Менструальная кровь может быть либо тёмного, либо красного, либо жёлтого, либо зелёного, либо серого, либо землистого цвета[251].
Истечения крови таких цветов считаются месячными только в том случае, если это имеет место во время обычных менструальных циклов. Указанием на то, что истечения крови такого цвета следует считать месячными, является хадис, который имам Малик, да помилует его Аллах, приводит в "Аль-Муватта".
В этом хадисе сообщается, что женщины часто присылали 'Аише куски материи с завёрнутыми в них кусочками хлопка, на которых были жёлтые следы менструальной крови, чтобы она посмотрела на них, а она говорила: «Не спешите, пока не увидите белизну»[252].
Основа месячных
Определение этому понятию даёт шейх аль-Баркави в своём послании о месячных, комментарий к которому написал шейх Ибн 'Абидин, да помилует Аллах их обоих. Аль-Баркави пишет: «Появлением менструальной крови следует считать её выход за пределы внутренних половых органов женщины». Шейх Ибн 'Абидин поясняет это следующим образом: «Речь идёт о том, что кровь подходит к наружным половым органам. Первыми, то есть внутренними половыми органами, является отверстие наподобие заднепроходного отверстия или отверстия мочеиспускательного канала, вторые же, то есть наружные половые органы, имеют продолговатую форму наподобие ягодиц. Появлением крови считается момент достижения ею внешних пределов внутренних половых органов, даже если она и не отделилась от них. Это служит подтверждением того, что месячные начались, если происходящее соответствует всем вышеупомянутым условиям. Подтверждением служит и достижение девушкой возраста половой зрелости. Если она почувствует, что кровь подошла к её внутренним органам, но не вышла за их пределы, то согласно очевидному смыслу сказанного, это ещё не является началом месячных, из чего и следует исходить».
Если женщина приложит вату к отверстию внутренних половых органов, и на ней останутся следы крови, считается, что кровь уже начала выделяться, и это также служит подтверждением того, что у неё начались месячные.
Часто возникает вопрос, суть которого сводится к тому, что если женщина заснула чистой, а проснулась после того, как у неё во сне начались месячные, следует ли считать, что они начались с того момента, как она проснулась.
В соответствии с этим, если женщина заснула в период времени, который отводится для полуденной молитвы (зухр), не совершив эту молитву и будучи чистой, проснулась после наступления времени послеполуденной молитвы ('аср), обнаружив, что у неё начались месячные, ей следует возместить (када') пропущенную полуденную молитву после очищения.
Если же происходит обратное, то есть, если она засыпает в то время, когда месячные ещё не прекратились, а просыпается чистой, считается, что она является чистой с тех пор, как заснула. В подобном случае женщина обязана возместить молитву, во время которой она спала. Из всего сказанного следует, что в таких делах мы всегда придерживаемся наиболее надёжного пути, на что указывается в "Радд аль-мухтар".
Состояния чистоты
Здесь имеется в виду период действительного или условного прекращения месячных. Так, например, когда истечение крови у женщины продолжается и после завершения месячных, она считается чистой условно.
Прежде чем переходить к вопросу о видах чистоты, необходимо упомянуть о том, что непрерывное истечение крови в период месячных не является обязательным условием, поскольку это бывает лишь изредка. Прекращение истечения крови во время месячных на один-два часа, равно как и на более короткий или более долгий срок, не считается прекращением месячных, поскольку во внимание принимается только начало и полное завершение истечения крови.
После завершения месячных женщина может очиститься, но этого может и не случиться. Если в этот период она очищается, такое состояние именуется истинной или полной чистотой. Наименьшая продолжительность такого состояния должна составлять пятнадцать суток, верхнего же предела продолжительности у него нет, поскольку у некоторых женщин истечение крови после прекращения не возобновляется до конца жизни.
Если истечение крови прекращается менее чем на пятнадцать суток, это не считается завершением месячных и именуется недействительной (фасид) или неполной (накыс) чистотой.
