4. В случае крайней необходимости, связанной с развитием ситуации, если указанное в параграфе 1 решение Совета не было подвергнуто пересмотру, то государства-члены могут в неотложном порядке принимать требуемые меры, учитывая главные цели упомянутого решения. Государство-член, которое принимает подобные меры, незамедлительно информирует о них Совет.
5. В случае значительных трудностей в применении какого-либо решения, предусмотренного в настоящей статье, государство-член обращается в Совет, который проводит их обсуждение и осуществляет поиск адекватных решений проблемы. Последние не могут противоречить целям указанного в параграфе 1 решения или наносить ущерб его эффективности.
Статья 29
(бывшая статья 15)
Совет принимает решения, определяющие позицию Союза по отдельным вопросам географического или тематического характера. Государства-члены следят за соответствием своей национальной политики позициям Союза.
Статья 30
(бывшая статья 15bis)
1. Каждое государство-член, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности или Верховный представитель при поддержке Комиссии могут вносить на рассмотрение Совета любой вопрос, относящийся к общей внешней политике и политике безопасности, и представлять Совету, соответственно, инициативы или предложения <247>.
--------------------------------
<247> Согласно терминологии права Европейского союза проекты правовых актов, вносимые государствами-членами, называются "инициативами"; аналогичные проекты, исходящие от Комиссии или Верховного представителя, обозначаются термином "предложения". - Прим. перев.
2. В случаях, требующих быстрого решения, Верховный представитель по собственной инициативе либо по запросу государства-члена созывает внеочередное заседание Совета в течение сорока восьми часов или, в случае абсолютной необходимости, в более короткий срок.
Статья 31
(бывшая статья 15ter)
1. Решения в рамках настоящей главы принимаются Европейским советом и Советом единогласно, если иное не предусмотрено настоящей главой. Принятие законодательных актов исключается.
Любой член Совета, который воздерживается при голосовании, может в соответствии с настоящим абзацем сопроводить свое воздержание от голосования формальной декларацией. В таком случае он <248> не обязан применять решение, но признает, что данное решение имеет обязательную силу для Союза. В духе взаимной солидарности соответствующее государство-член воздерживается от любых действий, способных вступить в конфликт с действиями Союза, основанными на данном решении, или препятствовать им, а остальные государства-члены проявляют уважение к его позиции. Если члены Совета, сопровождающие свое воздержание от голосования подобной декларацией, представляют по меньшей мере одну треть государств-членов, в которых сосредоточено не менее одной трети населения Союза, то решение не принимается.
--------------------------------
<248> Имеется в виду государство-член, которое представляет соответствующий член Совета. - Прим. перев.
2. В отступление от параграфа 1 Совет постановляет квалифицированным большинством:
- когда он принимает решение, которое определяет действие или позицию Союза, на основании указанного в параграфе 1 статьи 22 решения Европейского совета о стратегических интересах и целях Союза;
- когда он принимает решение, которое определяет действие или позицию Союза, по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, представленному в ответ на специальный запрос, адресованный последнему Европейским советом по своей собственной инициативе или по инициативе Верховного представителя;
- когда он принимает любое решение, которое направлено на претворение в жизнь решений, определяющих действия или позиции Союза;
- когда он назначает специального представителя в соответствии со статьей 33.
Если член Совета заявит о том, что в силу жизненно важных соображений национальной политики, которые будут им изложены, он намерен выступить против решения, подлежащего принятию квалифицированным большинством, то голосование не проводится. Верховный представитель в тесной консультации с соответствующим государством-членом осуществляет поиск приемлемого для него решения проблемы. При отсутствии результата Совет, постановляя квалифицированным большинством, может ходатайствовать о рассмотрении данного вопроса Европейским советом в целях принятия решения на основе единогласия.
3. Европейский совет может единогласно принять решение, предусматривающее, что Совет постановляет квалифицированным большинством в иных случаях помимо тех, которые указаны в параграфе 2.
4. Параграфы 2 и 3 не применяются к решениям, имеющим военные последствия или последствия в сфере обороны.
5. По процедурным вопросам Совет постановляет большинством своих членов.
Статья 32
(бывшая статья 16)
Государства-члены проводят друг с другом в рамках Европейского совета и Совета согласование по любому вопросу внешней политики и политики безопасности, представляющему общий интерес, в целях определения совместного подхода. Перед тем, как предпринять любое действие на международной арене или принять на себя любое обязательство, которое могло бы затронуть интересы Союза, каждое государство-член консультируется с другими государствами-членами в рамках Европейского совета или Совета. Путем сближения своих действий государства-члены обеспечивают Союзу возможность отстаивать его интересы и ценности на международной арене. Государства-члены солидарны между собой.
