Мнения улемов относительно минимальной и максимальной продолжительности месячных расходятся.
Ханафиты считают, что месячные продолжаются не менее трёх суток и не более десяти, а то, что продолжается менее трёх суток или более десяти, является не месячными, а хроническим кровотечением[250].
По мнению шафиитов, минимальная продолжительность месячных равна одним суткам, а максимальная - пятнадцати.
Ханафиты приводят в качестве доводов несколько хадисов, которые улемы характеризуют как слабые (да'иф), однако в своём труде "Фатх аль-Кадир" аль-Камаль бин аль-Хаммам сначала также упоминает эти хадисы и признаёт их слабость, но потом пишет: «Эти несколько хадисов передаются со слов Пророка несколькими путями, что возвышает слабые хадисы до степени хороших (хасан)».
Улемы придерживались известного правила, согласно которому установления шариата можно извлекать только из достоверных (сахих) или хороших хадисов, даже если тот или иной хадис считается хорошим лишь в силу существования других хадисов, передающихся многими путями, что позволяет быть уверенным в том, что он не относится к категории слабых. Ниже приводятся некоторые такие хадисы.
1. Передают со слов Абу 'Умамы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Наименьшая продолжительность месячных у девочек, девушек и женщин, побывавших замужем, равна трём суткам, а наибольшая - десяти, если же они продолжаются больше, это значит, что у женщины хроническое кровотечение» (Ад-Даракутни).
2. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Месячные могут продолжаться три дня, четыре (дня), пять (дней), шесть (дней), семь (Дней), восемь (дней), девять (дней) или десять (дней), если же истечение крови продолжается более десяти дней, это значит, что женщина страдает хроническим кровотечением» (Ибн 'Ади).
3. Передают со слов Василя бин аль-'Аска', да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Наименьшая продолжительность месячных составляет три дня, а наибольшая - десять» (Ад-Даракутни).
Приведенные нами хадисы, а также многочисленные высказывания сподвижников и последователей указывают на то, что в целом для такого определения наименьшей и наибольшей продолжительности месячных, как указывает аль-Камаль, есть основания в шариате.
Что же касается шафиитов, то они приводят в качестве довода слова Пророка , который сказал о женщинах так: «Некоторые из вас проводят полжизни не молясь». Приведя этот хадис, аль-Камаль пишет: «Аль-Байхаки сказал, что не обнаружил такого хадиса. В "Ат-тахкик" Ибн аль-Джавзи пишет: «Это хадис является неизвестным», в чём с ним соглашается автор "Ат-тахкых". Однако если этот хадис и является достоверным, он не может служить аргументом в пользу того, что говорят шафииты. Автор "Аль-'инайа" писал: «Имеется в виду половина не в прямом смысле, поскольку в жизни женщины есть такой период, как детство, могут быть периоды беременности, а также период, с наступлением которого месячные прекращаются. Таким образом, становится ясно, что подразумевается примерно половина того периода, в течение которого у женщины бывают месячные. Если на основании подобных сообщений определить продолжительность этого периода в десять лет, это и составит примерно половину».
Говоря о том, что наименьшая продолжительность месячных составляет трое суток, имеется в виду три дня и три ночи, а не одни только ночи. Если женщина увидит кровь в начале дня, к каждому такому дню следует присоединять и следующую ночь, а это значит, что наименьшая продолжительность месячных составляет семьдесят два часа.