С учётом сказанного все факихи считают, что если продолжительность состояния чистоты между двумя периодами истечения крови составляет не менее пятнадцати суток, это указывает на завершение месячных, а каждое предшествующее и последующее истечение крови, которое продолжается не менее трёх суток, считается месячными. Согласно единодушному мнению всех факихов, в том случае, когда состояние чистоты продолжается менее трёх суток, это является не завершением месячных, а продолжением непрерывного истечения крови, даже если оно займёт в два раза больше времени, чем обычные месячные, на что указывает шейх Ибн 'Абидин.
Относительно таких случаев, когда состояние чистоты продолжается от трёх до четырнадцати дней, факихи придерживались разных точек зрения. По этому вопросу было высказано шесть мнений, наиболее известными из которых являются три, и все, кто их придерживался, ссылались на имама Абу Ханифу. В "Аль-хидайа" указывается, что и муфтию, и тому, кто обратится к нему за советом, легче всего брать за основу мнение Абу Йусуфа. Многие факихи более позднего времени выносили свои решения, основываясь на его мнении, поскольку это легче как для муфтия, так и для обращающихся к нему за советом. В "Фатх аль-Бари" сказано, что это является самым подходящим, а в "Ан-нихайа" указывается, что это и есть окончательное решение Абу Ханифы.
Абу Йусуф считает, что если состояние чистоты между месячными продолжается меньше пятнадцати дней, то это является не прекращением месячных, а состоянием подобным хроническому или же непрерывному истечению крови при том условии, что это истечение захватывает и начало, и конец периода чистоты, отделяющего предыдущие месячные от следующих. Таким образом, месячные могут начинаться и заканчиваться в период чистоты.
Если истечение крови у женщины будет продолжаться четыре дня, после чего прекратится на пятнадцать дней, а потом снова будет продолжаться четыре дня, тогда первые четыре дня будут периодом месячных, следующие пятнадцать дней - периодом чистоты, отделяющим предыдущие месячные от следующих, а вторые четыре дня - новым периодом месячных. В том случае, когда истечение крови продолжается один день, после чего прекращается на два дня, а потом возобновляется ещё на один день, считается, что месячные продолжались все четыре дня, если им предшествовал период полной чистоты. Если же истечение крови продолжалось два дня, после чего женщина в течение пяти дней оставалась чистой, а потом истечение крови возобновилось ещё на один день, то продолжительность месячных составит все эти восемь дней.
Вопросы и задания
1. Почему в шариате большое внимание уделяется женскому здоровью?
2. Насколько совпадают рассуждения факихов о женском истечении с положениями современной медицины?
3. Объясните, почему шариат применяет термин "хайд" к женщинам в возрасте от 9 до 55 лет? Как соотносятся эти возрастные рамки с современными положениями медицины?
4. Что означает термин "'идда"? Как он исчисляется для женщин "йа'иса"?
5. Объясните зависимость между менструальным циклом женщины и ее вторичным замужеством.
6. Продолжите фразу: в силу того, что месячные у женщины относятся к числу нечистых вещей, в таком состоянии женщине нельзя ...
7. Назовите условия, при которых истечение крови у женщин считается месячными.
8. В Православии считается, что Всевышний обрек женщин на ежемесячную менструацию за первородный грех Евы. Как Ислам объясняет причину месячных у женщин? Что роднит и отличает эти две позиции?
9. Какие мнения существуют в различных мазхабах о продолжительности месячных у женщин? Чем вы можете объяснить некоторые расхождения во мнениях?
10. Объясните слова Пророка адресованные женщинам: «Некоторые из вас проводят полжизни не молясь».
11. Как следует исчислять начало месячных у женщины, которая бодрствует и которая спит?
12. В каком случае женщина, у которой начались месячные должна, возместить пропущенную молитву?
13. Объясните, что означает действительное и условное прекращение месячных.
14. Что означают понятия "фасид" и "накыс" в вопросах, связанных с очищением женщины?