Когда Европейский совет или Совет определили совместный подход Союза в значении первого абзаца, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и министры иностранных дел государств-членов координируют свои действия в рамках Совета.
Дипломатические миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и при международных организациях сотрудничают друг с другом и способствуют формулированию и реализации совместного подхода.
Статья 33
(бывшая статья 18)
Совет по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности может назначать специального представителя, которого он наделяет мандатом в отношении отдельных политических вопросов. Специальный представитель осуществляет свой мандат под руководством Верховного представителя.
Статья 34
(бывшая статья 19)
1. Государства-члены координируют свои действия в рамках международных организаций и на международных конференциях. Они защищают в этих форумах позиции Союза. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности организует данную координацию.
В международных организациях и на международных конференциях, где участвуют не все государства-члены, те государства-члены, которые являются их участниками, защищают позиции Союза.
2. В соответствии с параграфом 3 статьи 24 государства-члены, представленные в международных организациях или на международных конференциях, где участвуют не все государства-члены, обеспечивают последних <249>, а также Верховного представителя информацией по любому вопросу, имеющему общий интерес.
--------------------------------
<249> Государства-члены, не участвующие в соответствующей международной организации или конференции. - Прим. перев.
Государства-члены, которые также являются членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций <250>, будут согласовывать свои действия и в полной мере информировать остальные государства-члены, а также Верховного представителя. Государства-члены, которые являются членами Совета Безопасности, при осуществлении своих функций будут защищать позиции и интересы Союза, без ущерба ответственности, возлагаемой на них согласно положениям Устава Организации Объединенных Наций.
--------------------------------
<250> Великобритания и Франция (постоянные члены Совета Безопасности) и другие государства-члены Союза, избранные в данный орган ООН в качестве временных (непостоянных) членов. - Прим. перев.
Если Союз определил позицию по вопросу, входящему в повестку дня Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, то заседающие в нем государства-члены ходатайствуют о приглашении Верховного представителя с целью изложить позицию Союза.
Статья 35
(бывшая статья 20)
Дипломатические и консульские миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и на международных конференциях, а также их представительства при международных организациях сотрудничают с целью обеспечить соблюдение и выполнение принимаемых согласно настоящей главе решений, которые определяют позиции и действия Союза.
Они активизируют свое сотрудничество путем обмена информацией и проведения совместных оценок.
Они способствуют реализации права граждан Союза на защиту на территории третьих стран, предусмотренного в пункте "с" параграфа 2 статьи 20 Договора о функционировании Европейского союза, а также мер, принимаемых на основании статьи 23 упомянутого Договора.
Статья 36
(бывшая статья 21)
Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности регулярно консультируется с Европейским парламентом в отношении главных аспектов и основополагающих приоритетов общей внешней политики и политики безопасности и общей политики безопасности и обороны, и информирует Европейский парламент о развитии этих направлений политики. Он заботится о том, чтобы взгляды Европейского парламента надлежащим образом принимались во внимание. Специальные представители могут привлекаться к деятельности по информированию Европейского парламента.
Европейский парламент может обращаться с вопросами или формулировать рекомендации в адрес Совета и Верховного представителя. Два раза в год он проводит дебаты о прогрессе, достигнутом в осуществлении общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны.
Статья 37
(бывшая статья 24)
В сферах, подпадающих под действие настоящей главы, Союз может заключать соглашения с одним или несколькими государствами или международными организациями.
Статья 38
(бывшая статья 25)
Без ущерба статье 240 Договора о функционировании Европейского союза Комитет по вопросам политики и безопасности следит за международной обстановкой в сферах, относящихся к общей внешней политике и политике безопасности, и вносит вклад в определение политики путем подготовки заключений для Совета по запросу последнего, по запросу Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности или по своей собственной инициативе. Он также осуществляет наблюдение за осуществлением согласованной политики, без ущерба полномочиям Верховного представителя.
В рамках настоящей главы Комитет по вопросам политики и безопасности под ответственность Совета и Верховного представителя осуществляет политический контроль и стратегическое руководство в отношении операций по урегулированию кризисов, указанных в статье 43.
В целях и на срок проведения операции по урегулированию кризиса, как они определены Советом, последний может уполномочивать Комитет принимать соответствующие решения, касающиеся политического контроля за операцией и стратегического руководства ею.
Статья 39
(бывшая статья 25bis)
В соответствии со статьей 16 Договора о функционировании Европейского союза и в отступление от ее параграфа 2 Совет принимает решение, устанавливающее правила о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных государствами-членами при осуществлении деятельности, которая входит в сферу применения настоящей главы, и о свободном перемещении таких данных. Соблюдение этих правил находится под контролем независимых органов.
