Здесь возможны четыре случая, которые описываются нами так же, как это сделано в "Послании о месячных" аль-Баркави.
1. Продолжение первого истечения крови после достижения возраста половой зрелости. В этом случае впредь продолжительность её месячных со времени первого продолжения определяется в десять дней, а продолжительность состояния чистоты - в двадцать. Если же у неё начнётся послеродовое кровотечение, то его продолжительность определяется в сорок дней, а продолжительность состояния чистоты после его завершения - в двадцать ввиду того, что послеродовое кровотечение от месячных должен отделять период полной чистоты. Поскольку для такой женщины продолжительность периода полной чистоты была определена в двадцать дней, следует считать, что непрерывный период полной чистоты такой же продолжительности отделяет послеродовое кровотечение от месячных.
2. Как истечение крови, так и состояние чистоты бывает недействительными (фасид) или неполными (накыс). Недействительным истечение крови именуется в том случае, когда оно продолжается более десяти дней. Что же касается состояния чистоты, то оно именуется недействительным, когда оно продолжается менее пятнадцати дней. В подобном случае продолжительность месячных условно определяется в десять дней со времени начала "продолжения", а продолжительность периода чистоты - в двадцать дней, и так следует считать до тех пор, пока месячные и периоды чистоты у женщины не станут действительными.
Если истечение крови у девушки продолжалось, скажем, одиннадцать дней, после чего она оставалась чистой в течение четырнадцати дней, а потом истечение крови продолжилось, следует считать, что месячные у неё продолжались десять дней, а состояние чистоты - двадцать. Ранее мы уже разъясняли, что неполное состояние чистоты между двумя периодами истечения крови условно рассматривается как непрерывное истечение крови. Ввиду этого такая девушка подобна той, у которой истечение крови продолжается со времени достижения ею возраста половой зрелости. Продолжительность месячных у неё определяется в десять дней, если первое истечение продолжалось одиннадцать дней, а продолжительность состояния чистоты - в двадцать. Речь идёт о том случае, когда состояние чистоты является недействительным, иначе говоря, продолжается менее пятнадцати дней. Что же касается таких случаев, когда состояние чистоты, продолжающееся не менее пятнадцати дней, делает недействительным хроническое истечение крови, то их необходимо разбирать более подробно, однако сначала необходимо дать некоторые пояснения.
Допустим, что истечение крови у мубтада'а продолжалось одиннадцать дней, после чего она в течение пятнадцати дней оставалась чистой, а потом истечение крови у неё возобновилось. В этом случае первое истечение крови, продолжавшееся одиннадцать дней, было недействительным, поскольку срок его превысил десять дней, а состояние чистоты внешне являлось действительным или же полным, так как женщина оставалась чистой пятнадцать дней. Однако на самом деле в определённом смысле это состояние чистоты было недействительным ввиду того, что начало его пришлось на одиннадцатый день истечения крови, не относящийся к месячным, которые продолжаются не более десяти дней. Поскольку в начале состояние чистоты было смешано с истечением крови, продолжительность этого состояния нельзя считать обычной.
В своём комментарии к "Посланию о месячных" аль-Баркави шейх Ибн 'Абидин пишет: «Смысл сказанного заключается в том, что недействительность истечения крови делает недействительным и наступающее после него состояние чистоты, превращая его в подобие непрерывного истечения. В результате получается так, что истечение крови у женщины началось с "продолжения", и в этом случае следует считать, что месячные у неё продолжались десять дней, а состояние чистоты - двадцать при том условии, что общая продолжительность первого истечения крови и последовавшего за ним состояния чистоты не превышает тридцати дней. Если же общая продолжительность истечения крови и состояния чистоты превышает тридцать дней, то принимать во внимание следует первое реальное "продолжение", а весь период между первыми месячными и "продолжением" необходимо относить к состоянию чистоты. Возможно, причина заключается в том, что обычно общая продолжительность месячных и состояния чистоты у женщин составляет ровно месяц. Вот почему когда имеет место "продолжение", считается, что месячные продолжались десять дней, а двадцать дней, оставшихся до завершения месяца, женщина пребывала в состоянии чистоты независимо от того, было ли у неё прежде недействительное "продолжение" или недействительное состояние чистоты. Однако, если состояние чистоты было недействительным лишь в определённом смысле, а общая продолжительность этого состояния и истечения крови превысила тридцать дней, следует считать, что продолжительность состояния чистоты не ограничивается двадцатью днями, и относить к этому периоду все дни истечения крови после десятого дня. После этого со времени первого "продолжения" следует исходить из того, что продолжительность месячных составляет десять дней, а состояния чистоты - двадцать.
