Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин.
Статья 3
(бывшая статья 2)
1. Союз ставит целью содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов.
2. Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами по вопросам контроля внешних границ, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением.
3. Союз создает внутренний рынок. Он старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу <200>.
--------------------------------
<200> См.: Протокол о внутреннем рынке и конкуренции (раздел II настоящего издания). - Прим. перев.
Он борется с социальной маргинализацией и с дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка.
Он содействует экономическому, социальному и территориальному сплочению и солидарности государств-членов.
Он уважает богатство своего культурного и языкового разнообразия и заботится о сохранении и развитии европейского культурного наследия.
4. Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро <201>.
--------------------------------
<201> Экономический и валютный союз (ЭВС) - высшая форма экономической интеграции государств, характеризующаяся введением единой денежной единицы и проведением скоординированной экономической политики. В качестве сферы компетенции Европейского союза ЭВС регулируется положениями Договора о функционировании Европейского союза (раздел VIII части третьей). Дословно: экономический и денежный союз (франц.: l'union economique et monetaire - UEM; англ.: Economic and Monetary Union - EMU).
Здесь и далее в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 75) используются термины "денежная единица" (франц.: monnaie) и "денежный (-ая)": "денежная политика" (франц.: politique monetaire; англ.: monetary policy), "денежная эмиссия" (франц.: emission de monnaie; англ.: monetary emission) и т.д.
Исключением являются некоторые сложившиеся сочетания ("экономический и валютный союз", "Международный валютный фонд" и др.), а также случаи использования денежных знаков в международных валютно-экономических отношениях, в том числе применительно к операциям с иностранной валютой. - Прим. перев.
5. В своих отношениях с остальным миром Союз утверждает и продвигает свои ценности и интересы и содействует защите своих граждан. Он способствует миру, безопасности, устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению народов, свободной и справедливой торговле, искоренению бедности и защите прав человека, в том числе прав ребенка, а также неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно, соблюдению принципов Устава Организации Объединенных Наций.
6. Союз достигает свои цели надлежащими средствами в пределах компетенции, которая предоставлена ему в Договорах.
Статья 4
(бывшая статья 3bis)
1. В соответствии со статьей 5 любая компетенция, не предоставленная Союзу в Договорах, принадлежит государствам-членам.
2. Союз соблюдает равенство государств-членов перед Договорами, уважает национальную индивидуальность государств-членов, присущую их основополагающим политическим и конституционным структурам, в том числе в области местного и регионального самоуправления. Союз уважает основные функции государства, особенно те, которые направлены на обеспечение его территориальной целостности, на поддержание общественного порядка и на охрану национальной безопасности. В частности, национальная безопасность остается в единоличной ответственности каждого государства-члена.
3. Согласно принципу лояльного сотрудничества Союз и государства-члены проявляют взаимное уважение и содействуют друг другу в выполнении задач, вытекающих из Договоров.
Государства-члены предпринимают любые меры общего или специального характера, которые способны обеспечить исполнение обязанностей, вытекающих из Договоров или проистекающих из актов институтов Союза.
Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его задач и воздерживаются от любых мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза <202>.
--------------------------------
<202> См.: Декларация о примате - Декларация N 17 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
Статья 5
(бывшая статья 3ter)
1. Принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза <203>. Принципы субсидиарности и пропорциональности регулируют осуществление данной компетенции.
--------------------------------
<203> Название данного принципа (франц.: principe d'attribution; англ.: principle of conferral) призвано указать на происхождение компетенции Союза: она имеет производный характер, так как получена от государств-членов, которые посредством заключенных ими Договоров передали в ведение ЕС часть своих суверенных и иных прерогатив (см. первый абзац параграфа 1 статьи 1 Договора о Европейском союзе и параграф 2 настоящей статьи).
В доктрине публичного права субъектами "наделенной компетенции" (франц.: competence d'attribution) также считаются административно-территориальные образования внутри государства, которые пользуются автономией на основании общенациональной конституции и законов страны (см.: Trotabas L., Isoart P. Droit public. Paris: LGDJ, 1998. P. 238).
