опасности для движения, выработка и реализация правильных форм поведения в отношении определенных дорожных ситуаций, возникающих в процессе движения. Оценка опасности для движения основывается на технической возможности остановки транспортного средства в пределах расстояния остановочного пути в соответствии с требованиями пункта 12.3 Правил при возникновении таких ситуаций. Таким образом, отсутствие необходимого расстояния с учетом скорости транспортного средства и дорожных условий до объекта или субъекта в полосе движения, при котором допускается вероятность ДТП, является реальной опасностью для движения.
опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе;
Опережать транспортные средства, движущиеся в попутном направлении по смежным полосам, Правила разрешают как с правой, так и с левой стороны при условии выбора безопасного бокового интервала. При этом следует учитывать, что опережение может осуществляться только на дорогах, имеющих не менее двух полос для движения в одном направлении. Опережение может осуществляться как с выездом из занимаемой полосы, так и без выезда (рис. 1.11).
Рис. 1.11.Опережение транспортного средства.
ослепление — физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, когда водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии;
Под ослеплением следует понимать временное значительное ухудшение зрительного восприятия человека в результате резкого воздействия (увеличения либо снижения) освещенности на зрачок глаза. В этот момент происходит адаптация зрительного аппарата глаза к свету или темноте, продолжительность которой может составлять несколько секунд.
Рис. 1.12.Пример адаптации зрительного аппарата глаза.
остановка — прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований настоящих Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т. п.);
Любое прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или связанное с посадкой (высадкой) пассажиров или загрузкой (выгрузкой) груза считается остановкой. Время выполнения этих операций Правилами не регламентируется, однако они должны проводиться непрерывно. Если вышеупомянутые операции прерываются по причинам нетехнологического характера, то такая остановка будет считаться стоянкой. Останавливать транспортное средство нужно как можно ближе к краю проезжей части, причем оно должно располагаться параллельно краю проезжей части.
Остановкой считается также прекращение движения транспортного средства с целью уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимущественным правом на движение, перед регулируемым перекрестком при запрещающем сигнале светофора или регулировщика и в других случаях, связанных с необходимостью выполнить требования Правил дорожного движения. В этих случаях транспортное средство нужно остановить перед границей перекрестка или стоп-линией.
пассажир — лицо, пользующееся транспортным средством и находящееся в нем, но не причастное к управлению им;
Введение этого термина вызвано тем, что Правилами предусмотрены определенные требования к пассажирам как категории участников дорожного движения. Их права и обязанности изложены в разделе 5.
перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются воображаемые линии между началом закруглений краев проезжей части каждой из дорог.
Не считается перекрестком место примыкания к дороге выезда с примыкающей территории;
На перекрестках совершается значительное количество дорожно-транспортных происшествий, связанных со столкновениями транспортных средств и наездами на пешеходов. Четкое определение этого термина играет значительную роль для обеспечения безопасности дорожного движения, в частности точного выполнения требований Правил, которые касаются маневрирования, проезда перекрестков, остановки и стоянки транспортных средств.
Знать границы перекрестка особенно важно в случаях, когда перед перекрестком не нанесена стоп-линия либо он не обозначен техническими сред-
ствами организации дорожного движения (дорожными знаками, разметкой и т.п.). В силу этого положения не могут считаться перекрестками самовольно накатанные съезды (выезды) с дорог. Границы перекрестка показаны на рис. 1.13 а, б.
Наиболее часто встречающиеся виды перекрестков показаны на рис. 1.14— 1.18.
Рис. 1.18.Пересечение проезжих частей в разных уровнях.
пешеход — лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какой-либо работы. К пешеходам приравниваются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
Перечисленные в определении лица, а также лица, которые могут находиться на проезжей части на коньках, лыжах, самокатах, роликовых досках и т.п., должны выполнять все требования, изложенные в разделе 4 данных Правил, а также в других пунктах, где употребляется термин «пешеход». В свою очередь, водители и иные участники дорожного движения должны рассматривать таких лиц именно как пешеходов.
Лица, выполняющие определенную работу на дороге, не являются пешеходами и имеют право появляться на проезжей части в местах, где движение пешеходов запрещено, однако в каждом таком случае с их стороны обязательно должны быть приняты меры безопасности (выставлены ограждения, временные дорожные знаки и т.п.).
Одно и то же лицо не может быть одновременно и водителем и пешеходом. Если, например, мотоциклист идет, толкая свой мотоцикл, то он обязан выполнять предписания Правил, касающиеся пешеходов.
