Полное омовение может быть либо обязательным, либо совершаться в соответствии с сунной.
Человек обязан совершать полное омовение в двух случаях.
1. В случае большого осквернения (джанаба), ибо Аллах Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о месячных.[233] Скажи: «Это - страдание. Удаляйтесь же от женщин во время месячных и не приближайтесь к ним,[234] пока они не очистятся, а когда они очистятся, то совокупляйтесь с ними, как повелел вам Аллах».[235]
Состояние большого осквернения может вызываться двумя причинами.
Первой является семяизвержение у мужчины или выделение жидкости у женщин под воздействием страсти независимо от того, что именно привело к этому - прикосновение, взгляд, поллюция или совокупление.
Семяизвержение у мужчины или выделение жидкости у женщин приводит к большому осквернению лишь в двух случаях:
а) семяизвержение или выделение жидкости должно иметь место только под воздействием страсти, если же это произошло вследствие удара, поднятия тяжестей, болезни или иной подобной причины, полное омовение совершать не обязательно. В таких случаях не считается, что человек впал в состояние большого осквернения (джанаба), поскольку в арабском языке слово "джанаба" означает семяизвержение или выделение жидкости под воздействием страсти. Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно у меня выделялась жидкость[236], и я спросил об этом Пророка . Он сказал: «Если у тебя будет истечение, то соверши полное омовение от большого осквернения, в противном же случае полное омовение совершать не нужно». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Если увидишь истечение жидкости, соверши полное омовение» (Ахмад; Абу Дауд). Однако подобное истечение случается только под воздействием страсти;
б) семя (жидкость) должно выйти наружу; если же семя (жидкость) не покидает пределов мочеиспускательного канала мужского полового органа (половых органов женщины), полное омовение совершать не обязательно.
Непрерывность воздействия страсти вплоть до отделения жидкости из полового органа не является необходимым условием, и таковым его считал только Абу Йусуф. Если мужчина, у которого случилась поллюция, будет держаться рукой за свой половой орган, пока его возбуждение не пройдёт, после чего семя выйдет наружу, это приведёт к большому осквернению, и он будет обязан совершить полное омовение.
Если человек совершит полное омовение после большого осквернения до того, как он помочится или заснёт, или пройдёт несколько шагов, после чего наружу выйдет остаток семени, он будет обязан снова совершить полное омовение.
Если человек совершит полное омовение для очищения от большого осквернения после мочеиспускания, сна или преодоления большого расстояния, а потом у него выделится семя, совершать полное омовение заново он не обязан, поскольку, как правило, сон, мочеиспускание и преодоление больших расстояний приводят к прекращению выделения семени под воздействием страсти. Что же касается выделения семени во второй раз, то причиной этого является уже не страсть, и поэтому совершать полное омовение снова не обязательно.
Согласно мнению Абу Йусуфа, в подобных обстоятельствах совершать полное омовение не обязательно, если человек вынужден отказаться от этого в силу тех или иных причин.
Если женщина совершит полное омовение, а после этого из её тела выделится семя её мужа, повторно совершать полное омовение она не обязана.
Совершить полное омовение обязан тот, кто после пробуждения обнаружит на своей одежде следы увлажнения независимо от того, помнит он о поллюции или нет. Причиной является то, что увлажнение служит указанием на поллюцию, а во сне человек находится в состоянии оцепенения, и с ним может произойти то, чего он не почувствует. Не следует говорить о том, что увлажнение может явиться результатом выделения прозрачной уретральной жидкости (мази) или выделения жидкости белого цвета (вади) после мочеиспускания, поскольку семя разжижается и становится подобным "мази" под воздействием температуры и воздуха. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Посланнику Аллаха задали вопрос о человеке, который обнаруживает следы увлажнения, но не помнит о поллюциях, на что он сказал: «Пусть совершает полное омовение». И ему задали вопрос о человеке, который посчитал, что у него была поллюция, но не обнаружил следов увлажнения, и он сказал: «Он не обязан совершить полное омовение». Умм Суляйм спросила: «Следует ли совершить полное омовение женщине, которая увидит подобное?» - на что он ответил: «Да, ибо женщины - родные сестры мужчин» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).