Статья 40
(бывшая статья 25ter)
Осуществление общей внешней политики и политики безопасности не затрагивает применения процедур и соответствующего объема полномочий институтов, как эти процедуры и полномочия установлены Договорами для реализации компетенции Союза, предусмотренной в статьях 3 - 6 Договора о функционировании Европейского союза.
Аналогичным образом осуществление политики, предусмотренной в упомянутых статьях, не затрагивает применения процедур и соответствующего объема полномочий институтов, как эти процедуры и полномочия установлены Договорами для реализации компетенции Союза на основании настоящей главы.
Статья 41
(бывшая статья 28)
1. Административные расходы, вызываемые для институтов реализацией настоящей главы, относятся на счет бюджета Союза.
2. Оперативные расходы, вызываемые реализацией настоящей главы, также относятся на счет бюджета Союза, за исключением расходов в отношении операций, которые имеют военные последствия или последствия в сфере обороны, и случаев, когда Совет единогласно примет иное решение.
Когда расход не отнесен на счет бюджета Союза, он относится на счет государств-членов согласно критерию валового национального продукта, если только Совет, постановляя единогласно, не примет иного решения. Применительно к расходам в отношении операций, имеющих военные последствия или последствия в сфере обороны, государства-члены, представители которых в Совете выступили с формальной декларацией на основании второго абзаца параграфа 1 статьи 31, не обязаны вносить вклад в их финансирование.
3. Совет принимает решение, устанавливающее специальные процедуры с целью гарантировать быстрый доступ к ассигнованиями из бюджета Союза, предназначенный для срочного финансирования инициатив в рамках общей внешней политики и политики безопасности, в том числе подготовительных мероприятий в отношении миссий, предусмотренных в параграфе 1 статьи 42 и в статье 43. Он постановляет после консультации с Европейским парламентом.
Подготовительные мероприятия в отношении миссий, предусмотренных в параграфе 1 статьи 42 и в статье 43, которые не отнесены на счет бюджета Союза, финансируется Стартовым фондом, образуемым из взносов государств-членов.
Совет по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности квалифицированным большинством принимает решения, устанавливающие:
a) порядок учреждения и финансирования Стартового фонда, в частности, финансовые суммы, которые выделяются этому фонду;
b) порядок управления Стартовым фондом;
c) порядок финансового контроля.
Когда миссия, намеченная согласно параграфу 1 статьи 42 и статье 43, не может быть отнесена на счет бюджета Союза, Совет разрешает Верховному представителю использовать Стартовый фонд. Верховный представитель отчитывается перед Советом об исполнении данного полномочия.
Отдел 2. ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕЙ ПОЛИТИКЕ
БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ <251>
--------------------------------
<251> В разработке и реализации решений и действий Союза, имеющих последствия в сфере обороны, не участвует Дания. См. часть II Протокола о позиции Дании (раздел II настоящего издания). - Прим. перев.
Статья 42
(бывшая статья 28 A)
1. Общая политика безопасности и обороны является составной частью общей внешней политики и политики безопасности. Она обеспечивает Союзу способность к оперативным действиям, опирающуюся на гражданские и военные средства. Союз может прибегать к данным средствам при осуществлении миссий за его пределами с целью обеспечить поддержание мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций. Основой для выполнения этих задач служат потенциалы, предоставляемые государствами-членами.
2. Общая политика безопасности и обороны включает в себя поступательную разработку общей оборонной политики Союза. Она приведет к общей обороне, как только Европейский совет, постановляя единогласно, решит об этом. В подобном случае Европейский совет рекомендует государствам-членам принять решение в данном направлении в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
Политика Союза в значении настоящего отдела не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны некоторых государств-членов <252>, она уважает обязательства, вытекающие из Североатлантического договора для отдельных государств-членов, которые считают, что их общая оборона реализуется в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО) и является совместимой с общей политикой безопасности и обороны, установленной в этих рамках.
--------------------------------
<252> Имеются в виду, в частности, нейтральные государства-члены (Австрия, Финляндия, Швеция) и государства-члены, одновременно состоящие в военно-политической организации "Западно-Европейский союз (ЗЕС)". См. Протокол о статье 42 Договора о Европейском союзе и примечания к нему (раздел II настоящего издания). - Прим. перев.
3. Для реализации общей политики безопасности и обороны государства-члены предоставляют в распоряжение Союза гражданские и военные потенциалы, чтобы содействовать целям, установленным Советом. Государства-члены, которые учреждают между собой многонациональные силы, также могут предоставлять их в распоряжение общей политики безопасности и обороны.