Сходной компетенцией располагают некоторые федерации договорного типа, в частности, Соединенные Штаты Америки. В Конституции США 1787 г. принцип "наделения компетенцией" сформулирован как недопустимость федеральных властей выходить за пределы делегированных им полномочий (англ.: delegated powers): "Полномочия, не предоставленные (delegated) настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются за штатами или за народом" (поправка X). - Прим. перев.
2. Согласно принципу наделения компетенцией Союз действует только в пределах компетенции, которую предоставили ему в Договорах государства-члены для достижения целей, установленных этими Договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу в Договорах, принадлежит государствам-членам <204>.
--------------------------------
<204> См.: Декларация о разграничении компетенции - Декларация N 18 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
3. Согласно принципу субсидиарности Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но, ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия, могут быть лучше достигнуты на уровне Союза.
Институты Союза применяют принцип субсидиарности в соответствии с Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности <205>. Национальные парламенты следят за соблюдением принципа субсидиарности в соответствии с процедурой, предусмотренной в этом Протоколе.
--------------------------------
<205> См. раздел II настоящего издания. - Прим. перев.
4. Согласно принципу пропорциональности содержание и форма действий Союза не выходят за рамки того, что необходимо для достижения целей Договоров.
Институты Союза применяют принцип пропорциональности в соответствии с Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности.
Статья 6
(бывшая статья 6)
1. Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г., которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры.
Положения Хартии никоим образом не расширяют компетенцию Союза, как она определена в Договорах.
Толкование изложенных в Хартии прав, свобод и принципов производится в соответствии с общими положениями раздела VII Хартии, регулирующего ее толкование и применение, и с надлежащим учетом предусмотренных в Хартии разъяснений, которые указывают источники ее положений <206>.
--------------------------------
<206> Текст Хартии вместе с разъяснениями см. в разделе III настоящего издания. См.: также: Протокол о применении Хартии Европейского союза об основных правах к Польше и Соединенному Королевству (раздел II настоящего издания), Декларация в отношении Хартии Европейского Союзе об основных правах - Декларация N 1, Декларация Чешской Республики в отношении Хартии Европейского союза об основных правах - Декларация N 53, Декларация Республики Польша в отношении Хартии Европейского союза об основных правах - Декларация N 61 и Декларация Республики Польша в отношении Протокола о применении Хартии Европейского союза об основных правах к Польше и Соединенному Королевству - Декларация N 62 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
2. Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <207>. Это присоединение не изменяет компетенции Союза, как она определена в Договорах <208>.
--------------------------------
<207> Протокол N 14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 13 мая 2004 г.) дополнил Конвенцию новым положением, допускающим участие Европейского союза в этом международном договоре в качестве отдельной стороны (наряду с государствами-членами ЕС): "Европейский союз может присоединиться к настоящей Конвенции" (новый параграф 2 статьи 59 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). На момент подписания Лиссабонского договора 2007 г. Протокол N 14 не вступил в силу. - Прим. перев.
<208> См.: Протокол о параграфе 2 статьи 6 Договора о Европейском союзе относительно присоединения Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (раздел II настоящего издания) и Декларацию в отношении параграфа 2 статьи 6 Договора о Европейском союзе - Декларацию N 2 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
3. Основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и как они вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций, входят в содержание права Союза в качестве общих принципов.
Статья 7
(бывшая статья 7)
1. По мотивированному предложению одной трети государств-членов, Европейского парламента или Европейской комиссии Совет, постановляя большинством в четыре пятых своих членов после одобрения Европейского парламента, может констатировать существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2. Перед тем как произвести такую констатацию Совет заслушивает соответствующее государство-член и, постановляя согласно аналогичной процедуре, может направить ему рекомендации.
Совет регулярно проверяет, остаются ли в силе причины, которые вызвали подобную констатацию.
2. Европейский совет, постановляя единогласно по предложению одной трети государств-членов или Европейской комиссии и после одобрения Европейского парламента, может констатировать существование серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2, предложив сначала этому государству-члену представить любые замечания по данному вопросу.