Есть один способ, который позволяет убедиться в том, что влажные следы оставлены не семенем, а "мази". Если мужчина заснёт стоя или сидя в то время, когда его половой орган будет находиться в состоянии эрекции, а потом обнаружит влажные следы, возможно, что это "мази". В подобном случае тогда полное омовение совершать не обязательно, так как эрекция является причиной выделения "мази", а семенем это не считается, поскольку сон его был неглубоким. Сон бывает глубоким у того, кто спит лёжа, и такой сон становится причиной поллюции.
Установления относительно поллюций распространяются как на мужчин, так и на женщин. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Умм Суляйм, жена Абу Тальхи, пришла к Посланнику Аллаха и сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится (говорить) истину[237], (так скажи мне,) следует ли женщине совершить полное омовение, если у неё случится выделение?». Пророк ответил: «Да, если (после пробуждения) она увидит (свои) выделения» (Аль-Бухари).
Если у человека случится поллюция, но после пробуждения он не увидит следов увлажнения, а спустя некоторое время у него выделится "мази", совершать полное омовение ему не обязательно, если же у него выделится семя, то полное омовение станет обязательным.
Если после пробуждения муж и жена обнаружат, что между ними на постели есть следы семени, но никто из них не вспомнит о том, что у него была поллюция, и ему, и ей на всякий случай надо будет совершить полное омовение.
Если пьяный или потерявший сознание человек придёт в себя и обнаружит следы семени, он должен будет совершить полное омовение, как и в том случае, если бы он встал ото сна. Если же такой человек обнаружит следы "мази", то полное омовение совершать не обязательно.
Второй причиной большого осквернения является совершение полового сношения обычным способом или через задний проход[238] независимо от того, сопровождается это семяизвержением или нет, поскольку в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Если (мужчина) усядется меж четырёх частей[239] (тела женщины) и совершит с ней половое сношение, полное омовение станет для него обязательным, даже если он не испустит семя» (Аль-Бухари).
Некоторые факихи считали, что женщина обязана совершить полное омовение, если с целью получения наслаждения она ведет во влагалище что-либо, например палец, когда ей овладевает желание и она надеется испытать оргазм.
Нет сомнений в обязательности совершения полного омовения во всех вышеупомянутых случаях, если во время полового сношения имеет место семяизвержение.
Кроме того, женщина обязана совершить полное омовение после прекращения месячных или послеродового кровотечения. Более подробно об установлениях, касающихся этих случаев, мы поговорим ниже.
Полное омовение, предписанное сунной
Полное омовение совершается перед пятничной молитвой (джум'а), поскольку в одном из хадисов сообщается, что Пророк сказал: «Если кто-либо из вас пожелает явиться на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение» (Муслим).
Веление, которое содержится в данном хадисе, не является указанием на обязательность, поскольку в другом хадисе, передаваемом со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк сказал: «Прекрасно поступит тот, кто совершит омовение (вуду) в пятницу, а кто совершит полное омовение, (пусть знает, что) полное омовение лучше» (Ат-Тирмизи; Ибн Хузайма).
Соответствует сунне совершение полного омовения перед праздничными молитвами, так как Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Обычно Посланник Аллаха совершал полное омовение в день разговения и в день жертвоприношения» (Ибн Маджа).
Сообщается, что Задан сказал: «(Однажды) я задал 'Али, да будет доволен им Аллах, вопрос о полном омовении, и он сказал: «Купайся, когда захочешь». Я сказал: «Нет, речь идёт о том, когда это делать желательно». Тогда он сказал: «Совершай полное омовение каждую пятницу, в день разговения, в день жертвоприношения и в день 'Арафата[240]» (Ибн Абу Шайба; ат-Тахави). Соответствует сунне также совершение полного омовения перед вступлением в состояние ихрама. Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Соответствует сунне совершение полного омовения человеком, который хочет войти в состояние ихрама» (Ибн Абу Шайба; аль-Хаким).