Для большей ясности приведем два примера из "Послания" аль-Баркави.
1. Истечение крови у девушки, достигшей половой зрелости, продолжается одиннадцать дней, после чего она в течение пятнадцати дней остаётся чистой, а потом истечение возобновляется. Здесь возможны два случая:
а) состояние чистоты является действительным фактически, но недействительным условно, поскольку одиннадцатый день истечения крови считается относящимся к состоянию чистоты;
б) истечение крови до первого "продолжения" длится одиннадцать дней, а состояние чистоты - пятнадцать, что в сумме составляет двадцать шесть дней.
Ввиду этого такая девушка приравнивается к той, у которой с первого раза имеет место продолжение истечения крови. Это значит, что месячные у неё продолжаются десять дней с начала истечения крови, а состояние чистоты - двадцать, из чего и следует исходить, если истечение не прекратится.
2. Истечение крови у девушки, достигшей половой зрелости, продолжается одиннадцать дней, после чего она в течение двадцати дней остаётся чистой, а потом истечение возобновляется. Здесь также возможны два случая:
а) состояние чистоты является действительным фактически, но недействительным условно, поскольку в начале его истечение крови продолжалось;
б) истечение крови продолжается одиннадцать дней, а состояние чистоты - двадцать, что в сумме составляет тридцать один день, то есть продолжается более тридцати дней.
С учётом сказанного необходимо считать, что первые месячные у такой девушки продолжались десять дней, а одиннадцатый день следует отнести к состоянию чистоты, общая продолжительность которой определяется в двадцать один день. Впредь следует исходить из того, что с начала реального "продолжения" месячные продолжаются десять дней, а состояние чистоты - двадцать.
3. Истечение крови является действительным, а состояние чистоты - неполным. Действительное истечение крови считается месячными, из чего и следует исходить в период "продолжения", а состояние чистоты продолжается всё остальное время до конца месяца.
Так, если истечение крови у мубтада'а продолжалось пять дней, после чего она четырнадцать дней оставалась чистой, а потом истечение возобновилось, это значит, что месячные у такой девушки продолжались пять дней, а остальные двадцать пять дней месяца она была чиста. В этом случае она должна молиться в течение одиннадцати дней "продолжения", потом оставить молитву на пять дней, потом совершить полное омовение и молиться в течение двадцати пяти дней, а потом продолжать действовать так же и впредь. Действие этого установления распространяется и на такие случаи, когда состояние чистоты является недействительным лишь условно. Пример: истечение крови у мубтада'а продолжается три дня, потом она в течение пятнадцати дней остаётся чистой, потом истечение крови возобновляется на один день, потом она в течение следующих пятнадцати дней остаётся чистой, после чего истечение крови у неё возобновляется.
Тот день, на который пришлось истечение крови и который отделяет один период чистоты от другого, делает недействительными оба этих периода. Причиной является то, что истечение крови, продолжавшееся один день, следует отнести к состоянию чистоты, поскольку месячными это считать нельзя. С учётом сказанного в данном случае необходимо исходить из того, что месячные продолжались три первых дня, а тридцать один день рассматривать как период чистоты. Затем всё возобновляется с началом первого "продолжения", во время которого три дня будут приходиться на месячные, а двадцать семь - на период чистоты, из чего и следует исходить. В этом случае определять продолжительность месячных во время ежемесячного "продолжения", следует так же, как и в предыдущем.
Если во второй раз состояние чистоты перед "продолжением" являлось недействительным в силу того, что продолжалось менее пятнадцати дней, заключение относительно месячных должно быть иным. Объясняется это тем, что в данном случае истечение крови после первых пятнадцати дней можно считать месячными.
Допустим, что истечение крови у девушки, достигшей половой зрелости, продолжается три дня, потом в течение пятнадцати дней она остаётся чистой, потом на один день истечение возобновляется, потом в течение четырнадцати дней она остаётся чистой, а потом истечение продолжается. В подобном случае первые три дня истечение крови является действительным, иначе говоря, речь идёт о месячных. Затем в течение пятнадцати дней она остаётся в действительном состоянии чистоты, а один день после этого и следующие два дня продолжаются месячные. И, наконец, после этого она остаётся чистой в течение пятнадцати дней, двенадцать из которых приходятся на перерыв, предшествовавший "продолжению", а три - на начало "продолжения", в силу чего в течение этих трёх дней такая девушка должна молиться. Следует считать, что следующие три дня у неё продолжаются месячные, и поэтому в это время она должна отказаться от молитвы, потом совершить полное омовение, а потом продолжать молиться в течение пятнадцати дней. Таким образом, необходимо исходить из того, что в подобных случаях месячные у девушки продолжаются три дня, а состояние чистоты - пятнадцать.