3. Когда сделана указанная в параграфе 2 констатация, Совет, постановляя квалифицированным большинством, может принять решение о приостановлении отдельных прав, вытекающих из применения Договоров к соответствующему государству-члену, в том числе права голоса представителя правительства этого государства-члена в Совете. Принимая такое решение, Совет учитывает возможные последствия подобного приостановления для прав и обязанностей физических и юридических лиц.
При любых обстоятельствах обязанности, которые возлагаются на соответствующее государство-член согласно Договорам, сохраняют обязательную силу для этого государства.
4. Совет, постановляя квалифицированным большинством, может впоследствии принять решение об изменении или прекращении действия мер, которые он принял согласно параграфу 3 с тем, чтобы учесть изменения ситуации, вызвавшей наложение им этих мер.
5. Порядок голосования, который в целях настоящей статьи применяется к Европейскому парламенту, Европейскому совету и Совету, устанавливается в статье 354 Договора о функционировании Европейского союза.
Статья 8
(бывшая статья 7bis)
1. Союз развивает с соседними ему странами привилегированные отношения в целях создания пространства процветания и добрососедства, которое основано на ценностях Союза и характеризуется тесными и мирными отношениями, базирующимися на сотрудничестве.
2. В целях параграфа 1 Союз может заключать специальные соглашения с заинтересованными странами. Данные соглашения могут предусматривать взаимные права и обязанности, а также возможность проведения совместных действий. Их практическое осуществление служит предметом периодических консультаций <209>.
--------------------------------
<209> См.: Декларация в отношении статьи 7bis Договора о Европейском союзе - Декларация N 3 (раздел IV настоящего издания). В Декларациях, приложенных к Заключительному акту Межправительственной конференции 2007 г., указаны старые номера статей до их перенумерации в соответствии с приложением к Лиссабонскому договору 2007 г. - Прим. перев.
РАЗДЕЛ II. ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ
Статья 9
(бывшая статья 8)
Во всей своей деятельности Союз соблюдает принцип равенства своих граждан, которые пользуются одинаковым вниманием со стороны его институтов, органов и учреждений. Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его <210>.
--------------------------------
<210> См.: Декларация Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об определении термина "граждане - Декларация N 63 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
Статья 10
(бывшая статья 8 A)
1. Функционирование Союза основано на представительной демократии.
2. Граждане непосредственно представлены на уровне Союза в Европейском парламенте.
Государства-члены представлены в Европейском совете своими главами государств или правительств, а в Совете - своими правительствами, которые сами являются демократически ответственными перед их национальными парламентами либо перед их гражданами.
3. Каждый гражданин имеет право участвовать в демократической жизни Союза. Насколько возможно, процесс принятия решений является открытым и максимально приближенным к гражданам.
4. Политические партии на европейском уровне способствуют формированию европейского политического сознания и выражению воли граждан Союза.
Статья 11
(бывшая статья 8 В)
1. Институты адекватными способами обеспечивают возможность гражданам и представительным ассоциациям <211> ставить в известность о своих мнениях и публично обмениваться ими по всем сферам деятельности Союза.
--------------------------------
<211> "Представительные ассоциации" - общественно-политические, профессиональные, творческие и иные общественные объединения граждан Союза. - Прим. перев.
2. Институты поддерживают открытый, прозрачный и регулярный диалог с представительными ассоциациями и гражданским обществом.
3. С целью обеспечить последовательность и прозрачность действий Союза Европейская комиссия проводит широкие консультации с заинтересованными сторонами.
4. Граждане Союза в количестве не менее одного миллиона человек, принадлежащие к гражданству значительного числа государств-членов, могут выступить с инициативой пригласить Европейскую комиссию в рамках ее полномочий внести соответствующее предложение <212> по вопросам, в отношении которых, по мнению этих граждан, необходимо издание правового акта Союза в целях применения Договоров.
--------------------------------
<212> Термин "предложение" в Договорах обозначает правотворческие инициативы (проекты), вносимые Европейской комиссией: "предложение регламента", "предложение директивы" ЕС и т.д. - Прим. перев.
Процедуры и условия, требуемые для представления подобной инициативы, устанавливаются в соответствии с первым абзацем статьи 24 Договора о функционировании Европейского союза.