Государства-члены обязуются постепенно улучшать свои военные потенциалы. Агентство в сфере развития оборонных потенциалов, научных исследований, закупок и вооружений (далее именуемое "Европейское оборонное агентство") выявляет оперативные потребности, содействует мерам по их удовлетворению, вносит вклад в определение и, когда уместно, в реализацию любой меры, полезной для укрепления индустриальной и технологической базы оборонного сектора, участвует в разработке европейской политики в отношении потенциалов и вооружений, и оказывает помощь Совету в оценке степени улучшения военных потенциалов <253>.
--------------------------------
<253> Агентство, о котором идет речь в настоящем абзаце, было образовано в 2004 г. на основании "Общей акции 2004/551/ОВПБ Совета от 12 июля 2004 г. о создании Европейского оборонного агентства" (JO L 245 du 17.7.2004, p. 1). - Прим. перев.
4. Решения по вопросам общей политики безопасности и обороны, в том числе решения о начале осуществления какой-либо из миссий, указанных в настоящей статье <254>, принимаются Советом, который постановляет единогласно по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности или по инициативе государства-члена. Верховный представитель, при необходимости, совместно с Комиссией, может предложить задействовать национальные средства, а также инструменты Союза.
--------------------------------
<254> Имеются в виду миссии за пределами Союза, указанные в параграфе 1 настоящей статьи. См. также параграф 1 следующей статьи 43. - Прим. перев.
5. Совет в рамках Союза может поручать реализацию какой-либо миссии группе государств-членов с целью обеспечить защиту ценностей Союза и послужить его интересам. Реализация подобной миссии регулируется статьей 44.
6. Государства-члены, которые отвечают более высоким критериям военных потенциалов и приняли на себя в этой сфере более жесткие обязательства с целью выполнения максимально сложных миссий, устанавливают постоянное организованное сотрудничество в рамках Союза. Данное сотрудничество регулируется статей 46. Оно не затрагивает положения статьи 43 <255>.
--------------------------------
<255> См.: Протокол о постоянном организованном сотрудничестве в соответствии со статьей 42 Договора о Европейском союзе (раздел II настоящего издания). - Прим. перев.
7. В случае если государство-член подвергнется вооруженной агрессии на его территории, другие государства-члены должны оказать ему помощь и содействие всеми возможными для них средствами в соответствии со статей 51 Устава Организации Объединенных Наций <256>. Это не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны некоторых государств-членов.
--------------------------------
<256> Статья 51 Устава ООН закрепляет право государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженной агрессии при условии информирования Совета Безопасности ООН и до тех пор, пока Совет Безопасности в рамках своих полномочий не примет мер по поддержанию международного мира и безопасности. - Прим. перев.
Обязательства и сотрудничество в данной области продолжают соответствовать обязательствам, принятым в рамках Организации Североатлантического Договора, которая для государств, входящих в ее состав, остается фундаментом их коллективной обороны и инстанцией для ее осуществления.
Статья 43
(бывшая статья 28 B)
1. Предусмотренные в параграфе 1 статьи 42 миссии, в рамках которых Союз может прибегать к гражданским и военным средствам, включают: совместные операции по разоружению; гуманитарные миссии и миссии по эвакуации; миссии, связанные с предоставлением советов и содействия в военной сфере; миссии по предотвращению конфликтов и поддержанию мира; миссии боевых подразделений по урегулированию кризисов, в том числе миссии по восстановлению мира и стабилизационные операции по окончании конфликтов. Все эти миссии могут содействовать борьбе с терроризмом, в том числе путем оказания поддержки третьим странам в борьбе с терроризмом на их территории.
2. Совет принимает решения в отношении указанных в параграфе 1 миссий, определяя их цели и пределы, а также общие условия их осуществления. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности под руководством Совета, в тесном и постоянном контакте с Комитетом по вопросам политики и безопасности заботится о координации гражданских и военных аспектов этих миссий.
Статья 44
(бывшая статья 28 C)
1. В рамках решений, принимаемых в соответствии со статьей 43, Совет может поручать реализацию какой-либо миссии группе государств-членов, которые желают этого и располагают для подобной миссии необходимыми потенциалами. Данные государства-члены при участии Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности договариваются между собой об управлении процессом реализации миссии.
2. Участвующие в реализации миссии государства-члены регулярно информируют Совет о ходе ее осуществления по своей собственной инициативе или по запросу любого другого государства-члена. Участвующие государства-члены незамедлительно обращаются в Совет, если реализация миссии вызывает значительные последствия или требует изменения цели, пределов или условий данной миссии, которые зафиксированы решениями, указанными в параграфе 1. В таких случаях Совет принимает необходимые решения.