4. Беременность как свидетельство половой зрелости девушки.
О половой зрелости могут свидетельствовать либо месячные, либо беременность, либо достижение возраста пятнадцати[274] лунных лет.
Если указанием на достижение половой зрелости являются беременность и роды девушки, после чего истечение крови у неё продолжилось, но действительное состояние чистоты после завершения обычного сорокадневного срока послеродового кровотечения не наступило, необходимо считать, что по прошествии этих сорока дней состояние чистоты у неё продолжалось двадцать дней, а месячные - десять. Из этого и следует исходить, пока истечение крови у неё будет продолжаться.
Если же после родов истечение крови у неё продолжалось сорок дней, потом она оставалась чистой пятнадцать дней, а потом истечение продолжилось, следует считать, что продолжительность её месячных составляет десять дней с начала "продолжения", а продолжительность состояния чистоты - пятнадцать. Иначе говоря, необходимо считать, что продолжительность её состояния чистоты была обычной, если оно являлось действительным, то есть продолжалось не менее пятнадцати дней. Так же необходимо определять продолжительность месячных, когда женщина остаётся чистой от шестнадцати до двадцати одного дня. Если она оставалась чистой двадцать один день, это значит, что продолжительность месячных составила девять дней. Короче говоря, чем больше женщина остаётся чистой, тем короче месячные. При наименьшей их продолжительности, которая составляет три дня, состояние чистоты будет продолжаться двадцать семь дней. В этом случае следует считать, что месячные продолжались десять дней с начала "продолжения", а состояние чистоты - столько же, сколько и до "продолжения" независимо от количества дней. Если же она оставалась чистой менее пятнадцати дней, следует считать, что по завершении сорока дней послеродового кровотечения продолжительность состояния чистоты составляет двадцать дней, а продолжительность месячных - десять. Иначе говоря, она подобна такой женщине, у которой после родов истечение крови продолжалось с самого начала. Если по завершении послеродового кровотечения состояние чистоты было полным, то есть продолжалось не менее пятнадцати дней, но кровотечение продолжалось не сорок дней, а на один день больше, состояние чистоты в определённом смысле становится недействительным, поскольку оно смешивается с днём истечения крови, в течение которого женщине следует молиться. Вот почему это нельзя считать обычным явлением, а продолжительность месячных и состояние чистоты определяется в соответствии с определёнными правилами. Приведём несколько примеров. Допустим, что после сорокадневного послеродового кровотечения до начала продолжения истечения крови прошло не менее двадцати дней. При этом после завершения этих сорока дней истечение крови продолжается ещё пять или шесть дней, потом женщина пятнадцать дней остаётся чистой, а потом истечение продолжается. В подобном случае необходимо считать, что продолжительность её месячных составляет десять дней с начала "продолжения", а в состоянии чистоты она пребывает двадцать дней, из чего и следует исходить впредь. Если же между завершением послеродового кровотечения и началом "продолжения" проходит менее двадцати дней, например, в том случае, когда после сорока дней истечение крови не прекращается ещё один или два дня, то продолжительность состояния чистоты дополняется до двадцати дней за счёт соответствующего количества дней, относящихся к началу "продолжения". Впоследствии следует исходить из того, что месячные у неё продолжаются десять дней, а состояние чистоты - двадцать.
Мухаййира
Речь идёт о женщине, которая забыла о том, какова обычная продолжительность её месячных, после того, как истечение крови у неё продолжалось определённое время. Она именуется так ввиду того, что приводит в замешательство муфтия, к которому обращается с вопросами. Используется и другой термин, а именно - "пребывающая в замешательстве" (мухаййира), поскольку она попала в затруднительное положение из-за того, что забыла об этом.
