1. Прежде чем обнажиться, следует произнести слова "С именем Аллаха (Би-сми-Ллях)".
2. Для того чтобы полное омовение человека стало поклонением, за которое положена награда, у него должно быть соответствующее намерение, на что мы уже указывали, когда речь шла о частичном омовении. Наличие соответствующего намерения не является необходимым условием действительности полного омовения, и если человек, находящийся в со стоянии большого осквернения, погрузится в воду, прополоскает рот и промоет нос, он выйдет из этого состояния.
3. Прежде чем погружать руки в сосуд, необходимо омыть их.
4. Человеку, совершающему полное омовение, следует подмыться и омыть свои срамные места, а также удалить со своего тела всё нечистое. Сообщается, что жена Пророка Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я приготовила Пророку воду для полного омовения, после чего он дважды или трижды омыл руки, потом наполнил водой левую руку, потом омыл свои половые органы, а потом вытер руку о землю...» (Аль-Бухари).
5. Человек должен совершить такое же частичное омовение (вуду), какое он совершает перед молитвой, отложив омовение ног, поскольку ему нужно будет омыть их во второй раз, чтобы очистить от следов грязной воды, которая падает на землю. Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Сначала) Посланник Аллаха совершал такое же омовение, какое он совершал перед молитвой, если не считать омовения ног, затем омывал свои половые органы[242], смывая все выделения, затем обливал себя водой, а затем переставлял ноги[243] и омывал их. Таким было его полное омовение после осквернения» (Аль-Бухари).
6. После этого следует трижды окатить тело водой. Начинать необходимо с головы, потом перейти к правому плечу, а потом - к левому.
Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я принесла Посланнику Аллаха воду для полного омовения, и он дважды или трижды омыл кисти рук. Потом он погрузил руку в сосуд, потом слил воду на половые органы и омыл их левой рукой, потом коснулся левой рукой земли и сильно потёр ею о землю, а потом совершил такое же омовение, какое он обычно совершал перед молитвой. После этого он вылил на голову три полные пригоршни воды, потом омыл остальные части тела, потом перешёл на другое место и омыл ноги, а потом я принесла ему носовой платок, но он отказался от него» (Муслим).
7. Согласно сунне, совершать полное омовение следует в таком месте, где человек может укрыться от глаз людей, поскольку его срамные места могут обнажиться. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах любит проявления стыда и сокрытие, а поэтому когда кто-либо из вас будет совершать полное омовение, пусть укрывается (от людей)» (Абу Дауд; ан-Наса'и).
Если мужчина, который обязан совершить полное омовение, находится среди мужчин, но не может найти ничего, чтобы закрыться, ему следует попросить их отвернуться и только потом приступать к омовению. Если же они не сделают этого, то человеку, вынужденному совершать полное омовение в таких условиях, дозволяется делать это, поскольку, если речь идёт о представителях одного пола, прегрешение не будет столь тяжким по сравнению с тем случаем, когда друг на друга смотрят мужчины и женщины.
То же самое касается и женщины, находящейся в обществе женщин.
Если же мужчина находится среди женщин или женщина находится среди мужчин, то полное омовение следует отложить и заменить очищением песком. Тому, кто совершит молитву после такого очищения, повторять её не нужно, поскольку он заслуживает оправдания, ведь в данном случае препятствием для того, чтобы он обнажился, является шариат и стыд, но и то, и другое исходит от Аллаха Всевышнего, а не от сотворенного существа.
Во время совершения полного омовения желательным и нежелательным является то же, что и при совершении омовения частичного. Однако, совершая полное омовение, нежелательно поворачиваться в сторону киблы, поскольку в этом случае человек является полностью обнажённым.
Вопросы и задания
1. Дайте определение полного омовения (гусль). Назовите его виды.
2. В каких случаях совершается полное омовение?
3. Следует ли совершать полное омовение при выделении жидкости из половых органов вследствие удара, поднятия тяжести или болезни? Почему?
4. Надо ли совершать полное омовение после сна? В каких случаях?
5. Объясните выражение «женщины - родные сестры мужчин». Примените это выражение к ритуалу гусль.
6. Что в шариате считается главным условием совершения полного омовения: факт выделения поллюции или следы ее? Почему?
7. Как следует поступить супругам, которые после пробуждения увидят на постели следы выделений?
8. Согласны ли вы с утверждением, что любой половой акт является причиной осквернения, требующей полного омовения?
9. В каких случаях совершается полное омовение в соответствии с сунной?
10. Раскройте последовательность действий человека при полном омовении.
11. Как следует совершать полное омовение мужчине и женщине, имеющим длинные волосы?
12. Представьте, что вам необходимо обучить ребенка полному омовению. Как вы построите свой разговор? А если на месте ребенка окажется взрослый человек, принявший Ислам?
13. Как должен поступить человек, вознамерившийся совершить полное омовение, но не могущий найти уединенное место?