Статья 45
(бывшая статья 28 D)
1. Европейское оборонное агентство, предусмотренное в параграфе 3 статьи 42 и поставленное под руководство Совета, имеет своей задачей:
a) способствовать определению целей военных потенциалов государств-членов и оценке соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-членами в отношении потенциалов;
b) содействовать гармонизации оперативных потребностей и принятию действенных и совместимых друг с другом методов приобретения <257>;
--------------------------------
<257> Военной техники и т.п. - Прим. перев.
c) предлагать многосторонние проекты для реализации целей в сфере военных потенциалов, обеспечивать координацию программ, осуществляемых государствами-членами, и управление специальными программами сотрудничества;
d) поддерживать исследования в области оборонной технологии, координировать и планировать совместные исследовательские мероприятия, а также разработку технических решений, отвечающих будущим оперативным потребностям;
e) вносить вклад в определение и, когда уместно, в реализацию любой меры, полезной для укрепления индустриальной и технологической базы оборонного сектора и для повышения эффективности военных расходов.
2. Европейское оборонное агентство открыто для всех государств-членов, которые желают в нем участвовать. Совет, постановляя квалифицированным большинством, принимает решение, определяющее статус, местонахождение и порядок функционирования Агентства <258>. Это решение должно учитывать степень реального участия в деятельности Агентства. Внутри Агентства образуются специальные группы, которые объединяют государства-члены, реализующие совместные проекты. Когда необходимо, Агентство выполняет свои задачи во взаимосвязи с Комиссией.
--------------------------------
<258> До принятия упомянутого решения статус Агентства регулирует Общая акция Совета от 12 июля 2004 г. См. примечание к абзацу второму параграфа 3 статьи 42. - Прим. перев.
Статья 46
(бывшая статья 28 E)
1. Государства-члены, желающие участвовать в постоянном организованном сотрудничестве, предусмотренном в параграфе 6 статьи 42, если они отвечают критериям и принимают на себя обязательства в сфере военных потенциалов, которые закреплены в Протоколе о постоянном организованном сотрудничестве <259>, уведомляют о своем намерении Совет и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности.
--------------------------------
<259> См. раздел II настоящего издания. - Прим. перев.
2. В течение трех месяцев после указанного в параграфе 1 уведомления Совет принимает решение, устанавливающее постоянное организованное сотрудничество и фиксирующее список участвующих государств-членов. Совет постановляет квалифицированным большинством после консультации с Верховным представителем.
3. Любое государство-член, которое в дальнейшем пожелает стать участником постоянного организованного сотрудничества, уведомляет о своем намерении Совет и Верховного представителя.
Совет принимает решение, которое подтверждает участие заинтересованного государства-члена, соблюдающего критерии и принимающего на себя обязательства, предусмотренные в статьях 1 и 2 Протокола о постоянном организованном сотрудничестве. Совет постановляет квалифицированным большинством после консультации с Верховным представителем. В голосовании принимают участие только те члены Совета, которые представляют участвующие государства-члены.
Квалифицированное большинство определяется в соответствии с пунктом "а" параграфа 3 статьи 238 Договора о функционировании Европейского союза.
4. Если участвующее государство-член перестает отвечать критериям или более не способно нести обязательства, которые предусмотрены в статьях 1 и 2 Протокола о постоянном организованном сотрудничестве, то Совет может принять решение, приостанавливающее участие данного государства.
Совет постановляет квалифицированным большинством. В голосовании принимают участие только те члены Совета, которые представляют участвующие государства-члены, кроме заинтересованного государства-члена.
Квалифицированное большинство определяется в соответствии с пунктом "а" параграфа 3 статьи 238 Договора о функционировании Европейского союза.
5. Если участвующее государство-член желает выйти из постоянного организованного сотрудничества, то оно уведомляет о своем решении Совет, который принимает к сведению прекращение участия заинтересованного государства-члена.
6. Решения и рекомендации Совета в рамках постоянного организованного сотрудничества помимо тех, которые предусмотрены в параграфах 2 - 5, принимаются единогласно. В целях настоящего параграфа единогласие образуют голоса только представителей участвующих государств-членов.
РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 47
(бывшая статья 46 A)
Союз обладает правосубъектностью <260>.
--------------------------------
<260> См.: Декларация о правосубъектности Европейского союза - Декларация N 24 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
Статья 48
(бывшая статья 48)
1. Договоры могут быть изменены в соответствии с обычной процедурой пересмотра. Они также могут быть изменены в соответствии с упрощенными процедурами пересмотра.