Статья 12
(бывшая статья 8 C)
Национальные парламенты активно способствуют надлежащему функционированию Союза:
a) получая информацию со стороны институтов Союза и уведомления о проектах законодательных актов Союза в соответствии с Протоколом о роли национальных парламентов в Европейском союзе <213>;
--------------------------------
<213> См. раздел II настоящего издания. - Прим. перев.
b) следя за соблюдением принципа субсидиарности в соответствии с процедурами, предусмотренными в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности <214>;
--------------------------------
<214> См. раздел II настоящего издания. - Прим. перев.
c) в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия участвуя в механизмах оценки осуществления политики Союза в отношении этого пространства в соответствии со статьей 70 Договора о функционировании Европейского союза и привлекаясь к участию в политическом контроле за Европолом и к оценке деятельности Евроюста в соответствии со статьями 88 и 85 упомянутого Договора;
d) принимая участие в процедурах пересмотра Договоров в соответствии со статьей 48 настоящего Договора;
e) получая информацию относительно заявок о присоединении к Союзу в соответствии со статьей 49 настоящего Договора;
f) участвуя в межпарламентском сотрудничестве между национальными парламентами и с Европейским парламентом в соответствии с Протоколом о роли национальных парламентов в Европейском союзе.
РАЗДЕЛ III. ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСТИТУТАХ
Статья 13
(бывшая статья 9)
1. Союз располагает институциональным механизмом, призванным проводить в жизнь его ценности, осуществлять его цели, служить его интересам, интересам его граждан и государств-членов, а также обеспечивать последовательность, эффективность и преемственность его политики и его действий.
Институтами Союза являются:
- Европейский парламент;
- Европейский совет;
- Совет;
- Европейская комиссия (далее именуемая "Комиссия");
- Суд Европейского союза;
- Европейский центральный банк;
- Счетная палата.
2. Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему в Договорах, в соответствии с предусмотренными Договорами процедурами, условиями и целями. Институты поддерживают между собой лояльное сотрудничество.
3. Положения о Европейском центральном банке и Счетной палате, а также детальные положения об остальных институтах содержатся в Договоре о функционировании Европейского союза.
4. Европейскому парламенту, Совету и Комиссии оказывают содействие Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, осуществляющие консультативные функции.
Статья 14
(бывшая статья 9 A)
1. Европейский парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию политического контроля и консультативную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами. Он избирает Председателя Комиссии.
2. Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза. Их число не превышает семисот пятидесяти плюс Председатель. Представительство граждан обеспечивается в соответствии с методом убывающей пропорциональности при минимальном пороге в шесть членов на государство-член <215>. Ни одному из государств-членов не может выделяться более девяноста шести мест.
--------------------------------
<215> В соответствии с этим методом соотношение между квотами (количеством депутатских мандатов) для разных государств-членов должно отражать соотношение между численностью их населения, но в уменьшенном и уменьшающемся масштабе. Подробнее см. вводный комментарий. - Прим. перев.
По инициативе Европейского парламента и с его одобрения Европейский совет единогласно принимает решение, фиксирующее состав Европейского парламента при соблюдении принципов, указанных в первом абзаце <216>.
--------------------------------
<216> См.: статья 2 Протокола о переходных положениях (раздел II настоящего издания), Декларация о составе Европейского парламента - Декларация N 4, Декларация о политическом согласии Европейского совета в отношении проекта решения о составе Европейского парламента - Декларация N 5, и Декларация Итальянской Республики о составе Европейского парламента - Декларация N 57 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
3. Члены Европейского парламента избираются всеобщим прямым, свободным и тайным голосованием сроком на пять лет <217>.
--------------------------------
<217> См.: Декларация Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о праве голоса на выборах в Европейский парламент - Декларация N 64 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
4. Из числа своих членов Европейский парламент избирает своего Председателя и свое Бюро.
Статья 15
(бывшая статья 9 B)
1. Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты. Европейский совет не осуществляет законодательную функцию.
2. В состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его Председатель и Председатель Комиссии. В его работе участвует Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.
3. Европейский совет созывается на заседания его Председателем два раза в полугодие. Когда это обусловлено повесткой дня, члены Европейского совета могут принять решение о том, что каждого из них будет сопровождать министр, а Председателя Комиссии - один из членов Комиссии. Когда это обусловлено ситуацией, Председатель созывает внеочередное заседание Европейского совета.