14. Сравните желательные и порицаемые условия при совершении частичного (вуду) и полного (гусль) омовения. Объясните причины отличий.
Подробное изложение этих установлений необходимо ввиду того, что они имеют непосредственное отношение к таким вещам, как молитва, пост, паломничество, половые сношения, развод, период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж, возобновление брака с разведённой женой и установление родства.
В обычном словоупотреблении слово "хайд" означает "истечение".
В качестве шариатского термина автор книги "Аль-ха-дийа аль-'аля'ийа" определяет смысл этого слова следующим образом: «Так именуется истечение крови из матки женщины в возрасте от девяти[244] до пятидесяти пяти лет, которая не является ни больной, ни беременной».
Нетрудно заметить, что в качестве меры предосторожности в этом определении установлено несколько ограничений:
а) слова "из матки" указывают, что здесь не имеется в виду хроническое кровотечение, поскольку в подобных случаях кровь выделяется не из матки, а из половых органов женщины. Таково мнение факихов, тогда как врачи считают, что при хроническом кровотечении кровь может выделяться и из матки. Однако, подобно факихам, они считают, что такая кровь не является менструальной. Более подробно этот вопрос разбирается в другом месте;
б) слово "женщины" указывает на то, что здесь не имеются в виду самки отдельных животных (например, кроликов, лягушек или летучих мышей), о которых говорят, что у них бывают месячные.
Ибн 'Абидин приводит выдержку из книг "Ан-нахр", в которой говорится, что из всех живых существ месячные бывают только у женщин. Однако в комментариях к книге "Маракы аль-фалях" ат-Тахави перечисляет девять видов животных, у самок которых бывают месячные, после чего пишет: «Под месячными, приписываемыми этим животным, подразумевается истечение»;
в) слова "в возрасте от девяти лет" указывают, что здесь не имеется в виду малолетняя девочка, не достигшая половой зрелости, которая наступает не ранее, чем в возрасте девяти лунных[245] лет, если в этом возрасте у девушки начинаются месячные. Автор книги "Аль-фатх" пишет: «Мнения относительно этого разошлись. Одни говорили о шести годах, другие - о семи, третьи - о девяти, а четвёртые - о двенадцати, но наиболее предпочтительным следует считать мнение относительно девятилетнего возраста»;
г) слова "которая не является больной" означают, что здесь речь идёт о такой болезни, которая приводит к кровотечению, поскольку в подобных случаях кровь не считается менструальной;
д) слова "которая не является беременной" указывают, что в данном определении речь не идёт о кровотечениях, которые бывают у некоторых беременных женщин, поскольку в подобных случаях кровь не считается менструальной. Автор книги "Маракы аль-фалях" пишет: «Обычно по устроению Аллаха отверстие матки закрыто, и ничто не выходит оттуда наружу до рождения ребёнка. Вместе с тем во время беременности у женщины может выделяться кровь, однако такая кровь не считается менструальной, поскольку выделение крови является результатом болезни. Как правило, такое кровотечение возникает вследствие отслоения плаценты, но, по словам врачей, это бывает только на последних месяцах беременности[246];
е) слова "в возрасте до пятидесяти пяти лет" указывают, что здесь не имеется в виду достигшая этого возраста женщина, у которой месячные уже прекратились. Такая женщина именуется "йа'иса" (отчаявшаяся), то есть женщина, у которой уже нет надежды на возобновление месячных. Для того чтобы о женщине можно было вынести подобное суждение, она должна удовлетворять двум условиям, которые приводятся ниже.
Во-первых, женщине должно исполниться пятьдесят пять лет. Согласно другому мнению, она должна достигнуть возраста пятидесяти лет, но правильным является первое мнение[247].
Во-вторых, у неё должны прекратиться месячные.
Таким образом, если женщине исполнилось пятьдесят пять лет, но месячные у неё не прекратились, её нельзя именовать "йа'иса", на что указывает Ибн 'Абидин.
То же самое касается и такого случая, когда месячные прекращаются у женщины, не достигшей пятидесяти пяти лет. Шейх Ибн 'Абидин сказал: «Если же ей не исполнилось пятьдесят пять лет, но месячные у неё прекратились, период "'идда"[248] исчисляется для неё по менструальным циклам, поскольку для периода чистоты верхнего предела не существует. Практический смысл суждения о том, что женщина должна именоваться "йа'иса" состоит в том, что для неё период "'идда" исчисляется по месяцам, а не по менструальным циклам».
Следует ли считать, что у женщины возобновились месячные, если у неё возобновится истечение крови? Да, при том условии, что она увидит истечение крови красного или чёрного цвета, на что указывается в "Радд аль-мухтар". Некоторые факихи опускали такие детали, называя единственным условием истечение крови в обычное время. Если женщина видит, что в обычное время у неё выделяется кровь жёлтого цвета или сгустившаяся кровь, это значит, что у неё начались месячные. Подобное утверждение является наиболее очевидным (а в "Радд аль-мухтар" сказано: «Очевидным является второе»).