Проблемы, связанные с такими женщинами, являются наиболее трудными и тонкими и отличаются многообразием, а поэтому женщина должна знать время и продолжительность своих месячных. В комментарии к "Посланию о месячных" аль-Баркави шейх Ибн 'Абидин пишет: «Женщина должна помнить о времени и продолжительности месячных, продолжительности послеродового кровотечения и состояния чистоты, зная, что месячные продолжаются у неё, например, пять дней в начале или в конце месяца. Женщина может на время утратить рассудок, лишиться сознания или легкомысленно отнестись к этому, не заботясь о своей религии, в результате чего забудет о времени и продолжительности месячных. Однако если она придёт в себя или раскается, ей следует постараться восстановить забытое в памяти, остановившись на том, что ей покажется наиболее вероятным. Одним словом, ей необходимо поступить так же, как и в случае возникновения сомнений относительно направления киблы или количества совершённых во время молитвы ракатов. Решив, что наиболее вероятными следует считать определённые время и продолжительность, женщина должна действовать исходя из этого, если же прийти к какому-нибудь определённому выводу ей не удастся, ей необходимо придерживаться наиболее надёжных установлений. С учётом многообразия этой проблемы и тонкости связанных с ней второстепенных вопросов улемы подробно освещали все её аспекты в трудах по фикху, терпеливо разъясняя все необходимые установления, и да воздаст им за это Аллах наилучшим воздаянием. Мы же ограничимся только ссылкой на краткий обзор, который приводит шейх ат-Тахтави в своих комментариях к "Маракы аль-фалях", и не станем останавливаться на второстепенных вопросах и разъяснении тонкостей соответствующих установлений, которые можно найти в больших трудах по фикху. Шейх ат-Тахтави пишет: «Женщины, относящиеся к категории мутахаййира, делятся на три группы: одни не помнят о продолжительности месячных, другие - о времени их начала, а третьи ни о том, ни о другом. Таким образом, здесь речь идёт о трёх разных случаях».
1. Женщина забыла, какова обычная продолжительность её месячных, но знает, что это случалось один раз в месяц. В подобном случае ей следует прекращать молиться на три дня с начала продолжения истечения крови, поскольку она может быть уверена, что месячные у неё продолжались по меньшей мере три дня. Затем в течение семи дней необходимо совершать полное омовение перед каждой обязательной молитвой, поскольку у женщины нет уверенности относительно того, продолжаются месячные или она уже очистилась. После этого в течение двадцати дней ей необходимо совершать частичное омовение (вуду) перед наступлением времени каждой обязательной молитвы, так как она может быть уверена в том, что очистилась. В течение этих двадцати дней муж может вступать с ней в половую связь.
2. Женщина, знающая, что обычная продолжительность её месячных составляла, к примеру, три дня, забыла о времени их начала. В подобном случае ей следует совершать молитвы по три дня в начале каждого месяца после частичного омовения, поскольку у неё есть сомнения относительно того, является ли продолжающееся истечение крови месячными или она уже очистилась. После этого в течение двадцати семи дней она должна совершать полное омовение перед каждой молитвой, так как есть все основания полагать, что месячные могут завершиться в любой момент.
3. Женщина забыла как о периодичности, так и о продолжительности месячных. В подобном случае за основу необходимо принимать следующее: в любое время, когда женщина будет уверена в том, что она очистилась, ей следует совершать частичное омовение, после чего она может молиться, поститься и совершать половые сношения. В том случае, когда относительно времени у неё возникают сомнения, и она не знает, продолжаются у неё месячные или нет, ей следует постараться отличить одно от другого. Если же женщина не склонится к какому-либо определённому мнению, она может совершать полное омовение перед каждой молитвой и молиться, поскольку существует вероятность, что месячные закончились. Если женщина сомневается постоянно и не может прийти ни к какому определённому мнению, она должна совершать полное омовение перед каждой молитвой, однако такое мнение надёжным считать нельзя. Кроме того, если действовать наиболее предпочтительным образом, то в случае возникновения сомнений относительно завершения месячных и невозможности применения каких-то определённых установлений, ей не разрешается совершать половые сношения. В подобном случае женщина должна предпринимать все меры предосторожности с учётом существующих установлений. Это значит, что ей необходимо совершать обязательные молитвы (фара'ид ва ваджибат)[275], равно как и те молитвы, которые Пророк совершал неуклонно (сунна му'аккада), но воздерживаться от добровольных молитв и постов. Во время молитвы ей следует ограничиться чтением обязательного, иначе говоря, во время первых двух ракатов читать "Аль-Фатиху" и какую-нибудь короткую суру, а во время двух последних - только "Аль-Фатиху", что соответствует сунне. Кроме того, она не должна входить в мечеть, как не должна ни читать Коран после молитвы, ни прикасаться к нему.