4. Европейский совет принимает свои решения консенсусом, если иное не предусмотрено Договорами <218>.
--------------------------------
<218> По процедурным вопросам и при принятии своего внутреннего регламента Европейский совет постановляет простым большинством (параграф 3 статьи 235 Договора о функционировании Европейского союза). По ряду вопросов - в случаях, прямо предусмотренных Договорами, - Европейский совет принимает решения единогласно или квалифицированным большинством. При принятии таких решений правом голоса обладают только представители государств-членов (главы государств или правительств). - Прим. перев.
5. Европейский совет квалифицированным большинством избирает своего Председателя сроком на два с половиной года, который может быть возобновлен один раз <219>. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка.
--------------------------------
<219> См.: Декларация в отношении параграфов 5 и 6 статьи 9 B, параграфов 6 и 7 статьи 9 D и статьи 9 E Договора о Европейском союзе - Декларация N 6 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
6. Председатель Европейского совета:
a) возглавляет и активизирует работу Европейского совета;
b) обеспечивает подготовку и преемственность работы Европейского совета в сотрудничестве с Председателем Комиссии и на основе работы Совета по общим вопросам;
c) старается облегчить достижение сплоченности и консенсуса внутри Европейского совета;
d) представляет Европейскому парламенту доклад по итогам каждого заседания Европейского совета.
Председатель Европейского совета на своем уровне и в своем качестве обеспечивает представительство Союза на международной арене по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности, без ущерба полномочиям Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности.
Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат <220>.
--------------------------------
<220> Не может занимать должности в аппарате отдельных государств. - Прим. перев.
Статья 16
(бывшая статья 9 C)
1. Совет совместно с Европейским парламентом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию определения политики и координационную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами.
2. В состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства государства-члена, которое он представляет, и осуществлять право голоса.
3. Совет постановляет квалифицированным большинством, если иное не предусмотрено Договорами <221>.
--------------------------------
<221> В случаях, прямо предусмотренных Договорами, Совет постановляет единогласно или простым большинством. - Прим. перев.
4. С 1 ноября 2014 г. квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, включая как минимум пятнадцать из них, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза.
Блокирующее меньшинство должно включать, как минимум, четырех членов Совета; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым.
Другие условия, регулирующие голосование квалифицированным большинством, устанавливаются в параграфе 2 статьи 238 Договора о функционировании Европейского союза <222>.
--------------------------------
<222> См.: Протокол относительно решения Совета о реализации параграфа 4 статьи 16 Договора о Европейском союзе и параграфа 2 статьи 238 Договора о функционировании Европейского союза между 1 ноября 2014 г. и 31 марта 2017 г., с одной стороны, и с 1 апреля 2017 г., с другой стороны (раздел II настоящего издания) и Декларация в отношении параграфа 4 статьи 9 C Договора о Европейском союзе и параграфа 2 статьи 205 Договора о функционировании Европейского союза - Декларация N 7 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
5. Переходные положения об определении квалифицированного большинства, которые подлежат применению до 31 октября 2014 г. включительно, а также переходные положения, которые будут применяться между 1 ноября 2014 г. и 31 марта 2017 г., устанавливаются Протоколом о переходных положениях <223>.
--------------------------------
<223> См. раздел II настоящего издания. - Прим. перев.
6. Совет заседает в разных формациях, перечень которых утверждается в соответствии со статьей 236 Договора о функционировании Европейского союза <224>.
--------------------------------
<224> Термин "формации" обозначает разные способы комплектования Совета в зависимости от предмета обсуждаемых и принимаемых им правовых актов и других мер: Совет по общим вопросам и Совет по иностранным делам (обе формации, как правило, включают министров иностранных дел и/или европейских дел государств-членов); Совет по экономическим и финансовым вопросам, или Экофин (Совет в составе министров экономики и/или финансов), Совет по вопросам правосудия и внутренних дел (Совет в составе министров внутренних дел и/или юстиции), Сельскохозяйственный Совет и т.д.