* * *
Какое суждение следует вынести о замужестве женщины, которая вышла замуж после прекращения месячных, в связи с чем, период "'идда" стал исчисляться для неё по месяцам, а не по менструальным циклам, а потом месячные возобновились?
По этому вопросу улемы придерживались шести различных мнений. Наиболее предпочтительное мнение, с которым и следует согласиться, выражено в "Радд аль-мухтар". Как считает автор данного труда, такой брак является дозволенным, но в будущем продолжительность периода "'идда" для этой женщины должна определяться по менструальным циклам. Если же она увидит истечение крови до завершения месяцев периода "'идда", продолжительность этого периода должна определяться заново по менструальным циклам.
Определение месячных, которое было приведено нами ранее, давалось исходя из того, что менструальная кровь относится к числу нечистых вещей. Если же рассматривать месячные как один из видов осквернения, то улемы дают этому определение подобное тому, которое приводится в "Ад-дурр аль-мухтар": согласно шариату, месячные являются препятствием (выполнению ряда религиозных обрядов) по причине истечения вышеупомянутой крови.
Шейх Ибн 'Абидин пояснил это определение следующим образом: «Речь идёт о таком состоянии, которое, согласно шариату, не позволяет заниматься тем, необходимым условием чего является чистота (например, совершать молитву, касаться Корана, поститься, входить в мечеть или вступать в половую связь, причиной чего является истечение вышеупомянутой крови)».
Условия, при которых истечение крови считается месячными
Кровь, выделяющаяся из тела женщины, считается менструальной только в том случае, если она удовлетворяет нижеперечисленным условиям:
а) кровь должна выделяться из матки;
б) причиной истечения крови не должны быть роды;
в) истечению крови должен предшествовать определённый период чистоты, даже если эта чистота будет условной. Это значит, что до начала месячных женщина должна быть чистой не менее пятнадцати дней, поскольку минимальный срок между двумя менструальными циклами равен пятнадцати суткам. Эта чистота может быть не реальной, а условной, например, в том случае, когда в промежутке между двумя менструальными циклами у женщины продолжается хроническое кровотечение. В подобном случае она, по утверждению ат-Тахави, является чистой условно, на что указывается в "Радд аль-мухтар";
г) истечение крови должно продолжаться не менее трёх суток;
д) истечение крови считается месячными, если женщина достигла возраста половой зрелости, иначе говоря, если ей уже исполнилось девять лунных лет.
Причина месячных
Месячные являются испытанием, которое ниспослал женщинам Аллах Всевышний. Его причиной, как указывают улемы, явилось испытание, которое связано с древом. Этому испытанию, которому Аллах подверг Хавву (Еву), да помилует её Аллах, её дочери будут подвергаться до Дня воскресения, о чём говорится в "Радд аль-мухтар".
В своём "Тафсире" аль-Куртуби пишет: «И Хавве было сказано: «Подобно тому, как ты заставила течь сок этого древа, будет и у тебя течь кровь каждый месяц, и будешь ты беременеть и рожать против воли своей, и будешь из-за этого много раз близка к смерти».
В своём комментарии "Радд аль-мухтар" к "Ад-дурр аль-мухтар" шейх Ибн 'Абидин пишет: «Что же касается утверждений о том, что испытанию месячными первыми были подвергнуты израильтянки, то его отвергает аль-Бухари, и этому противоречит содержание хадиса Пророка ».
Вышеупомянутый хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Он передаётся со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Мы покинули (Медину) с единственной целью совершить хаджж, а в Сарифе[249] (или: поблизости от него) у меня начались месячные. Зайдя ко мне, Посланник Аллаха (увидел, что) я плачу, и спросил: «У тебя начались месячные?». Я ответила: «Да», и тогда он сказал: «Поистине, это предопределено Аллахом Всевышним дочерям Адама. Совершай же всё, что совершает паломник, но только не обходи Ка'абу, пока не совершишь полное омовение!».
Комментируя этот хадис, имам ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет: «Пророк сказал о месячных: «Поистине, это предопределено Аллахом Всевышним дочерям Адама», желая утешить 'Аишу и успокоить её. Его слова означали: это бывает не только у тебя, но и у всех женщин подобно тому, как у всех мужчин и женщин бывают выделения мочи, кала и прочих вещей. В "Книге о месячных" своего "Сахиха" аль-Бухари использует этот хадис в качестве доказательства того, что месячные были у всех женщин, и опровергает с его помощью утверждения тех, кто, говорил, что испытанию месячными первыми были подвергнуты только израильтянки.
Нет сомнений в том, что существует прочная органическая связь месячных с маткой женщины. К числу проявлений мудрости Аллаха относится то, что по Его воле месячные являются одной из причин обеспечения беременности и снабжения плода необходимым питанием. Матка готова к беременности в будущем благодаря поступающей к ней крови.