Во время рамадана такой женщине необходимо соблюдать пост. При этом следует учитывать что, если месячные у неё начнутся ночью, впоследствии надо будет возместить двадцать дней поста, если же это случится днём, то возмещать необходимо двадцать два дня. Причина состоит в том, что в подобных случаях недействительными могут оказаться не более одиннадцати дней её поста, которые из предосторожности возмещаются в двойном размере. Если женщина не знает, днём или ночью начались месячные, то, по мнению большинства шейхов, возмещать следует двадцать дней.
Срок «'идда», по истечении которого такая женщина может снова выйти замуж в случае развода, заканчивается после того, как в состоянии чистоты она пробудет в общей сложности два месяца, а общая продолжительность месячных достигнет десяти дней.
Вопросы и задания
1. Объясните, почему женщина должна помнить о времени и продолжительности месячных, послеродового кровотечения и состояния чистоты.
2. Найдите материал о том, как различные религии предписывают относиться к женщине, находящейся в состоянии хайд?
3. Дайте обоснованное объяснение тому факту, что шариат строго относится к исчислению периодов чистоты у женщин.
4. Как исчислять период чистоты у молодой женщины, которая не имеет месячных после операции?
5. Как определить истинную продолжительность месячных у женщины, называемой му'тада?
6. Что означает смещение месячных и как следует определять продолжительность смещения?
7. Объясните на примерах, в каком случае истечение крови у женщины следует считать месячными, смещенными по продолжительности, а в каком - хроническим кровотечением.
8. Как следует вычислять продолжительность месячных, если:
- продолжительность истечения изменилась, и оно не прекращается более 10 дней;
- не превышало 10 дней?
9. Какое условие всегда необходимо учитывать при подсчете сроков месячных? Почему это имеет такое важное значение в Исламе?
10. В каком случае женщина, у которой истечение крови прекратилось в конце времени, отведенного для молитвы, должна возместить ее?
11. Как следует поступить женщине, у которой истечение закончилось до рассвета во время поста? В каком случае ее пост будет недействительным?
12. Расскажите, когда можно вступать в половую связь с женщиной после прекращения истечения.
13. Почему шариат предписывает воздержаться от совокупления с женщиной до завершения обычного срока ее месячных? Как это связано с предписаниями медицины?
14. Объясните, какие меры предосторожности должна соблюдать женщина, если месячные прекращаются у нее ранее обычного срока. Как это связано с периодом "'идда"?
15. Следует ли женщине откладывать полное омовение и молитву, если:
- истечение крови прекратилось до обычного срока;
- после завершения обычного срока?
16. Как высчитать срок месячных и периода чистоты у му'тада, если продолжительность истечения превышает максимальный срок месячных?
17. Объясните ситуации, когда состояние чистоты и истечения крови у мубтада'а являются недействительными.
18. Дайте толкование терминов мухаййара и мутахайира.
19. Объясните, как следует соблюдать молитвы и совершать омовения:
- женщине, которая забыла, какова обычная продолжительность ее месячных, но знает, что это случалось 1 раз в месяц;
- женщине, которая знает, что обычная продолжительность ее месячных составляла 3 дня, но забыла о времени их начала;
- женщине, которая забыла о периодичности и продолжительности месячных.
20. Как следует исчислять срок "'идда" у мутахаййира?
В "Маракы аль-фалях" послеродовое кровотечение (нифас) определяется как истечение крови, начинающееся после родов или появления большей части туловища младенца, если речь идёт об обычных родах. Если же ребёнок появляется не из половых органов женщины, а извлекается из другого места, откуда впоследствии начинает идти кровь, то, как указывает ат-Тахтави, пока не начнётся истечение крови из половых органов, следует считать, что речь идёт о ранении. Однако из предосторожности лучше принимать за основу мнение Абу Ханифы, который считает, что послеродовое кровотечение носит безусловный характер. Имеется в виду, что оно начинается в любом случае независимо от того, обычными или необычными являются роды и имеет ли место истечение крови.
Необходимым условием является начало истечения крови через короткое время после родов или появления большей части туловища младенца. Когда роды проходят как обычно, то есть в том случае, когда сначала появляется голова, считается, что большая часть туловища появилась с появлением груди. Если же сначала появляются ноги, считается, что большая часть туловища появилась с появлением пупка.