пешеходная дорожка — дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обозначенная знаком 4.13;
Поскольку пешеход является наиболее незащищенным участником дорожного движения, в местах интенсивного движения пешеходов и транспортных средств предусматривается выделение средствами организации дорожного движения определенной полосы проезжей части для движения пешеходов. Пешеходная дорожка отделяется от транспортного потока линией сплошной разметки 1.1 и обозначается дорожным знаком 4.13. Движение и остановка транспортных средств на такой полосе запрещаются.
пешеходный переход — участок проезжей части или инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.35.1—5.37.2, дорожной разметкой 1.14.1—1.14.3, пешеходными светофорами. При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке, при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки — шириной тротуаров или обочин.
Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым — пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены либо работают в режиме мигания желтого сигнала;
Согласно требованиям ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения», дорожный знак 5.35.1 устанавливается для водителя, приближающегося к пешеходному переходу с правой стороны дороги, а 5.35.2 — с левой. Знаки должны быть установлены так, чтобы знак 5.35.1 располагался относительно приближающихся транспортных средств на ближней границе перехода, а знак 5.35.2 — на дальней. Согласно требованиям ДСТУ 2587-94 «Разметка дорожная. Общие технические условия. Методы контроля. Правила применения», ширина
размеченного пешеходного перехода должна составлять не менее 4 м. На перекрестках, где пешеходные переходы не обозначены дорожными знаками или разметкой, ширина перехода определяется по ширине тротуаров (рис. 1.23). На таком переходе преимущество в движении также принадлежит пешеходам (при соблюдении, конечно, требований Правил (п. 4.13, 4.14 «а», 4.14 «г») о собственной безопасности). При этом если в каком-то из направлений на перекрестке движение пешеходов не допускается, в соответствующем месте должны быть установлены пешеходные ограждения (рис. 1.23).
Виды пешеходных переходов приведены на рисунках 1.19 — 1.23.
Рис. 1.19.Нерегулируемый пешеходный переход.
Рис. 1.20.Регулируемый пешеходный переход.
Рис. 1.21. Надземныйпешеходный переход. 24
Рис. 1.22. Подземный пешеходный переход.
Рис. 1.23. Границы пешеходных переходов на перекрестке, не обозначенных дорожными знаками и разметкой, и порядок движения пешеходов.
полоса движения — продольная полоса на проезжей части шириной не менее 2,75 м, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой и предназначенная для движения нерельсовых транспортных средств;
На дорогах с усовершенствованным покрытием, подпадающим под действие пункта 3.2.1 ДСТУ 2587-94 «Разметка дорожная, общие технические условия. Методы контроля. Правила применения», полосы движения на проезжей части должны быть выделены с помощью линий дорожной разметки. Ширина полосы движения при проектировании и строительстве дорог определяется в зависимости от категории дороги и может находиться в пределах от 3,0 до 3,75 м. В условиях эксплуатации дорог ширина полосы определяется с учетом габаритов (ширины) транспортных средств, преимущественно движущихся по ним. Для транспортных потоков, состоящих только из легковых автомобилей, допускается минимальная ширина полосы движения 2,75 м при условии ограничения скоростного режима. При отсутствии разметки и дорожных знаков, определяющих количество полос движения на проезжей части, число полос должно определяться самим водителем, исходя из положений пункта 11.1 Правил.
преимущество — право на первоочередное движение по отношению к Другим участникам дорожного движения;
В дорожном движении при пересечении (слиянии) траекторий движения транспортных средств, пешеходов и других участников дорожного движения возникает вопрос о том, кто имеет право на движение первым? Во избежание возможных конфликтов Правилами специально оговаривается порядок очередности движения участников дорожного движения. Таким образом, данное понятие способствует выявлению признака первоочередности в движении для его участников, позволяющего предупредить конфликтную ситуацию, которая может привести к дорожно-транспортному происшествию.
препятствие для движения — неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транспортных средств) и вынуждающий водителя маневрировать или уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства;
Значение этого понятия, как и большинство из приведенных в Правилах, призвано способствовать четкому уяснению положений, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения. Именно благодаря разграничению таких понятий, как «опасность для движения» и «препятствие для движения», водитель транспортного средства может правильно определить и реализовать приемы и методы безопасного управления транспортным средством в конкретной дорожной обстановке.
примыкающая территория — территория, которая примыкает к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а лишь для въезда во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные площадки и т. п. или выезда с них;
Основным признаком такой территории является непосредственная близость к дороге. Кроме этого, чтобы перечисленные в определении примыкающие к дороге территории не отождествлялись с перекрестками, Правилами предусмотрены особенности въезда и выезда с них, а также то, что зона действия запрещающих знаков 3.20, 3.25, 3.27, 3.29, 3.33—3.37 (ограничивающих дистанцию между транспортными средствами, обгон, скорость, запрещающих подачу звукового сигнала, остановку или стоянку) не прерывается в местах въезда (выезда) на данную т